Урок по теме "Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Саая Роза Михайловна

Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».

Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, развитии умения наблюдать за живыми животными.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с особенностями строения рыб.

2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать вывод.

3.Формировать опыт эмпатийного взаимодействия в условиях парной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока82.73 КБ

Предварительный просмотр:

№ 22  от__19.11.2015.______ дата.

Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».

Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, развитии умения наблюдать за живыми животными.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с особенностями строения рыб.

2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать вывод.

3.Формировать опыт эмпатийного взаимодействия в условиях парной работы.

Предметные результаты:  Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические  объекты,  физиологические процессы, протекающие в организме животных относящихся к классу рыб.

Личностные результаты:     Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию  и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД: Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текс в таблицу и прочие). Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять  цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных заданий и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Основные понятия: обтекаемая форма тела, боковая линия, плавательный пузырь: увеличение объема пузыря, уменьшение объема пузыря.

Межпредметные связи:  физика, география, экология.

Ресурсы урока: учебник, мультимедийная презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал: живые рыбы в стеклянных сосудах, ванночки с рыбами.

Организация пространства: индивидуальная, парная.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- признаки позвоночных животных;

- особенности внешнего и внутреннего строения рыб;

- особенности строения хрящевых и костных рыб;

Учащиеся должны уметь:

- различать хрящевых и костных рыб по внешним признакам;

- определить хозяйственное значение рыб и их роль в природе.

Оборудование: телевизор, ноутбук, мультимедийная  презентация, влажный препарат рыб, аквариумные рыбки, таблица «Класс Рыбы», оформление класса: на потолке, на нитке висят нарисованные рыбы, стакан,  деревянный брусок, железный предмет, рыба для эксперимента, капельки «воды» вырезанные из бумаги.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Я очень рада встречи с вами! 

Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня мы с вами начнем знакомство с  очень удивительной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы, догадались сами. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попытайтесь их разгадать. И вы узнаете тему урока.

Плаваю под мостиком            

И виляю хвостом,                    

По Земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю! Кто это?

В воде она живет

Нет клюва, а клюет. Рыба.

Молодцы, вы верно угадали. И так, сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин – рыбами. Мы совершим путешествие в необыкновенный и загадочный мир рыб. Продолжаем познавать новое.

  1. Изучение нового материала.

Тема урока «Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб». Слайд №1. Вот она наша тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?

План урока:

  1. Общая характеристика класса Рыбы.
  2. Внешнее строение и передвижение рыб.
  3. Классификация рыб.

Ребята, используя план урока, определите цель урока. Дети самостоятельно определяют цель учебной деятельности, высказывают свои предложения.  Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи.

Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить  - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе 
есть программа – это ваш путеводитель  и лист учета (Приложение №1)  – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе. Обратите,  внимание  на  листе учета  в углу изображён символ «Сосуд знаний». Заполните свои  сосуды  ровно настолько, сколько знаний вы принесли с собой на урок, а с помощью цветных карандашей  покажите своё настроение.

   Хорошо. Я увидела ваше настроение, да и знаний у вас достаточно, поэтому  желаю вам собранности и отличной работоспособности!                                                            

Примечание. Ребята, теперь давайте, сели удобно, смотрим на меня и внимательно слушаем и запоминаем! Далее учитель говорит на фоне шума волн.

Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые  послужат отличным снаряжением и не позволят нам утонуть. Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи!

l. СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ». Проверка знаний.

Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
  2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
  3. Под хордой расположена … система в виде трубки.
  4. Для хордовых характерна …  симметрия тела.
  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Проверка: Правильные ответы на экране.

Самоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.

Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.

ll. СТАНЦИЯ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ». Новая тема.

Цель: изучение классификации рыб.

Задание:   Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Признаки

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

1. Скелет

 

 

2. Наличие жаберной крышки

 

 

3. Наличие плавательного пузыря

нет

есть

4. Расположение рта

 

 

Взаимоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить, как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь: 

lll. СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ  ВПЕРЕД!»

Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.

Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля).

1. Рассмотрев учебник – ответьте на вопрос: Какие отделы тела есть у рыб? (Голова, туловище, хвост).

2. В разделе «Костные рыбы» 1й абзац.

Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.

вытянутаяhttp://festival.1september.ru/articles/515671/img2.gifобтекаемая

торпедообразная,  кругообразная,  (сплюснутая, листовидная),  змееобразная.

Задания повышенного уровня сложности:

3. Посмотрев видео, определите:

        1 вариант – характерные признаки хрящевых рыб.

        2 вариант – характерные признаки костных рыб.

4.  Прочитайте определение.

Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются,  а затем плавно сужаются.

        Объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела? (Приспособление к водной среде обитания).

5.  Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов.

Подвели итог и в таблицу.

Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.

lV. СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ». Какова цель посещения?

Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка  - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела  и очень яркие?

Взаимоконтроль.      Критерии оценки:  за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

А теперь, физминутка! Слайд. Давайте отдохнём под забавную и знакомую вам музыку. У вас есть возможность  вспомнить и повторить некоторые повадки рыб. Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.

Как рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью? Давайте посетим следующую станцию.

V.  СТАНЦИЯ  «ЭТО ИНТЕРЕСНО!».

Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)

1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и  плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения.  Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? ( Третий закон Ньютона: отбрасывая воду назад, животное движется вперед).

Чешуя и  слизь. Каково их назначение?              

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца. Чешуя не только покрывает тело рыбы, но и по ней, как по годичным кольцам дерева можно определить возраст рыбы.

Таким образом, чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение, способствует быстрому движению в воде и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим  что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – с жиром.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2) мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

5.  Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

Плавники и мышцы.            

Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – обеспечивают горизонтальное положение, повороты,  движение вверх и вниз. 
б) непарные: спинной,  анальный, хвостовой – движение вперед.

Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется  волнообразно.

6. Боковая линия. Одно из любопытных отличий рыб от других позвоночных – «шестое чувство». Это боковая линия – тоненькие трубочки, внутри которых находятся чувствительные клетки, улавливающие малейшие движения и колебания воды. Основная функция: определяет давление и направление воды, также скорость течения воды.

7. Жабры. (Осуществляют газообмен между водой и кровеносной системой организма).

8. Вкус и обоняние. Обитая в водоеме, рыбы живут на своей определенной территории, которую узнают по вкусу. Вещества, которые слагают дно, придают вкус воде. (Сладкое, кислое, горькое, соленое).

9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)

Киль у лодок и кораблей – спинной плавник. Руль  - хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла – парные плавники. Ласты – лучи плавников.

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь            

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Г. Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

Если вы набрали 19 баллов и больше, просто- здорово! Вы – молодцы!

Если - 15-18 баллов, очень хорошо!

Если – 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!

А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.

  1. Закрепление.

Vl.  СТАНЦИЯ  «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».

Оборудование: на каждом столе живые аквариумные рыбки в стеклянных колбах.

Ход работы: 

  1. Прочитайте всю работу. Страница 102. Лаб. Работа №7.
  2. Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы: рассмотрите форму тела рыбок, которые плавают у вас на столе в колбах. Посмотрите, как и какие плавники, они используют  в движении вверх, вниз, вперед, влево, вправо.

Задания 1-го  - базового уровня (обязательные для всех).

  1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба. 
  2. Из каких отделов состоит тело рыбы.
  3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
  4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?
  5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2-го уровня.

  1. Каково значение формы тела?
  2. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.
  3. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3-го уровня.

9. Используя свой жизненный опыт, перечислите значение рыб в жизни человека.

Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек  проводит опыты и готовит мини-выступление.

Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:

1 – на резкий взмах руки у стекла;
2 –  на стук по стеклу;
3 – на опущенный в воду карандаш;
4 – на кормление.

Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.
Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения? Какой можно сделать вывод?
Вывод: У рыб в процессе эволюции проявляется безусловные и условные рефлексы.

Резюме.    

Цель: подведение итогов.

Для формирования чувства доброты, бережного отношения к природе, развития логического мышления в адрес детей «приходит» письмо – обращение. Слайд на экране. Письмо состоит из слогов, которые соединены между собой стрелочками, если идти по направлению указанному ими, то сложится текст послания: «Любите и оберегайте нас!». Вопросом «Как вы ребята понимаете эти слова, что они для вас значат?», учитель старается заставить ребят более глубоко продумать смысл этой фразы, чтобы она не осталась просто набором слов, а вызвала эмоциональные переживания.

Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. Если, вы испытываете  добрые чувства к ним, то подарите,  пожалуйста,  нашим рыбам капельку дождя, ведь они  его так  любят!!! (Ребята приклеивают по желанию голубые капельки на аквариум с рыбой). И тогда в печальном списке Красной книги России, Тувы останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами.

А, сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.

IV. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Выбрать из трех предложенных вариантов отлично – солнышко лучистое, хорошо – солнышко с тучкой, удовлетворительно – тучка (Слайд №22).

Учитель: Ребята, давайте с вами,  выполним ещё одно упражнение, оно называется « КОМПЛИМЕНТ». Подумайте и скажите комплимент,   тому товарищу,  который на ваш взгляд вы бы хотели за что – то  похвалить: может быть за быстрые ответы, за активное участие на уроке, за интересные сообщения, за поведение на уроке и т.д. (учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведенный урок).

Учитель. Молодцы, ребята, вы  смогли оценить друг друга,  а теперь  оцените себя!

                 Заполните,  пожалуйста, анкету!   ( Самоанализ).

