Рабочая программа по биологии 7 кл
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по биологии

на 2016-2017 учебный год в 7 классах.

2 часа в неделю, 68 часов.

Учитель – Пипия Лиа Нугзаровна

По учебнику: Константинов ВМ, Бабенко ВГ,  Кучменко ВС : Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана Графф, 2008

Программа: И. Пономарева: Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: Программы. – М. : Вентана Графф, 2010

Авторы: ВС Константинов,  ИН Понамарева, ВС Кучменко

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

     Общие сведения о мире животных (5 ч).

Экскурсия №1: «Многообразие  животных а природе. Обитание в сообществах».

1.

Зоология – наука о животных. Отличия животных от  растений.

Изучение нового материала ИКТ

Зоология, этология, морфология. Анатомия,  зоогеография, палеонтология, генетика,  орнитология, ихтиология, эволюция.

П: умения работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать и обобщать понятия, давать определение понятиям ; строить логическое рассуждение, представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

К.  Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 1 + записи в тетради (выучить термины).

По желанию – рассказ о памятнике животному

1.1  Роль  биологии  в  формировании современной  

естественнонаучной картины   мира, в практической   деятельности  людей .  Методы изучения живых   объектов .

2.

Животные и окружающая среда.

Среды жизни и местообитания животных в природе. Взаимоотношения животных. Место и роль животных в природных сообществах.

Комбинированный

Коллективное взаимообучение.

Среды жизни: наземно-воздушная, почвенная, организменная, водная; местообитание; отношения: хищник –жертва, паразит – хозяин, конкуренция, симбиоз. Цепи питания,  консумент, продуцент. Прямое и косвенное влияние.

П: умения работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать и обобщать понятия, давать определение понятиям ; строить логическое рассуждение, представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

К.  Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 2, сообщения об  жив разных сред обитания

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

5.3. Последствия

деятельности   человека   в   экосистемах,

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

4.

Классификация животных. Основные систематические группы.

Комбинированный

Проблемное обучение

Систематика, классификация, систематические единицы: царство, тип, класс, отряд, род, вид.

П: умея нработать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать и обобщать понятия, давать определение понятиям ; строить логическое рассуждение, представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Р: Умения амостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

К.  Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 3, выучить схему на рис.17

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности

3.

Влияние человека на животных. Краткая история зоологии.  

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, паразитизм, биоценоз, биогеоценоз,  экосистема. Продуценты, консументы, редуценты, круговорот веществ.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему .

К.  Умения отстаивать точку зрения, работать в группе.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения

§ 4, подготовиться к проверочной  работе по вопросам

5.2  Экосистемная  организация  живой природы  Пищевые  связи  в экосистеме. Цепи питания.

5.3. Последствия

деятельности   человека.

2.1.6 Уметь объяснять необходимость защиты  среды ;

5.

Экскурсия : «Многообразие  животных в природе. Обитание в сообществах».

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Природные сообщества, многообразие видов животных.

Р- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П-. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения

Отчет об экскурсии

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Строение тела животных (3 ч).

1.

(6)

Клетка -  структурная единица организма животных.

Урок изучения нового материала

ИКТ

Клетка, мембрана, цитоплазма, вакуоль, ядро, хромосома, органоид, эндоплазматическая сеть, рибосома, митохондрия, аппарат Гольджи, лизосома, клеточный центр.

П: умение работать с текстом, выделять главное, Преобразовывают информацию  из одного вида в другой.

Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

К.  Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 6, выучить рассказ по рисунку, вопрос 2 (письменно)

2.1  Клеточное  строение   организмов как доказательство  их родства,  единства   живой   природы .

1.1.2  Понимать строение генов,  хромосом,  клеток

2.

(7)

Ткани животных: особенности строения и функции.

Комбинированный

Разноуровневое обучение

Соединительная, мышечная, нервная, эпителиальная ткань, нейрон.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Преобразовывают информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации

Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему .

К.  Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 7, составить сравнительную таблицу

2.2. Ткани , органы,  системы   органов животных.

3.4  Царство  Животные.  

3.

(8)

Органы и системы органов.

Комбинированный

ИКТ

Системы  органов, орган, рефлексы, инстинкты, половые клетки, симметрия.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Преобразовывают информацию.

Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему .

К.  Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 8, вопрос 2,3

2.2. Ткани , органы,  системы   органов животных.

3.4  Царство  Животные.  

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Подцарство простейшие. По программе 4 — часа, фактически 4 часа.

Л/р. №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки».

1.

(9)

Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и Жгутиносцы. Обыкновенная амеба как организм. Многообразие саркодовых.

Урок изучения нового материала

ИКТ

Одноклеточные и колониальные организмы. Цитоплазма, экто- и эндоплазма, бесполое размножение, циста, раздражимость.

П: Обобщает понятия .Строит  логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создает  модели с выделением существенных характеристик объекта.

Представляет  информацию в виде  таблиц, схем.

Р: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану.

К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 9, рассказ по рис. 21, по желанию сообщения о фораминиферах

3.4  Царство  Животные.  

2.2.Одноклеточные организмы.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных   организмов  в  жизни   человека и  собственной деятельности .

2.

(10)

Подтип Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающие черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. Паразитические жгутиконосцы

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Базальное тельце, клеточный рот, сократительная вакуоль, ядро, автотрофное и гетеротрофное питание, половое и бесполое размножение.

П: Строит  логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представляет  информацию в виде  таблиц, схем.

Р: Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану.

К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 10 прочитать, рассказ по рис. 25, по желанию сообщения о жгутиконосцах

3.4  Царство  Животные.  

2.2.Одноклеточные организмы.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных   организмов  в  жизни   человека.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

3.

(11)

Тип Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Симбиотические инфузории крупных животных.

Л/р. №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки».

Комбинированный

ИКТ

Экто - и эндоплазма, трихоцисты, бесполое размножение, половой процесс, конъюгация.

П: Обобщает понятия .Строит  логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создает  модели с выделением существенных характеристик объекта.

Представляет  информацию в виде  таблиц, схем.

Р: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану.

К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Отстаивая свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами

Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 11,  вопросы на повторение темы стр.54

3.4  Царство  Животные.  

2.2.Одноклеточные организмы.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных   организмов  в  жизни   человека.

4.

(12)

Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме: «Одноклеточные животные».

Обобщение знаний и умений

ИКТ

Паразиты, циста, дизентерия, малярия.

П: Обобщает понятия .Строит  логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создает  модели с выделением существенных характеристик объекта.

Представляет  информацию в виде  таблиц, схем.

Р: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану.

К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Отстаивая свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами.

Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 12, сообщения о одноклеточных животных

3.4  Царство  Животные.  

2.2.Одноклеточные организмы.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных   организмов  в  жизни   человека.

4.14. Профилактика заболеваний,  вызываемых паразитическими  животными  и  

переносчиками возбудителей   болезней.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч).

1.

(13)

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Строение и образ жизни Гидры пресноводной.

Урок изучения нового материла

ИКТ

Лучевая симметрия, эктодерма, эндодерма, мезоглея, нервная сеть, безусловный рефлекс, раздражимость, регенерация, гермафродит.

Р - Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели

П- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

К - Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 13, сообщение о медузах и полипах.

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в природе,  жизни  человека.

2.1.3  Уметь объяснять роль     организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  среды.

2.

(14)

Многообразие кишечнополостных, их значение.

Обобщение знаний по теме:        « Тип Кишечнополостные».

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Атолл, полип, медуза, коралл.

Р - Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели

П- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

К - Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе.

Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 14, вопросы «Проверь себя» стр. 67

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в природе,  жизни  человека.

2.1.3  Уметь объяснять роль     организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  среды.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч).

