Урок-игра как средство активизации учебной деятельности
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Лысакова Елена Николаевна

Как педагог, заинтересованный в активизации познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению биологии и химии, я активно использую игровые технологии на своих уроках. Одной из любимых мной и детьми форм уроков-игр является интеллектуальная познавательная «Свои игра», имитирующая известную телевизионную игру.

 Согласно описанной в тексте технологии мной составлены несколько игр по биологии для учащихся 5-6 классов и учащихся 8-11 классов по химии. Некоторые из них используются мной как форма проведения контрольно-обобщающих уроков в конце изучения раздела или курса, другие направлены на актуализацию ранее изученного материала и проводятся в начале четверти или года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii_svoya_igra_lysakova.docx32.32 КБ
Office presentation icon svoya_igra_botanika.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Уроки-игры как средство активизации учебной деятельности

Лысакова Е.Н., учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 49 г. Томска

Известно, что игра – это один из основных видов деятельности человека. В игре он получает первый опыт общения, учится саморегуляции и соблюдению правил, пробует себя в разных ролях, делится своими знаниями и опытом. Еще в древние времена игру использовали как метод обучения младших старшими. В современной школе игровые технологии используются как средство активизации и интенсификации учебного процесса.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр. В отличие от обычных игр, педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью обучения и учебно-познавательной направленностью ожидаемого результата [1].

В процессе обучения игра может использоваться как самостоятельная технология для освоения темы или раздела программы, или же могут использоваться элементы игровых технологий.

Игра одинаково хороша как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям [1]:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит учебную деятельность в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Как педагог, заинтересованный в активизации познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению биологии и химии, я активно использую игровые технологии на своих уроках. Одной из любимых мной и детьми форм уроков-игр является интеллектуальная познавательная «Свои игра», имитирующая известную телевизионную игру.

 «Свою игру» целесообразно проводить с целью обобщения знаний по обширной теме или блоку тем. Так как данный формат проведения урока предполагает разбивку на команды(группы), учитель может сделать это накануне: выбираются капитаны по числу команд, каждый капитан приглашает в свою команду по одному ученику из класса. Формирование команд может происходить согласно жеребьевке, которая проводится, как правило непосредственно перед уроком.

Правила «Своей игры» адаптированы мной с учетом особенностей организации учебного процесса в школе.

Технология проведения интеллектуальной «Своей игры»

В игре одновременно принимают участие несколько команд из 5-6 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды располагаются за столами, на удаленном расстоянии друг от друга. Роль ведущего выполняет учитель, подсчет баллов производит один из представителей класса, которому ранее была поручена такая роль. Данный ученик непосредственного участия в игре не принимает.

Игра рассчитана на 40-45 мин. Игровое поле и вопросы игры оформляются в виде анимированной презентации, которая может содержать гиперссылки на видеофрагменты, музыкальные и другие файлы.

Игровое поле включает 3-4 тематические категории и 5-6 различных по сложности вопросов в каждой теме. Как правило, учитель выделяет отдельную категорию «Кот в мешке», в которой могут быть абсолютно любые вопросы в рамках изучаемого предмета или блока тем, в том числе, вопросы на эрудицию. Особенно нравятся школьникам вопросы из серии «Черный ящик»: в черный ящик помещается какой-либо объект, о котором ведущий рассказывает интересную информацию, а школьники должны отгадать, что находится в ящике. В случае правильного ответа объект вынимается из ящика и демонстрируется учащимся.

Для того, чтобы начать игру, учитель открывает игровое поле и объявляет темы и «стоимость» вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Одна из команд выбирает тему и вопрос, после чего вопрос появляется на экране и зачитывается вслух учителем. Порядок, в котором команды выбирают вопросы, определяется жребием перед началом игры.

Время на обсуждение и формулировку ответа командой составляет от 30 секунд до 1,5 минут (в зависимости от сложности вопросов). По истечение времени или ранее (в зависимости от готовности отвечающей команды), заслушивается устный ответ на вопрос. Отвечает тот представитель, которого делегирует капитан по согласованию с командой. Если команда не уверена в ответе или не знает его, то ответ можно вообще не давать. В этом случае возможность ответить предоставляется другой команде, которая раньше других поднятием руки заявила о том, что знает ответ на вопрос. Таким образом, у команд-соперников есть возможность «перехватить» вопрос и заработать баллы. Если другая команда также не смогла дать правильного ответа - его озвучивает учитель (ведущий). Перед этим можно предложить желающим учащимся, без права начисления баллов команде, озвучить свой вариант ответа. Правильный ответ идет в «личную копилку» ученика и может повлиять на индивидуальную итоговую оценку за урок. Если отвечающая команда дала частично правильный ответ, ей начисляется часть баллов. Оставшиеся баллы также имеет право «перехватить» другая команда, дав правильный ответ. «Перехват» вопроса возможен только 1 раз. «Перехват» вопроса не влияет на последовательность включения команд в игру: переход хода всегда происходит согласно очереди (например, по часовой стрелке).

