«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»
статья по русскому языку

В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологической речи учащихся на уроках русского языка в 6-11 классах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

 Лукинская С.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 464

Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, 

требует достаточно высокого уровня самооценки,

 а это происходит не сразу.

 Без этого диалог учителя с учеником

 посредством отметок

похож на разговор двух глухих

Д.Б.Эльконин

Вступительное слово

В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы, учителя, не комментируем свое оценивание. Многим ученикам непонятно, за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания. Я думаю, что многие учителя рассуждают над вопросами : «Что такое отметка? Это средство поощрения или наказания? Как объективно оценить ученика: не завысить отметку «любимчику»  или не занизить балл молчаливому, скромному ребенку, как не вызывать негодование и недоумение родителей по поводу  оценок, которые получают их дети?»

Российская школа не одно десятилетие существовала в условиях пятибалльного оценивания. Менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а оценивание оставалось без изменений.

В 1944 году было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости цифровой пятибалльной системой. С тех пор в советско-российской школе и существует пятибалльная система оценивания.

Еще несколько лет назад  для учителей встал вопрос о том, что объективно оценивать знания, не имея для этого никаких инструментов, кроме  пятибалльной системы, не представляется возможным. Такое оценивание  является одной из главных причин  отсутствия мотивации у обучающихся и, как следствие,  низкой успеваемости.

Достоинства

Недостатки

  1. Отметки интуитивно понятны.

  1. Система проста в употреблении.

3. Отметки удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчётности.

1. Отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль.

2. Учитывается лишь успешность усвоения стандартного набора знаний, причем усвоения большей частью экстенсивного (выучил – воспроизвел).

3. В области профильного обучения (9 – 11 классы) оценки становятся неравнозначными.

4. Система не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности.

5. Система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения: не предполагает оценки учеником собственных действий, сопоставления его самооценки с внешней оценкой.

6. Система затрудняет индивидуализацию обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.

7. Система является малоинформативной: по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний.

Пятибалльное оценивание является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель – непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности. 

Оценивание – это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах, как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия. Критерий – это эталон. Норма – показатель  большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой. На  помощь участникам образовательного процесса пришла новая система – система критериального оценивания.

Преимущества критериального оценивания:

  • Выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются как рекомендации для улучшения собственных результатов
  • Нет условий для сравнения себя с другими
  • Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию
  • производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,  соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

  1. Критериальное оценивание делится на два вида – суммативное и формативное.
  • суммативное оценивание призвано определить уровень сформированности знаний и учебных навыков  при завершении учебного блока
  •  формативное оценивание  является текущим и помогает определить учащимся, правильно ли они  выполняют задания в период изучения материала, учителей информирует о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.

То есть под оцениванием  понимается не только тот механизм, который используется при выставлении отметок, а и механизм организации диагностико-развивающей деятельности   участников образовательного  процесса. Исключительность использования техники формативного оценивания заключается в том, что учитель и ученики могут влиять на уровень образования на  ранних этапах обучения. Составляющими звеньями  формативного оценивания являются: 

 •Диагностирование  обучения с учетом результатов оценивания. 

• Влияние оценивания на мотивацию  учащихся. 

• Участие учащихся в процессе  учения. 

•Умение учащихся оценивать знания. 

Виды критериального оценивания

Формирующее и констатирующее оценивание

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала. (Диагностические работы тоже сюда входят)

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.

Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивании, взаимооценивании, участии в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки  за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. Ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Выделяют некоторые особенности  и свойства  технологии критериального оценивания:

1.Это общественный договор. В начале на первых уроках учитель должен договориться с учениками, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, в  какой форме и по каким именно критериям они будут оцениваться.

2.Рубрики - это инструкции по оцениванию работ.  Такие рубрики, без сомнения, позволяют и ребёнку,  и  даже родителям увидеть, почему была поставлена учителем та или иная оценка, избежать споров и проблем, когда  родители  не довольны оценками своих детей. В рубриках указано, за что ставятся баллы по каждому из критериев.

3.Своевременная работа над ошибками и  промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы: какие у него успехи и где недочёты. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить свой результат.  А  неудовлетворительные оценки – сигнал того, что что-то он не доработал, но так как оценки за них в журнал не выставляются, у ученика есть возможность подтянуться по тому или иному предмету или какой-то запущенной теме

4.Самооценивание.  Критериальное оценивание позволяет самому ученику понимать, как он должен работать, чтобы получить «3», « 4» или «5».

Плюсы и минусы критериального оценивания.

Данный вид оценивания позволяет учителю и родителям получать доказательства уровня обученности ребенка; отслеживать прогресс в обучении ребенка; обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. 

Плюсы

Минусы

  • оценивается не ученик, а продукт его деятельности
  • формирование рефлексивного отношения обучающегося к своей деятельности и продуктам своей деятельности.
  • построение траектории дальнейшего обучения
  • поиск ситуационно наилучших образовательных стратегий и тактик
  • определение успешности и сформированности практического навыка
  • фиксация изменений   подготовленности и динамика успехов
  • «прозрачность» в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок и целей оценивания; 
  • положительная мотивация обучающихся
  • возможность самооценки, самоконтроля и самоанализа
  • Трудоемкость(время и интеллектуальные усилия)
  • Издержки адаптационного периода

Практическая значимость критериального оценивания:

  • Оценивается только работа учащегося.
  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Перспективная цель критериального обучения заключается в достижении полной ответственности обучающегося за процесс и результат непрерывного самообразования.

