Главные вкладки

    Разработка урока с презентацией в соответствии с ФГОС "Цветок"
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Акимова Наталья Александровна

    Урок разработан для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК В.В.Пасечника (М.:Дрофа)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon tsvetok.ppt2.46 МБ
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МОУ «Волошовская СОШ» ЦВЕТОК Выполнила Акимова Наталья Александровна учитель биологии и химии Волошово 2017

    Слайд 2

    Цветок - это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

    Слайд 3

    Строение пестика и тычинки РЫЛЬЦЕ СТОЛБИК ПЫЛЬНИК ТЫЧИНОЧНАЯ НИТЬ ЗАВЯЗЬ

    Слайд 4

    Завязь пестика СТЕНКА ЗАВЯЗИ СЕМЯЗАЧАТОК

    Слайд 5

    Однополые цветки Пестичные женские цветки Тычиночные мужские цветки

    Слайд 6

    Венчик Раздельнолепестный Сростнолепестный

    Слайд 7

    Чашечка Сростнолистная Раздельнолистная

    Слайд 8

    Околоцветник Простой Двойной

    Слайд 9

    Строение цветка ВЕНЧИК ПЕСТИК ТЫЧИНКА ЦВЕТОЛОЖЕ ЧАШЕЧКА ЦВЕТОНОЖКА

    Слайд 10

    Формула цветка Символ Расшифровка символа О Ч Л Т П ∞ * ↑ ♂ ♀

    Слайд 11

    Однодомные и двудомные Однодомные Двудомные

    Слайд 12

    Диаграмма и формула цветка Ч 5 Л 5 Т 5 П 1

    Слайд 13

    Рефлексия 1.Чему вы сегодня научились? 2.Зачем вам нужны новые знания? 3.Что было интересным? 4.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Цветок»

    Цель урока: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях;

    способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы, формировать научное мировоззрение на основе строения и выполняемой функции;

    осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

    Задачи:

    1. Образовательные: научить учащихся выделять основные части цветка;

    2. Коррекционные: развивать умения анализировать, разделять объект на части, выделять морфологические особенности каждой части;

    3. Воспитательные: формирование у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней.

    УУД: Личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию.

               Коммуникативные: работая в парах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме.

               Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями,  натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

               Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы; делать выводы о ее качестве

    Тип урока: общеметодологической направленности.

    Методы обучения:

    - объяснительно-иллюстративный;

    - репродуктивный;

    -проблемный.

    Средства обучения:

    Вербально-информационные (учебник, рабочая тетрадь);

    Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей цветков, рисунок строения цветка, иллюстраций учебника, раздаточного материала (гербарии цветковых растений);

    Практический – лабораторная работа.

    Оборудование: натуральные цветковые растения, гербарии цветковых растений, лупа, разборные модели «Цветок яблони», «Цветок картофеля», таблицы «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», карточки-задания.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний учащихся.

    Вопросы (фронтально):

    - Что такое побег?

    - Какие почки вы знаете?

    - Что такое видоизмененные побеги? Какие видоизмененные побеги вы знаете?

    - Какое значение они имеют?

    III. Изучение нового материала.

    1) Строение цветка.

         У растений существует еще один видоизмененный укороченный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который, чаще всего радует наш глаз. Посмотрите пожалуйста видеоролик и ответьте, чему будет посвящен наш урок?

    Демонстрация видеоролика). Наш урок будет посвящен цветам.

    - Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Цветки образуются только у цветковых растений.)

    - Какие растения называют цветковыми? (Растения, которые имеют цветки.)

         Красота цветков вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.
         Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос. Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии. 
         Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению?

         Цветки разных растений могут сильно отличаться. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни из них собраны в соцветия, другие расположены одиночно. Но не смотря на огромное разнообразие, все цветки имеют ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.

    Презентация (слайд 1).

         Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

    Презентация (слайд 2).

          Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
       Для дальнейшей работы откройте рабочие тетради упражнение 41 на стр. 22. Вам представлена схема цветка. Заполняйте схему в процессе изучения темы.

    Презентация (слайд 3).

         В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. (демонстрация интерактивного рисунка и разборной модели цветка). Женский половой орган –гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца,  из столбика,  выполняющего опорные функции и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар. 

    Презентация (слайд 4).

         Закрепление материала.

         Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка? Из каких частей они состоят? (Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. Завязь – часть пестика, из которого образуется плод.  Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити).

         Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза).Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским. Если в цветке имеется только пестик, такие цветки называются пестичными, или женскими. Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

    Презентация (слайд 5).

         Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик. Самая яркая и заметная часть цветка – венчик.

    Презентация (слайд 6).

         Именно он бывает окрашен в различные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания. Если лепестки не срастаются, то венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным. Основной функцией венчика чаще всего является привлечение насекомых. Достаточно часто венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.

    Презентация (слайд 7).

