Разработка урока по биологии на системно-деятельностной основе "Химический состав клетки" 6 класс. В плане реализации ФГОС ООО внедрении современных технологий в процесс образования
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Соловьёва Валентина Александровна

Тема урока: Химический состав клетки

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цели и задачи урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  химическим   составом   клетки через самостоятельную деятельность); учиться организовывать выполнение заданий учителя, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «органические вещества». «неорганические вещества», «белки», «жиры». «углеводы», «нуклеиновые кислоты»;

Закрепить знания о роли органических и неорганических веществ клетки

Оборудование: интерактивная доска (ИД), инструктивные карты для каждого ученика, лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ (с водой, пробирки, салфетки, мука, пшеница, семена подсолнечника, белая бумага), инструктивные карточки , интерактивная доска (ИД), раздаточный материал (таблицы, этикетки продуктов питания)

Базовая национальная ценность (ценности), формируемые на уроке: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_fgos.docx198.23 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на системно-деятельностной основе

Автор урока: Соловьёва Валентина Александровна

Место работы, должность: учитель

Предмет : биология

Класс: 6

Автор УМК: Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2009.

Тема урока: Химический состав клетки

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цели и задачи урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  химическим   составом   клетки через самостоятельную деятельность); учиться организовывать выполнение заданий учителя, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «органические вещества». «неорганические вещества», «белки», «жиры». «углеводы», «нуклеиновые кислоты»;

Закрепить знания о роли органических и неорганических веществ клетки

Оборудование: интерактивная доска (ИД), инструктивные карты для каждого ученика, лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ (с водой, пробирки, салфетки, мука, пшеница, семена подсолнечника, белая бумага), инструктивные карточки , интерактивная доска (ИД), раздаточный материал (таблицы, этикетки продуктов питания)

Базовая национальная ценность (ценности), формируемые на уроке: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Информационные источники: Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Сценарий урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Р П К

Лич.

1.Мотивация к учебной деятельности

Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне -  и я забуду, покажи мне -  и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»

Выслушивает, комментирует, мотивирует

Высказывают свои суждения

Р.уметь организовать собственную деятельность.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Эталон 1.Шаги УД

Подведение к теме. Вопросы, актуализирующие внимание:

1) Какие вещества относятся к неорганическим?

3) Могут ли клетки живых организмов состоят только из воды и минеральных солей? 4) Какие еще вещества нужны для жизнедеятельности организмов? Сформулируйте тему урока. 5) Что сегодня предстоит нам выяснить?

6) Каким образом, можно узнать какие вещества содержатся в клетке?

Эталон 2. Строение клетки

На ИД «Растительная и животная клетка»,  «Химический состав клетки» 

http://festival.1september.ru/articles/627189/img1.jpg

Работа с карточками. Какие вещества преобладают в перечисленных  растениях?

Рис, соя, подсолнечник, пшеница, яблоня, картофель, капуста, горох, оливки, слива.

 Распределите растения по группам веществ (Белки, жиры, углеводы)

Эталон 3. Затруднение  

Организует игру «задай вопрос товарищу», придумай самый оригинальный вопрос  

Какие клетки изображены на слайде? Какие вещества изображены на схеме? Каких веществ в процентном отношении больше в клетке?

Возьмите карточки, прочтите и попробуйте сделать задание. Организует работу с карточками, наблюдает.

Выясняет,  кто не сделал? Почему? В чём трудность? Что будем делать?

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.

Решают проблему в группах.

Работа в группах по карточкам

Выясняется, эталона для решения проблемы нет.

К:  уметь организовать  учебное взаимодействие в группе и с учителем.

Р: Самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Принимать и сохранять учебную задачу.

Создание положительной мотивации учения

3.Выявления места и причины затруднения.

Групповая работа по выполнению опытов. Обсуждение результатов с помощью задания на интерактивной доске и на столах учащихся (Приложение 1) Что брали…

Что делали…

Что получили…

Физкультминутка

Раздает инструктивные карты, опытный материал, проводит инструктаж по ТБ

Давайте вернёмся к заданию в пробном действии. Сможем ли мы теперь выполнить задание? Почему мы не смогли сразу сделать это задание?

Постановка опытов в группах, согласно инструктивным картам. Сравнивают,

 обсуждают результаты опытов, делают выводы, заполняют таблицу в тетрадях.

Не знали,  какие вещества преобладают в названных растениях. У нас не было эталона.

П:  анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи. Приобретать элементарные навыки работы с приборами.

К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе.

Р: Уметь организовать выполнение заданий,  делать выводы по результатам работы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На ИД слайд

План действий на доске

1.Изучить результаты опытов,

таблицу (Приложение 2) «Содержание органических и минеральных веществ в культурных растениях в % отношении от общей массы», информацию учебника, СД -диск

2. Назвать какие органические вещества входят в состав заданных растений.

3. Построить алгоритм определения органических веществ (белки, жиры, углеводы)

Цель вашей работы? Где будите брать информацию?

Повторите правила работы в парах.

Называют цель работы, выяснить какие вещества и где запасают растения; уточняют тему урока.

Составляют план работы.

К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П.  поиск и выделение необходимой информации

самоопределение ;

смыслообразование

5. Реализация построенного проекта

Эталон 4 Определение веществ

Делятся на 3 группы, выяснят каких органических веществ больше в растениях,  опираясь на таблицу «Содержание органических и минеральных веществ в культурных растениях в % отношении от общей массы»

1гр. пшеница, горох

2 гр. кукуруза, рис

3 гр. соя, подсолнечник Соотносят результаты опытов с таблицей.

