КТП по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Корнишина Ксения Михайловна

Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс к учебнику Н. И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._kalend-tem_plan.11k.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Тема урока

Элементы содержания урока

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

Эволюционное учение (24 часа)

1.

Введение. Учение об эволюции органического мира.

УИНЗ

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: объяснять сущность эволюционных преобразований.

Сент 1 нед

2.

История развития представлений о развитии жизни на Земле.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь:  описывать представления о живой природе в древнем мире.

Сент 1 нед

3.

Система органической природы К. Линнея.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: определять характер мировоззрения К. Линнея.

Сент 2 нед

4.

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основные положения учения Ж. Б. Ламарка.

Уметь: излагать достоинства и недостатки учения Ламарка.

Сент 2 нед

5

Семинар «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».

КУ

ПК

Закрепление полученных знания.

Сент 3 нед

6.

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина.

КУ

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьбаза существование и естественный отбор.

Практическая работа  (урок №9).

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: предпосылки эволюционной теории.

Уметь: описать экспедиционный материал Дарвина.

Сент 3 нед

7.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: учение Дарвина об искусственном отборе.

Уметь: приводить примеры искусственного отбора.

Сент 4 нед

8.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: учение Дарвина об естественном отборе.

Уметь: Характеризовать особенности образования новых видов.

Сент 4 нед

9.

Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Уметь: сравнивать характеристики естественного и искусственного отбора

 Окт 1 нед

10.

Зачёт №1.

«Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм». УККОЗ

Окт 1 нед

11.

Эволюционная роль мутаций.

КУ

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Практическая работа (урок №14).

Выполнение лабораторной работы на тему: «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Выполнение лабораторной работы на тему: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Выполнение лабораторной работы на тему: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».

Практическая работа (урок №18).

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать эволюционную роль мутаций.

Окт   2 нед

12.

Генетические процессы в популяциях.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать генетические процессы в популяциях.

Окт   2 нед

13.

Формы естественного отбора.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать формы естественного отбора.

Окт   3 нед

14.

Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора».

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Уметь: Выделять критерии для сравнения.

Окт   3 нед

15.

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: доказывать относительный характер приспособлений.

Окт   4 нед

16.

Вид, критерии вида.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать критерии вида

Окт   4 нед

17.

Видообразование.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования.

Окт   5 нед

18.

Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования».

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Уметь: сравнивать способы

видообразования.

Окт   5 нед

19.

Зачёт №2.

«Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».

УККОЗ

 Ноя 2 нед

20.

Макроэволюция. Направления эволюции.

УИНЗ

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Выполнение практической работы на тему: «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».

Выполнение практической работы на тему: «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».

Выполнение практической работы на тему: «Выявление ароморфозов у растений и животных».

Выполнение лабораторной работы на тему: «Выявление идиоадаптаций у растений и животных».

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать направления эволюции

Ноя 2 нед

21.

Пути достижения биологического прогресса.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций.

Ноя 3 нед

22.

Основные закономерности эволюции.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: отличать проявления дивергенции и конвергенции.

Ноя 3 нед

23.

Правила эволюции.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: правила эволюции.

Уметь: раскрывать сущность правил эволюции.

Ноя 4 нед

24.

Зачёт №3.

«Основные закономерности эволюции. Макроэволюция».

УККОЗ

Ноя 4 нед

Развитие органического мира (12 часов)

25.

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

УИНЗ

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление тех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать развитие жизни в архее и протерозое.

Дек 1 нед  

26.

Развитие жизни в раннем палеозое

Развитие жизни в позднем палеозое.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать развитие жизни в палеозое.

Дек 1 нед  

27.

Развитие жизни в мезозое.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать развитие жизни в мезозое.

Дек 2 нед  

28.

Развитие жизни в кайнозое.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать развитие жизни в кайнозое.

Дек  2 нед

29.

Зачёт №4.

«Основные черты эволюции животного и растительного мира».

УККОЗ

Дек  3 нед

30.

Положение человека в системе животного мира.

УИНЗ

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Выполнение практической работы на тему: «Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека».

Выполнение практической работы на тему: «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать систематическое положение человека.

Дек  3 нед

31.

Эволюция приматов.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: стадии эволюции приматов.

Уметь: характеризовать особенности направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

Дек  4 нед

32.

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: стадии эволюции человека.

Уметь: характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей

Дек  4 нед

33.

Стадии эволюции человека. Древние люди.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: стадии эволюции человека.

Уметь: характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Янв  3 нед

34.

Стадии эволюции человека.  Первые современные люди.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: стадии эволюции человека.

Уметь: характеризовать образ жизни кроманьонцев.

Янв  3 нед

35.

