Проведение дифференцированных зачетов как одно из условий формирования положительной мотивации учения у школьников.
статья по алгебре на тему

Александрова Татьяна Алексеевна

Данная статья посвящена идее дифференцированного обучения, основаниями для которого являются не только потребности общества, но и индивидуальные особенности, интересы школьников. Дифференцированный подход осуществляется на определенных этапах урока, в том числе при проведении контроля знаний. Тематический контроль знаний учащихся является  одним из основных условий повышения качества обучения. В статье приведены теоретические положения о дифференцированном подходе при организации и проведении зачетов по математике., а также примеры зачетных заданий для  по различным ключевым темам Программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение дифференцированных зачетов как одно из условий формирования положительной мотивации учения у школьников.

Концепция школьного математического образования ставит приоритетными идеи развивающего обучения математике. По отношению к цели развития личности задачи образования должны быть рассмотрены как средства, помогающие ее достижению. Да и при оценке успеваемости учащихся акценты переносятся с умения воспроизвести тексты учебника на понимание ключевых фактов, понятий, законов, теорий науки, умение самостоятельно добывать и применять знания, рассуждать, доказывать, решать новые нестандартные задачи.

Обучение – это целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга.

В одном классе можно наблюдать школьников с крайними противоположными друг другу уровнями развития (от высокого до низкого).

В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижения результатов средними учениками. Но при этом слабым ученикам уделяется недостаточное внимание, а сильные и талантливые ребята и вовсе выпадают из поля зрения учителя.

При таком отношении сильные ученики теряют интерес к учению, им становится скучно на уроках, и в результате к концу обучения талантливые дети превращаются в посредственных учеников.

Что же касается слабых учеников, то задания среднего уровня кажутся им непосильными. Появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики, в конце концов, отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используя обходные пути: механическое заучивание, ожидание подсказок, списывания. В конце концов, у слабых учащихся возникает отвращение к учению.

Все эти негативные явления можно преодолеть, организуя дифференцированию работу внутри класса.

Под дифференциацией понимается такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять внимание направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику – привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке увидеть результаты своей деятельности.

Опыт показывает, в зависимости от того, что и как мы проверяем и оцениваем, строится содержание и осуществляется деятельность учащихся. Для реализации контрольно-оценочной деятельности целесообразно  выбрать систему дифференцированных зачетов по математике как особую форму организации контроля.

Зачеты содержат большой воспитательный потенциал, содействующий формированию ответственного отношения к учению, формированию культуры учебного труда. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность и мобилизовать усилия, актуализировать знания и умения на выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении. Уроки-зачеты приучают школьников сосредоточенно работать над решением поставленных задач, экономно расходовать время. При этом воспитательная и образовательная функции зачета проявляются эффективнее при работе над заданиями, составленными с учетом учебных возможностей учащихся. Благодаря этому знания школьников становятся более действенными, критичными, оттачиваются умения и навыки.

Зачёты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания и по характеру проведения (предусматривается пересдача в случае отрицательного результата). Именно эти свойства, на мой взгляд, наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачёта я осуществляю по двухбалльной шкале; “зачтено” – “не зачтено”. Зачёты провожу по каждой теме. Их содержание отбираю таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно. Каждый ученик сдаёт все предусмотренные планом зачёты. Зачет считаю сданным, если ученик выполнил верно все предложенные задачи обязательного уровня. Зачетную работу я составляю обычно из двух частей: обязательной и дополнительной. В первую часть входят задачи минимального уровня, за выполнение которых ученик получает отметку “зачтено”; дополнительная часть – это задачи общего и продвинутого уровней, за выполнение которых учащийся получает отметку 4 или 5. Можно увеличить число дополнительных заданий, включив резервные  и предоставив учащимся возможность выбора. Это позволяет объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки. Итоговое оценивание знаний школьника непосредственно зависит от результатов сдачи зачётов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты сданы.

В процессе преподавания математики в 5-11 классах практикую различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачет и т.д. Учащиеся имеют право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни открыты, известны и понятны ученикам, поэтому у них развита познавательная активность, и они заинтересованы в результатах своего труда. Цели для учащихся известны и посильны, результаты труда всегда поощряются, поэтому ребята стремятся к их осуществлению. Такой подход помогает мне создать психологический комфорт на уроке, формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, способствует укреплению здоровья.

Остановлюсь на одном из видов зачетов. Тематические зачеты, которые я провожу, представляют одну из возможных форм осуществления контроля за усвоением материала в условиях уровневой дифференциации, главная особенность которой состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся. По каждой теме выделен уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала.

При нормальном процессе обучения этот уровень доступен школьникам и его достижение считается явным успехом, на его основе формируются повышенные уровни усвоения материала.

