День птиц
методическая разработка по биологии на тему

Топчиева Людмила Михайловна

Союз охраны птиц России объявил, что титул птицы года в 2017 году будет носить буроголовая гаичка, или пухляк. 

Больше вниманья живым страницам,
Этих строк слушайте зов -
Сегодня мы их посвящаем птицам
Друзьям человека, полей и садов.

Конкурс загадок "Птичий рынок" 

Театрализованная часть 

 В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

*  Ласточка день начинает … (соловей кончает)

*  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

*  У каждой птицы … (своя песня)

*  Цыплят по осени … (считают)

*  Слово не воробей …(вылетит -  не поймаешь)

*  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

*  Старого воробья … ( на мякине не проведешь)

*  Всякий кулик свое … (болото хвалит)

*  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

*  Одна ласточка … (весны не делает)

*  … свинье не товарищ (гусь)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits-2017.doc124.5 КБ
Файл 1_aprelya_-_mezhdunarodnyy_den_ptits.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

День птиц

слайд2

Чтецы 2 человека:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.


Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)

- Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала.


- Кораблики по лужицам
Бегут, бегут, бегут
И травка зеленеет
Везде – и там и тут.
Теплу и солнцу рады
Березка и сосна.
Домой вернулись птицы
Домой пришла весна.

слайд 3

1 ведущий:

Больше вниманья живым страницам,
Этих строк слушайте зов -
Сегодня мы их посвящаем птицам
Друзьям человека, полей и садов.

2 ведущий:

И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и, пригнувши ветку, 
Ей грач дорогу верную открыл

Грачи прилетели.

1 ведущий:

 Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней самки - скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Чтец 1

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (Скворец)

Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век, живу там, где живет человек. Селюсь рядом, слежу за его полем, садом, очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жуков. И поэтому я скворец - молодец.

Чтец 2

Скворец – заботливый отец.
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат:
- Хочу букашку!
- Червячка!
- Давай комарика!
- Жучка!
- А мне бы до обеда,
Хотя бы короеда!
Скворец – заботливый отец,
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню.

Г. Ходырев.

Слайд4-10

Птичий рынок

Конкурс загадок (проводят сами ребята)

Птицей 2017 года в России стала буроголовая гаичка

Птицей 2017 года в России стала буроголовая гаичка

Фото В. Тяхта 

Слайд11

Ведущий 1(старший ученик):

Союз охраны птиц России объявил, что титул птицы года в 2017 году будет носить буроголовая гаичка, или пухляк. 

Латинское название этой птицы - Parus montanus ("горная синица"), а народное название «пухляк» она получила за то, что в холода топорщит перья, превращаясь в пухлый рыхлый шарик. 

Выбор обусловлен тем, что в 2017 году свое 30-летие отмечает программа зимних учетов птиц «Parus», которая впоследствии трансформировались в программу Евроазиатских Рождественских учетов птиц. Не было сомнений, что символом этого года должна была стать синица. Но в российской фауне в семействе синицевых (Paridae) 10  видов. На каком остановиться? 

При выборе птицы года Союз охраны птиц России всегда руководствуется тем, что птица должна быть распространена на всей территории страны (или большей ее части), легко узнаваемой, а также очень важно, чтобы люди могли помочь решать проблемы, стоящие перед этой птицей. Большая синица уже носила этот титул, поэтому закономерно, что он достался второй столь же многочисленной и широко распространенной буроголовой гаичке. 

Ведущий 2(старший ученик):

Это небольшая подвижная синица, населяющая зону лесов Европы и Азии. В отличие от близкой родственницы черноголовой гаички, больше тяготеет к хвойному лесу и по этой причине встречается в более северных широтах. Реже других синиц встречается в местах обитания человека, отдавая предпочтение глухим участкам леса, сплошной тайге и заросшим берегам рек. Однако чаще многих других синиц проявляет любопытство к человеческому присутствию и питается остатками пищи человека. Ведёт оседлый образ жизни. Питается беспозвоночными и их личинками, а также семенами растений. Птичьи кормушки посещает редко. Гнездится невысоко над землёй в дуплах мёртвых деревьев или пнях, в апреле — мае. Дупла выщипывает сама либо использует уже готовые. В кладке 5—9 белых с красноватыми крапинами яиц. Неумолимая статистика свидетельствует, что в первый год жизни из 1000 гаичек выживает только треть, до 5 лет удается дожить примерно 50 птицам, а до 6-7 лет – только трем. Максимально известная продолжительность жизни пухляка – 9 лет. 

Ведущий 3(старший ученик):

Из всех птиц-дуплогнездников буроголовая гаичка острее всех страдает от вырубки небольших сухих деревьев, необходимых ей для гнездования в местах пикников с кострами. Этот вид птиц не переносит паркового благоустройства, исчезает из лесов, в которых провели санитарные рубки, после проведения осушительных работ.

Несмотря на свое хрупкое сложение, она может быть символом успешного противостояния трудностям: эта маленькая птичка зимует не только в средней полосе Европейской России, но и в Якутии, на «полюсе холода», где нередки морозы до минус 50 градусов. Суровыми зимами спасают буроголовую гаичку запасы корма, созданные в теплое время. Орнитологи подсчитали, что с весны до осени одна гаичка складирует в укромных местах до 15 кг зимнего запаса (преимущественно семян ели) – около полумиллиона кормовых объектов. Чтобы успешно перезимовать, достаточно 300 000 таких объектов, но инстинкт велит перестраховываться – часть запасов зимой не удастся найти. 

Учитель:

А теперь театрализованная часть нашего мероприятия.

Сорока-1: Внимание! Внимание!

                   Открываем наше заседание!

Сорока-2: На повестке дня 3 вопроса

                   Вопрос первый!

  Сценка «Воробей и Синица»: на сцене друг за другом появляются Синица и Воробей

Воробей: Что ты, Синица, перья носом перебираешь?

                  Чистишь их — что ли?

Синица: Не чищу, Воробей, пересчитываю. С осени 3 тысячи было, сейчас 2 тысячи 500  осталось. Полтысячи перьев за зиму потеряла!

Воробей: Эка беда – полтысячи за зиму! Я весной за одну драку по полсотни сразу теряю!

                  Что их жалеть? Были бы кости целы, перья нарастут!

Сорока-1: Воробьи и синицы – это те птицы, которые не покидают своих родных мест никогда. Они не улетают на зиму в теплые края, а зимуют вместе с людьми,  перебираясь поближе к их домам.

Сорока-1: Вопрос второй!

 На сцене появляется Дятел. Сценка « Дятел».

Сорока-2: Дятел, а Дятел! Ты, когда есть, хочешь, что делаешь?

Дятел: Сухое дерево долблю.

Сорока-2: А когда пить хочешь?

Дятел: Сочное дерево долблю.

Сорока-1: А когда наешься и напьешься?

Дятел: Все подряд долблю! Мне тогда ни пить, ни есть не надо, только подолбить дайте!

Сорока-1: Внимание! Внимание!

                   Продолжаем наше заседание!

Сорока-2:  Далее на повестке дня жалоба Ворона и заявление Совы. Прошу свидетелей рассказать подробнее.

 Синица встает со своего места и начинает рассказ.

Сценка «Сова — красильщица».

Синица: В старину, далекую старину, были у Ворона перья белые-белые. Захотелось ему принарядиться. Вот и отправился он к Сове.

Синица: В те времена была Сова красильщицей. Она красила всем птицам платья, в какой цвет они пожелают: красный, синий, бирюзовый…

От заказчиков отбоя не  было.

Появляется Ворон.

Ворон: Госпожа Сова! Можешь выкр-расить мой нар-ряд в самый кр-расивый цвет, самый невиданный. Я хочу весь свет пор-разить своей кр-расотой!

Сова: У-гу! Могу! Хочешь —  голубое платье, как у цапли?

/Ворон отрицательно качает головой/

           Хочешь узорчатый наряд, как у Сокола?

 /Ворон опять отрицательно качает головой/

            Хочешь пестрый, как у дятла?

Ворон: Не-ет! Выбер-ри для меня цвет совсем невиданный, чтобы др-ругого такого нар-ряда ни у одной птицы не было.

 /Ворон уходит./

Синица: Сделал заказ Ворон, а сам восвояси подался.  Думала, думала Сова…

Сова: Какой цвет невиданный?

Синица: И выкрасила перья Ворона в черный-черный цвет.

Сова: Да! Ни у одной птицы нет таких перьев!

Синица: А тут уж и Ворон пожаловал.

/Входит Ворон./

Ворон: Хор-рош ли нар-ряд получился?

Сова: Заходи, примеряй.

/ Сова подает Ворону черный пиджак. Ворон меняет свой белый костюм на черный./

Синица: Надел Ворон свой костюм да так и ахнул! С головы и до самого хвоста стал он черным-черным, и не разберешь даже, где глаза, где нос.

Ворон: (кричит) В какой это ты цвет мои перья выкр- расила, р-разбойница?!

Сова: Ты же сам хотел, чтобы я выкрасила твой наряд в небывалый цвет.

Ворон: Погоди же, поймаю тебя – р-разор-рву в клочья! Тепер-рь мы – вр-раги навсегда!

/ Ворон и  Сова уходят/

Синица: С той поры, как увидит Ворон Сову, так и бросается на нее. Сова днем в дупле прячется. Не показывается на свет, пока Ворон летает.

Сорока-1: Так. Здесь все ясно. (Обращаясь к зрителям) Есть ли еще вопросы?

                    Предложения? Будем считать, что повестка дня исчерпана.

Сорока-2: Внимание! Внимание!

                   Подошло к концу наше заседание!

Слайд 12-17

Учитель:

 В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

*  Ласточка день начинает … (соловей кончает)

*  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

*  У каждой птицы … (своя песня)

*  Цыплят по осени … (считают)

*  Слово не воробей …(вылетит -  не поймаешь)

*  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

*  Старого воробья … ( на мякине не проведешь)

*  Всякий кулик свое … (болото хвалит)

*  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

*  Одна ласточка … (весны не делает)

*  … свинье не товарищ (гусь)

Слайд 18

Чтец:

Берегите птиц


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 апреля – международный день птиц

Слайд 3

Птицы – друзья человека, садов и полей

Слайд 4

Птичий рынок

Слайд 5

кукушка птица леса

Слайд 6

воробей птица городского ландшафта

Слайд 7

сорока птица леса

Слайд 8

ворона птица городского ландшафта

Слайд 9

снегирь птица леса

Слайд 10

соловей птица леса

Слайд 11

Птица 2017 года – буроголовая гаечка (пухляк)

Слайд 12

Лучше синица в руках, … …. по осени считают … свинье не товарищ Рано пташечка запела …. Старого воробья на … пословицы

Слайд 13

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Слайд 14

Цыплят по осени считают

Слайд 15

Гусь свинье не товарищ

Слайд 16

Рано пташечка запела как бы кошечка не съела

Слайд 17

Старого воробья на мякине не проведешь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День птиц в ДОУ

Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия  о различных экологических группах  птиц.Мероприятие...

Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....

День птиц

Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан  на обучающихся в возрасте 7-12 лет.  Его можно провести и в рекреации школы,  и в кабинете  на занятиях внеурочной деятельностью....

День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...