творческое музицирование как фактор формирования положительной мотивации учения
опыты и эксперименты по музыке на тему

Регаловская Мария Андреевна

ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ.                      

 

 

 

Многочисленные реформы, которым подвергается российская система образования в последние годы, не могли не коснуться сферы художественного образования.

Основная цель современного образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. В связи с этим в  педагогических коллективах идет постоянная, серьезная работа по обновлению содержания, которого ждут от них родители с позиции не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня.

С нашей точки зрения, такой способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является профессионализм,  творческий подход педагогических коллективов, а также владение новыми развивающими педагогическими технологиями, позволяющими обучать  детей с различным уровнем способностей.

В современных условиях для увеличения интереса к  обучению и повышению мотивации учащихся музыкальных школ, в области профессионального музыкального образования также возникла необходимость в разработке  новых подходов и методик.

Проблемой мотивации учения занимались многие представители советских и зарубежных ученых, психологов, педагогов, музыкантов: К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский и др. Например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Г.М. Цыпина, В.М. Подуровский занимались повышением активности и стимуляции учебной работы. Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработали методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке, А.К.Маркова разработала программу формирования мотивации учения школьников, Н.Ф. Талызиной предложены пути формирования учебной мотивации.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что многими учёными и специалистами уделялось значительное внимание вопросам мотивации учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение искусства в процессе воспитания и обучения.

Проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности занимались многие  педагоги, психологи,  практики среди которых А.В. Луначарский, П.П. Блонский, К.Роджерс, П. Эдвардс,  С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенский, М.А. Румер,  Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац,  Г.В. Ковалева,  Л.Дорфман,  А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик,  В.Н. Шацкая,Т.Э. Тютюнникова,  В.И. Петрушин, Л.С. Выготский, О.И. Филатова и другие.

В своих работах они указывали на значимость развития в детях творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через приобщение к музыкальной деятельности, творческому музицированию: подбор  мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.

При этом недостаточное внимание в педагогической литературе уделено проблеме формирования положительной мотивации обучения музыке через творческое музицирование.

Воспитанию положительной мотивации учения по мнению многих исследователей способствуют следующие факторы:

- включенность ученика в разные виды коллективной деятельности;

- общая атмосфера в школе и классе;

-отношения учителя с учащимся, помощь учителя в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

-привлечение учителем к оценочной деятельности и формирование  адекватной самооценки учеников и др.

Также формированию мотивации способствует необычная форма преподнесения материала которая вызывает удивление и интерес у учащихся, занимательные примеры, эмоциональная речь учителя, познавательные игры, беседы, анализ жизненных ситуаций, разъяснение учителем значимости учения и использований школьных знаний в будущей жизни, умелое применение учителем методов поощрения и наказания.

Сейчас в российских школах  очень широко используется метод проектов. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из разных источников. Они учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, развивают у себя умение самостоятельно выявлять проблему, проанализировать её, обобщить и принять решение.

Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество.

Когда учитель использует различные формы формирования мотивации учения, ему следует помнить, что внешние, пусть даже и благоприятные условия  могут оказать влияние на мотивацию учения  только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому учителю необходимо предусмотреть ситуации, задания, упражнения, направленные на формирование отдельных аспектов этой внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.

Работа учителя, направленная на поддержание и развитие мотивационной сферы, по мнению А. В.Марковой включает в себя следующие виды воздействий:

- учитель должен укрепить и поддержать у школьника позитивные мотивационные установки которые сложились ранее;

- учитель должен создать такие  условия при которых  у школьников появились бы новые мотивы, цели, а также  новые качества,  такие как устойчивость, осознанность, действенность и др.;

- коррекция неправильных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и перспективе их развития.

Исследование мотивов учения у младших школьников, которое проводила     М. В. Матюхиной, показало, что  мотивационная сфера учащихся представляет собой  сложную систему.  Входящие в эту систему мотивы, можно охарактеризовать по двум аспектам: сформированность и содержание.

По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на:

- учебно-познавательные, которые связаны с содержанием изучаемого материала и процессом учения;

- широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника таких как: чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избегание неприятностей и т. п.

К сожалению, учебно-познавательная мотивация не занимает ведущего места в системе учебных мотивов школьника. Мотивация, связанная с содержанием,  полностью устраивает потребность школьника в новых впечатлениях и новых знаниях. Здесь познавательный интерес ребенка может быть  разным, его может привлекать простая занимательность фактов или их сущность.

