ботанические наблюдения на учебно-опытеом участке школы
проект по биологии (9 класс) на тему

viktoriya.koroleva

Программные опыты служат основой для отработки общей и частной методик исследований.

Темы опытов для учащихся можно систематизировать по таким разделам:

1. Почвенно-климатические условия жизнеобитания растений.

2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.

3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур.

4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.

5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл botanicheskie_nablyudeniya_na_uchastke.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проведение ботанических наблюдений за растениями учебно-опытного участка» работу выполнила : Учитель биологии Королёва Виктория Юрьевна

Слайд 2

Цель Цель: разработать проект учебно-опытнического участка МАОУ гимназии №22

Слайд 3

Задачи: 1. Сформировать у школьников осознанное стремление к использованию с/х опыта в решении повседневных практических задач, возникающих в процессе общественно полезного, производительного труда; 2. Сформировать у учащихся доступные умения и навыки по выращиванию культурных растений; 3. Осуществлять экологическое воспитание школьников на основе изучения взаимосвязей со средой обитания, ознакомления с мерами по охране природы при проведении сельскохозяйственных работ; 4. Реализовать тесную, целенаправленную связь обучения с с/х трудом по возделыванию растений на школьном учебно-опытном участке; 5. Использовать знания по основам растениеводства в целях трудового воспитания и ориентации учащихся на с/х профессии; 6. Показать практическое значение ботанических знаний как научной основы растениеводства.

Слайд 4

Традиционные методы ведения сельского хозяйства

Слайд 5

Глава I . Сельскохозяйственное опытничество . 1.1 Специфические особенности с/х опытничества . 1.2. Связь опытнической работы с учебными предметами . 1.3. Назначение опытнической работы

Слайд 6

Глава II . Содержание опытнической работы. 2.1. Требования к опытнической работе. Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все ее этапы, уточняет содержание, а также экологические аспекты предстоящей деятельности. Предлагается такая последовательность выполнения работы, которая показана на схеме. Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы.

Слайд 7

1 Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы . Определение объекта опыта, изучение его биологии, агротехники 2 Выбор участка и его обработка 3 Составление рациональной схемы опыта 4 Обдумывание системы сопутствующих наблюдений в зависимости от цели опыта 5 Подготовка посевного (посадочного) материала 6666 Закладка опыта в соответствии с разработанной схемой 8 Уход за растениями, наблюдение 7 Уборка и учет урожая, анализ результатов и выводы

Слайд 8

2.2. Выбор тем опытов. Темы опытов для учащихся можно систематизировать по таким разделам: 1 . Почвенно-климатические условия жизнеобитания растений. 2 . Агротехнические приемы выращивания культурных растений. 3 . Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур. 4 . Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции. 5 . Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей . Программные опыты служат основой для отработки общей и частной методик исследований.

Слайд 9

2.3. Учебно-познавательное значение опытов. Опыты учебно-опытного участка имеют, в первую очередь учебно-познавательное значение. Ученики на учебно-опытном участке должны научиться наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, уметь анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы. Но вместе с тем опыты должны иметь и хозяйственную направленность, стать основой при соответствующих условиях для научных обобщений . Большое место в плане опытнической работы проводится сортоиспытанию. Ученики изучают корнеклубни , луковицы, различные семена в тесной связи с природными условиями местного хозяйства.

Слайд 10

. Глава 3. Учебно-опытный участок в условиях школы. Учебно-опытный участок школы как центр экологического образования учащихся Глава 3. Учебно-опытный участок в условиях школы. Учебно-опытный участок школы как центр экологического образования учащихся . Цель создания учебно-опытного участка – научиться выращивать культурные растения, узнать об особенностях растений и какие условия необходимо создать, чтобы вырастить красивые цветы и получить хороший урожай. На УОУ сформированы следующие отделы: 1 .Отдел полевых культур . 2 .Коллекционный отдел. 3 .Производственный отдел. 4 .Цветочно-декоративный отдел. 5 .Плодово-ягодный отдел 6 .Дендрологический. 7 .Экологический отдел.