В результате применения  зачетной системы можно сделать следующие выводы:

1. Система зачетов позволяет реализовать основные цели контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся:

• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• развитие самооценки и взаимооценки учащимися уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности.

2. Предоставление учащимся информации в более крупном блочном виде позволяет ученикам самостоятельно планировать продвижение в усвоении учебного материала, ставить вопросы и находить на них ответы.

Такими условиями организации контрольно-оценочной деятельности должны быть:

• открытость, конкретность и обоснованность требований на каждом этапе усвоения знаний, умений и навыков;

• уровневый, в зависимости от сложности учебных действий, подход к оценке результатов учебного труда;

• активное включение учащихся в самоанализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в усвоении учебного материала и уровня конечного результата.

Остановлюсь на методике проведения дифференцированного зачета по математике.

Главная задача зачетов связана с развитием творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачете. Другими задачами зачета являются: формирование умения учиться; выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках; проверка усвоения теории, умений решать ключевые задачи, выполнения домашних заданий, ведения тетради; обучение решению сложных математических задач; предупреждение зазнайства, неверия в свои силы

Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (используется не пятибалльная, а двухбалльная шкала), и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

В педагогике под зачетом понимают такой вид проверки и учета знаний учащихся по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические занятия. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя и учащегося.

В психолого-педагогическом словаре зачет - форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся и студентов. Проводится в форме индивидуального или группового собеседования, опроса, практической работы.

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.

Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.

Итак, зачет - форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся. Основные задачи зачета ориентированы на:

  • формирование умения учиться;
  • выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках;
  • проверку умения решать ключевые задачи;
  • обучение решению сложных математических задач.

С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. Все их можно разделить на несколько групп.

    По объему содержания выделяют тематические и текущие зачеты.

    Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

    По форме предъявления контрольных заданий выделяют открытую и закрытую форму зачета.

    В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах базового уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачете.

Открытый дифференцированный тематический зачет проводится, как правило, для завершающей проверки по какой-то теме. В начале изучения темы учитель вывешивает в классе или раздает учащимся список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме, и сообщает, что после ее изучения будет зачет, на котором будет проверяться умение решать задачи подобного типа. Учитель указывает также примерные сроки проведения зачета

Зачет проводится на специально выделенном уроке. Учащимся предлагается проверочная работа, охватывающая содержание изученной темы. Данную работу удобно составлять из двух частей.

Первая - это собственно задания зачета. Она содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем, которые были приведены в списке обязательных результатов обучения.

Вторая - это дополнительные, более сложные задачи по проверяемой теме, рассчитанные на хорошо подготовленных учеников.

Дело в том, что те учащиеся, которые уверенно владеют умением решать задачи обязательного (базового) уровня, как правило, к середине урока справляются с ними. Поэтому имеется возможность в ходе этого же урока осуществить проверку на более высоком уровне.

Закрытый дифференцированный тематический зачет отличается от открытого только тем, что список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки, учащимся не сообщается. В то же время в ходе изучения материала учитель указывает на обязательные умения, обращает внимание учащихся на задачи обязательного уровня.

Текущие дифференцированные зачеты проводятся несколько раз в ходе изучения темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется отводить целый урок. Это могут быть небольшие работы, рассчитанные на 10-20 минут и направленные на проверку одного - двух умений, формируемых в течение нескольких уроков.

Следует отметить, что проверка работ осуществляется дифференцированно:

- для первой группы – неверные решения отмечаются значком «-»

- для второй и третьей группы - неверные решения отмечаются значком «-» , приводится аннотация к допущенной ошибке, указывается место, где допущена ошибка подчеркиванием.

Каждый ученик имеет индивидуальный зачетный листок, где отмечаются номера тех заданий, которые зачтены.

Норма оценивания зачетных работ:

- оценка «3» выставляется, если количество зачтенных заданий - 3

- оценка «4» выставляется, если количество зачтенных заданий – 4

- оценка «5» выставляется, если количество зачтенных заданий – 5

Если зачетная работа содержит 10 заданий, то ученик после завершения работы может получить 2 оценки. Конечно оценка «5» первой группы качественно отличается от оценки «5» второй группы и третьей группы. Поэтому дифференцированный подход осуществляется по принципу: «от каждого по способностям, каждому по труду», т. е. максимальное приложение способностей, знаний, умений каждым учащимся.

Зачет по теме Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Первая группа

1.Два печника могут сложить печь за 12 часов. Если первый печник будет работать 2 часа, а второй 3 часа, то они выполнят только 20 % всей работы, За сколько часов может сложить печь каждый печник, работая отдельно?

2.Два мастера, работая вместе, могут выполнить заказ за 6 часов. Если первый мастер будет работать 9 часов, а потом его сменит второй, то он закончит работу через 4 часа. За сколько времени может выполнить заказ каждый из мастеров, работая отдельно?