Ведущее место у детей младшего школьного возраста занимают мотивы выбора профессии и самосовершенствования, а так же  мотивы  ответственности перед учителем, родителями, одноклассниками ( т.е. социальные мотивы).

  Большое место в учебной мотивации младших школьников занимает желание получать хорошие оценки. При этом   учащиеся  не  ощущают   связь  между оценкой и уровнем своих знаний.

Н.Ф. Талызина Н.Ф. предлагает пути формирования учебной мотивации: "Наблюдение за работой учителей показывает, что этому необходимому условию успешности обучения не всегда уделяется должное внимание. Многие учителя часто  исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательные эмоции учащихся. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать  наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д. Если учебная деятельность радости не приносит - это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать на отрицательных эмоциях"

А.В. Марковой предложена примерная программа формирования мотивации учения школьников. В нашей работе мы хотим привести небольшой фрагмент:

"Общий смысл программы формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению действенному, осознанному, ответственному. Если рассмотреть программу формирования мотивации учения как программу-максимум, которая осуществляется целенаправленно всем педагогическим коллективом, то можно сказать, что объектом формирования надо было бы сделать все компоненты мотивационной сферы (мотивы, цели, эмоции) и все стороны умения учиться".

Учителям необходимо очень внимательно относиться к  тому, насколько правильно осмысливает учащийся систему школьных оценок. Школьная оценка и даже простое оценочное высказывание учителя могут иметь для учащихся различный  смысл;

- ситуации свободного выбора; психологические исследования показывают, что предоставление учащимся возможности свободного выбора задач для домашней работы или выбор стихотворений для заучивания наизусть в процессе обучения не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества обучения;

- помимо поощрений и наказаний негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывает необходимость выполнения той или иной работы к  фиксированному сроку и постоянный надзор за ее выполнением.

Все эти факторы, как правило, воспринимаются  учащимися как различные проявления внешнего контроля  их поведения. В этих условиях учащиеся воспринимают свою учебу как вынужденную, обусловленную извне, т. е. как внешне мотивированную.

Отрицательно влияют на внутреннюю мотивацию учения такие ситуации, в которых учащиеся начинают воспринимать себя как бы со стороны, например, выступление перед  классом, родителями и т. п. Такие ситуации легче воспринимаются и переносятся учащимися с развитой внешней мотивацией, но обычно учащиеся всячески избегают такие ситуации. Условия публичного выступления усиливают внешнюю мотивацию учебы и ослабляют внутреннюю. Поэтому переход от фронтального к групповым методам обучения  стимулирует внутренние мотивы учащихся, улучшает их общее отношение к занятиям.

Подводя итог по рассмотрению различных факторов и условий, воздействующих на внутренние мотивы учебной деятельности, обратимся к А.Б. Орлову: "Обстоятельства, предоставляющие учащимся автономию, поддерживающие их компетентность и уверенность в себе, усиливают внутреннюю мотивацию, тогда как обстоятельства, оказывающие на учащихся давление, контролирующие их, подчеркивающие их некомпетентность, не предоставляющие четкой и адекватной информации о продвижении в обучении, ослабляют внутреннюю мотивацию" [19 с.187].

      Таким образом, наиболее важными условиями формирования положительной мотивации обучения школьников музыке  следует признать следующие:  возможность самовыражения и самостоятельной творческой деятельности, а также проявление  субъектной позиции обучающихся.

Когда мы говорим о творчестве, то,  прежде всего,  имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.

Творчество в психологии - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное .

Проявления  творчества мы можем заметить и в младшем школьном возрасте, в этом возрасте дети обладают большой фантазией и применяют элементы своих фантазий в учебном процессе, для них характерны неожиданные сопоставления, необычные предложения. Также важное место в жизни младшего школьника продолжают занимать творческие  игры.

Важным фактором в формировании творческой активности личности является раннее приобщение к творчеству через посещение кружков, радости познания мира через собственный опыт, путешествия и т.д.

Дошкольный и младший школьный возраст являются самыми благоприятными для развития творческого потенциала ребенка, поэтому именно в этот период  необходимо пробудить у детей интерес к творчеству и  развивать творческое воображение.

Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.

Музицирование должно быть главным видом деятельности музыканта-исполнителя, независимо от того какой инструмент он осваивает. В творческом багаже музыканта должны находиться произведения различных эпох, стилей, жанров, и не важно, будут ли эти произведения исполнены наизусть, по нотам  или подобраны по слуху тут же.