Если игроки отвечающей в свою очередь команды дали полный и правильный ответ на вопрос игры, они зарабатывают соответствующее количество баллов и имеют право еще раз выбрать категорию и вопрос. Далее ход переходит к следующей команде по очереди.

В течение игры ответственный ученик фиксирует на доске баллы, набранные командами. По окончании игры подводятся итоги, команды, набравшие наибольшее количество баллов получают грамоты (1-3 место). На усмотрение учителя баллы могут быть переведены в отметки. Если ученик, неоднократно отвечающий верно на вопросы вне игры его команды (ответ в «личную копилку»), находится в составе команды, не набравшей достаточного количества баллов, он может быть оценен учителем отдельно.

В конце игры командам может быть предложен рефлексивный лист (приложение 1), в котором учащиеся совместно фиксируют активность каждого члена команды и выставляют ему отметку, которая будет учитываться учителем при оценивании участников игры.

Приложение 1

Рефлексивный лист

_____________________________________(название команды)______________________(капитан)

Состав команды (ФИ уч-ка)

Работа в команде

Отметка

Участвовал в обсуждении

Давал правильные ответы

Отвечал, но были ошибки

Озвучивал ответ команды

Был пассивен

Набранные командой баллы______________

Согласно описанной технологии мной составлены несколько игр по биологии для учащихся 5-6 классов и учащихся 8-11 классов по химии. Некоторые из них используются мной как форма проведения контрольно-обобщающих уроков в конце изучения раздела или курса, другие направлены на актуализацию ранее изученного материала и проводятся в начале четверти или года.

В качестве примера приведу сценарий одной из составленных мной игр по биологии.

 «Своя игра» по биологии

6 класс

Цель: обобщение и систематизация знаний и умений по темам «Органы цветковых растений» и «Жизнедеятельность растений»

Оборудование: цветные жетоны, компьютер, проектор, рефлексивные карты, черный ящик, корзинка, натуральные объекты (органы растений)

Продолжительность 45 мин.

Игровое поле и вопросы игры представлены в виде презентации.

Игровое поле

Тематическая категория

Количество баллов

Органы цветковых растений

  10

   20

   30

   40

  50

  60

Жизнедеятельность растений

  10

  20

   30

   40

  50

  60

Кот в мешке

  10

 20

  30

   40

  50

  60

Вопросы из раздела «Органы цветковых растений»

10 баллов. У одуванчика цветок или соцветие?

(Ответ: соцветие корзинка)

20 баллов. «Чем больше колец, Тем старше жилец». О каких кольцах речь? Поясните!

(Ответ: речь идет о годичных кольцах. Они образуются в результате годичного прироста древесины, поэтому по их количеству судят о возрасте древесного растения).

30 баллов. Плод какого растения изображен на рисунке? Как называется этот ПЛОД?

(Ответ: Мак, плод – сухой многосемянной, коробочка)

40 баллов. Составьте формулу цветка МАЛИНЫ. Как называется ее плод? (Ответ: *Ч5Л5ТП: цветок правильный, чашелистиков 5, лепестков пять, тычинок и пестиков более 12. Плод – сборная костянка)

50 баллов. В чем особенность плода ананаса?

(Ответ: у ананаса образуется соплодие, которое представляет собой группу тесно скученных или сросшихся плодов, развившихся из соцветия и представляющих вместе как бы один плод)

60 баллов.

Зреют на зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет, ни шляпы.

Поясните, о чем идет речь: назовите папу, деток. О каких «беретках» идет речь.

(Ответ: Папа-дуб, детки – желуди (сухие односемянные плоды). «Беретка» - это чашевидный орган (плюска), частично покрывающий плод. Он образуется в результате срастания листьев и прицветников редуцированного соцветия)

 Вопросы из раздела «Жизнедеятельность растений»

10 баллов.

Растения – автотрофы (что это значит?) Тогда зачем некоторые из них ловят мух?

(Ответ: Автотрофами растения называют в связи с их способностью в процессе фотосинтеза образовывать необходимые для жизни органические вещества. Некоторые растения, например, венерина мухоловка, произрастают на бедных азотом болотистых почвах, поэтому вынуждены компенсировать его недостаток, питаясь насекомыми).

