Сценарий физико-экологической конференции
методическая разработка по биологии на тему

Крылова Елизавета Владимировна

Краткий примерный сценарий конференции для школьников. Можно применять для различного уровня и тематик. Вставлять различные игровые и творческие формы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_ekokonf.doc599.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий физико-экологической конференции «Планета Земля»

Составила учитель биологии и химии ЧОУ «ПАСКАЛЬ ЛИЦЕЙ» Крылова Елизавета Владимировна.

Цель: 

  1. Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской деятельности. 
  2. Рассмотреть антропогенное воздействие человека на окружающую среду.
  3. Оценить экологические ситуацие и наметить пути решения экологических проблем.
  4. Составить возможные сценарии выхода из экологического кризиса.

Задачи:

1.Поддержка одарённых и талантливых детей. 
2.Формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями. 
3. Активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития. 
4. Организация научно - исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации. 
5. Вовлечение обучающихся всех ступеней в исследовательскую деятельность.

 

План проведения научной конференции:

1.Торжественное открытие конференции

2.Защита исследовательских работ, обсуждение.

3. Решение экологических задач.

3.Заключительное слово наставников.

4.Подведение итогов конференции.

5.Награждение.

Регламент работы конференции:

            Доклады учащихся – до 7 – 10 минут.

В течение всей процедуры защиты работает экспертная комиссия  в составе:

1 Наставники.

2. Представители от классов.

3. Приглашенные гости.

        Экспертная комиссия и приглашенные гости ведут свое независимое оценивание работ, определяют лучшие работы и лучшую защиту, представленную на конференцию.

Звучат фанфары

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2: Мы ради приветствовать Вас в нашем уютном зале!
Ведущий 1: Видим мы в зале счастливые лица
Юношей, девушек, учителей и гостей.
И как же вас много!
И это не снится:
Ныне вся школа готова гордиться
Славной элитой своей!
Ведущий 2: Да – да элитой! Теми, чьи знания и интеллект предоставили нам счастливую возможность собраться вместе!
Ведущий 1: Сегодня в нашей школе праздник – школьная научно-практическая конференция «Планета Земля»!
Ведущий 2: Виват всем участникам физико-экологической конференции «Планета Земля»!
Ведущий 1: Виват одаренным! Виват исследователям! Виват учащимся нашей школы!! 

Учитель: Мы приветствуем всех участников физико-экологической конференции “Мы в ответе за нашу планету”. Девиз нашей конференции: “Здоровье нашей планеты – главнейшая из забот современного человека”.

Учитель: У человечества было 40 тысяч лет для разбега и осталось 40 лет для торможения перед пропастью”.

Учитель: читает статью из научного журнала “Global” от 21 октября 2083 года. 

“Наступил 2083 год. Планете Земля угрожает необратимая катастрофа. Из-за теплового и химического загрязнения атмосферы и гидросферы среднегодовая температура планеты 220С, хотя норма – 150С, а критическое значение – всего 190С.

Начинают таять вечные льды Арктики и Антарктики. Уже затоплена значительная часть прибрежной зоны. Под водой оказались Нью-Йорк и Петербург, Сидней и Лиссабон, Лос-Анджелес и Рио-де-Жанейро.

В мире царит хаос. Люди бегут вглубь континентов. Политическая и экономическая стабильность, с трудом установленная за последние десятилетия, подорвана. В Африке вновь стал обычным явлением голод, о котором давно никто не помнил. В некоторых регионах свирепствуют эпидемии забытых болезней.

Человеческая цивилизация пожинает плоды бесконтрольного потребления энергии. Выступления многих учёных в течение нескольких десятилетий никто не хотел слышать. На первое место всегда ставилось благо человека, а природе нужно было терпеть. Но терпение кончилось, и человечество летит в глубокую пропасть, выбраться из которой будет очень непросто.

Вопрос: “Возможна ли такая кризисная ситуация на Земле или это фантастический бред писателя? И какие антропогенные воздействия человека на окружающую среду могли привести к таким глобальным изменениям на Земле?” В чем сущность экологического кризиса?

                               Сущность экологического кризиса.

 

В 70-е годы ХХ века человечество ощутило опасность глобального экологического кризиса. Сложившаяся тысячи лет назад тенденция человечества ставить себе на службу по возможности все природные ресурсы в ходе технического развития привела к реальной опасности разрушения или, по крайней мере, принципиального изменения биосферы, частью которой является человечество.  
 

Развитие неограниченного производства и потребления привели к тому, что антропогенные воздействия на окружающую среду значительно превысили способность природных систем к самовосстановлению и самовоспроизводству.  
Создается реальная опасность не только экономического и политического краха человечества, но и вырождения и вымирания людей.  
 

Эти неблагоприятные процессы развиваются с нарастающей скоростью и, по мнению ряда ученых, могут сравнительно быстро привести к гибели человечества, если не будут приняты срочные меры.  
 