Слово "музицировать" происходит от немецкого, musizieren, что означает -заниматься музыкой. В широком понимании - это игра на музыкальном инструменте вообще, а в понимании камерном - исполнение  музыки  в домашней  обстановке.     

 

 

Экспериментальное исследование возможностей творческого музицирования в формировании положительной мотивации учения школьников в детской школе искусств осуществлялось в три этапа.  На первом этапе выявлялся уровень развития мотивации обучения в детской школе искусств. Исходя из полученных данных, была сформирована программа формирующего эксперимента по включению творческого музицирования в деятельность обучающихся. На заключительном этапе осуществлялась контрольная диагностика с целью определения динамики в развитии мотивации обучения в детской школе искусств.

Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся, педагогу  необходимо определить ее исходное состояние.  Учитель должен чувствовать  своих учеников, понимать   какие цели  они перед собой ставят,  что их интересует,  чем увлекаются, к чему стремятся, какие  эмоции переживают и т.д.

Чтобы дать более полную характеристику учащимся, определить уровень  мотивации учения, можно использовать средства диагностики, такие как: наблюдение, анкетирование,  опрос и др.

            Мотивация доступна наблюдению, ее можно определить по отношению учащихся к учению, по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, выполнению заданий и т.д.

     Для того чтобы изучение учащихся было целенаправленным, наблюдения необходимо проводить по следующим признакам:

- характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное или активное; недобросовестное или добросовестное; длительное и напряженное выполнение работы или с перерывами и отвлечениями; внимание устойчивое  на протяжении всего занятия или только его части);

- желание  выполнять задания неоцениваемые и необязательные  (ведение записей при слушании учителя или во время работы с учебником; повторное, более тщательное выполнение задания; стремление узнать, новые  приемы и способы выполнения задания);

- характер умственной деятельности учащихся (самостоятельное выявление причинно-следственных связей и закономерностей или копирование действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности и т.п.);

- избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение практической части, желание участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т.д.);

- отношение к выполнению задания (полностью или частично выполняет требования, предъявляемые учителем; выполняет задание старательно или небрежно; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать);

- увлеченность и эмоциональный подъем при изучении предмета (стремление к самостоятельности, увлеченность, удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т.п.);

- отношение учащихся к окончанию работы (убегает с урока сразу после звонка или стремится задержаться, поговорить с учителем и т.п.);

- отношение учащихся к помощи преподавателя и товарищей, их оценкам;

- включенность в деятельность (ориентируется в предстоящей деятельности, быстро включается в работу; ориентируется, но в работу не включается; не хочет делать);

- качество знаний (объем и  полнота, понимание и  осмысление, прочность усвоенного материала, успешность выполнения заданий, умение находить и устранять допущенные ошибки).

Анкета как научный инструмент является результатом тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию. Учитель  может использовать готовые анкеты, если они будут ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

В музыкальную школу приходят дети разных способностей, темперамента, интеллекта, но у большинства из них одно желание научиться играть на инструменте.

В большинстве школ педагоги сталкиваются с жестко регламентированной  деятельностью (не исключение и наша школа): образовательный процесс проходит строго по плану, необходимо выполнять образовательную программу и т.д. Детей приходится обучать путем постоянной тренировки и отработки технических навыков игры на инструменте. Но музыке нельзя научиться по принуждению.

Сталкиваясь с первыми трудностями, у учащихся пропадает интерес к занятиям, желание играть на инструменте. Наблюдая за детьми на начальном этапе обучения, мы смотрим: какие цели ставит перед собой учащийся, что его интересует, как относится к занятиям, какие эмоции испытывает от процесса обучения.

В результате наблюдения за учащимися своего класса (4 человека) было выявлено, что 3 человека (75%) хотели сами пойти в музыкальную школу, у них имеется желание учиться, 1 человек (25%) пошел учиться в школу, потому что его привела мама, поэтому он не знает, хочет научиться играть или нет. Несмотря на то, что у детей имеется желание научиться играть на инструменте, нами было отмечено, что двух человек (50%) интересует только сам инструмент, его звучание, то,  как на нем играет учитель, а не процесс обучения. Три человека (75%) относятся к занятиям не серьезно (забывают ноты, не выполняют домашнее задание, на уроке отвлекаются). Два человека (50%) проявляют положительные эмоции в процессе обучения, им нравится, когда у них что-то получается, когда их хвалит учитель.

Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся мы предложили родителям дополнительно заниматься с детьми по программе "Творческое музицирование".

Наблюдая за учащимися в конце обучения, нами было отмечено, что у всех учащихся (в тои или иной степени) повысился  интерес к учебным занятиям, во время занятий они стали более  активны и инициативны, при выполнении учебных заданий стали более старательны, у них понизилась утомляемость, они стали меньше отвлекаться. В конце обучения учащиеся стали выполнять задания более качественно и творчески, у них повысилась успеваемость. Педагогами была отмечена положительная динамика изменений отношения учащихся к учёбе в целом.

Все это позволяет положительно оценить общую эффективность введения программы "Творческое музицирование"  в учебный процесс.

 

 

Структурируя модель учебно-воспитательной работы в условиях дополнительного образования, мы отметили, что  творческое музицирование играет важную развивающую функцию и привлекательность для учащихся. Это можно объяснить тем, что эти формы работы с учащимися, в большей мере отвечают желаниям и музыкальным потребностям ученика, а  не попадают под жесткие нормы обязательной академической отчетности. 

 В основе программы "Творческое музицирование" лежит  принцип импровизации, свободы выбора репертуара и активности учащихся.

На уроках импровизации делается акцент на развитие воображение, умение изобретать, и находить новые неожиданные пути для разрешения встающих проблем.

Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения ребенком  возможности раскрыться с помощью музыкального инструмента, и сказать звуками: "Это - Я".  Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова: "Сыграй или спой, как ТЫ хочешь". Дорога в музыкальную импровизацию для детей лежит через их свободное непроизвольное обращение с тем, что очень легко и просто, с чем можно обращаться, манипулируя, а затем комбинируя.

 

Вывод

Итак, исходя из полученных результатов исследования, мы видим, что занятия творческим музицированием действительно улучшают внутреннюю учебную мотивацию детей к обучению музыке.

Значительное отличие между экспериментальной и контрольной группами показал анализ анкетирования учащихся и родителей.

Мотивация обучения контрольной группы, по итогам тестирования не изменилась, о чем свидетельствуют ответы учащихся. Ответы очень похожи, однообразны, новых ответов в итоговом тестировании не появилось.

Значительные отличия имеют ответы учащихся и родителей экспериментальной группы. На предварительном этапе тестирования мы не увидели заметных отличий между ответами экспериментальной и контрольной групп, а вот в итоговом тестировании появляются ответы, которые непосредственно касаются предмета музицирования и его положительного влияния и интересного содержания, что является хорошей мотивацией к обучению.

Анализируя результаты тестирования, мы можем выделить ряд новых ответов, которые дали учащиеся и родители:

- появился интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий;

- самостоятельное разучивание понравившихся мелодий, не входящих в основную программу;

- более активное общение учащихся друг с другом, взаимопонимание. Данный пункт является показателем того, что через музыку учащиеся открыли для себя новые способы общения. Совместное сочинение помогло учащимся научиться по-новому, контактировать, почувствовать и услышать друг друга.

Анализируя рисунки, контрольной и экспериментальной групп нами были определены следующие критерии:

- яркость, красочность;

- размер и местоположение рисунка на листе;

- цветовая гамма в рисунках;

- заполненность листа.

Сопоставив данные, полученные при анализе анкет можно сделать вывод, что в экспериментальной группе появилось у многих учащихся более позитивное отношение к обучению музыке. Они стали проявлять интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий, более активно интересоваться музыкальными занятиями. Появилось желание играть "для себя", "для души", через музыку выражать что-то свое, общаться с другими людьми, слышать и слушать.

Планируя уроки , мы стремимся не допускать однообразия, так как это ведет к быстрому утомлению и потере интереса учащихся к содержанию урока. С первых уроков учащийся  имеет возможность действовать активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера, что  свою очередь способствует развитию познавательного интереса.                    

Анализируя полученные данные, мы  с уверенностью можем сказать, что творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_ob.docx27.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ.                      

 

Многочисленные реформы, которым подвергается российская система образования в последние годы, не могли не коснуться сферы художественного образования.

Основная цель современного образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. В связи с этим в  педагогических коллективах идет постоянная, серьезная работа по обновлению содержания, которого ждут от них родители с позиции не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня.