Анкета

  1. На уроке я работал                                            активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я                                доволен/недоволен
  3. Урок для меня оказался                                   коротким/длинным
  4. За урок я                                                               не устал/устал
  5. Мое настроение                                                 стало лучше/стало           хуже
  6. Материал урока мне был                                понятен/не понятен

                                                                                полезен/бесполезен

                                                                                интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется                  легким/ трудным

                                                                               интересно/не интересно

  1. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, поверьте, сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о рыбах. Вам дома предстоит  изучить  п.21 и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Рыбах.
  • Кроссворд по теме «Многообразие Рыб».
  • Интересные сообщения о рыбах.
  • Рисунки с изображением Рыб.
  • Очень много о рыбах поверий и легенд, вы тоже поработайте в этом направлении.
  • Креативное задание: Почему мы так говорим? Как рыба в воде. Нем как рыба. Как сельди в бочке. Верно ли это с биологической точки зрения?
  1. Итог урока, комментирование оценок.

       Урок окончен. Мне с вами было очень приятно работать, вы мне понравились своей сообразительности и вниманием. Все вы сегодня очень старались! Молодцы! Всего вам доброго! До свидания.

     

Приложение№1. Лист учета.

C:\Users\Биолог\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\D7DSWFJN\350px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b9_362-0[1].jpg

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.                                                                                              

Задание: выберите букву и запишите ее.                                                                                                                  

а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.

Лист контроля   учени…    7-го «Ж» класса. Фамилия, имя………………….


Дата: 


Тема урока
:  «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».    

Название станции

Загрузочная

Знакомые незнакомцы

Полный вперед!

Дефиле

Это интересно

итог

Исследовательская

Полученные баллы

 

 

 

 

 

 

 

Программа для учащихся по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».

Цель урока:

  1. систематизация и закрепление знаний учащихся по теме «Тип Хордовые»;
  2. знакомство с особенностями строения и приспособлениями рыб для жизни в воде;
  3. формирование умения работать в режиме доверия.

Станция «Загрузочная»

Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ….
  2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это ….
  3. Под хордой расположена ……                           система в виде трубки.
  4. Для хордовых характерна …….                         симметрия тела.
  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и ……… .

Самоконтроль.        Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Станция «Знакомые незнакомцы»   

 Цель: изучение классификации рыб.

Задание:   Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Признаки

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

1. Скелет

2. Наличие жаберной крышки

3. Наличие плавательного пузыря

нет

есть

4. Расположение рта

Взаимоконтроль.      Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Станция «Полный вперед!»

Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: ответы в лист контроля.

1. Рассмотрев учебник – ответьте на вопрос: Какие отделы тела есть у рыб?

2. В разделе «Костные рыбы» 1й абзац.

Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.

                   Форма тела рыб:

Задания повышенного уровня сложности:

                3. Посмотрев видео, определите:

        1 вариант – характерные признаки хрящевых рыб.

        2 вариант – характерные признаки костных рыб.

4.  Прочитайте определение.

Обтекаемая форма тела – это форма,  при которой голова и тело плавно расширяются,  а затем плавно сужаются.

        Объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

  5.  Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль.        Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 б.

Станция «Дефиле»     

Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

             Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от  брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка  - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела  и очень яркие?

Взаимоконтроль.     Критерии оценки:        за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Станция «Это интересно»   

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания после беседы.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Г. Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль.         Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 б).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

Если вы набрали  19 баллов и больше – просто здорово! Вы – молодцы!

Если -15-18 баллов - очень хорошо!

Если – 11-14 баллов - надо поработать еще!

Если 10 и меньше - очень жаль!

Станция «Исследовательская».

        Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа.

«Внешнее строение и передвижение рыб».

Ход работы:

Прочитайте всю работу.

Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1 го  - базового уровня (обязательные для всех).

1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.  

2. Из каких отделов состоит тело рыбы.

3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).

4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?

5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2 го уровня.

6. Каково значение формы тела?

7. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.        

8. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3 го уровня.

    9. Используя свой жизненный опыт, перечислите значение рыб в жизни человека.

Резюме.    

Цель: подведение итогов. Сосчитайте количество баллов, набранных вами.

Рефлексия.     

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме, выбрав букву.

а) понял хорошо;                б) не все было понятно;                в) ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.

Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

Лабораторная работа "Внешнее строение и передвижение рыб"

Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник...

Внешнее строение и передвижение рыбы

Внешнее строение и передвижение рыбы...

Урок "Надкласс Рыбы.Внешнее строение рыб"

Урок биологии в 7 классе, включающий общую характеристику надкласса Рыбы и изучение особенностей их внешнего строения. Урок проводится с использованием опорного конспекта...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...

Внешнее строение и передвижение рыб

Урок объяснения нового материала по биологии животных для 7 класса...

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...