На уроках русского языка и литературы я  работала с  новыми  методами оценивания обуучающихся, наблюдала за их эффективностью.

Уделяла внимание таким формам оценивания, как самооценивание и взаимооценивание.

Я пришла к выводу, что формативное  оценивание, правильно отобранные стратегии на стадии рефлексии способствуют успешному развитию самомотивации учащихся. Это путь к повышению качества образования. Учащиеся  видят и ценят свою роль в процессе обучения, видят свои плюсы и минусы.

Их оценивание даёт мне возможность качественно организовывать весь учебный процесс.  Родители имеют возможность отследить результаты обучения  по   работам своего ребенка, к которым я даю конструктивный комментарий с указанием, что надо сделать, повторить, чтобы обучение стало более  успешным.

В процессе работы я увидела и  факторы, снижающие  мотивацию учащихся:

- Недоброжелательность в общении

- Отсутствие результатов

- Отсутствие  поощрений

- Пренебрежение одноклассников

К положительным сторонам данной работы я  отношу снижение тревожности,  возможность самооценки, самоанализа и контроля.

Новые  формы  оценивания

  • повысили активность  работы учащихся на уроке.
  • ребята стали смелее предлагать свои идеи,  критически мыслить и оценивать свои работы и работы одноклассников,
  • появилось чувство ответственности
  • вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе.
  • воспитываются чувства  коллективизма, взаимопомощи.

Оценка деятельности учащихся по критериям

После того, как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.

 Осуществление обратной связи: учитель - ученик, ученик- ученик; учение - учитель для формирующего оценивания обратной связи.

Обратная связь имеет разные направления:

1) от учителя к ученику;

2) от ученика к ученику;

3) от ученика к учителю.

Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм:  ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма -  осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

 Например, для развития монологической речи на уроках  русского языка в 6-11 классах я применяю работу в парах. Один ученик выполняет роль учителя, а другой – роль ученика. Обоим обучающимся предлагается ознакомиться с рубрикатором и  критериями. Критерии должен знать как «учитель», так и «ученик» (3-4 мин)

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

взаимооценка

Выполнение коммуникативной задачи - описание фотографии

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.  

Даны ответы на все вопросы.  

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но не на все вопросы были даны ответы, и/или

допущены фактические ошибки.

0

Выполнение коммуникативной задачи - повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.  

Даны ответы на все вопросы.  

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы.

0

Речевое оформление высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов

5

 «Ученику» выдается задание такого типа (после ознакомления с критериями)

Вариант 7

Монолог

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Тема 2. Запомнившийся кинофильм

Расскажите о том, какой кинофильм Вам запомнился

Не забудьте рассказать:

  • в чем преимущества кинофильма как произведения искусства;
  • как Вы определяете ценность и значимость кинофильма и почему именно этот фильм Вам запомнился;
  • какие события и сцены фильма оставили самое яркое впечатление;

какие мысли и чувства возникли после просмотра фильма.

  Работая в парах, обучающиеся учатся не только правильно формулировать монологическое высказывание, но и оценивать его по конкретным критериям.

        Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи - определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя. Рефлексия  проводится с помощью  листов самооценки, карт понятий,  кластеров и др.  

На этапе «Рефлексия» в процессе групповой работы обучающиеся заполняют таблицу.

Лист взаимооценки работы в группе

Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

1.Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? 

А) Да, все работали одинаково.

Б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) Нет, работали только некоторые.

2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было.

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

3. Понравился ли вам результат работы группы? 

А)Да, все получилось хорошо.

Б) Нравится, но можно было бы лучше.

В) Нет, не нравится.

4. Указали ли причины успехов и неудач?

А) Да, указали

Б) Нет, не смогли назвать причины успехов и неудач

5.Сделали ли вывод и привели аргументы при защите?

А) Да, высказывание было построено логично и грамотно

Б) Нет, не получилось построить  устное высказывание-рассуждение

 Формирующее оценивание не повышает успеваемость обучающихся само по себе. Ученики более успешно достигают планируемых результатов, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учета индивидуальных потребностей и помощи ученикам стать независимыми в обучении.

Таким образом, используя техники внутриклассного оценивания, преподаватели развивают собственные способности и умения:

  • способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать;
  • умение помогать своим ученикам в развитии самооценивания, самоопределения и самоорганизации.

Это делает и работу преподавателя, и учебную работу учеников более эффективной. То есть центральный момент в оценивании – помощь и учителям, и учащимся в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением внутриклассного оценивания как оценивания для обучения.

В  методическом пособии «Оценивание учебных проектов и исследований обучающихся» затрагиваются практические вопросы оценивания проектной и исследовательской деятельности обучающихся на разных уровнях общего образования с позиции требований к образовательным результатам ФГОС ОО.

 В пособии обобщен опыт педагогов ГБОУ школы №464 по организации проектной и исследовательской деятельности, а также  рассматривается критериальный подход к оцениванию процесса и результатов этой работы в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Материалы пособия могут представлять интерес для широкого круга педагогических работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

творческое музицирование как фактор формирования положительной мотивации учения

ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ....

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

Педагогическая концепция "Формирование положительной мотивации обучающихся на основе проблемного обучения"

В данной статье представлены принципы проблемного обучения на уроках биологии, а так же, приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии....

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.

Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой...