Использование системно-деятельностного подхода в изучении биологии в 5-6 классах
статья по биологии (5, 6 класс) по теме

«Ученик и учитель – некое единство, сложное и полное    противоречий, в котором обе стороны друг другу что-то дают.

 Бывает, ученик дарит учителю радость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyat_fgos.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование системно – деятельностного подхода при изучении биологии в 5-6 классах

                      «Ученик и учитель – некое единство, сложное и полное                противоречий,

в    котором обе стороны друг другу что-то дают.

 Бывает,  ученик дарит учителю радость»

   Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а получает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом. Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в  учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ.

Важным моментом ФГОС второго поколения является то, что стандарт – это общественный договор, учитывающий социальный запрос семьи, государства и общества. У каждого из этих социальных заказчиков свои ожидания, свой заказ образовательному учреждению:

Семья

Государство

Общество

Успешность ребёнка:

- личностная;

- социальная;

- профессиональная.

-Национальное единство;

- Безопасность;

-Развитие человеческого потенциала;

- Конкурентоспособность.

-Безопасность и здоровье;

-Свобода и ответственность;

- Социальная справедливость;

- Благосостояние

Кроме этого, необходимо отметить, что ведущим компонентом ФГОС  второго поколения являются требования к результатам и портрет выпускника; распределение ответственности за достижение планируемых результатов и вариативность образования.

Принципиальные отличия стандартов первого и второго поколений заключены в целях обучения, содержании образования, организации учебного процесса и формах обучения.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование  базовых компетенций человека:

  1. информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблемы);
  2. коммуникативной  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  3. самоорганизация (умение ставить цель, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  4. самообразование (готовность конструировать  и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечить успешность и конкурентоспособность)

Новая система требований, выдвинутая в стандарте второго поколения,  требование организации деятельностного подхода в обучении, изменение системы оценки достижений обучающихся, а также организация внеурочной деятельности как логического продолжения урочной деятельности неизбежно приведут (и должны привести) к изменению роли учителя.

Теперь учитель – одновременно и играющий тренер, и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.

  В стандарте второго поколения заложены цели-ориентиры, которые нашли свое отражение в планируемых результатах изучения конкретного предмета. Они же, в свою очередь, обеспечиваются основным содержанием учебного предмета.

   Цели-ориентиры чётко разделены на две категории:

уровень актуального развития («Выпускник научится…») и уровень зоны ближайшего развития («Выпускник может научиться…»).

Достижению данных целей в большей мере будет способствовать осуществление системно-деятельностного подхода, то есть основной педагогической задачей является: организация условий, инициирующих детское действие. Образовательное учреждение и каждый педагог должны сформулировать для себя ответы на три главных вопроса:

1 – ЧЕМУ УЧИТЬ?

2 – РАДИ ЧЕГО УЧИТЬ?

3 – КАК УЧИТЬ?

Стандарт задает ориентир: личностные, предметные и метапредметные УУД.

К оценке достижения планируемых результатов осуществляется комплексный подход, в котором, в свою очередь, также отражены эти УУД.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что задача школы заключается в формировании у каждого ребенка умения учиться – учить себя. И приоритетной целью школьного образования становится:

  • развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
  • проектировать пути ее реализации;
  • контролировать и оценивать свои достижения.

В рамках введения ФГОС второго поколения логичным является и изменение требований к итоговой аттестации. Один из ключевых моментов таких изменений - обязательность защиты индивидуального монопредметного или межпредметного проекта.

  Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

ФГОС  вводят новое понятие «учебная ситуация»,  под которым подразумевается такая  особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача: 

научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов:

  • личностных,
  • метапредметных,
  • предметных.

Личностные результаты

На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях»

Метапредметные результаты  предполагают освоение учащимися  разнообразных

        познавательных, 

        регулятивных,

        коммуникативных   компетенций.

Метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:

  • Развитие УУД (универсальных учебных действий);
  • Формирование ИКТ-компететности;
  • Развитие стратегии смыслового чтения;
  • Основы проектной и исследовательской деятельности.

Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.

Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная,  основными принципами которой являются:

  • Принцип деятельности  
  • Принцип непрерывности
  • Принцип целостности  
  • Принцип психологической

комфортности  

  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • Урок «открытия» нового знания.
  • Урок рефлексии.
  • Урок общеметодологической направленности.
  • Урок развивающего контроля.

Разделение  учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Оценочное действие – я умею!

У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Затруднения вызывает описание планируемых результатов: предметных, метапредметных и особенно личностных. И часто наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.

          Учителю трудно отойти от привычной схемы: опрос, изучение, закрепление и спланировать учебные действия учащихся, необходимые для самостоятельного «добывания знаний».

          Предлагаемые схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в малых группах. Учитель не знаком с модульной технологией, предполагающей индивидуальный маршрут изучения материала; технологией работы в парах сменного состава; технологией развития критического мышления, проектной и т.д. В представляемых проектах отсутствуют задания по развитию смыслового чтения, а формирование ИКТ-компетентностей реализуется только, как правило, в слайд-презентациях или использовании интерактивной доски.

К сожалению, выполнение лабораторных работ не сопровождается постановкой цели и выводами, а дается только алгоритм их выполнения.

 Выполнение практических, лабораторных работ, предметных заданий не сопровождается рефлексией и самооценкой по заданному образцу, как того требует стандарт.

          Контроль знаний по теме должен быть 2-х уровневым: базовый, проверяющий требования раздела стандарта «ученик научится»,  который должен быть выполнен не менее, чем на 2/3, после чего следует проверять требования раздела «ученик может научиться».

 Итоговой оценкой метапредметных  умений должна стать защита проекта.

Однако, предлагаемый учителями контроль знаний по теме, как правило, одноуровневый, а тематика проектов по изучаемому разделу вызывает затруднения.

          До введения стандартов школе и учителю нужно выбрать программу (линейную или концентрическую) и к выбранной программе – учебник. По выбранному учебнику необходимо составить тематическое планирование и программу развития метапредметных умений, в которой поэтапно распределить формирование у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций при изучении того или иного раздела

          Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.

Итак, движущей силой развития ученика  является деятельность.

             Постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а самообучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.

             Основные этапы урока «Открытия нового знания» при системно-деятельностном подходе. 

I   Организационный момент

  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

II Актуализация знаний

  • Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
  • Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
  • Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

  • Зафиксировать  причину затруднения.
  • 2.Сформулировать и согласовать цели урока.
  • Организовать уточнение и согласование темы урока.
  • Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
  • Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
  • Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 
  • Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление во внешней речи

1)      Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

  • Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
  • Организовать самопроверку самостоятельной работы.
  • По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
  • По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

  • Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
  • Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

VII  Итог урока

  • Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
  • Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
  • Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
  • По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.
  • Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Схема анализа урока в рамках  деятельностного подхода 

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

• использование известных знаний, способов работы детей;

• формы организации учебной работы учащихся;

• создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

• позиция учителя и его роль на данном этапе;

• использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Сущность системно-деятельностного подхода в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Библиографический список 

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009

2. Л. Г. Петерсон:      Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.

3. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

4. Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

6. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в изучении биологии и пути его реализации.

Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.Системно-деятельностный подход нацеле...

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Мастер-класс по теме "Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества на уроках физики"

Материалы папки:1.Презентация мастер-класса2. Разработка фрагмента урока физики с использованием системно-деятельностного подхода3. Презентация к фрагменту урока...

Системной-деятельный подход при изучении биологии в 5-6 классах

laquo;Ученик и учитель – некое единство, сложное и полное    противоречий, в котором обе стороны друг другу что-то дают. Бывает, ученик дарит учителю радость»...