20 баллов. ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ ученые пытались «запустить в космос»

одноклеточную водоросль ХЛОРЕЛЛУ?        

(Ответ: ученые полагали, что способная быстро размножаться и фотосинтезировать зеленая водоросль хлорелла сможет принять участие в создании воздушной оболочки на других планетах)

30 баллов.

Посмотрите видеофрагмент и определите способ распространения семян. Приведите пример растения, который распространяет семена похожим образом.

(Ответ: Автохория (саморазбрасывание семян). Таким образом распространяют свои семена акация, мышиный горошек, бешенный огурец)

40 баллов. Назовите не менее 4х отличий процесса фотосинтеза от дыхания.

Ответ:

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

Происходит в…

Зеленых клетках

Во всех клетках

Поглощается…

Углекислый газ

Кислород

Когда происходит?

Днем

И днем, и ночью

Органические вещества

Образуются

Распадаются

Энергия

Накапливается

Выделяется

50 баллов. Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос: как называется способ размножения растения, показанный в видеофрагменте?

(Ответ: Вегетативное размножение – отводками. Так можно размножать, например, крыжовник и смородину.)

60 баллов. Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос: какой способ размножения показан в видеофрагменте? Как называется этот процесс у цветковых растений? Почему?

(Ответ: Половое размножение. У цветковых растений при половом размножении наблюдается такое явление как двойное оплодотворение. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия. Один из них оплодотворяет яйцеклетку, в результате чего образуется зигота. Второй спермий оплодотворяет так называемую центральную клетку, из которой развивается запасающая ткань – эндосперм).

Вопросы из раздела «Кот в мешке»

10 баллов. Цветки, раскрывающиеся ночью, обычно белые. Почему?

(Ответ: светлые цветки ночью хорошо заметны насекомым-опылителям)

20 баллов. Двое учащихся на опытных делянках выращивали картофель, они поливали, рыхлили картофель, подкармливали и окучивали растение одинаково. Один из них оборвал с ботвы много листьев, другой удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет большой урожай? ПОЧЕМУ?

(Ответ: больший урожай соберет второй ученик. Излишнее удаление листвы приводит к тому, что растение меньше фотосинтезирует, а значит, меньше образуется и накапливается веществ, поэтому клубни перестанут расти. Наоборот, удаление цветков приводит к тому, что растение не расходует питательные вещества на цветение и созревание несъедобных плодов картофеля, и они направляются к созревающим под землей клубням.)

30 баллов. Плодами этого растения закидывают плохих актеров. А семена этого растения необходимы для проверки у принцесс чистоты королевской крови. НАЗОВИТЕ РАСТЕНИЯ! КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПЛОДЫ каждого из них?

(Ответ: Томат (помидор)- плод ягода. Горох – плод боб)

40 баллов. «Черный ящик»

В черном ящике находятся плоды растения. НАЗОВИТЕ РАСТЕНИЕ И ЕГО ПЛОД.

Название этого невысокого травянистого влаголюбивого растения в переводе с греческого означает «паук», так как сетчатый рисунок плодов похож на паутину. В одном из городов штата Джорджия США установлен памятник этому растению. В Европу его завезли в XVI веке португальские мореплаватели.

Плод этого растения напоминает шелковичный кокон и созревает под землей. Он богат белком, из которого изготавливают растительную шерсть, используют в производстве пластмасс, клея и др.

(Ответ: Арахис. Плод – боб)

50 баллов. В этом дереве четыре угодья; первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от тьмы свет, а четвертое - дряхлым пеленанье. Что это за дерево? Поясните!

(Ответ: Береза. 1. Считается, что использование в бане березового веника выгоняет все хвори. 2. Березовый сок издавна добывался и ценился людьми за свежесть и тонкий аромат. 3. Березовые лучины в давние времена использовали в избах для освещения. 4. Берестой обертывали потрескавшиеся глиняные сосуды.)

60 баллов. «Черный ящик»

Команде предлагается корзинка, в которой они находят: луковицу, морковь, банан, шишку, картофелину, яблоко, фундук и т.п. Для выполнения задания приглашается один из членов команды (капитан).

Задание: назовите и проведите классификацию органов растений, которые находятся в корзинке.

(Ответ: Морковь – корнеплод, видоизмененный корень (не плод!). Луковица, картофелина (клубень) - видоизмененные подземные побеги (не плоды!); шишка- видоизмененный побег (не плод!). Остальное- плоды (ученики называют плоды, согласно тому, что находят в корзинке)

Как показывает практика, такие уроки-игры не только способствуют применению имеющихся знаний и умений и расширяют кругозор школьников, но и активизируют деятельность учащихся и сопровождаются эмоциональной приподнятостью.