С нашей точки зрения, такой способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является профессионализм,  творческий подход педагогических коллективов, а также владение новыми развивающими педагогическими технологиями, позволяющими обучать  детей с различным уровнем способностей.

В современных условиях для увеличения интереса к  обучению и повышению мотивации учащихся музыкальных школ, в области профессионального музыкального образования также возникла необходимость в разработке  новых подходов и методик.

Проблемой мотивации учения занимались многие представители советских и зарубежных ученых, психологов, педагогов, музыкантов: К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский и др. Например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Г.М. Цыпина, В.М. Подуровский занимались повышением активности и стимуляции учебной работы. Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработали методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке, А.К.Маркова разработала программу формирования мотивации учения школьников, Н.Ф. Талызиной предложены пути формирования учебной мотивации.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что многими учёными и специалистами уделялось значительное внимание вопросам мотивации учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение искусства в процессе воспитания и обучения.

Проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности занимались многие  педагоги, психологи,  практики среди которых А.В. Луначарский, П.П. Блонский, К.Роджерс, П. Эдвардс,  С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенский, М.А. Румер,  Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац,  Г.В. Ковалева,  Л.Дорфман,  А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик,  В.Н. Шацкая,Т.Э. Тютюнникова,  В.И. Петрушин, Л.С. Выготский, О.И. Филатова и другие.

В своих работах они указывали на значимость развития в детях творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через приобщение к музыкальной деятельности, творческому музицированию: подбор  мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.

При этом недостаточное внимание в педагогической литературе уделено проблеме формирования положительной мотивации обучения музыке через творческое музицирование.

Воспитанию положительной мотивации учения по мнению многих исследователей способствуют следующие факторы:

- включенность ученика в разные виды коллективной деятельности;

- общая атмосфера в школе и классе;

-отношения учителя с учащимся, помощь учителя в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

-привлечение учителем к оценочной деятельности и формирование  адекватной самооценки учеников и др.

Также формированию мотивации способствует необычная форма преподнесения материала которая вызывает удивление и интерес у учащихся, занимательные примеры, эмоциональная речь учителя, познавательные игры, беседы, анализ жизненных ситуаций, разъяснение учителем значимости учения и использований школьных знаний в будущей жизни, умелое применение учителем методов поощрения и наказания.

Сейчас в российских школах  очень широко используется метод проектов. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из разных источников. Они учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, развивают у себя умение самостоятельно выявлять проблему, проанализировать её, обобщить и принять решение.

Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество.

Когда учитель использует различные формы формирования мотивации учения, ему следует помнить, что внешние, пусть даже и благоприятные условия  могут оказать влияние на мотивацию учения  только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому учителю необходимо предусмотреть ситуации, задания, упражнения, направленные на формирование отдельных аспектов этой внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.

Работа учителя, направленная на поддержание и развитие мотивационной сферы, по мнению А. В.Марковой включает в себя следующие виды воздействий:

- учитель должен укрепить и поддержать у школьника позитивные мотивационные установки которые сложились ранее;

- учитель должен создать такие  условия при которых  у школьников появились бы новые мотивы, цели, а также  новые качества,  такие как устойчивость, осознанность, действенность и др.;

- коррекция неправильных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и перспективе их развития.

Исследование мотивов учения у младших школьников, которое проводила     М. В. Матюхиной, показало, что  мотивационная сфера учащихся представляет собой  сложную систему.  Входящие в эту систему мотивы, можно охарактеризовать по двум аспектам: сформированность и содержание.

По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на:

- учебно-познавательные, которые связаны с содержанием изучаемого материала и процессом учения;

- широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника таких как: чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избегание неприятностей и т. п.

К сожалению, учебно-познавательная мотивация не занимает ведущего места в системе учебных мотивов школьника. Мотивация, связанная с содержанием,  полностью устраивает потребность школьника в новых впечатлениях и новых знаниях. Здесь познавательный интерес ребенка может быть  разным, его может привлекать простая занимательность фактов или их сущность.

Ведущее место у детей младшего школьного возраста занимают мотивы выбора профессии и самосовершенствования, а так же  мотивы  ответственности перед учителем, родителями, одноклассниками ( т.е. социальные мотивы).

  Большое место в учебной мотивации младших школьников занимает желание получать хорошие оценки. При этом   учащиеся  не  ощущают   связь  между оценкой и уровнем своих знаний.