Современный этап в эволюции человека.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: стадии эволюции человека.

Уметь: характеризовать современный этап эволюции человека.

Янв 4 нед

36.

Зачёт №5.

«Происхождение человека».

УККОЗ

Янв  4 нед

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии (21 час)

37.

Биосфера - живая оболочка планеты.

УИНЗ

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Выполнение практической работы на тему: «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: биосфера и ее структура.

Уметь: описывать компоненты биосферы.

Янв  4 нед

38.

Структура биосферы. Живые организмы.

КУ

Янв  5 нед

39.

Круговорот воды в природе. Круговорот  углерода.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: описывать круговорот воды и углерода в природе.

Янв  5 нед

40.

Круговорот фосфора и серы.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: описывать круговорот фосфора и серы в природе.

Фев 1 нед

41.

Круговорот азота.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: описывать круговорот азота в природе.

Фев  1 нед

42.

Зачёт №6.

«Понятие  о биосфере».

УККОЗ

Фев  2 нед

43.

История формирования сообществ живых организмов.

УИНЗ

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Выполнение лабораторной работы на тему: «Описание

экосистемы своей местности».

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать историю формирования сообществ живых организмов.

Фев  2 нед

44.

Основные биомы суши.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: описывать биомы суши палеарктической области.

Фев  3 нед

45.

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

УИНЗ

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Выполнение практической работы на тему: «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)».

Выполнение практической работы на тему: «Решение экологических задач».

Выполнение практической работы на тему: «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: естественные сообщества.

Уметь: характеризовать морфологическую структуру  биогеоценоза.

Фев  3 нед

46.

Абиотические факторы. Температура. Свет.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: основную терминологию.

Уметь: характеризовать абиотические факторы среды.

Фев  4 нед

47.

Абиотические факторы. Влажность. Ионизация.

Интенсивность действия фактора.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: называть типы изменений факторов среды.

Фев 4 нед

48.

Взаимодействие факторов.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: называть типы взаимодействия факторов среды.

Мар  1 нед

49.

Биотические факторы среды.

УИНЗ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: характеризовать биотические факторы среды.

Мар  1 нед

50.

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: цепи и сети питания. Экологические пирамиды

Уметь: описывать пищевые цепи.

Мар  2 нед

51.

Саморегуляция  экосистем.

Смена экосистем.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: механизм саморегуляции.

Уметь: описывать механизм сукцессии.

Мар  2

нед

52.

Агроэкосистемы.

КУ.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: приводить примеры агроценозов.

Мар 3 нед

53.

Зачёт №7.

«Взаимоотношения организма и среды».

УККОЗ

Мар 3 нед

54.

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.

УИНЗ

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: объяснять эволюционное значение симбиоза.

Мар 4  нед

55.

Антибиотические отношения. Хищничество.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: объяснять биологическую роль хищничества.

Апр  1 нед

56.

Паразитизм.

Конкуренция.

КУ

ПК,

мультимедийный проектор, презентация.

Знать: понятия паразитизм, конкуренция.

Уметь: объяснять

биологическую роль паразитизма.

Объяснять биологическую роль конкуренции.

Апр  1

нед

57.

Зачёт №8.

«Взаимоотношения между организмами».

УККОЗ

Апр 2 нед

Биосфера и человек (10 часов)

58.

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

УИНЗ

Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: Характеризовать развитие учения о ноосфере В. И. Вернадского.

Апр 2 нед

59.

Природные ресурсы и их использование.

Загрязнения воздуха.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Приводить примеры природных ресурсов разных групп.

Называть причины и последствия

загрязнения атмосферы.

Апр 3 нед

60.

Загрязнение пресных и морских вод.

КУ

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: приводить примеры истощения водных ресурсов.

Апр  3 нед

61.

Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: приводить примеры влияния человека на растительный и животный мир.

Апр 4  нед

62.

Радиоактивное загрязнение биосферы.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: радиоактивное загрязнение.

Уметь: объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения.

Апр 4  нед

63.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

КУ

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: объяснять значение рационального природопользования.

Май  1 нед

64

Зачёт №9.

«Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».

УККОЗ

Май  1 нед

65

Бионика как научно обоснованное использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.

УИНЗ

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: определения ключевых понятий.

Уметь: объяснять значение изучения биологии для научно технического прогресса.

Май  2 нед

66

Роль биологических знаний в 21 веке.

УИНЗ

Перспективы развития биологических знаний.

Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии.

ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Знать: перспективы развития биологических знаний.

Уметь: анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии.

Май  2 нед

67

Обобщающий урок по курсу биологии 11 класса.

КУ

Май  3 нед

68-70

Резерв

Май 3-4 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....