Формулируют выводы.

Начнем работу с итогов опытов. Озвучивают записи в третьей колонки таблицы.

Что получили?

Капли воды на стенках пробирки при накаливании.

Вывод: наличие минеральных веществ

Вода в стакане помутнела. На салфетках липкая , тягучая масса

Вывод: Наличие белка

При добавлении йода в стакан –вода посинела_ Вывод: наличие белка

При надавливании на семя подсолнечника - маслянистое пятно. Вывод: наличие жира

П.извлечение из текстов необходимой информации использование знаково−символических средств;

построение логической цепи рассуждений, доказательств

осознание ответственности за общее дело

6. Первичное закрепление во внешней речи

Эталон 5. Учебное общение

Учащиеся каждой группы делают выводы по предложенным растениям.

Давайте проанализируем и сформулируем то, что мы сегодня узнали

1 группа озвучивает вывод:

В горохе и пшенице в таблице обозначен большой % углеводов, и у нас при проведении опыта вода посинела - это говорит о наличии большого количества углеводов и белков, т.к. клейковина опытным путём в пшенице, но если сравнивать   с горохом в таблице примерно одинаково.

П. выполнение действий по алгоритму

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока.

На интерактивной доске задание, состоящее из вопросов и ответов на них. У учащихся на столах опоры в виде ответов на вопросы (можно добавить лишние ответы).

Вопросы:

1) Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?

2) Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу?

3) В чём мы обнаружили крахмал?

4) Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста?

5) О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника?

Ответы:

  1. Раствор йода
  2. Синий
  3. Клубень картофеля, мутная взвесь после теста
  4. Белок

     5) Жир  

Организует и направляет работу в группах

Учащиеся заполняют кроссворд (приложение 3) по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. Осуществляют взаимопроверку выполнения задания.

К:  уметь строить совместную работу на единый результат в группе.

Р: уметь организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы.

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока.

Прием «Горячий стул».

К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. На доске пишутся понятия, термины изученные на уроке. Учащиеся класса, не называя слово, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово: «органические вещества». «неорганические вещества», «белки», «жиры». «углеводы» 

Где нам понадобится, то,  что мы сегодня узнали

Раздаёт этикетки самых распространённых продуктов питания (майонез, масло сливочное, йогурт),

Организовывает повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения применения в быту.

Работа с текстом на этикетках,  анализ информации, сравнение с эталоном,  полученном на уроке

П. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация: подведение под понятие

К. использование критериев для обоснования своего суждения

нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания

9. Рефлексия учебной деятельности

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные органические и неорганические вещества клетки
  2. Я могу определить содержание веществ в предложенных продуктах
  3. Я знаю, как определить количество веществ
  4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  5. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  6. Я сегодня был активным на уроке.
  7. Я сегодня был внимательным на уроке.
  8. Я выполнял правила работы в паре.
  9. Я выполнил правила работы в группе.
  10. Я выполнял правила эталона учебного общения.
  11. Я сам открыл новое знание.

Я доволен своей работой на уроке.

Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Достигли мы цели?

Чем вы пользовались для достижения цели?

Перечисляют источники

П. контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л. самооценка на основе критерия успешности

Р. контроль, коррекция, оценка

Домашнее задание

Изучить текст учебника, самостоятельно определить значение нуклеиновых кислот по предложенному алгоритму. Дифференцированная работа по составлению  синквейна «Нуклеиновые кислоты», «Белки, «Жиры», «Углеводы».

К. достижение договорённостей и согласование общего решения

П. выполнение действий по алгоритму

Приложение1

Инструктивная карта

  1. Возьмите комочек теста, положите его в марлевую салфетку,  промойте его в стакане с водой. Что осталось на салфетке?  Капните на клейковину йод. Что произошло? Запишите в таблицу.

Что брали?

Что делали?

Что получили?

2.В стакане осталась мутная жидкость. Капните туда 2-3 капли йода. Что произошло? Какое вещество  в воде? Запишите.

3.Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите тупым концом карандаша. Что осталось на листе? Какое вещество выделилось? Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод : какие органические вещества вы обнаружили.

Приложение 2

Таблица на слайде

Приложение 3

    Кроссворд:

1

О

2

Р

3

Г

4

А

5

Н

6

И

7

Ч

8

Е

9

С

10

К

11

И

12

Е

Вопросы к кроссворду:

  1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
  2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
  3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
  4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
  5. Общее название солей, содержащихся в клетке.
  6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
  7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
  8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
  9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
  10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
  11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
  12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.

Ответы:

й

О

д

с

а

х

а

Р

у

Г

л

е

р

о

д

к

р

А

х

м

а

л

м

и

Н

е

р

а

л

ь

н

ы

е

ж

И

р

ы

н

е

о

р

г

а

н

и

Ч

е

с

к

и

е

б

Е

л

к

и

т

е

С

т

о

К

л

е

й

к

о

в

и

н

а

с

И

н

и

й

к

л

у

б

Е

н

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые" в условиях реализации ФГОС с презентацией к данному уроку.

Разработка урока  в 7 классе по геометрии по теме "Параллельные прямые" составлена в условиях реализации ФГОС. Материалы содержат  Технололгическую карту урока и презентацию к данному уроку....

Системно-деятельностный подход в обучении физике в рамках реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход в обучении физике в рамках реализации ФГОС...

Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....