Главные вкладки

    Доклад, сопровождаемый презентацией по теме "Цифровые образовательные ресурсы как условие формирования положительной мотивации и основ логического мышления младших школьников на уроках информатики "
    методическая разработка по информатике и икт по теме

    Иванова Вита Николаевна

     Доклад на научно-практической конференции педагогов Нелидовского района Тверской области (ноябрь 2009г.) на тему "Цифровые образовательные ресурсы как условие положительной мотивации и основ логического мышления младших школьников на уроках информатики". Доклад сопровождается презентацией. Презентация выложена в архиве из 6-ти томов, поскольку "тяжелая". Разархивирование начинать с 1 тома. Все последующие тома разархивируются в папку уже разархивированного 1 тома. Формат презентации позволяет её редактировать и изменять для дальнейшего использования. Надеюсь, кому-нибудь пригодитсяdevil

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цифровые образовательные ресурсы

    как условие формирования положительной мотивации и основ логического мышления младших школьников

    на уроках информатики

    учитель информатики – Иванова Вита Николаевна

    (Слайд 1)

    Благодаря проекту «Информатизации системы образования», тесно связанного с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации, компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

    (Слайд 2) 

    Использование учителем цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

    Что такое ЦОР?

    Цифровые образовательные ресурсы – это учебный, содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой форме.

    (Слайд 3)

    Задачи цифровых образовательных ресурсов таковы:

    1) Представление учебной информации

    2) Информационно-справочное обеспечение всех видов занятий

    3) Моделирование и демонстрация объектов

    4) Поддержка различных активных форм занятий

    5) Тренировка навыков и умений различного характера, решение задач

    6) Контроль и оценка знаний учеников

    В течение последних лет в школах  все больше распространяется практика проведения учебных занятий с использованием ЦОР. В распоряжении учителей Федеральная коллекция цифровых образовательных ресурсов, комплекты ЦОР к существующим учебным программам, электронные учебные издания. Одни педагоги находят в предлагаемых ресурсах материалы, помогающие поддерживать стремление учащихся к познанию, к осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков. Другие предпочитают создавать свои ресурсы, ориентированные на конкретный контингент учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Есть и категория педагогов, которая отвергает и отказывается использовать предлагаемые материалы нового поколения. По-прежнему отношение педагогов к использованию цифровых ресурсов на уроке остается неоднозначным, и остаются открытыми многие вопросы.

    Я, как и многие  учителя, придерживаюсь точки зрения, что в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Отсюда важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно приобретать знания, овладел способами познавательной деятельности

          Поэтому стоит вопрос о вовлечении учащихся в активную познавательную деятельность, предусматривающую применение знаний для решения проблем окружающей действительности и решающую роль в этом будет иметь использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе школы.

            Главная задача учителя – обучая, развивать, то есть не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся. Как это сделать?

    Качественных характеристик, выгодно отличающих образовательные электронные ресурсы от Традиционного способа обучения  (передачи информации напрямую: учитель – ученик), по существу, две: мультимедийность и интерактивность. Эти две основные характеристики и обуславливают преимущества использования ЦОР и ИКТ в учебном процессе:

    (Слайд 4)

    1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

    (Слайд 5)

    2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

    (Слайд 6)

    3. Использование ЦОР и применение ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

    (Слайд 7)

    4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

    (Слайд 8)

    5. Качественно меняется контроль деятельности учащихся.

    6. Компьютер способствует формированию   рефлексии  у учащихся за счет разумной комбинации заданий, демонстрации учебного материала и игровых занятий.

    (Слайд 9)

    На уроках информатики в 3.4 классах я применяю следующие объекты ЦОР:

    • Рисунки, иллюстрации, плакаты

    (Слайд 10)

    • Интерактивная игра и тренажер. Эффективность усвоения учебной информации возрастает, если подача материала происходит в игровой форме и сопровождается дополнительными стимулами. Во время игры могут повторяться одни и те же действия, которые, с одной стороны, ведут к успеху в игре, а с другой стороны, являются закреплением формируемых при обучении навыков.

            Во время игры могут задаваться вопросы, ответы на которые показывают уровень знаний по изучаемому предмету (причем тема игры необязательно должна совпадать с изучаемой темой). И, на наш взгляд, наиболее эффективное применение деловых игр в обучении – это моделирование в играх изучаемой предметной области.

            (Слайд 11)

    • Интерактивная карта (ЦОР Горячева А.В.)

    (Слайд 12)

    • Видеофрагменты и видеоуроки

    (Слайд 13)

    • Интерактивные и учебные презентации

    (Слайд 14)

    • Для контроля над качеством обучения и самоконтроля широкое распространение получили методы компьютерного тестирования. На сегодняшний день наиболее распространена «классическая» схема тестирования с вопросами и несколькими вариантами ответов. Технология компьютерного тестирования в отличие от традиционных способов оценки качества образования, позволяет:
    • значительно сократить временные рамки, необходимые на обработку результатов контрольной проверки знаний;
    • автоматизировать процесс проверки ответов;
    • свести к минимуму субъектное влияние учителя на результат измерения.

    Очевидно, что тесты – не единственная форма контроля знаний. Однако сочетание возможностей компьютерных технологий и достоинств тестирования вызывает интерес их применения в учебном процессе.  

    (Слайд 15)

    Где учителю взять ЦОР? Существует несколько вариантов:

    • Купить в магазине или интернет-магазине.
    • Создать самому, используя программное обеспечение, имеющееся в каждой(!) школе («Первая помощь 1.0» и «Первая Помощь 2.0»).  Недостающие программы, например, СamtasiaStudio – для снятия динамических скриншотов, можно скачать бесплатно в Интернете.

    (Слайд 16)

    • И, наконец, самый популярный способ – воспользоваться  огромным ассортиментом цифровых образовательных ресурсов, безвозмездно размещенных учителями страны в сети Интернет. При этом, необходимо, конечно, помнить об авторских правах.

    (Слайд 17)

            Аппаратное обеспечение использования ЦОР:

    1. Компьютер.

    2. Проектор.

    3. Интерактивная доска (если ее нет в наличии, то можно установить образовательные ресурсы на каждый компьютер ученика).

    4. Принтер для распечатки так называемых «маршрутных листов» или буклетов (или инструкций), в которых, в помощь ученикам, указываются опорные моменты при самостоятельной работе на компьютере.

    5. Сканер (потребуется только при самостоятельном изготовлении ЦОР).

    6. Микрофон будет необходим только в том случае, если вы желаете записать собственные комментарии к презентации или видеоролику.

            (Слайд 18)

            Таким образом, рассмотрев лишь довольно узкую тему о ведении уроков информатики в начальной школе, уже можно с уверенностью утверждать, что применение в преподавании цифровых образовательных ресурсов возможно и необходимо! Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимися начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.        

    Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Умение нажимать на клавиши клавиатуры может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

    (Слайд 19)

            Спасибо за внимание!

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"

    Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...

    РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

    Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

    В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

    Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах (презентация)

    Презентация к обобщению опыта работы по теме "Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах"...

    Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

    Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....

    Формирование логического мышления у школьников на уроках математики и во внеурочное время

    На математических кружках во внеурочное время школьники знакомятся с интересными нестандартными задачами, приучаются к логически строгим рассуждениям, постигают красоту и гармонию математики....