Использованные источники:

  1. Севко Г.К. Современные образовательные технологии (http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.WXCo5ojyjIU)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

по БИОЛОГИИ 6 класс "Своя игра"

Слайд 2

Название раздела Количество баллов Органы цветковых растений 10 20 30 40 50 60 Жизне- деятельность растений 10 20 30 40 50 60 Кот в мешке 10 20 30 40 50 60

Слайд 3

Органы цветковых растений 10 баллов «Носит одуванчик желтый сарафанчик...» Ответьте на вопрос: У одуванчика цветок или соцветие?

Слайд 4

Органы цветковых растений 20 баллов Чем больше колец, Тем старше жилец. О каких кольцах речь? Поясните!

Слайд 5

Органы цветковых растений 30 баллов Плод какого растения изображен на рисунке? Как называется этот ПЛОД?

Слайд 6

Органы цветковых растений 40 баллов Составьте формулу цветка МАЛИНЫ. Как называется ее плод?

Слайд 7

Органы цветковых растений 50 баллов На макушке хвост из перьев И чешуйчаты бока . Ты , пожалуйста , послушай, Не спеши назвать пока ! То ли рыба , то ли еж ? На орех еще похож . Что за чудо здесь у нас ? Ну , конечно….. В чем особенность плода ананаса?

Слайд 8

Органы цветковых растений 60 баллов Зреют на зеленых ветках Детки лысые в беретках. Без боязни спрыгнут с веток – Очутятся без береток. У кудрявого их папы Ни беретки нет, ни шляпы. О ЧЁМ РЕЧЬ?

Слайд 9

Жизнедеятельность растений 10 баллов Растения – автотрофы (что это значит?) Тогда зачем некоторые из них ловят мух?

Слайд 10

Жизнедеятельность растений 20 баллов ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ ученые пытались «запустить в космос» одноклеточную водоросль ХЛОРЕЛЛУ?

Слайд 11

Жизнедеятельность растений 30 баллов Посмотрите видеофрагмент и определите способ распространения семян. Приведите пример растения, который распространяет семена похожим образом. ВИДЕО

Слайд 12

Жизнедеятельность растений 40 баллов Назовите не менее 4х отличий процесса фотосинтеза от дыхания.

Слайд 13

Жизнедеятельность растений 50 баллов Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос: Как называется способ размножения растения, показанный в видеофрагменте? ВИДЕО

Слайд 14

Жизнедеятельность растений 60 баллов Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос: Какой способ размножения показан в видеофрагменте? Как называется этот процесс у цветковых растений? Почему? ВИДЕО

Слайд 15

Кот в мешке 10 баллов Цветки, раскрывающиеся ночью, обычно белые. Почему?

Слайд 16

Кот в мешке 20 баллов Двое учащихся на опытных делянках выращивали картофель, они поливали, рыхлили картофель, подкармливали и окучивали растение одинаково. Один из них оборвал с ботвы много листьев, другой удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет большой урожай? ПОЧЕМУ?

Слайд 17

Кот в мешке 30 баллов Плодами этого растения закидывают плохих актеров. А семена этого растения необходимы для проверки у принцесс чистоты королевской крови. НАЗОВИТЕ РАСТЕНИЯ! КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПЛОДЫ каждого из них?

Слайд 18

Кот в мешке 40 баллов

Слайд 19

Кот в мешке 50 баллов Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья; первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от тьмы свет, а четвертое - дряхлым пеленанье. Что это за дерево? Поясните!

Слайд 20

Кот в мешке 60 баллов

Слайд 21

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект как средство активизации учебной деятельности суворовцев

Каждый  ученик девятого класса может применять в своей работе   разработанным мною опорный  конспект по математике, собирающий  в себе на двух сторонах обычного листа формата А-4 ...

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по здоровьесбережению "Психогимнастика как средство активизации учебной деятельности и профилактики переутомления учащихся".

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выступления участникам предлагался небольшой спихофи...

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Формирование исследовательских качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.

Как сформировать исследовательские умения ученика через решение творческих заданий, экспериментальных задач и методов активизации познавательной деятельности при помощи ситуационных задач....

Тема проекта «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности»

Проект «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельнос...

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

«Использование программного обеспечения «Promethean ActivInspire» как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка»

На сегодняшний день     существует много инновационных способов   оценки знаний учеников, и один из них    - интерактивная система голосования  ACTIVEXPRESSION2 ( Ра...