Педагогическая концепция "Формирование положительной мотивации обучающихся на основе проблемного обучения"
статья по биологии на тему

Мазяркина Елена Юрьевна

В данной статье представлены принципы проблемного обучения на уроках биологии, а так же, приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

«Формирование положительной мотивации и познавательной активности обучающихся на основе проблемного обучения»

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=838869311198&id=838869304030&plc=WEB&tkn=*kks7obG-L7buME4mgVtz2KrVYEo

учителя биологии

МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа №1»

г.Волосово Ленинградской области

Мазяркиной Елены Юрьевны

Введение

«Час работы научит большему,

чем день объяснений».  (Ж.-Ж. Руссо)

        

Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность ученика значима, и у каждого учителя и ученика, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и свое восприятие окружающего мира. 

Работая, достаточно долгое время в школе я поняла, чтобы организовать интересный  урок, очень важно:

-  создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины;

- предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям, чтобы и они и я от урока получили удовольствие.

        Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. Так, я пришла к проблемному обучению (любая тема в биологии благодатный материал для проблемно- поискового метода) и к работе в малых группах. Да и наблюдение за детьми показывает, что ребята охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как не испытывают внутреннего напряжения, скованности.  Любой внутри группы находит свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает идеи, а вся группа активно участвует в процессе открытии знаний.

Большие изменения, происходящие в социально-экономической сфере нашей жизни, поставили общество перед необходимостью решения многих важных проблем. Одной из них  является задача модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности, что  повлекло за  собой пересмотр содержания образования.  Введение Федеральных образовательных стандартов усложняет и увеличивает объем учебного материала и, вместе с тем, нередко  уменьшает время, отводимое на его изучение, в частности, по биологии.

Одна из важнейших задач, поставленная реформой школы, - учить школьников  учиться, самостоятельно приобретать и пополнять свои знания, научиться приёмам  их эффективного усвоения, самостоятельного приобретения  и углубления.

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Оно известно еще  по   эвристическим беседам Сократа. В СССР теория проблемного обучения  начала  интенсивно  разрабатываться    в  60-х  гг.  XX века  в  связи   с   поиском   способов активизации, стимулирования познавательной   деятельности   учащихся,    развития    их самостоятельности.

Что же такое проблемное обучение? В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению. Известный польский ученый, профессор В. Оконь под проблемным обучением понимает “совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний”.

По мнению Д.В.Вилькеева проблемным можно назвать такое обучение, которое имеет некоторые черты научного познания.

                 И.Я. Лернер под проблемным обучением имеет в виду обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

Отечественные психологи Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, З. И. Калмыкова и другие разработали психологические основы проблемного обучения в его разных модификациях.

        Цель проблемного обучения – усвоение  не  только  результатов  научного познания, но и самого пути, процесса получения этих  результатов  (овладение способами  познания).  То есть, в основе  проблемного  обучения – общее развитие школьника,  а  не  трансляция  готовых выводов науки учащимися.

Задачи, которые я ставлю при использовании проблемного обучения на уроках представлены на слайдах:

1. Обеспечить внутреннюю познавательную мотивацию при изучении определённой темы, формировании конкретного навыка.

2. Создание условий, при которых учащиеся могут овладеть познавательными действиями.

3. Организация самостоятельного освоения понятий, законов, теорий учащимися.

Для организации образовательного процесса, развивающего потребность и умение учиться, важно первоначально определиться, что такое потребность учиться, а что значит умение учиться. Сформировать потребность учиться - значит обеспечить  развитие у ребенка личностной ценности познавательной деятельности. Такому школьнику интересен сам процесс учения, познания. Он хочет понять способы этой деятельности. И для него умение находить истину – пожалуй, самый значимый результат.

Принципы проблемного обучения

К принципам использования технологии проблемного обучения, я отношу научность, системность, познавательную мотивацию и эмоциональную окрашенность урока.

Проблемное  обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности. Это  понятия, законы, теории. Поэтому первый шаг организации такой работы – выделение тех понятий курса, качественное освоение которых является основой дальнейшего успешного обучения по данному предмету. Далее важно продумать последовательность освоения этих понятий так, чтобы они образовывали некоторую иерархию вложения от самого общего к частным. Например, в курсе “Человек. Культура здоровья” (8 класс) это могут быть понятия живого организма как саморегулирующейся системы, гомеостаза как постоянство показателей внутренней среды, саморегуляции как процесса автоматического поддержания этого постоянства и т. д.

Эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Но это не означает, что проблемного обучения должно быть как можно больше. Однообразие  деятельности быстро надоест учащимся, и  будет затрачено неоправданно много времени. Все зависит от наполненности курса общими понятиями, законами. Проблемных заданий может быть достаточно много в разделах “Живой организм”, “Общебиологические закономерности”, “Физиология человека”, но они практически отсутствуют при рассмотрении систематики живых организмов. Методы проблемного обучения надо использовать каждый раз, когда требуется освоение базовых знаний, понятий, законов, теорий, объясняющих широкий круг явлений и фактов в живой природе. Скажем в теме “Введение в экологию” проблемные задания предъявляются для формулирования определений таких понятий как “биогеоценоз” “экологическая система”, “пищевая цепь”. В то время как определения более частных понятий (“пастбищная пищевая цепь”, “хищники”, “симбиоз” и др.) могут быть взяты уже из учебника.

Если возникает необходимость в поиске дополнительного знания – это познавательная мотивация. И когда поиск завершается на основе этого нового определения можно уже выполнить первоначальное задание, которое и является проблемным.

Например, в теме “Сенсорные системы” мы сначала знакомимся с различными классификациями рецепторов (по положению, функциям). Затем ученикам предлагается объяснить, почему терморецепторы кожи не называют органом чувств, а глаз или ухо можно так назвать. На первый взгляд, очень простое задание, но после нескольких высказываний ребята приходят к выводу, что для объяснения им не хватает точного определения понятия “орган чувств”. Вот этот вопрос о сути понятия “орган чувств” и является проблемным. Он отражает внутреннее субъективное противоречие между тем объемом знаний, которые имеются у ребят и недостаточностью этих знаний для объяснения предложенного факта. 

И конечно, очень важно, чтобы на таких уроках была добрая положительная в плане эмоций атмосфера  взаимного уважения, доверия. Положительная эмоциональная окрашенность таких уроков обеспечивается, во-первых, благодаря наличию внутренней мотивации учащихся (“мне интересно”, “я хочу разобраться”). Принимается к обсуждению каждое мнение по рассматриваемому вопросу, в целом всеми соблюдаются нормы человеческого общения, ведения дискуссии. И  успеха достигает практически каждый учащийся, в-четвертых, достижение этого успеха обеспечивается гибкостью методов проблемного обучения. В ходе урока в зависимости от состояния и возможностей учащихся можно переходить на метод более низкого или высокого уровня проблемности, а соответственно и самостоятельности учеников.

Соблюдение  названных принципов организации проблемного обучения позволяет приобрести школьникам те качества, навыки, умения, способы мышления, познания, которые позволят им быть успешными как минимум в учебной деятельности.

        Обязательным условием является включение в уроки задания ОГЭ и ЕГЭ. Не исключения и проблемные уроки. В настоящее время единый государственный экзамен является одним из важнейших направлений модернизации отечественного образования. Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим я стараюсь включать в уроки задания на овладение обучающимися умений и практических  навыков, необходимых для подготовки к жизни и продолжению образования, и  на овладение системой знаний о живой природе.

Приемы создания проблемной ситуации.

Проблемные ситуации бывают и  с удивление и с затруднением.  Не случайно Луи де Броль сказал: «Знания – это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать различными приемами:

Первый прием «Противоречие». Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

Второй прием «Мнения».  Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

Другая задача на уроке, тема которого - «Пищеварительная система» (8 класс): «В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».

Третий прием «Два шага».  Прием  выполняется в два шага: сначала (1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем - шаг 2 - сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1). Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду (Шаг 2). Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Четвертый прием «Практика».  Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Так, на уроке «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (несвертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним, кто ею болел, был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Пятый прием «Яркое пятно».  Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.

При изучении темы «Грибы» можно продемонстрировать плесневый гриб огромных размеров, выращенный на питательном субстрате (на макаронах или картофеле). При изучении темы «Крокодилы. Черепахи» (7-й класс) можно заинтриговать детей таким фактом: «Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?»

Диагностика уровня мотивации к изучению предмета

В практике школьного обучения отчетливо проявляется необходимость планомерной работы по мотивационному обеспечению учебного процесса.

Принимая во внимание теоретическое состояние проблемы формирования учебной мотивации у школьников и практическую необходимость в ее разработке, мною была сформулирована цель исследования - формирование учебных мотивов у школьников 8-7 классов.

Для достижения намеченной цели исследования необходимо было решить такие задачи:

  1. Установить исходный уровень учебной мотивации у школьников 8-7 классов на уроках биологии.
  2. Определить методические условия эффективного формирования учебных мотивов.
  3. Разработать и экспериментально проверить предлагаемый вариант методики формирования учебной мотивации школьников при изучении биологии  в 8-7 классах.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

- педагогическое наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, характером общения школьников;

- анкетирование учащихся;

- индивидуальная  беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы  о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

- интервьюирование учащихся;

- анализ итоговых работ учащихся;

- статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Используемые методики:

- Н.Т. Лусканова: “Модифицированный вариант анкеты   школьной мотивации”

- Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.Якунина)

- Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой.