3.Две копировальные машины, работая одновременно, могут сделать копию пакета документов за 10 минут, За какое время каждая машина в отдельности может выполнить эту работу, если известно, что первая может справиться с этой работой на 15 минут быстрее второй?

4.Один завод может выполнить некоторый заказ на 4 дня быстрее, чем другой. За какое время может выполнить этот заказ каждый завод, если при совместной работе за 24 дня они выполнили заказ, в пять раз больший?

5.Две трубы при совместном действии могут наполнить бассейн за 4 часа. Если бы сначала первая труба наполнила половину бассейна, а затем ее перекрыли и открыли вторую, то наполнение бассейна было бы закончено за 9 часов. За сколько часов может наполнить этот бассейн каждая труба в отдельности? 6.Две снегоуборочные машины, работая вместе, могут очистить от снега определенную площадь за 12 часов. Если бы сначала первая машина выполнила половину работы, а затем вторая закончила бы уборку снега, то на всю работу ушло бы 25 часов. За сколько часов могла бы очистить от снега эту площадь каждая машина, работая отдельно?

7.Периметр прямоугольника равен 34 см, а его диагональ равна 13 см. Найдите стороны прямоугольника

8.Гипотенуза прямоугольника равна 10 см, а один из катетов на 2 см больше другого. Найдите катеты треугольника.

9. В прямоугольной крышке, размеры которой 15 см и 30 см, надо вырезать прямоугольное отверстие площадью 100 см² так, чтобы его края были на одинаковом расстоянии от краев крышки. На каком расстоянии от края крышки должен быть край отверстия?

10.Лист жести имеет форму прямоугольника, длина которого на 10 см больше ширины. По углам этого листа вырезали квадраты со стороной 5 см и сделали коробку. Объем коробки равен 1000 см³. Найдите размеры листа жести.

Вторая группа

1.На турбазе имеются палатки и домики; всего их 25. В каждом домике живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток и сколько домиков, если на турбазе отдыхают 70 человек?

2.У причала находилось 6 лодок, часть из которых была двухместными, а часть трехместными. Всего в эти лодки может поместиться 14 человек. Сколько двухместных и сколько трехместных лодок у причала?

3.На одно платье и три сарафана пошло 9 м ткани, а на 3 таких же платья и 5 таких же сарафанов - 19 м ткани. Сколько м ткани требуется на одно платье и сколько на один сарафан?

4.Для одной лошади и двух коров выдают ежедневно 34 кг сена, а для двух лошадей и одной коровы - 35 кг сена, Сколько кг сена выдают ежедневно для одной лошади и сколько для одной коровы? 5.Прямоугольный газон обнесен изгородью, длина которой 30 м. Площадь газона 56 м². Найдите длины сторон газона.

6.Велосипедист доехал от озера до деревни и вернулся обратно, затратив на весь путь один час. От озера до деревни он ехал со скоростью 15 км/ ч, а обратно со скоростью 10 км/ч. Чему равно расстояние от озера до деревни?

7. У мальчика было 15 монет – пятирублевые и десятирублевые, всего на сумму 95 рублей. Сколько пятирублевых и сколько десятирублевых монет?

8.В копилке лежало 82 рубля пятирублевыми и двухрублевыми монетами ; всего в ней было 26 монет, Сколько пятирублевых и сколько двухрублевых монет было в копилке?

9.Прямоугольный участок земли обнесен забором, длина которого 40 м. Площадь участка 96 м². Найдите длины сторон участка.

10.Пешеход дошел от станции до почты и вернулся обратно, затратив на весь путь 1 час. К почте он шел со скоростью 6 км/ч, а обратно – со скоростью 4 км/ч. Чему равно расстояние от станции до почты?

Зачет по теме «Числовые выражения »

Вычислить значения выражений:

Первая группа

] )  465 * 204 - 8 904: (22*308 - 6 692)

2) ( 591 + 1 125 :75)* 56 - 46 *702

3)  39*(1 849:43-1 52 1:39)*250

4) 638*406 - 54 036:(44*209 - 9 117)

5) (790 - 17 472: 84)*64 + 54 * 903

6)  167*(588: 49 + 728: 56) * 4

Вторая группа

1)  425 * 206 - 57 816: 72

2)  ( 352 195 + 96 309): 56

3)  2 001 : 69 + 58 884: 84

4) 42 275: (7004 - 6 909)

5)  638 * 306 + 24 012 : 69

6) 76 032: 72 - 76 032 : 88

7) ( 302 281 - 12 649): 48

8)  76 608 : (717 + 291)

9)  15 * 16 + 1 584 : 18

10)( 18 + 12*27): (327 - 156 )

11) ] 43 * 24 + 24 * 157

] 2) 43 * 27 + 35 * 27 - 58 * 27

13) 36 * 248 - 36 * 148

14) 13 * 19 - 2 345 :·35

1 5)( 1 350: 45 - 15) * ( 48 + 77 )

Третья группа

1) ( 1 272 - 768) * 7 + 472

2) ( 599 + 289): 24 - 16

3)  41 459 - 59 * 702

4)  3 ] 5 * 206        208

5)  68 * 51 - 2 368

6)  52 + 48 * 702

7)  ( 1321 - 785) * 8 + 112

8) ( 1 889 + 943): 48 - 18

9)  576  * 408 - 9 708

10) 8 133 + 69 * 805

] 1) 12 308 - 96 * 64

12) 68 * 803 + 567

Зачет по теме «Числовые выражения»

Первая группа

1)  62,3 + (50, 1 - 3,3 * (96,96: 9,6)) * 1,8

2) 51 ,6 + (70,2 - 4,4 * (73,73: 7,3)) * 1,6

3) 18,305: 0,7 - 0,0368: 0,4 + 0,492: 1,2

4)  ( 0,0288: 1,8 + 0,7 * 0,12) * 35,24

5)  О,72 * 2,25 - 4,06: (0,824 + 1,17) - 12,423

6)  ( 0,6739 + 1,4261) * 557,55: (16,7 * 2,9 - 42,13)

7) ( 1,3892 + 0,8108) * 537,84: (15,8 * 3,6 - 52,48)

8) 801,4 -(74 - 525,35 : 7,9) * (64,4-6,88 : 8,6)

9) 702,3 -(59 - 389,64: 6,8) * (59,3 - 5,64 : 9,4)

1О) (23,82 + 54,58) * (1,202 + 0,698) - 2, 1 * ( 3,53 -1 ,89)

Вторая группа

1)  51 - (3,75: 3 + 86,45: 24,7) * 2,4

2) (650000: 3 125 - 196 ,5) * 3,14

3) (867000: 2 125 - 396,4) * 2,15

4) (26,16: 6 + 2,6 * 1,4): 0,4 - 0,4

5) (15,964: 5,2 - 1,2) * 0,1

6) (2 ] ,62 * 3,5 - 52,08: 8,4) * 0,5

7) (54,23 * 3,2 - 54,13 * 3,2 + 0,68): 0,2

8) (3,52: 1,1 + 6,2) * (7,2 - 4,62: 2,2)

9) (2,86: 2,6 - 0,8) * (3,4 + 7,04: 3,2)

1 О) (3,75: 1,25 - 0,75): 1,5 + 0,75

Третья группа

1)  27,36 * 0,1 - О,09

2) 50,05 - 2,15 * 23

3)   120 -(48 * 2,3 + 2,7)

4) 220,6 - 15 * 3,56 *4

5)  ( 18 - 16,9) * 3,3 - 3: 7,5

6) ( 2 1 - 18,3) * 6,6 + 3: 0,6

7) (41 - 38,7) * 8,8 + 4: 0,8

8)  ( 51 - 48,8) * 7,7 + 6: 0,75

9)  (32 - 132,3: 12,6) * 6,4 + 262,4

10) 102 -(155,4: 14,8 + 2, 1 ) * 3,5

  • В заключении можно уверенно сказать, что если реализовать зачетную систему контроля и оценки учебной деятельности учащихся  на уроках математики, направленную на развитие интеллектуальной деятельности школьников, то это позволит повысить действенность знаний, формировать положительное отношение к предмету и создать благоприятные условия для сознательного изучения математики.

Литература:

  1. Л.О.Денищева. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Москва. Просвещение, 2000 г.
  2. Сотникова Н.М. Научная статья: Дифференцированная зачетная система контроля и оценки деятельности учащихся 5 - 6 классов при обучении математике, 2000 г.
    3.
  3. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-differentsirovannaya-zachetnaya-sistema-kontrolya-i-otsenki-deyatelnosti-uchaschihsya-5-6-klassov-pri-obuchenii-matematik#ixzz3gW8iASPb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации у младших школьников к урокам физической культуры

Я всегда в своей практике задавалась следующим  вопросом: "Как сделать свои уроки еще интереснее, доступнее для понимания моим маленьким ученикам?" Работая в школе третий год я пришла к простым в...

Советы родителям школьников по формированию положительной мотивации к учению

Советы родителям школьников по формированию положительной мотивации к учению помогут родителям построить правильные отношения с ребенком, воспитать интерес к учению....

творческое музицирование как фактор формирования положительной мотивации учения

ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧЕНИЯ....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Основные характеристики подросткового возраста:Желание ребенка принять на себя обязанности и права взрослых.Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.Обидчивость, озлобленность, раздражен...

Формирование положительной мотивации учения за счет Interwrite DualBoard

Формирование положительной мотивации учения за счет Interwrite DualBoard...