“У человечества было 40 тысяч лет для разбега и осталось 40 лет для торможения перед пропастью”, - образно писали французские экологи 10 лет назад. 

 

Как показали Конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 году и специальная сессия ООН в июне 1997 года, эти неблагоприятные тенденции продолжают развиваться и усиливаться.  
Рост концентрации парниковых газов в
атмосфере и начинающееся глобальное потепление климата, а также развитие дыр в озоновом слое - первые сигналы этого неблагоприятного процесса.  
 

              Сложность ситуации еще и в том, что сложившийся веками в борьбе с природой и при покорении природы тип экологического сознания усугубляет сложившееся положение.  
В общественном сознании утвердился принцип человеческой исключительности. Для него характерны
антропоцентризм, антиэкологизм и своеобразный социальный оптимизм.  
 

Они выражены в следующих основных положениях:  

  1. Человек принципиально отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует, так как люди, кроме генетической наследственности, обладают и культурным наследованием. 
  2. Именно социальные и культурные, а не биофизические   факторы окружающей среды обусловливают деятельность человека. 
    Технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, а все социальные проблемы принципиально разрешимы. 

Сущность экологического антропоцентрического сознания заключается в следующем:  
  

  1. Высшую ценность представляет человек. Только он самоценен, а все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа - собственность человечества, и оно имеет на это право. 
  2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, а еще ниже -различные объекты природы, место которых определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы. 
  3. Цель взаимодействия с природой - удовлетворение тех или иных потребностей человека, получение определенного полезного продукта, использование природы. 
  4. Характер взаимодействия с природой подчиняется принципу -“Правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.” 
  5. Дальнейшее развитие природы должно быть подчинено интересам развития человечества. 
  6. Смысл деятельности по охране природы заключается в том, чтобы сохранить природную среду для будущих поколений. 

Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все стороны деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную, природоохранную.  
Именно с этих позиций и рассматриваются, обычно, пути выхода из
экологического кризиса. 

Звучат фанфары

Ведущий 2:  Ежегодное проведение в нашей школе физико-экологической конференции стало традицией. На конференции юные исследователи  представляют итоги своей увлекательной и довольно длительной  работы.

Ведущий 1:

России молодость, надежда, ум и сила –

Младое племя, что стремится стать мудрей!

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей!

Звучат фанфары

Ведущий 2: Ну что ж, пора нам познакомиться с участниками нашей  конференции и, конечно, с компетентными экспертами. На участие в конференции подали заявки 14 человек. Давайте вместе поприветствуем их.

Перечисляются участники: ………………………………………………………

Ведущий 1: Дорогие ребята, не забывайте, что только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность. Когда-то так сказал М.В. Ломоносов. 

Ведущий 2: С огромным удовольствием нам хочется представить независимых экспертов: Представление ….

   

Ведущий 1: Итак, мы начинаем…

Ведущий 2: Для представления своей исследовательской работы мы приглашаем учащегося ….

Ведущий 1: Приветствуем следующего участника….

Нижеприведенные ставки необходимы для представления работы следующего участника или при изменении направления исследовательской работы. Текст пишется в соответствии тематики работ.

Ведущий 2: Земля. Какая она? Земля рождает ручейки и мощные потоки, травы и деревья, она носит на себе океаны, облака, тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам быстроногих зверей.

Ведущий 1: Земля качает на себе города, выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Если бы можно было перенестись на несколько тысяч лет назад и подняться над территорией Европы, то мы заметили бы очень мало признаков обитания человека. Кругом огромные леса. В то время своим примитивным орудием труда – человек не мог нанести природе сколько-нибудь существенный урок.  

Ведущий 2: А сейчас свою исследовательскую работу нам представит…

Ведущий 1: Для представления своей исследовательской работы мы приглашаем …

Ведущий 2: Приветствуем следующего участника ….

Ведущий 1: Своими достижениями в области исследований с нами поделится……………

Ведущий 2:  И завершает наши выступления ……..

Ведущий 1: Итак, прозвучало последнее выступление участников, пока экспертная группа, жюри подводит итоги нашего мероприятия, нам необходимо определить, кто из участников заслуживает приза зрительских симпатий. Для этого каждому из Вас необходимо написать только одну фамилию на листочках и сдать их помощникам жюри.

Пока идет подсчет баллов участникам и зрителям можно предложить конкурс экологических задачек, викторин и т.д. см. Приложение 2.

Подведение итогов и символические призы вручаются сразу.

Звучат фанфары

Ведущий 2: Для награждения предоставляется слово жюри. Слово жюри (награждение)

Ведущий 1: Наша встреча подошла к концу, прошу всех участников и их руководителей собраться для коллективной фотографии.

Учитель:

Наше время настало ребята,

Родную природу беречь и любить.

Ведь для каждого очень важно,

Как на нашей планете жить.

Нам, как радость, нужны и понятны

Шум лесов и ручьев хлопотливая речь.

Так давайте же вместе ребята,

Родную природу беречь!

Приложение 2.

