урок "Химический состав клетки" по ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

урок -исследование химического состава растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование.

для УМК    Пасечника и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения.

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Урок – исследование.

Технология построения урока: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить химический состав клетки растений.

Задачи:

- образовательные: знать химический состав клетки, роли знаний в жизни человека .

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; проводить химические опыты; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать уважительное отношение к окружающим и природе.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  особенности химического строения клетки, роль органических веществ жизни клетки растения и для человека;

- уметь опытным путем находить органические вещества.

Метапредметные:

регулятивные:

 - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выслушать мнение других, высказывать свое;

коммуникативные:

- обсуждать в парах информацию по теме;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с дополнительной литературой;

- составлять отчет по проделанной работе;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.        Продолжить формирование умения работать  с дополнительной литературой.

2.        Продолжить формирование умения находить  отличия у объектов,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

3.        Продолжить формирование  навыков  работы с лабораторным оборудованием.            

Коммуникативные УУД

1.        Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе паре.

2.        Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3.        Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

1.        Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.        Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.        Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

4.        Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5.        Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6.        Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и самомооценки.

Личностные УУД

1.        Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.        Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.         Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.        Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: эвристический, исследовательский

Информационно-технологические ресурсы: маршрутный лист урока,  мультимедийная презентация ПК,  лаборатория.

Основные термины и понятия: клетка, химический состав, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты..

  1. Организационный момент

Проверяем  готовность к уроку. Настраиваем на работу.

Целеполагание

Я предлагаю вам послушать стихотворение, в которое поможет определить  тему сегодняшнего урока-исследования

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных вещества состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды,

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /

Итак,  тема нашего урока….( химический состав клетки)

Сегодня в процессе урока мы откроем для себя тайну хим. состава растения

Учитель: В маршрутных листах запишите тему урока.

-Как будем открывать тайну?

Учитель: Какова основная мысль стихотворения? ( дети отвечают)

Какие Вы молодцы!Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений.

-А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия)

-Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

-Определите  тему нашего урока? (версии детей)

Если трудно-Как соединить в-ва  растений и химию?

Учитель: Выберем объект нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

Мы  будем исследовать химический состав растения. Вещества создают клетки, они такие маленькие и производят веществ так мало. Однако клеток в организме растения много, и мы  докажем наличие веществв растении. Если они есть в растении, значит присутствуют и в клетке.

                  Объектом исследования являются органы растений

Учитель: Определите цель  нашего урока./Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучить химический состав клетки растений. запишите

-А зачем нам знать их химический состав?

Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели, необходимо определить задачи и разработать план исследования.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи:  

1. Экспериментально выяснить химический состав растений;

  1. Изучить роль растительных веществ в организме;
  2. Расширить знания о значении  растений для человека.

План работы:

  1. Изучаем теоритический материал
  2. Исследуем химический состав растения (клетки)

          3.Подводим итог работы

-Все для работы готово, можно  приступать к исследованию.

-Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня. Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.

III.Изучение нового материала.

- Что общего между сахаром, крахмалом, растительным маслом?

Как назвать  эти вещества ?Если организмы состоят из веществ, то… их и нахвали органическими.

Органические вещества -  вещества,  которые состоят  из  углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества производятся клетками живых организмов.

- Ребята, кто знает, на какие группы : орг. в-ва

К этим  веществам  относят…белки,  жиры,  углеводы, нуклеиновые кислоты.

Каким свойством обладают органические вещества?

Экспериментально исследуем хим. состав орг.веществ растения.

-Сегодня наш урок проходит в лаборатории. Вспомните правила работы в школьной лаборатории.

3.Углеводы –К углевода относятся различные вещества. Вот, например, крахмал при взаимодействии с йодом образует соединения, имеющие  синий цвет. Это качественная реакция на крахмал. С ее помощью можно определить наличие крахмала в органах растения.

Проверим?! Вы –исследователи, которые работают в парах.

Опыт№1:крахмал-йодорганизует учитель

У вас в пробирках №1 крахмал…

Обращаю ваше внимание, что йод это опасное в-во. Будьте аккуратны, не допускайте его контакта с кожей.

У всех получилось? Вывод.Цель нашего эксперимента – доказать, что в пробирке №1 содержится крахмал.

-Проверим, есть ли крахмал в растении.

Вывод: как обнаружить крахмал в растении?

- Из каких растений изготавливают крахмал.

Проверим, есть ли крахмал в клубнях картофеля. Находим в …

Опыт №2   картофель-йодУ всех получилось? В классе 2-3 помощника.

Вывод: Ученик - исследователь:

/ученик  демонстрирует результат учащимся  ( записи в тетради- 2 ученик)

 В клубнях картофеля очень много крахмала, поэтому произошло интенсивное окрашивание.

Посмотрите на доску(схема орг.в-в).Крахмал – это углевод. Значит,  растения содержат углеводы.

- В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

 -Зачем растение создает крахмал?

- Вам наиболее известен углевод сахар. Как вы думаете, из каких растений  получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

Какой вывод мы можем  сделать опираясь на эти знания?

Правильно, в клетках растений содержится углевод – сахар.        

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.Мы ее можем найти в  клетке? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

- Может ли растение жить без углеводов? Помощь- лист

Запись на …    Роль углеводов клетке:

  1. Энергия для жизнедеятельности
  2. В составе оболочек придают прочность
  3. Запас веществ в клетке

-Проверим, есть ли в других растениях крахмал. Это мука.Она тоже сделана из веществ растения.

