Практическая работа: «Изучение законов наследования признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Мандрусова Людмила Григорьевна

Практическая работа: «Изучение законов наследования  признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».

Ø Цель: продолжить формирование понятия о    неполном доминировании:                                                          

Ø продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами;

Ø выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и       решения задач.

Неполное доминирование.

Демонстрация текста + озвучивание. Предложения появляются последовательно.

image (рис. 2)

У некоторых организмов при скрещивании не выполняются закономерности, установленные Г. Менделем. Известно, что в гетерозиготном организме доминантный ген не всегда подавляет проявление рецессивного гена. В некоторых случаях гибрид первого поколения F1 не воспроизводит полностью ни одного из вариантов родительских признаков: выражение признака носит промежуточный характер с большим или меньшим уклонением к доминантному и рецессивному состоянию. Но все особи этого поколения проявляют единообразие по данному признаку.

Явление неполного доминирования рассмотрим на примере растения ночная красавица. При скрещивании растения с красными цветами с растением, имеющим белые цветы, образуются гибриды, которые будут иметь венчики розового цвета.

Родительские растения были гомозиготны (АА и аа) по разным аллелям гена окраски цветов, а гибриды — гетерозиготны (Аа) по этому гену. Значит, в этом случае гомозиготы и гетерозиготы отличаются по фенотипу.

image  (рис. 3)

При скрещивании двух гетерозиготных растений с розовыми цветками (Аа) из первого поколения во втором поколении происходит расщепление по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа, а по фенотипу не в соотношении 1:3, а в соотношении 1 красный : 2 розовых : 1 белый. Это значит, что в случае неполного доминирования образуется три класса гибридов второго поколения не только по генотипу, но и по фенотипу: растения с красными (1/4), розовыми (2/4=1/2) и белыми (1/4) цветками.

Итак, при неполном доминировании у гибридов второго поколения наблюдается расщепление и по генотипу, и по фенотипу 1:2:1, а генотип особи однозначно определяется её фенотипом.

При неполном доминировании гибриды второго поколения с доминантным и рецессивным фенотипами всегда гомозиготы, а с промежуточным фенотипом — гетерозиготы.

Решение задач.     

№ 1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

№ 2. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, как будут выглядеть их дети?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий анимации О 11  41  – П- 8

«Изучение законов наследования  признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».

Экран 1.

Практическая работа: «Изучение законов наследования  признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».

  (рис. 1)

Экран 2 (Верхняя строка экрана) Практическая работа: «Изучение законов наследования  признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».

Оборудование:

  Таблицы по генетике

Экран 3. (Верхняя строка экрана) Практическая работа: «Изучение законов наследования  признаков при неполном доминировании (пример решения задачи)».

Демонстрация текста + озвучивание

  • Цель: продолжить формирование понятия о    неполном доминировании:                                                          
  • продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами;
  • выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и         решения задач.

Экран 4. (Верхняя строка экрана) Неполное доминирование.

Демонстрация текста + озвучивание. Предложения появляются последовательно.

 (рис. 2)

У некоторых организмов при скрещивании не выполняются закономерности, установленные Г. Менделем. Известно, что в гетерозиготном организме доминантный ген не всегда подавляет проявление рецессивного гена. В некоторых случаях гибрид первого поколения F1 не воспроизводит полностью ни одного из вариантов родительских признаков: выражение признака носит промежуточный характер с большим или меньшим уклонением к доминантному и рецессивному состоянию. Но все особи этого поколения проявляют единообразие по данному признаку.

Явление неполного доминирования рассмотрим на примере растения ночная красавица. При скрещивании растения с красными цветами с растением, имеющим белые цветы, образуются гибриды, которые будут иметь венчики розового цвета.

Родительские растения были гомозиготны (АА и аа) по разным аллелям гена окраски цветов, а гибриды — гетерозиготны (Аа) по этому гену. Значит, в этом случае гомозиготы и гетерозиготы отличаются по фенотипу.

  (рис. 3)

При скрещивании двух гетерозиготных растений с розовыми цветками (Аа) из первого поколения во втором поколении происходит расщепление по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа, а по фенотипу не в соотношении 1:3, а в соотношении 1 красный : 2 розовых : 1 белый. Это значит, что в случае неполного доминирования образуется три класса гибридов второго поколения не только по генотипу, но и по фенотипу: растения с красными (1/4), розовыми (2/4=1/2) и белыми (1/4) цветками.

Итак, при неполном доминировании у гибридов второго поколения наблюдается расщепление и по генотипу, и по фенотипу 1:2:1, а генотип особи однозначно определяется её фенотипом.

При неполном доминировании гибриды второго поколения с доминантным и рецессивным фенотипами всегда гомозиготы, а с промежуточным фенотипом — гетерозиготы.

Экран 5. (Верхняя строка экрана) Решение задач.

Демонстрация текста + озвучивание.  Предложения появляются последовательно.

№ 1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

Решение. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо прежде всего составить таблицу: «Ген – признак – генотип – фенотип», которая будет выглядеть так, как в случае решения задач из раздела «Неполное доминирование». Обозначим, как рекомендуется, ген неполного доминирования –, рецессивный ген – a.

 Так как каждый из генов фенотипически полностью проявляет себя лишь в гомозиготе, запишем генотип человека с мелковьющимися волосами как, с прямыми волосами – аа.

   

  (таблица 1)                                                               (схема 1)

И соответственно генотип гетерозиготного человека – а. Определим его фенотип как промежуточный между исходными фенотипами, перечисленными выше, т.е. человек будет иметь волнистые волосы.

 В случае если это покажется уместным и необходимым, можно построить стандартную решетку Пеннета

(таблица 2)

Можно сделать такой справедливый вывод: в этой семье есть равный шанс рождения ребенка как с волнистыми волосами, подобного отцу, так и с прямыми волосами, похожего на мать (1:1). И фактически равна нулю вероятность появления ребенка с мелковьющимися волосами.

Ответ: вероятность рождения ребенка  с волнистыми волосами, подобного отцу, так и с прямыми волосами, похожего на мать равна 50%,  вероятность появления ребенка с мелковьющимися волосами равно 0%.

№ 2. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, как будут выглядеть их дети?

Решение. Обозначим ген нормального размера глазных яблок как ; ген, ответственный за анофтальмию (отсутствие глазных яблок), как а. Генотип гетерозиготы – это a.

 Составим таблицу  и схему ркшения:

   

   (таблица 3)                                                                                (схема 2)

Вероятно, можно не прибегать к построению решетки Пеннета. И без того видно, что в этой семье дети будут выглядеть так:

1/2 – с нормальным размером глазных яблок, как у отца;

 1/2 – с уменьшенным размером глазного яблока, как у матери

Ответ: 50% - с нормальным размером глазных яблок, как у отца; 50% - с уменьшенным размером глазного яблока, как у матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры решения задач из раздела "Электростатика" с использованием принципа симметрии

Использование методологического принципа симметрии при решении задач из раздела "Электростатика"...

Пример решения задачи на расчет цепи постоянного тока с конденсатором

Возможное решение задачи уровня С на расчет цепи посоянного тока...

Примеры решения задач ЕГЭ вторая часть(задача 21,25)

Примеры решения задач ЕГЭ вторая часть(задача 21,25)...

Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.

Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако  можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...

Урок биологии в 7 классе "Общая характеристика хвойных растений. Практическая работа «Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере сосны и ели)»".

Данный урок по предмету биология является уроком № 12 в системе уроков по разделу «Систематические группы растений». Тема урока: Общая характеристика хвойных растений. Практическая работа ...