Респонденты проводимого исследования учащиеся 8б, 7в классов.

Исследование мотивации школьников к изучению биологии проводилось в 2015-2016 учебном году.

Одним из значимых критериев моей деятельности является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по биологии побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

Результаты исследования:

В начале  и конце 7в и 8б класса были выявлены следующие уровни учебной мотивации из пяти (высокий уровень школьной мотивации, хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе):

Таблица 1. Уровни мотивации учащихся 8б класса на начало и конец 2015-2016 учебного года

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

8б класс

(начало учебного года)

7 чел.

29%

9 чел.

38%

6 чел.

25%

2 чел.

8%

-

-

8б класс

(конец учебного года)

10 чел.

41%

9 чел.

38%

5 чел.

21%

0 чел.

0%

-

-

Таблица 2. Уровни мотивации учащихся 7в класса на начало и конец 2015-2016 учебного года

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

7в класс

(начало учебного года)

6 чел.

23%

6 чел.

23%

9 чел.

35%

5 чел.

19%

-

-

7в класс

(конец учебного года)

7 чел.

27%

8 чел.

31%

9 чел.

35%

2 чел.

7%

-

-

Из диаграммы видно, что к концу учебного года существенно увеличилось количество учащихся с 1 уровнем мотивации (с 29% до 41%) как в 8б, так и в 7б(с 23% до 27%) классах . В целом к концу учебного года я добилась того, что все 24 учащихся  (8б) класса и 24 из 26 (7в)  ходят на уроки с удовольствием. Количество учащихся с 3 уровнем мотивации сократилось пусть на чуть-чуть, но сократилось.

К концу обучения в 8б(68%) в 7в (60%) в числе наиболее любимых предметов названа биология

Среди наиболее значимых причин, характеризующих отношение учащихся 7-8 классов к предмету, обозначены следующие:

- нравится, как преподает учитель – 97%;

- предмет нужно знать всем – 98%;

- предмет заставляет думать – 95%;

- хорошие отношения с учителем – 100%;

- учитель интересно объясняет – 99%;

- получаю удовольствие при его изучении -76%;

- знания по предмету необходимы для поступления в институт -30%;

- предмет помогает развивать общую культуру -77%;

- просто интересно -99%.

Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста школьной мотивации. Этот результат был достигнут за счет планомерной, целенаправленной работы с учащимися. Но, есть еще над чем работать, так как рост мотивации не значительно приводит к повышению уровня обученности. Хотелось бы, что бы этот рост был более значительным.

1 триместр 2015-16

2 триместр 2015-16

3 триместр 2015-16

1 триместр 2016-17

26 человек

«5» - 5

«4» - 10

«3» - 11

«5» - 5

«4» - 8

«3» - 13

«5» - 5

«4» - 11

«3» - 10

«5» - 3

«4» - 13

«3» - 10

24 человека

«5» - 2

«4» - 17

«3» - 5

«5» - 0

«4» - 16

«3» - 8

«5» - 2

«4» - 14

«3» - 8

«5» - 1

«4» - 15

«3» - 8

Вывод

Проблемное обучение активизирует познавательные процессы у учащихся, приучает к самостоятельной работе, самообразованию, самостоятельному поиску и добыванию знаний; способствует тому, что школьники учатся применять свои знания, поскольку каждая новая учебная проблема разрешается на основе ранее усвоенных знаний. Усвоенные “вчера” знания включаются “сегодня” в состав новых знаний, из цели превращаются в средство добывания новых знаний. Сочетая рациональное с эмоциональным, проблемное обучение способствует развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив.

Несмотря на преимущества и большую роль проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным.

Ведь лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Приходится считаться с содержанием учебного материала, временем и другими факторами учебного процесса. Следовательно, проблемное обучение целесообразно применять по возможности, но в оптимальном соотношении с другими способами активизации познавательной деятельности.

И хочется закончить свое выступление словами российского историка и педагога Константина Кушнера «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.

Обобщение опытом работы по теме самообразования "Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ"...

МБОУ Волченковская СОШ Доклад «Теоретические основы проблемного обучения» Учитель математики: Устинова А.И.

Психологическая проблемная ситуацияИсходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемног...

Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации.

В статье представлена подробная инфрмация о методах повышения мотивации у учащихся....

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...

« РОЛЬ УЧИТЕЛЯ, В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ».

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  у школьника, а особенно и обя...