Л/р. №2 «Внешнее строение червя, передвижение, раздражимость». 

1.

(15)

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Строение и образ жизни белой планарии как свободноживущий червь.

Урок изучения нового

ИКТ

Двусторонняя симметрия, кожно-мускульный мешок, регенерация, паренхима, размножение.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П – Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Умение выделять  главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

§ 15, составить сравнительную таблицу.

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.

(16)

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Особенности строения и приспособленность  к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Профилактика  глистных заболеваний.

Комбинированный

Работа в группах

Сосальщики  и цепни, эндопаразиты, цикл развития, промежуточный и окончательный хозяин.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П – Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Умение выделять  главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

§ 16 вопросы 1,3, 4

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

4.14. Профилактика заболеваний,  вызываемых паразитическими  животными .

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

3.

(17)

Тип Круглые черви.  Класс Нематоды. Строение, жизнедеятельность и значение для человека и в природе. Профилактика  заражения паразитическими червями.

Комбинированный

Критическое мышление

Нематоды, гиподерма, кутикула, кожно-мускульный мешок, анальное отверстие,  нервные стволы, раздельнополость.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П – Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Умение выделять  главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

§ 17, сравнить круглых и плоских червей

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

4.14. Профилактика заболеваний,  вызываемых паразитическими  животными .

4.

(18)

Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые. Строение, жизнедеятельность и значение.

Комбинированный

ИКТ

Сегменты, вторичная полость  (целом), мышцы мезодерма, параподии, статоцисты.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П – Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Умение выделять  главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 18, вопросы 2,5, 6

По желанию- рассказ о полихете.

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

5.

(19)

Класс Малощетинковые черви. Строение, жизнедеятельность и значение для человека и в природе. Л/р. №2 «Внешнее строение червя, передвижение, раздражимость».

Комбинированный

Развивающий урок

Железистые клетки, мускулатура, глотка, пищевод, зоб, мускульный мешок, светочувствительные клетки, прямое развитие.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П – Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

Умение выделять  главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 19, повторить тему по вопросам стр. 93.

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

6.

(20)

Обобщение знаний по теме: «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви».

Обобщение знаний

ИКТ

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности.

П – Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем. Умение выделять  главное..

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Индивидуальные задания

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека  .

2.1.3  Уметь объяснять роль     организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

Тип Моллюски (4 ч).  

Л/р. №3 «Внешнее строение раковины, ее слоев. Изучение  раковин пресноводных и морских моллюсков».

1.

(21)

Тип Моллюски. Общая характеристика. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов.

Урок изучения нового материала

ИКТ

Моллюски, симметрия двусторонняя, перламутр, мантийная полость, терка, жабры, незамкнутая кровеносная система.

Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. 

П. Анализировать. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 20, вопрос 2 письменно, устно выучить ответ по плану

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

2.

(22)

Класс брюхоногие моллюски. Большой прудовик и голый слизень. Среды жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе, жизни человека.

Комбинированный

Проблемное обучение

Мантия, радула, мантийная полость, почка, нервные узлы, гермафродиты.

Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. 

П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 21, ответ по плану

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

3.

(23)

Класс Двустворчатые моллюски. Среды жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Л/р. №3 «Внешнее строение раковины, ее слоев. Изучение  раковин пресноводных и морских моллюсков».

Комбинированный

Критическое мышление

Двусторонняя  симметрия, биссус, животные – фильтраты, жемчуг, сифон.

Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. 

П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 22, вопросы на повторение темы

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека .

2.1.3  Уметь объяснять роль     организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  ( фото)  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

4.

(24)

Класс Головоногие моллюски. Осьминог, кальмары, каракатица. Среды жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Комбинированный

Роговые челюсти, ядовитые железы,  чернильный мешок,  замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры.

Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. 

П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 23, индивидуальные вопросы на повторение темы стр. 112

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  ( фото)  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

5 (25)

Обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски».