Н.Ф. Талызина Н.Ф. предлагает пути формирования учебной мотивации: "Наблюдение за работой учителей показывает, что этому необходимому условию успешности обучения не всегда уделяется должное внимание. Многие учителя часто  исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательные эмоции учащихся. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать  наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д. Если учебная деятельность радости не приносит - это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать на отрицательных эмоциях"

А.В. Марковой предложена примерная программа формирования мотивации учения школьников. В нашей работе мы хотим привести небольшой фрагмент:

"Общий смысл программы формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению действенному, осознанному, ответственному. Если рассмотреть программу формирования мотивации учения как программу-максимум, которая осуществляется целенаправленно всем педагогическим коллективом, то можно сказать, что объектом формирования надо было бы сделать все компоненты мотивационной сферы (мотивы, цели, эмоции) и все стороны умения учиться".

Учителям необходимо очень внимательно относиться к  тому, насколько правильно осмысливает учащийся систему школьных оценок. Школьная оценка и даже простое оценочное высказывание учителя могут иметь для учащихся различный  смысл;

- ситуации свободного выбора; психологические исследования показывают, что предоставление учащимся возможности свободного выбора задач для домашней работы или выбор стихотворений для заучивания наизусть в процессе обучения не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества обучения;

- помимо поощрений и наказаний негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывает необходимость выполнения той или иной работы к  фиксированному сроку и постоянный надзор за ее выполнением.

Все эти факторы, как правило, воспринимаются  учащимися как различные проявления внешнего контроля  их поведения. В этих условиях учащиеся воспринимают свою учебу как вынужденную, обусловленную извне, т. е. как внешне мотивированную.

Отрицательно влияют на внутреннюю мотивацию учения такие ситуации, в которых учащиеся начинают воспринимать себя как бы со стороны, например, выступление перед  классом, родителями и т. п. Такие ситуации легче воспринимаются и переносятся учащимися с развитой внешней мотивацией, но обычно учащиеся всячески избегают такие ситуации. Условия публичного выступления усиливают внешнюю мотивацию учебы и ослабляют внутреннюю. Поэтому переход от фронтального к групповым методам обучения  стимулирует внутренние мотивы учащихся, улучшает их общее отношение к занятиям.

Подводя итог по рассмотрению различных факторов и условий, воздействующих на внутренние мотивы учебной деятельности, обратимся к А.Б. Орлову: "Обстоятельства, предоставляющие учащимся автономию, поддерживающие их компетентность и уверенность в себе, усиливают внутреннюю мотивацию, тогда как обстоятельства, оказывающие на учащихся давление, контролирующие их, подчеркивающие их некомпетентность, не предоставляющие четкой и адекватной информации о продвижении в обучении, ослабляют внутреннюю мотивацию" [19 с.187].

      Таким образом, наиболее важными условиями формирования положительной мотивации обучения школьников музыке  следует признать следующие:  возможность самовыражения и самостоятельной творческой деятельности, а также проявление  субъектной позиции обучающихся.

Когда мы говорим о творчестве, то,  прежде всего,  имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.

Творчество в психологии - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное .

Проявления  творчества мы можем заметить и в младшем школьном возрасте, в этом возрасте дети обладают большой фантазией и применяют элементы своих фантазий в учебном процессе, для них характерны неожиданные сопоставления, необычные предложения. Также важное место в жизни младшего школьника продолжают занимать творческие  игры.

Важным фактором в формировании творческой активности личности является раннее приобщение к творчеству через посещение кружков, радости познания мира через собственный опыт, путешествия и т.д.

Дошкольный и младший школьный возраст являются самыми благоприятными для развития творческого потенциала ребенка, поэтому именно в этот период  необходимо пробудить у детей интерес к творчеству и  развивать творческое воображение.

Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.

Музицирование должно быть главным видом деятельности музыканта-исполнителя, независимо от того какой инструмент он осваивает. В творческом багаже музыканта должны находиться произведения различных эпох, стилей, жанров, и не важно, будут ли эти произведения исполнены наизусть, по нотам  или подобраны по слуху тут же.

Слово "музицировать" происходит от немецкого, musizieren, что означает -заниматься музыкой. В широком понимании - это игра на музыкальном инструменте вообще, а в понимании камерном - исполнение  музыки  в домашней  обстановке.      