Конференция может быть рассчитана как на 2 часа, так и на более длительное время, например, на целый день. Ее можно проводить как на школьном, так и на районном и городском уровнях.

Можно включать игровые моменты: ролевые игры, викторины, загадки, круглые столы, демонстрации рисунков, фоторепортажей, поделок по данной тематике.

Ролевая игра «Образование озонового слоя» (30 мин.). 

Цель игры: формирование представления у школьников возникновения озонового слоя в стратосфере Земли.

Учитель объясняет, что озоновый слоя состоит из молекул газов – кислорода и озона. Каждая молекула кислорода состоит из 2-х атомов, а озона – из трёх атомов кислорода, связанных вместе. Образование озона происходит через расщепление молекул кислорода солнечной энергией ультрафиолета.

Организация игры: 

1. Сформируйте группы. Объедините учащихся по двое – это молекулы кислорода. Два или три человека, каждый индивидуально будет представлять солнечный луч.

2. «Солнечные лучи» дотрагиваются до некоторых «молекул кислорода» и разъединяют их, образуя атомы кислорода.

3. Теперь эти атомы соединяются с не разрушенными «молекулами кислорода», образуя «молекулу озона» – группу из 3-х человек.

4. При завершении игры, класс, участвующий в игре должен представлять три разновидности кислорода: атомы (один человек), молекулы кислорода (2 человека), молекулы озона (3 человека). Необходимо помнить, что в стратосфере молекул озона меньше, чем молекул кислорода.

 

Загадки:

  1. О каком небесном теле идет речь? В дверь, в окно Стучать не будет, А взойдет - и всех разбудит. (Солнце)

 

  1. В каком виде Солнце распространяет свою энергию? Придёт в дом –  Не выгонишь колом, Пора придёт –  Сам уйдёт. (Луч)

 

  1. Как выглядит видимый луч света? (для старшеклассников)

Разноцветные ворота На лугу построил кто-то

Но пройти в них нелегко, Те ворота высоко.

Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три – Целых семь ты посмотри.

Как ворота эти звать? Можешь их зарисовать? (Радуга) (для малышей)

 

Проверьте свои знания: 

1. Какой энергией пользуется всё живое на Земле?

 2. Какие организмы прямо улавливают энергию из солнечных лучей?

3. Что собой представляет, с точки зрения происхождения, ископаемое топливо?

4. Какие вещества относятся к ископаемым горючим?

5. Когда, и благодаря каким обстоятельствам образовались топливные ископаемые?

6. Как вы думаете, являются ли топливные ресурсы безграничными?

7. Какое вредное воздействие на окружающую среду оказывает использование горючих ископаемых и почему?

 Пример задачи и вопросов для размышления. 

  1. Раскройте сущность экологического кризиса с помощью ленты проблем окружающей вас среды, связанной с деятельностью человека. Найдите в своём окружении подтверждения, происходящим:  

        • загрязнению (воздух, вода, почва);  

        • опустыниванию (вырубленные, выжженные, засохшие деревья и        

          кустарники, разрушенная система орошения);  

     • неразумного использования природных ресурсов ( бумага, стекло,      

       пластик, одежда, обувь и др.)

 

  1. Перед вами некоторые странички календаря Международных экологических акций:

22 марта – Всемирный день воды

22 апреля – День Земли

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды

16 сентября – Международный день охраны озонового слоя Земли

29 декабря – Международный день биоразнообразия

 Посмотрите на странички календаря, подумайте о значении этих дат и ответьте на вопросы:

? Что означают строчки календаря?

?  О чём предупреждают эти даты?

?  Почему именно такие дни выбраны в году, о чем они свидетельствуют?

?  Какие полезные дела ты и твои друзья могут сделать для улучшения окружающей вас среды, а стало быть,  и для всей планеты?

? Предложите список мероприятий, которые вы могли бы организовать в эти дни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценария итоговой ученической конференции

СЦЕНАРИЙтрадиционной итоговой ученической конференции «Итоги, проблемы, задачи»Время проведения: 23 мая 2011 годаМесто проведения: актовый зал лицея №590.Художественное оформление: на заднем пла...

Сценарий мастер-класса "Конференция "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Сценарий мастер-класса "Конференция "Сегодня в моде здоровый образ жизни" на областной конкурс "Лучший воспитатель" классного руководителя Охотиной З.Р.Цель данного мероприятия - актуализация  те...

Сценарий районной краеведческой конференции

Сценарий районной краеведческой конференции, посв. памяти Н.И. Тимофеева...

Сценарий литературно-краеведческой конференции «Малая родина – сердца частица».

Сценарий посвящен 75-летию Октябрьского района Тюменской области ХМАО-Югра...

Сценарий научно - практической конференции.

Научно - практическая конференция, посвящена 450 - летию со дня рождения Галилео Галилея. Проводилась в рамках  дня науки....

Сценарий школьной краеведческой конференции

Сценарий проведения краеведческой конференции на тему "Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас" в МБОУ СОШ № 21г.Сальска...