Национальный компонент, используемый в курсе биологии
методическая разработка по биологии на тему

Кучукбаева Розалия Маулизяновна

В настоящее время происходит интеграция знаний по естественным наукам, сближение гуманитарных и естественных наук, науки и искусства. В таких условиях школа должна воспитывать и обучать детей реальной жизнью, прививая им необходимые умения и навыки. Воспитание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как “естественное”, “природосообразное” воспитание. Национально-региональный компонент биологического образования включает в себя то, что непосредственно связано с региональными, национальными особенностями, что должно помочь освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrk_biologiya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный компонент, используемый в курсе биологии.

Кучукбаева Розалия Маулизяновна, учитель биологии МБОУ «Бардымская гимназия» с.Барда Пермского края.

     

В настоящее время происходит интеграция знаний по естественным наукам, сближение гуманитарных и естественных наук, науки и искусства. В таких условиях школа должна воспитывать и обучать детей реальной жизнью, прививая им необходимые умения и навыки. Воспитание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как “естественное”, “природосообразное” воспитание. Национально-региональный компонент биологического образования включает в себя то, что непосредственно связано с региональными, национальными особенностями, что должно помочь освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой.

Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ,  в своей многовековой истории. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки.

Школьники учатся бережно, с пониманием относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому, живой природе своего края. Ценным является то, что каждый ребёнок усваивает мудрый совет: будь всегда добр с природой!

   ЦЕЛЬ: приобщение к нравственно-этическому потенциалу родной культуры, к этнокультурным ценностям и  традициям своего народа и формирование личности с осознанной национальной самоидентификацией, способной в будущем решать задачи  развития своего народа.

Курс ботаники

6 класс

1. Выяснение названий растений на местном диалекте и сопоставление научных и местных названий; название блюда, где компонентами являются эти овощи и травы. Определение области применения цветочного и растительного орнамента.

2. Корнеплоды, используемые коренным населением для лечебных целей, в качестве пищи для людей и кормовой базы в животноводстве.

3. Место и роль картофеля, капусты, лука в рационе населения района.

4. Ознакомление с «Бабушкиным» методом опыления огурцов, которое используется только в нашем районе.

4. Место и роль лесов, лугов, рек для обоснования населенных пунктов нашими предками. Особенности и виды природоохранной деятельности предков.

5. Использование можжевельника, ели, сосны, лиственницы, осины местным населением для строительства, колыбели, изгнания «Злых духов». Легенда о «Цветке папоротника». Использование цветочного орнамента татарами и башкирами; запрещение курения табака Кораном; традиционные способы лечения цветками растений и разными травами, медом; использование рябины от сглаза.

6. Использование в пищу только определенные виды грибов («Татарские грибы»).

Курс зоологии  

7 класс

1. Соблюдение личной гигиены мусульманами и её положительное влияние на распространенность заболеваний, передающимися простейшими.

2. Запрет Кораном использование для еды свинины, сала; влияние этого на распространение плоских паразитических червей. А так же крольчатины.

3. Использование насекомых в орнаменте. Традиционные занятия пчеловодством башкирами и татарами. Национальные традиции, связанные медом.

4. Запрещение мусульманами использовать в пищу некоторые виды рыб, их причины.

5. Легенды местного населения, связанные с лягушками.

6. Легенда о змеиной коже, о питании некоторых змей.

7. Значение птиц в жизни коренного населения. Использование птиц в национальном орнаменте.

8. Значение крупного рогатого скота лошадей для коренного населения. Национальные блюда: кумыс, катык, айран, корт и т.д.

9. Значение рек, лесов и лугов для создания постоянных мест жительства нашими предками. Охрана природных сообществ.

10. Значение лошадей для башкир и татар.

Курс «Человек и его здоровье»

 8 класс

1. Развитие ислама и его влияние на здоровый образ жизни мусульман. Нравственное воспитание детей в семье.

2. Влияние национального питания и образа жизни на развитие опорно-двигательного аппарата (употребление пищи богатый кальцием, дикорастущих трав, варёной пищи). Запрет Кораном курения, употребления спиртных напитков, отрицательно влияющих на развитие опорно-двигательной системы молодёжи; закаливание организма как один из элементов укрепления костной и хрящевой ткани. Пропаганда активного  отдыха и физической работы на свежем воздухе.

2. Использование местных лекарственных трав, овощей и фруктов, традиционных рецептов для поддержания иммунитета и профилактики заболевании ССС; значение технологии приготовления национальных блюд для нормальной деятельности органов кровообращения; положительная роль пропаганды здорового образа жизни, Уразы, активного отдыха и физического труда, особенно  для молодёжи, для предупреждения заболевании ССС и легких;  причины быстрого распространения некоторых вирусных заболевании.

3. Значение  технологии приготовления национальных блюд; использование кисло-молочных продуктов, отварного мяса, овощей и ягод, травяных чаев, меда, разнообразных бульонов для профилактики заболевании и нормальной деятельности органов пищеварения. Значение Уразы для нормальной жизнедеятельности организма. Профилактика ожирения. «Традиционное»   заболевание татар и башкир, из-за употребления горячего чая, напитков и бульонов. Положительная роль запрета употребления свинины, сала, сырого мяса и рыбы для профилактики и распространения гельминтозов.

4. Значение личной гигиены для поддержания чистоты кожи, профилактики кожных заболеваний.

5. Правила правильного чтения, культура общения, поведение в обществе; запрет чтения и письма во время сумерек; приемы развития внимания, памяти и правильного письма у детей; использование  трав, овощей, ягод, меда для развития памяти ВНД и профилактика заболевании глаз, атеросклероза.

6. Положительное, уважительное, бережное отношение к окружающей среде, животным, растениям; соблюдение чистоты вокруг своего жилья, элементы озеленения. Отрицательное, неграмотное отношение современного населения к рекам, лесу, животным.

7. Бережное, уважительное отношение к новорождённому, молодым мамам, беременной женщине; забота и уважение к старшим, пожилым. Нравственное воспитание детей в семье. Планирование семьи.

8.Приемы развития внимания, памяти и правильного письма у детей; использование  трав, овощей, ягод, меда для развития памяти ВНД и профилактика заболевании глаз, атеросклероза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 7 классе по теме Героическая тема (национальный компонент)

"О поколении судят по героям, которые ему принадлежат..." продолжение темы в музыке на примере творчества Н.Жиганова и его оперы "Джалиль". (национально-региональный компонент)....

Национальный компонент в обучении детей с нарушением интеллекта

 В условиях обновления системы образования, где обязательным условием является учет региональных и локальных национальных особенностей, разработка содержания национального компонента с уче...

Программа по композиции с национальным компонентом

Программа содержит обоснование выбора тем и средств...

Рабочая программа по технологии за 5 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по технологии.Содержит НРЭО ( региональный компонент )Рабочая программа упрощена и подходит для начинающих педагогов....

Рабочая программа по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по ИЗО ( изобразительному искусству или рисованию ) за 6 класс с национальными элементами.Содержит НРЭО ( национальный компонент )Упращена и подходит для начинающих педагогов....

Рабочая программа по технологии за 6 класс с национальным компонентом.

Рабочая программа по технологии за 6 класс с национальным компонентом.Содержит НРЭО ( национальный компонент ), выделенный в тексте жирным шрифтом.Упрощен...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.

Адаптированная рабочая программа ( АООП ) по ИЗО за 6 класс с национальным компонентом.Содержит НРЭО ( национальный компонент )Упрощен        ! Важно: рабочая прогр...