Обобщение Коллективное взаимообучение

Усложнение внутреннего строения, приспособления к средам жизни, многообразие.

Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. 

П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, умение работать в группе.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Сообщения о моллюсках

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека .

2.1.3  Уметь объяснять роль     организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Тип Членистоногие (7 ч). По программе 7 часа,  фактически 7 часа.

Л/р. №4 «Внешнее строение насекомого (на примере жука)».

1.

(26)

Тип Членистоногие.  Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, размножение,  роль в природе и жизни человека.

Урок изучения нового материала

ИКТ

Жесткая кутикула -  панцирь, головогрудь, брюшко, ногочелюсти, клешни, смешанная полость тела, гемолимфа, нервное окологлоточное кольцо, брюшная нервная система, статоцисты.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 24, выучить ответ по плану.

Сообщение о раках

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  (фото)  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов 

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.

(27)

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие. Паук – крестовик. Среда жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, размножение,  роль в природе и жизни человека.

Клещи. Паразитический образ жизни, перенос клещевого энцефалита. Меры защиты.

Комбинированный

Разноуровневое обучение

Головогрудь, брюшко, легкие, трахеи, хелицеры, ногощупальца, простые глазки, сосущий ротовой аппарат.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 25, выучить ответ по плану.

вопросы 1,3,4.

Сообщение о раках

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

4.14. Профилактика заболеваний,  вызываемых паразитическими  животными.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

3.

(28)

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности на примере майского жука. Передвижение, питание, дыхание.

 Л/р. №4 «Внешнее строение насекомого( на примере жука)».

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Хитиновая кутикула, голова, грудь, брюшко, сложные глаза, жевательный желудок, трахеи, мальпигиевы сосуды.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, умения работать в группе.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 26, ответ по плану. Сообщение о насекомых

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

4.

(29)

Типы развития насекомых. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые, Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, стрекозы, Жесткокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые.

Комбинированный

Критическое  мышления

Полное и неполное превращение. Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 27, заполнить сравнительную таблицу «Отряды насекомых».

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

5.

(30)

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Комбинированный

критическое мышление

Общественные насекомые, матка, трутни, грена, кокон, шелк, медовый зобик, мед, перга, инстинкт.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 28, вопросы в тетради

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

6.

(31)

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Охрана насекомых.

Комбинированный

ИКТ

Энцефалит, дизентерия, брюшной тиф,  малярия, сибирская язва. Физические, химические, агротехнические и биологические методы борьбы с вредными насекомыми.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты,

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

§ 29, вопросы на повторение темы стр. 143-145

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

7.

(32)

Обобщение знаний по теме: «тип Членистоногие».

Обобщение новых знаний

Коллективное взаимообучение

Значение насекомых и их место в истории развития животного мира.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Индивидуальные задания

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в природе, жизни  человека.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  3.5. Усложнение в процессе  эволюции.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Тип Хордовые (32 ч).

 Подтип Бесчерепные (1 ч).

1.

(33)

Краткая характеристика Хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Значение.

Урок изучения нового материала.

Разноуровневое обучение

Бесчерепные, черепные, хордовые; осевой скелет – хорда, эндо-, экто-, мезодерма, нервная трубка, пищеварительная трубка, вторичноротые, двусторонняя  симметрия.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 30,  ответ по плану.

По желанию – ответ на вопрос.

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч).

Л/р. №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Определение возраста по чешуе».

Л/р. №6 «Строение скелета рыбы».

1.

(34)

Общая характеристика позвоночных и  надкласса рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания.

Л/р. №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Определение возраста по чешуе».

Урок изучения нового материала

ИКТ

Внутренний скелет, хрящ, кость, чешуя, боковая линия, внутреннее ухо. Парные и непарные плавники.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 31, рассказ по рисунку стр.116

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных. 

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

2.

(35)

Внутреннее строение костистой рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Л/р. №6 «Строение скелета рыбы».