Экспериментальное исследование возможностей творческого музицирования в формировании положительной мотивации учения школьников в детской школе искусств осуществлялось в три этапа.  На первом этапе выявлялся уровень развития мотивации обучения в детской школе искусств. Исходя из полученных данных, была сформирована программа формирующего эксперимента по включению творческого музицирования в деятельность обучающихся. На заключительном этапе осуществлялась контрольная диагностика с целью определения динамики в развитии мотивации обучения в детской школе искусств.

Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся, педагогу  необходимо определить ее исходное состояние.  Учитель должен чувствовать  своих учеников, понимать   какие цели  они перед собой ставят,  что их интересует,  чем увлекаются, к чему стремятся, какие  эмоции переживают и т.д.

Чтобы дать более полную характеристику учащимся, определить уровень  мотивации учения, можно использовать средства диагностики, такие как: наблюдение, анкетирование,  опрос и др.

        Мотивация доступна наблюдению, ее можно определить по отношению учащихся к учению, по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, выполнению заданий и т.д.

     Для того чтобы изучение учащихся было целенаправленным, наблюдения необходимо проводить по следующим признакам:

- характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное или активное; недобросовестное или добросовестное; длительное и напряженное выполнение работы или с перерывами и отвлечениями; внимание устойчивое  на протяжении всего занятия или только его части);

- желание  выполнять задания неоцениваемые и необязательные  (ведение записей при слушании учителя или во время работы с учебником; повторное, более тщательное выполнение задания; стремление узнать, новые  приемы и способы выполнения задания);

- характер умственной деятельности учащихся (самостоятельное выявление причинно-следственных связей и закономерностей или копирование действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности и т.п.);

- избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение практической части, желание участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т.д.);

- отношение к выполнению задания (полностью или частично выполняет требования, предъявляемые учителем; выполняет задание старательно или небрежно; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать);

- увлеченность и эмоциональный подъем при изучении предмета (стремление к самостоятельности, увлеченность, удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т.п.);

- отношение учащихся к окончанию работы (убегает с урока сразу после звонка или стремится задержаться, поговорить с учителем и т.п.);

- отношение учащихся к помощи преподавателя и товарищей, их оценкам;

- включенность в деятельность (ориентируется в предстоящей деятельности, быстро включается в работу; ориентируется, но в работу не включается; не хочет делать);

- качество знаний (объем и  полнота, понимание и  осмысление, прочность усвоенного материала, успешность выполнения заданий, умение находить и устранять допущенные ошибки).

Анкета как научный инструмент является результатом тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию. Учитель  может использовать готовые анкеты, если они будут ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

В музыкальную школу приходят дети разных способностей, темперамента, интеллекта, но у большинства из них одно желание научиться играть на инструменте.

В большинстве школ педагоги сталкиваются с жестко регламентированной  деятельностью (не исключение и наша школа): образовательный процесс проходит строго по плану, необходимо выполнять образовательную программу и т.д. Детей приходится обучать путем постоянной тренировки и отработки технических навыков игры на инструменте. Но музыке нельзя научиться по принуждению.

Сталкиваясь с первыми трудностями, у учащихся пропадает интерес к занятиям, желание играть на инструменте. Наблюдая за детьми на начальном этапе обучения, мы смотрим: какие цели ставит перед собой учащийся, что его интересует, как относится к занятиям, какие эмоции испытывает от процесса обучения.

В результате наблюдения за учащимися своего класса (4 человека) было выявлено, что 3 человека (75%) хотели сами пойти в музыкальную школу, у них имеется желание учиться, 1 человек (25%) пошел учиться в школу, потому что его привела мама, поэтому он не знает, хочет научиться играть или нет. Несмотря на то, что у детей имеется желание научиться играть на инструменте, нами было отмечено, что двух человек (50%) интересует только сам инструмент, его звучание, то,  как на нем играет учитель, а не процесс обучения. Три человека (75%) относятся к занятиям не серьезно (забывают ноты, не выполняют домашнее задание, на уроке отвлекаются). Два человека (50%) проявляют положительные эмоции в процессе обучения, им нравится, когда у них что-то получается, когда их хвалит учитель.

Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся мы предложили родителям дополнительно заниматься с детьми по программе "Творческое музицирование".