- Как получают муку? Из муки я приготовила тесто и разложила его в марлевые мешочки.

- Исследуем химический состав пшеничной муки.

Опыт№3 мука-крахмал +. Перед уч-ся представлены кусочки фруктов и овощей, необходимо определить в них содержание крахмала.

Опыт№4 мука-белок

Рассмотрим остаток теста в марле. Вы увидите  клейкую массу. Ее называют клейковина, или растительный белок.

-Нужны ли белки растению?- Может ли растение жить без белков? Почему( лист)

Роль белка в клетках:(читаем и записываем)

1.        Входят в состав клеточных структур

2.        Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке

3.         Запас энергии

-Нужны ли белки человеку?

Значение белков – инд. задание.(макароны)

Белки , это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки изготавливать тесто и печь хлеб изделия, изготавливать макаронные изделия.

-Человек использует растения, содержащие много белка

-Как связаны между собой подсолнечное масло и подсолнух?

-Какую химическую природу имеет масло?  (растительный жир).

-Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.Табл.

- Какие масличные растения вам известны?

Проведем исследование  хим. состава семян подсолнечника.

Опыт №4 семя подсолнечника -масло

Ученик – исследователь: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик  демонстрирует результат учащимся /( записи)

-Узнаем, может ли клетка нормально существовать без жиров?

5.        Жиры – ( читаем и записываем)

Роль жира в клетках:

1.        При расщеплении жиров освобождается энергия

        6.Нуклеиновые кислоты

В клетке есть еще один вид орг. в-в – нуклеиновые кислоты, но,к сожалению,  в школьной лаборатории их обнаружить невозможно. Эти вещества хранят и передают наследственную информацию. Кто может мне назвать?

Наше исследование завершено. Используя полученные знания, ответьте:

Почему клетку сравнивают  с «миниатюрной природной лабораторией»?

Рефлексия.

На маршрутном листе найдите задание : Проверь  себя

          Вставьте пропущенные слова.

  1. В состав семян входят неорганические и  … вещества.
  2. Неорганические вещества клетки – это  … и …  .
  3. К органическим веществам клетки относятся …, …, … и …  .
  4. Соединения крахмала и йода окрашиваются в …  .
  5. Много крахмала в семенах таких растений, как …  .
  6. Много белка в семенах таких растений, как …   .
  7. Масличными культурами являются  …   .

Взаимопроверка.

Сделайте вывод о хим. составе растений.схема

Итог урока.

-Какую тему исследования мы определили?

-Решены ли ставили задачи?(соотнести с планом работы, записанным на доске)

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Как вы оцените свою работу?


Возьмите лист самооценки.
Определите  степень своего продвижения к цели.Проверте, все ли вы заполнили  на листе самооценки. Мне это очень важно

Домашние задание. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопросы:

1. Назовите продукты, особенно богатые белками, жирами, углеводами.

2. Как вы думаете, почему детей кормят кашами, приготовленными из семян

пшеницы, проса, риса?

Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня

Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.

Оценка.  На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                      4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,         3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия:

В начале урока

В конце урока

Рефлексия.
Выбрать и закончить предложение

А вы знаете, что сегодня на уроке я____

Больше всего мне понравилось________

Самым сложным для меня сегодня было______________________________                                                       Молодцы!

Проблемный ?  Как вы думаете,  каких веществ в клетках  больше  органических или  неорганических?

А кто из  вас  прав, мы  сейчас  узнаем.

  Опыт№1. Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании? Инд.задание

После   горения останется  зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

  При  горении сгорели  только  органические вещества. Правильно, зола  состоит из  минеральных  веществ, которые содержались в клетках растений.  Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал,  что неорганических  веществ в клетках больше, чем органических.

Лаборатория 1.

1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.

1.        Поместите его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему?

2.        Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?

3.        Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали        Что делали        Что наблюдали

                

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и  …  входит  …».

На клубень картофеля капните йод.

Что наблюдаете?

Лаборатория 2.

1.        Рассмотрите предложенные семена.

2.        Найдите семена подсолнечника.

3.        Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.

4.        Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

5.        Оформите в тетрадях проделанную работу.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали        Что делали        Что наблюдали

                

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и  …  входит  …».

Лаборатория 3.

2.        Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.

3.        Поместите его в марлю.

4.        Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?

5.        Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?

6.        Это растительный белок или клейковина?

7.        Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали        Что делали        Что наблюдали

                

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и  …  входит  …».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии на системно-деятельностной основе "Химический состав клетки" 6 класс. В плане реализации ФГОС ООО внедрении современных технологий в процесс образования

Тема урока: Химический состав клеткиТип урока: ОНЗ (открытие нового знания)Цели и задачи урока:Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  хими...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Урок по биологии в 6 классе "Химический состав клетки" (ФГОС)

Цель урока: формирование знаний о химическом составе клетки, значении органических и неорганических веществ в клетке.Решаемые проблемы: В чем главное отличие объектов неживой и живой природы на ...

урок "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС

Формирование УУД на уроке -  определение цели,эксперимент, самооценивание, работа в парах, составление плана изучения материала......

Методическая разработка урока "Отношение: входит в состав" 6 класс информатика ФГОС

Методическая разработка урока в рамках курса информатики в 6 классе. На уроке активно используется метод самооценки своей деятельности учеником, групповая работа....

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....