Комбинированный урок

Коллективное взаимообучение

Позвоночник, ребра, череп, плавательный пузырь, опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по плану. Выдвигать версии.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 32, рассказ по рисунку 117-120

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

3.

(36)

Внутреннее строение особенности размножения рыб.

Л/р. №7 «Внутреннее строение рыбы».

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Раздельнополые животные, яичники, икринки, молоки, семенники, сперматозоиды, животные, миграция, нерест.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по плану.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 33,  сообщение о рыбах

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных.

4.

(37)

Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты; класс Костные рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Кистеперые и двоякодышащие рыбы, их значение.

Комбинированный

ИКТ

Приспособленность к условиям обитания. Хрящевые, костные, лучеперые, костистые, лопастеперые, кистеперые, двоякодышащие рыбы.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по плану.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 34, составить кластер по основным отрядам рыб

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  животных отдельных  классов

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

5.

(38)

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана.

Комбинированный

Критическое мышление

Рыбоводство, акклиматизация рыб.

Усложнение внешнего и внутреннего строения рыб.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения

§ 35, вопросы стр. 172-173.

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека   и  собственной деятельности.

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  животных отдельных  типов  и  классов.

6. (39)

Обобщение знаний по теме: «Надкласс Рыбы».

Обобщение ИКТ

Усложнение внутреннего строения, приспособленность к среде обитания.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы.

П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

сочинение

3.4  Царство  Животные.  Роль  животных  в  природе,  жизни  человека.

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  классов

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч).

Л/р. №8 «Внутреннее строение земноводных на готовых влажных препаратах».

1.

(40)

Общая характеристика. Места обитания и внешнее строение земноводных.  Внутреннее строение лягушки: скелет и мускулатура.

Урок изучение нового материала

ИКТ

Амфибии, мускулатура. парные конечности, подвижные веки, два круга кровообращения, хладнокровные.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 36, рассказ по рисунку 132 о скелете

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

2.

(41)

Строение и деятельность систем внутренних органов.

Л/р. №8 «Внутреннее строение земноводных на готовых влажных препаратах».

Комбинированный

Проблемное обучение

Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 37, ответ по плану, вопрос 3 письменно

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

3.

(42)

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Зимовки. Метаморфоз земноводных.

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Годовой жизненный цикл, развитие с превращениями, семенники, яичники, икринка, головастик.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 38, Повторить тему по вопросам на стр. 188-189.

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

4.

(43)

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки) амфибии. Происхождение. Значение и охрана. Обобщение знаний по теме: «класс Амфибии».

Комбинированный

Критическое мышление

Отряды: Хвостатые, бесхвостые амфибии. Потребители второго порядка. Эволюция.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Сообщение о амфибиях или сочинение: Они должны  жить.

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных  классов.

5.3. Умение объяснять последствия  деятельности   человека   в   экосистемах.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Класс пресмыкающиеся или рептилии (4 ч).

Л/р. №9 «Сравнение скелета ящерицы и лягушки ».

1.

(44)

Общая характеристика. Места обитания и внешнее строение на примере ящерицы.  Приспособление к наземно-воздушной среде. Внутреннее строение ящерицы: скелет и мускулатура.

Л/р. № 9 «Сравнение скелета ящерицы и лягушки ».

Урок изучения нового материала

ИКТ

Рептилии, роговая чешуя, линька, обонятельные органы, регенерация, мыщелок, отделы скелета.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение работать самостоятельно.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Сказ по рис. 142

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

2.

(45)

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. Питание и поведение. Годовой цикл. Размножение и развитие.

Комбинированный

Проблемное обучение

Желчный пузырь. Печень, поджелудочная железа, ядовитый зуб, термолокатор, гортань, трахея, бронхи, трехкамерное сердце, аорта, мочевая кислота.  

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

К: умение аргументировать точку зрения.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 41, вопросы 1-5 стр. 197

3.4  Царство  Животные.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

3.