Слайд 11

Перспективный планработы на учебно-опытном участке 1. Очистка от снега приствольных кругов вокруг деревьев. 2. Обрезка и формирование крон декоративных древесно-кустарниковых пород. 3. Осмотр деревьев и кустарников, удаление больных, сломанных , сухих веток. 4. Побелка штабом деревьев известью (во избежание появления на них солнечныхожогов ) 5 . Первая подкормка плодовых культур минеральными N -содержащими удобрениями. 6. Подготовка семян к посеву. 7. Сгребание растительных остатков. 8.Субботник по очистке школьной территории от мусора. 9.Подготовка посадочных ям. 10.Внесение чернозёма, навоза на участок. 11 . Перекопка почвы. 12 Внесение почвенной смеси в цветочные вазоны. 13. Подготовка семенного материала. 14 . Подготовка грядок под цветочные, полевые культуры. 15. Посев цветочных культур.

Слайд 12

Тематика опытов и наблюдений Сортоиспытание цветковых растений. Наблюдение за произрастанием семян в условиях открытого грунта. Наблюдение за ростом растений Пополнение коллекции семян цветковых растений. Сбор лекарственных растений.

Слайд 13

Заключение. Учебно-опытный участок является основным местом для занятий учащихся. Это – «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя. Тот ученик, который непосредственно работает на участке, бережет насаждения и, выполняя работу, постарается понять, почему она необходима, как она может повлиять на рост растений, почему ее нужно выполнять так, а не иначе. в условиях учебно-опытного участка успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста .

Слайд 14

Список литературы. 1.Верзилин Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии- М.: Просвещение, 1976 2. Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику- М.: 1953 3.Ганичкина О. А. Советы огородникам. М.: Арнадия , 1998. – 304 с./ Приусадебный участок. 4. Горский В. А. Техническое творчество и с/х опытничество во внеклассной работе с учащимися.- М.: Просвещение,1989 – 207 с. (Б-ка учителя труда). 5. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (б-ка «Сельская школа России»). 6. Леонтьева М. Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. - М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с. – (б-ка «Сельская школа России»). 7. Маленкова Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.- 2-е изд., перераб . и доп. –М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя труда). 8. Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – 255 с. – (Б-ка учителя биологии). 9. Трайтак Д. И. Трудовое обучение: С.-х. работы: Учеб. пособие для 5-7 кл . сред. шк .- М.: Просвещение, 1991. – 191 с., ил. 10. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров , В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с. 11.Использованы материалы из сайтов Интернета

Слайд 15

Распределение работы на УО участке Опытническая работа учащихся 5 класса «Роль насекомых в образовании семян» Сектор лекарственных растений ( применяемые человеком в народной медицине )

Слайд 16

Отдел биологии растений 6 класс Форма листьев простые линейные мятлик продолговатоланцетовидные одуванчик широкоэлептические подорожник сложные сложнонепаристоперистые тройчатосложные шиповник клевер Корневая система стержневая Бобы, горох… мочковатая Пшеница, рожь, кукуруза Форма цветов одиночные соцветия мак голостебельчатый лилия даурская анютины глазки… колос подорожник, пшеница… корзинка подсолнечник, астры, одуванчики… початок Кукуруза головка Клевер, кровохлёбка… Томат, редис, картофель… зонтик Укроп Стебель Прямостоячий Пшеница… Вьющийся хмель, фасоль декоративная, вьюнок Лазающий Горох… Ползучий Огурец… Укороченный Подорожник, одуванчик… Плоды сухие Боб Клевер, горох, люпин, люцерна… Стручок Капуста, редис… Семянка Одуванчик, подсолнечник… Зерновка Пшеница… Коробочка Мак, табак, петуния… сочные Ягода Паслён… Костянка Черёмуха, вишня.., Многокостянка Малина… Многосемянка Огурец, тыква, кабачки… Отдел биологии растений 6 класс

Слайд 17

План работы учебно-опытного участка . Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В план входят следующие разделы: Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, их площадь, распределение территории участка между классами); Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных, кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно-полезного труда, в том числе в период летних каникул); Руководство работой учащихся на участке (закрепление руководителей из числа педагогов школы за отделами участка, график их работы в период летних каникул); Материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах и пр.). План работы составляется заведующим учебно-опытным участком на учебный год с сентября текущего календарного года, по август следующего календарного года. Допускается отсутствие планирования работ в зимний период. Распределение учащихся для работ в период летних каникул допускается в мае месяце.