         Чашечка как правило, окрашена в зеленый цвет. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка.

    ОКОЛОЦВЕТНИК= ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА


         Самостоятельная работа учащихся.
    Откройте учебник на стр.60. Найдите информацию о двойном и простом околоцветнике, попробуйте самостоятельно заполнить таблицу,  представленную на дополнительных листах. (Приложение 1)

    Околоцветник

    Простой

    Двойной

       

     Презентация (слайд 8).

       Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными.

         Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях  - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

    Презентация (слайд 9).

         Самостоятельная работа учащихся.
    Откройте учебник на стр.62. Прочитайте пункт параграфа «Формула цветка» и самостоятельно заполните таблицу. (Приложение 2)

    Символ

    Расшифровка символа

    О

    Ч

    Л

    Т

    П

            *

            ↑

           ♂

           ♀

    Презентация (слайд 10). Проверьте правильность заполнения таблицы.

    Презентация (слайд 11). Ребята, на слайде презентации представлены рисунки. Кто мне скажет, что они означают? Чтобы правильно ответить на вопрос, вам необходимо самостоятельно прочитать пункт параграфа об однодомных и двудомных растениях.

         Промежуточное закрепление

         Вопросы (фронтально):

    1. Назовите части цветка, покажите на муляже (цветоножка, чашелистики, лепестки, тычинка, пестик)
    2. Какая часть цветка окрашена в разные цвета? (лепестки)
    3. Какие части цветка главные? (тычинки и пестики)
    4. Что образуется в утолщенной части тычинок? (созревает пыльца)
    5. Что образуется из нижней части пестика? (образуется плод с семенами)
    6. Какие растения считают однодомными, а какие двудомными?

    (Приложение 3)

    Лабораторная работа «Строение цветка».

         Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.

         Оборудование: живые цветки любых растений, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

    Ход работы

    Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

    1. Рассмотрите цветки. Определите из каких частей состоит цветок.
    2. Определите, какой околоцветник у этого цветка –простой или двойной. Определите  количество и окраску лепестков венчика (или околоцветника). Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Подпишите название растения.
    3. Правильный это цветок или неправильный? Если цветок правильный, определите, сколько осей симметрии можно провести через него.
    4. Рассмотрите основные части цветка. Найдите тычинки. Сосчитайте количество в данном цветке. Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите его строение. Найдите пыльник и тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинку, укажите ее основные части.
    5. Найдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество. Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь. Зарисуйте строение пестика и укажите его основные части.
    6. Найдите и рассмотрите цветоножку и цветоложе.
    7. Сделайте вывод о строении данного цветка, укажите формулу цветка.

    Обсуждение результатов лабораторной работы.

         Закрепление.

    Выполните упражнение 46 в рабочей тетради (стр. 24).

    Презентация (слайд 12).  Нарисуйте цветок, соответствующий представленной формуле.

         Рефлексия

    Презентация (слайд 13).

    1. Чему вы сегодня научились?
    2. Зачем вам нужны новые знания?
    3. Что было интересным?
    4. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

    Презентация (слайд 14).

         Домашнее задание

    § 11, упражнение 42 в рабочей тетради.

    Приложение 1

    Околоцветник

    Простой

    Двойной

    Приложение 2

    Символ

    Расшифровка символа

    О

    Ч

    Л

    Т

    П

            *

            ↑

           ♂

           ♀

    Приложение 3

    Лабораторная работа «Строение цветка».

         Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.

         Оборудование: живые цветки любых растений, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

    Ход работы

    1. Рассмотрите цветки. Определите из каких частей состоит цветок.
    2. Определите, какой околоцветник у этого цветка –простой или двойной. Определите  количество и окраску лепестков венчика (или околоцветника). Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Подпишите название растения.
    3. Правильный это цветок или неправильный? Если цветок правильный, определите, сколько осей симметрии можно провести через него.
    4. Рассмотрите основные части цветка. Найдите тычинки. Сосчитайте количество в данном цветке. Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите его строение. Найдите пыльник и тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинку, укажите ее основные части.
    5. Найдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество. Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь. Зарисуйте строение пестика и укажите его основные части.
    6. Найдите и рассмотрите цветоножку и цветоложе.
    7. Сделайте вывод о строении данного цветка, укажите формулу цветка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...

    Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....

    Разработка урока по ИЗО в соответствии со стандартами второго поколения

    Конструкт урока по изобразительному искусству  поможет педагогу создать на уроках творческую атмосферу, сформировать художественный вкус и подскажет методические идеи по организации управления по...

    Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

    Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

    Разработка урока с презентацией в соответствии с ФГОС "Holidays in Britain"

    Урок разработан для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Биболетовой М. З. Тема:"Праздники в Британии" является вервым уроком в третьей секции, первого юнита....

    Разработка урока с презентацией в соответствии с ФГОС "Внешнее строение листа"

    Урок разработан для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Пасечник В.В. (М.:- Дрофа, 2013)...