(46)

Многообразие пресмыкающихся. Чешуйчатые, крокодилы, черепахи

Комбинированный

Разноуровневое обучение

Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи, костный панцирь.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения

Повторить параграфы 40-42 по вопросам стр. 204-205

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  животных отдельных  типов  и  классов

4.

(47)

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Происхождение рептилий. Древние пресмыкающиеся.

Значение и охрана.

Комбинированный

ИКТ

Пищевые связи,  археоптерикс, дополнительный теменной глаз, динозавры.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения

§ 43, индивидуальные задания: сообщения, презентации.

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

5.3. Умение объяснять последствия деятельности человека   в   экосистемах

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

Класс Птицы (7 ч).

Л/р. №10 «Внешнее строение птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев».

Л/р. №11 «Строение скелета птиц».

1.

(48)

Общая характеристика класса Птиц. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Л/р. №10 «Внешнее строение птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев».

Урок изучения нового материала

ИКТ

Постоянная температура, миграция, копчиковая железа, перья:  контурные и пуховые.

Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 44, рассказ по рис. 155-156

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

2.

(49)

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

 Л/р. №11 «Строение скелета птиц».

Комбинированный урок

Коллективное взаимообучение

Приспособленность к полету. Пневматичность костей, воздушные полости, сложный крестец, цевка, киль, грудина, сухожилия.

Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 45, вопросы 1-4

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

3.

(50)

Внутреннее строение птиц. Интенсивность обмена веществ. Усложнение нервной системы, органов, поведения.

Комбинированный урок

Проблемное обучение

Двойное дыхание, четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь. Полушария переднего мозга, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый мозг.

Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте,

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 46,  составить сравнительную таблицу

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  классов.

4.

(51)

Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Комбинированный

Проблемное обучение

Халаза, белок, желток, зародышевый диск, выводковые и гнездовые птицы.

Р. Умение ставить задачи, выделять ориентиры действия в учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте,

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 47-§ 48, вопрос 1,4

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов .

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов .

5,6.

52-53

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Надотряды Пингвины, Страусы, Типичные птицы. Птицы  лесов, водоемов и их побережий, отрытых пространств.

Изучение нового материала

Коллективное взаимообучение

Экологические группы по местам обитания, по способу питания. Приспособленность к среде обитания.

Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте.

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом

§ 49, составить кластер по многообразию птиц

3.4  Царство Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных 5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  животных.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

7.

54

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс.

Обобщение новых  знаний

ИКТ

Охотничье – промысловые и домашние птицы. Усложнение строения птиц, приспособленность к полету.

Р. Умение ставить задачи, выделять ориентиры действия в учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом

§ 50,  вопросы на повторение темы стр. 242-243

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.3. Умение объяснять последствия  деятельности человека   в экосистемах.

8.  (55)

Обобщение знаний по теме: «Класс Птицы».

Усложнение внутреннего строение, приспособления к полету, многообразие птиц.

Р. Умение ставить задачи, выделять ориентиры действия в учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

К. Организовывать и планировать работу в группе.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Сообщения презентация, эссе

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы животных;  животных.

Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч).

Л/р. №12 «Наблюдение за млекопитающими. Внешнее строение». Л/р. №13 «Наблюдение за млекопитающими. Внешнее строение».

Л/р. №14 «Изучение внутреннего  строения зверей по готовым влажным препаратам».

1.

56

Общая характеристика класса. Места обитания и среды жизни млекопитающих.

Л/р. №12 «Наблюдение за млекопитающими. Внешнее строение».

Изучение нового материала

ИКТ

Шерсть, вибриссы, железы: слезные, сальные, потовые, пахучие, млечные.

Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале.

П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

К. Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

§ 51,  рассказ по рис. 191-192

3.4  Царство  Животные.  

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

2.

(57)

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.

Л/р. №13. «Строение скелета млекопитающих».