Слайд 18

Руководство работой учебно-опытного участка. Общее руководство работой на учебно-опытном участке осуществляется директором школы. Директор школы обеспечивает расстановку педагогов, работников школы для руководства работой на участке, назначает ответственного за хранение и реализацию продукции, выращенной на участке, охрану участка, развитие материальной базы учебно-опытного участка. Директор школы имеет право проверять состояние работы на участке, в том числе состояние подсобного помещения, документацию по учебно-опытному участку, давать указания по организации работы на участке. Общее руководство опытнической, исследовательской работой на участке осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе организует опытническую, исследовательскую работу на участке, совместно с заведующим учебно-опытным участком. Заместитель директора по воспитательной работе несет ответственность за подготовку исследовательских проектов, научных работ, разрабатываемых на базе учебно-опытного участка. Заместитель директора по воспитательной работе имеет право совместно с заведующим учебно-опытным участком определять направления опытнической, исследовательской работы на участке, проверять состояние данной работы, давать указания по ее организации. Непосредственное руководство работой на участке осуществляется заведующим учебно-опытным участком, назначаемым директором школы. Заведующий учебно-опытным участком несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, инструктирует учителей и учащихся, работающих на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности. Имущественно -материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком (агронома школы). Учителям, за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата по приказу директора школы. Заместитель директора по административно-хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

Слайд 19

Организация работы учащихся на учебно-опытном участке . Непосредственную организацию работы учащихся на учебно-опытном участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком. Перед началом работ на участке заведующий учебно-опытным участком в обязательном порядке проводит с учащимися и педагогами инструктаж по технике безопасности. Организуя работу учащихся участке, заведующий учебно-опытным участком руководствуется Нормами предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1997 №7), Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163), а также Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке. При выполнении учащимися работы на учебно-опытном участке, ответственность за их жизнь и здоровье возлагается на педагога, непосредственно руководящего работами.

Слайд 20

Результаты работы учащихся на учебно-опытном участке. Урожай, продукция полученные с учебно-опытного участка могут быть использованы для организации питания учащихся в школьной столовой, для опытнических и исследовательских целей, а также выставлены на продажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. О направлении урожая, продукции, выращенной на учебно-опытном участке на те или иные нужды, учащиеся информируются в обязательном порядке.

Слайд 21

П рактическое значение ботанических знаний

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Наблюдение за развитием сатабыл у учащихся при работе на пришкольном участке

Для сельской школы важным компонентом является наличие пришкольного участка. Работая на участке учащиеся закрепляют знания, полученнык на уроке. Пришкольный участок это открытая лаборатория. В данной ...

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе

Карта наблюдения заполняется на начало и конец учебного года....

Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы....

ПРОЕКТ озеленения, благоустройства и рационального использования участка школьной территории «Жемчужина лётной школы»

                   Данный проект адресуется педагогам-организаторам, классным руководителям, старшим воспитателям, воспитателям, родителя...

Организация трудового коллектива учащихся на учебно-опытном участке школы

Тема труда, трудовое воспитание, обучение и приумножение трудовых традиций,  складывавшиеся веками, передавались из поколения в поколение и приобщали детей к труду с самого раннего детства. Воспи...

Анализ опытнического дела на учебно-опытном участке школы.

В школе ведется плодотворная опытническая работа на УОУ и в объединении ученическая производственная бригада. В статье представлены работы детей за прошедший период по различным направлениям: растение...