«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ» (для выступления на методобъединении воспитателей ГПД)
статья на тему

Алексеева Галина Ивановна

Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именно развитие логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса.

Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач в начальной школе является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

И одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

В группе продлённого дня, имеются все возможности для решения этой важнейшей задачи.

Цели развития логического мышления первоклассников в группе продлённого дня следующие:

  • развитие абстрактного мышления учащихся;

  • формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация);

  • развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы;

  • формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.

 

Ребёнок в группе продлённого дня чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром. Он познаёт мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, то есть учиться мыслить.

Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Детям должно быть интересно и занимательно.

Сухомлинский В.А. писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Поэтому обучение и развитие ребёнка в ГПД должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для младших школьников выступает игра. И такую возможность для этого даёт нам внеурочная деятельность. Ведь игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. С помощью дидактической игры детей возможно приучить самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

Игры в группе продлённого дня способствуют плавному переходу мышления учащихся от конкретно - действенного к абстрактному, что позволяет развивать у детей умение видеть закономерности.

В группе продлённого дня возможно использование компьютерных технологий, например, компьютерная презентация. Включение презентации делает процесс познания более наглядным и доступным для учащихся, создаёт ситуацию эмоционального подъёма, способствует формированию положительного отношения к предмету.

Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества во внеурочной деятельности являются:

  • игровая деятельность;

  • создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • работа в парах, группах;

  • проблемное обучение.

Об активности мышления детей красноречиво говорят их многочисленные вопросы, в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: «Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан?» и т.д. Мысль «почемучки» направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.

Для активизации и развития мыслительной деятельности детей именно неучебные задания оказываются более привлекательными.

В группе продлённого дня детям очень нравится самим придумывать загадки и отгадывать их.

Знакомство с пословицами проходит не в абстрактной форме, а применительно к жизненной ситуации (например, если ребёнок разбросал вещи, сказать лучше так: «Любишь кататься — люби и саночки возить», и объяснить обобщённый смысл пословицы.

Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности. А это реально в том случае, когда в группе продлённого дня учитывается индивидуальность каждого.

Каковы же педагогические условия, способствующие формированию логического мышление обучающегося в группе продлённого дня? Во-первых, это общение с воспитателем и сверстниками во неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а воспитатель просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.

Направления по развитию логического мышления младшеклассников в группе продлённого дня следующие…

1.Обучение детей давать определение понятий, называя его признаки и свойства (общие, конкретные, абстрактные, единичные, сборные) через игры «Представление», «Кто какой?», «Ассоциация», «Четвёртый лишний», «Угадай-ка», «Фантазёры» и др. (материал подбирается по темам).

«Игра в загадки» очень нравиться детям, как уже говорилось, дети с удовольствием участвуют в ней и учатся давать определение понятиям, выделяя общие и существенные признаки.

Так, в игре «Четвёртый лишний» дети должны исключить один предмет, у которого отсутствует некоторый признак, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями). В игре «Чего не хватает?» - нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец). В игре «Не зевай! Продолжай!» - быстро назвать ответы на вопросы.

2. Помогать ребёнку овладеть умением сравнивать: выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим, анализировать предмет с разных сторон. Например, рассмотрите этот кубик. Какой он? (Дети, как правило, называют цвет размер, иногда материал, из которого изготовлен кубик, но это не все признаки кубика).

- Какими свойствами кубик отличается от яблока? (Кубик квадратный, а яблоко круглое, кубик одноцветный, а яблоко разноцветное, кубик нельзя есть, а яблоко – можно).

Далее, сравнивая кубик со стеклянным предметом, выделяют следующий признак кубика – непрозрачность, с поролоном – твердость, с гирькой – легкость и т.д. Выделяя признаки разных предметов, дети называют их. Сначала выделяют признаки с опорой на сравниваемые предметы, постепенно научаются видеть признаки предметов без сопоставления его с другими предметами.

Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.

Используются следующие игры на сравнение и классификацию:

  1. “Две дорожки”.

  2. “Засели домик”.

  3. “Садовники”.

  4. “Поймай тройку».

  5. «Засели витаминные домики».

  6. «Назови признак предмета».

  7. «Кто живёт в лесу?».

  8. «Кто летает в небе?».

  9. «Съедобное — несъедобное».

  10. «Что общего?».

  11. «Что лишнее?».

  12. «Что объединяет?».

  13. Задания на сравнение (по цвету, весу, форме, времён года и т.п.).


3.Учить обобщать и классифицировать.

Классификация – это мысленное распределение предметов по группам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять по группам на основании выделенных в них общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.

В работе использовать можно нестандартные логические задачи. Мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соединение несколько точек одной линией без отрыва руки).

Итак, в работе по развитию логического мышления младшеклассников в группе продлённого дня используются следующие формы организации:

  • занятия в игровой форме;

  • игра – путешествие;

  • логические игры;

  • практические занятия;

  • наблюдения, обобщение, выводы;

  • исследовательская деятельность;

  • презентации, конкурсы;

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

  • игры в загадки;

  • «Мозаика» - игры на развитие памяти, внимания, воображения;

  • игры и упражнения на сравнение предметов;

  • «В гостях у Смекалки»;

  • конкурсы эрудитов;

  • упражнения на развитие памяти, внимания, воображения «Узнай. Дорисуй»;

  • сочинение сказок и загадок.


В результате работы по развитию логического мышления у обучающихся в группе продлённого дня формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня. (выступление на РМО воспитателей)

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспи...

Должностная инструкция Воспитателя группы продлённого дня

1. Общие положения 1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик учителя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуз...

Разработка рабочей программы для воспитателя группы продлённого дня

В последние годы, не смотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, имеется потребность в увеличении числа групп продлённого дня. Это обуславливается тем, что большинство родителей...

Рабочая программа воспитателя группы продлённого дня

Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС для учащихся начальной школы. Данный документ раскрывает основные аспекты деятельности в...

Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня

Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня...

«Формы и методы деятельности воспитателя группы продлённого дня»

Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согла...