Комбинированный урок

ИКТ

Отделы скелета, диафрагма.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижени. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 52. Рассказ по рис 192

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных

3.

(58)

Внутреннее строение млекопитающих: нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная системы.

Л/р. №14 «Изучение внутреннего  строения зверей по готовым влажным препаратам».

Комбинированный урок

Критическое мышление

Мозг: полушария, кора, извилины, борозды, мозжечок, сложный желудок: рубец, сетка, книжка, сычуг, четырехкамерное сердце.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижени. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность мира

§ 52,  заполнение сравнительную таблицу.

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  классов

4.

(59)

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Комбинированный урок

Разноуровневое обучение

Плацента, линька, миграции, спячка, зимовка, роговые образования, дифференцированные зубы.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 53, вопросы 2-5

3.4  Царство  Животные.  

3.5. Усложнение в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

5.

(60)

Происхождение и многообразие. Подкласс Первозвери. Подкласс Звери: низшие или плацентарные

Комбинированный урок

Коллективное взаимообучение

Роговые образования, зверозубые рептилии, дифференцированные альвеолярные зубы,  выводковая сумка, низшие и высшие звери.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 54, сообщения

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

6.

(61)

Высшие или Плацентарные, звери. Отряды: насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Особенности их биологии.

Комбинированный урок

Коллективное взаимообучение

 Эхолокация, эпизоотии, насекомоядные, Плацентарные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 55, заполнение сравнительной таблицы.

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  животных отдельных  типов  и  классов.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

7.

(62)

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

.Отряд Приматы.

Комбинированный урок

Коллективное взаимообучение

Китовый ус, сложный желудок, рога, копыта Приматы, человек разумный, складки и извилины коры мозга, ногти, лицо, мимика, жесты.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 56 - § 57, сообщение или презентация.

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

5.1.Приспособления  организмов

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов

8.

(63)

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Комбинированный урок

ИКТ

Животноводство, охотничий промысел.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

§ 58-§59, сообщение о домашних животных.

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов  животных;  животных отдельных  типов  и  классов.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

9.

(64)

Регулировка их численности в природе и антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Комбинированный

Проблемное обучение

Промысловые звери, охрана. Заповедники, зоопарки, акклиматизация, реакклиматизация.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения

вопросы на повторение темы стр286-287

3.4  Царство  Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   различных  организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение животных в процессе  эволюции.

10

(65)

Обобщение по теме: «Класс Млекопитающие».

Обобщение новых знаний

Проблемное обучение

Прогрессивные черты млекопитающих.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество со  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Индивидуальные задания

3.4 Царство Животные.  

2.1.3  Уметь объяснять роль   организмов  в  жизни   человека.

3.5. Усложнение в процессе  эволюции.

2.3.4  Распознавать на   рисунках  органы  и  системы   органов.

Развитие животного мира (4 ч).

1.

(66)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Урок изучения нового материала

ИКТ

Эволюция. Доказательства: эмбриологические, палеонтологические. Наследственность, изменчивость, искусственный и естественный отборы, систематические единицы.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 60,  вопрос 3, выучить термины.

3.5  Учение  об  эволюции мира. Ч .  Дарвин –  учения об эволюции.  Усложнение в  эволюции.

2.1.2  Уметь объяснять родство, общность  происхождения   и  животных.

Тема урока, содержание. Лабораторные работы.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка к  ГИА

2.

(67)

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Комбинированный

Коллективное взаимообучение

Эволюционная теория, этапы развития мира жизни, палеозой, мезозой, кайнозой.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

К. Планировать сотрудничество с  сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л. Установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Вопросы на стр. 299-300

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.  Усложнение

животных в процессе  эволюции.

2.1.2  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию   животных.

68

Обобщение знаний по разделу: «Животные».

Обобщение знаний

ИКТ

Общий прогресс, биоценоз, приспособленность.

Задания на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...