Наблюдая за учащимися в конце обучения, нами было отмечено, что у всех учащихся (в тои или иной степени) повысился  интерес к учебным занятиям, во время занятий они стали более  активны и инициативны, при выполнении учебных заданий стали более старательны, у них понизилась утомляемость, они стали меньше отвлекаться. В конце обучения учащиеся стали выполнять задания более качественно и творчески, у них повысилась успеваемость. Педагогами была отмечена положительная динамика изменений отношения учащихся к учёбе в целом.

Все это позволяет положительно оценить общую эффективность введения программы "Творческое музицирование"  в учебный процесс.

Структурируя модель учебно-воспитательной работы в условиях дополнительного образования, мы отметили, что  творческое музицирование играет важную развивающую функцию и привлекательность для учащихся. Это можно объяснить тем, что эти формы работы с учащимися, в большей мере отвечают желаниям и музыкальным потребностям ученика, а  не попадают под жесткие нормы обязательной академической отчетности.  

 В основе программы "Творческое музицирование" лежит  принцип импровизации, свободы выбора репертуара и активности учащихся.

На уроках импровизации делается акцент на развитие воображение, умение изобретать, и находить новые неожиданные пути для разрешения встающих проблем.

Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения ребенком  возможности раскрыться с помощью музыкального инструмента, и сказать звуками: "Это - Я".  Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова: "Сыграй или спой, как ТЫ хочешь". Дорога в музыкальную импровизацию для детей лежит через их свободное непроизвольное обращение с тем, что очень легко и просто, с чем можно обращаться, манипулируя, а затем комбинируя.

Вывод

Итак, исходя из полученных результатов исследования, мы видим, что занятия творческим музицированием действительно улучшают внутреннюю учебную мотивацию детей к обучению музыке.

Значительное отличие между экспериментальной и контрольной группами показал анализ анкетирования учащихся и родителей.

Мотивация обучения контрольной группы, по итогам тестирования не изменилась, о чем свидетельствуют ответы учащихся. Ответы очень похожи, однообразны, новых ответов в итоговом тестировании не появилось.

Значительные отличия имеют ответы учащихся и родителей экспериментальной группы. На предварительном этапе тестирования мы не увидели заметных отличий между ответами экспериментальной и контрольной групп, а вот в итоговом тестировании появляются ответы, которые непосредственно касаются предмета музицирования и его положительного влияния и интересного содержания, что является хорошей мотивацией к обучению.

Анализируя результаты тестирования, мы можем выделить ряд новых ответов, которые дали учащиеся и родители:

- появился интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий;

- самостоятельное разучивание понравившихся мелодий, не входящих в основную программу;

- более активное общение учащихся друг с другом, взаимопонимание. Данный пункт является показателем того, что через музыку учащиеся открыли для себя новые способы общения. Совместное сочинение помогло учащимся научиться по-новому, контактировать, почувствовать и услышать друг друга.

Анализируя рисунки, контрольной и экспериментальной групп нами были определены следующие критерии:

- яркость, красочность;

- размер и местоположение рисунка на листе;

- цветовая гамма в рисунках;

- заполненность листа.

Сопоставив данные, полученные при анализе анкет можно сделать вывод, что в экспериментальной группе появилось у многих учащихся более позитивное отношение к обучению музыке. Они стали проявлять интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий, более активно интересоваться музыкальными занятиями. Появилось желание играть "для себя", "для души", через музыку выражать что-то свое, общаться с другими людьми, слышать и слушать.

Планируя уроки , мы стремимся не допускать однообразия, так как это ведет к быстрому утомлению и потере интереса учащихся к содержанию урока. С первых уроков учащийся  имеет возможность действовать активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера, что  свою очередь способствует развитию познавательного интереса.                

Анализируя полученные данные, мы  с уверенностью можем сказать, что творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Советы родителям школьников по формированию положительной мотивации к учению

Советы родителям школьников по формированию положительной мотивации к учению помогут родителям построить правильные отношения с ребенком, воспитать интерес к учению....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Основные характеристики подросткового возраста:Желание ребенка принять на себя обязанности и права взрослых.Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.Обидчивость, озлобленность, раздражен...

Формирование положительной мотивации учения за счет Interwrite DualBoard

Формирование положительной мотивации учения за счет Interwrite DualBoard...

Проведение дифференцированных зачетов как одно из условий формирования положительной мотивации учения у школьников.

Данная статья посвящена идее дифференцированного обучения, основаниями для которого являются не только потребности общества, но и индивидуальные особенности, интересы школьников. Дифференцированный по...

«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.

Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой...