Внешнее строение и передвижение рыб
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Ананьина Олеся

Урок объяснения нового материала по биологии животных для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_attestatsii.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии на тему «Внешнее строение и передвижение рыб»

Форма проведения урока: комбинированный

Тип урока: объяснение нового материала,  расширение и углубление

Цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Дополнить и уточнить особенности внешнего строения рыб, через опору на личный опыт учащихся
  2. Выделить наиболее важные факторы водной среды
  3. Установить взаимосвязь между внешним строением рыб и факторами водной среды
  1.  Развитие общеучебных умений:
  1. Интеллектуальные умения: извлекать информацию из текста, иллюстраций; сравнивать и группировать факты и явления; устанавливать причинно – следственную связь; представлять информацию  в виде таблицы, рисунков; делать вывод на основе обобщения знаний.
  2. Коммуникативные умения: слушать и понимать; понимать точку зрения другого; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
  3. Оценочные умения: проводить самооценку согласно алгоритму; оценивать результаты своей работы.
  4. Организационные умения: самостоятельно формулировать цель деятельности; проверять результаты работы
  1. Воспитательные:
  1. Ориентировать на экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  2. Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;
  3. Содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся

Методы:

  1. Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текстов учебника.
  2. Наглядный: работа с таблицами, открытками, опорным конспектом, моделями из пластилина, просмотр фрагмента видеофильма.
  3. Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление результатов работы в рабочей тетради.
  4. Форма организации учебной деятельности учащихся: игровая, коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

 1.Организационный момент  (2 минуты, проверка готовности учащихся  к уроку)

2. Проверка дом. задания:

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (по карточкам)

   1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ….

2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это ….

3. Под хордой расположена …… система в виде трубки.

4. Для хордовых характерна …….    симметрия тела.

5. В типе хордовых выделяют 3 подтипа:

6. Представители типа Хордовых имеют ……. кровеносную систему.

Фронтальный опрос: (15 минут)

 1. Назовите общие для хордовых черты организации.

2. В чем особенности организации бесчерепных, связанные с их условиями существования и образом жизни.

3. Дайте характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному

4. Укажите  органы и части ланцетника (модель ланцетника)

5. Жизнь у ланцетника простая: он сидит, зарывшись хвостом в песок на дне моря, высунув наружу рот, окруженный венчиком щупалец. Объясните, почему у ланцетника такой мало подвижный образ жизни? (Ланцетники – это фильтраторы. Поступающая в глотку вода выпускается через глоточные щели. Попавшая в глотку с водой пища застревает на ресничках глоточных щелей, склеивается в комочки и отправляется в кишку. Мало подвижный образ жизни дает возможность ланцетнику обеспечивать себя пищей при малом расходе энергии.)

6. Ланцетники – маленькие, полупрозрачные животные, не имеющие практического значения в жизни людей. Почему же сохраняется интерес в изучении строения и образа жизни этих животных?

( Изучение строения ланцетника помогает ученым выяснить происхождение всех хордовых, к которым относится и сам человек.)

3. Объяснение нового материала (25 мин)

Учитель: Сегодня на уроке вы продолжите изучение хордовых животных. Тема нашего урока "Внешнее строение рыбы".

Задача урока: раскрыть особенности внешнего строения рыбы в связи с ее обитанием в водной среде, понять, как она приспособлена к обитанию в воде, почему существует такое многообразие рыб.

Рыбы – это наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели  водной среды.  Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных. Число рыб превышает  22000 видов (всех млекопитающих, птиц, амфибий и пресмыкающихся насчитывается  не более 18000). Все рыбы делятся на два Класса: класс Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и класс Костные рыбы. Критерием такого разделения является внутренний скелет.

Рыбы различаются по размерам, окраске, строению. Длина тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис - обитающий в озерах острова Люцион (Филиппинские острова и карликовая пандака, Pandaka pygmaea (море близ Филиппинских островов - 7,5-14 мм, масса 8 мг,).и более 20 м (китовая или гигантская акула).

Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны – от высокогорных водоемов (балитора - Максимальный размер: 10,5 см, Эти рыбки обитают в высокогорных водоемах с быстрым течением, об этом нетрудно догадаться по их плоской, обтекаемой форме тела, Является аквариумной рыбо, но в неволе не размножается ) до самых грубоких океанических впадин (абиссобротула галатея из семейства ошибневых. Особь этого вида была поднята тралом из глубоководного желоба «Пуэрто-Рико» в Атлантическом океане с глубины 8 370 м. в 1970 г. на судно «Галатея», в честь которого и была названа эта рыба. Это сравнительно небольшая 20-сантиметровая рыба, живущая в глубинах с давлением свыше 800 атмосфер. Увы! Поднять её на поверхность не удалось, она умерла вследствие низкого давления на средних глубинах.).

Температурные условия жизни рыб также разнообразны (от -2, 1 до +50). Обитают в соленых водоемах и в пресных водах. Как ни странно, но рыбы встречаются даже в пересохших водоемах.(протоптеры). Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения, которые нам предстоит сегодня выяснить.

Существует такое выражение «Чувствует себя как рыба в воде». А как же в действительности чувствует себя в воде рыба? В чем особенности водной среды? Что рыбе помогает жить в данной среде обитания? 

Давайте мы с вами вспомним факторы водной среды:

1.Большая плотность воды

2. Прозрачность

3. Малое содержание кислорода

4. Текучесть

5.  Высокое давление на больших глубинах

6. Сильное поглощение солнечных лучей

А вот чтобы узнать, как рыбы приспособлены к водной среде, мы с вами разделимся на группы.

Задание 1 группы.

1.Опишите форму тела рыбы, какая она? Объясните, какое значение такая форма имеет в жизни рыбы?

2.Установите на какие отделы можно разделить тело рыбы, где находятся границы между ними? Как отделы тела соединяются друг с другом?

3. В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 20–400 м – красноватого цвета, а глубже – фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окрашены. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб. (Окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет такого значения, в отличие от рыб поверхностных слоев.)

 4..Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в правую или левую сторону? (Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.)

5.Какой вывод можно сделать из наблюдения? Зафиксируйте результаты на рисунке (границы между отделами тела на рисунке обозначить вертикальными пунктирными линиями) 

Задание 2 группы. 
1.Найдите у рыбы парные плавники, сколько их? Как они называются и где располагаются (используйте рисунок и текст учебника).

2.Понаблюдайте, как плавает рыба. При каких движениях действуют парные плавники? Какое значение они имеют в передвижении рыбы?

3.Выделите парные плавники на рисунке и подпишите их название. 

4. Найдите у рыбы непарные плавники, сколько их? Где они располагаются?

5.Пользуясь рисунком и текстом учебника, установите названия этих плавников.

6.Понаблюдайте, как плавает рыба. Какое значение имеют эти плавники?

Какой из них имеет большее значение в передвижении?

7.Выделите непарные плавники на рисунке и подпишите их.

Задание 3 группы. 
1.Рассмотрите, чем покрыто тело рыбы. Как располагаются чешуи? Все ли они одинаковые? Подумайте, какое значение имеет такое расположение чешуи? (сверьте свои предположения с учебником)

2.Пользуясь текстом и рисунком учебника, определите возраст рыбы по предложенным чешуям.

3.Найдите в тексте учебника чем выделяется и какое она имеет значение для жизни в воде?

4.Изобразите на рисунке расположение чешуи.

http://doc4web.ru/uploads/files/17/16437/hello_html_m7def0df7.jpg

Задание 4 группы. 
1.Рассмотрите голову рыбы, какие на ней расположены органы чувств?

2. Рассмотрите  в чешуи расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия боковой линии. Каково ее значение? (Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.)

 3.Пользуясь учебником, найдите, какие еще органы чувств есть у рыбы?

4. Определите, имеют ли глаза рыбы веки? (да или нет) Почему? 

(Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.

Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями).)

5.Изобразите органы чувств на рисунке.

http://musical-torrent.ru/uploads/images/abramis_brama_01_enkel_biljett.jpg

4. Итог урока  (2 мин)
В заключительной части урока учащиеся подводят итоги, делая вывод о том, каковы особенности внешнего строения рыбы, связанные с водной средой обитания и записывают их в тетрадях. 


  • Обтекаемая форма тела (части тела плавно переходят друг в друга). 

  • Тело покрыто чешуей и слизью. 

  • Органы передвижения – плавники. 

  • Хорошо развиты органы чувств, есть боковая линия. 

Домашнее задание: пар. 31, вопрос 1 письменно в тетради (из дополнительной литературы найти примеры того, как окраска и форма тела рыбы зависит от условий обитания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Внешнее строение и передвижение рыб"

Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник...

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Внешнее строение и передвижение рыбы

Внешнее строение и передвижение рыбы...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...

Урок по теме "Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб»

Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, ра...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...