КТП по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Корнишина Ксения Михайловна

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass_biologiya.docx68.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

                Планируемые результаты

Элементы содержания урока

Дата

Метапредметные

Предметные

Личностные

План

Факт

Раздел 1.   Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

1.

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Целеполагание. (Р) Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста (П). Умение слушать, искать информацию в различных источниках. (К) Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины. Умение анализировать содержание рисунков. диалектически анализировать учебный или любой другой материал. (П)

Знать и описывать методы изучения организма человека.

Объяснять  связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосоциального существа. Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке

Уметь объяснять необходимость знаний о  методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания.

Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека

Сент  1   нед

2.

Становление наук о человеке

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Сент  1   нед

Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)

3.

Систематическое положение человека

Анализировать содержание рисунков учебника (П)

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой. (П)

-классифицировать по нескольким признакам;

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. (П)

извлечение необходимой информации из текстов

Владение  монологической и диалогической  формами  речи. (К)

 Учащиеся должны знать место человека в систематике.

Определять черты сходства и различия человека и животных.

Объяснять место и роль человека в природе.

Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека

Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции человека

Объясняют современные концепции происхождения человека

Перечислять характерные особенности предшественников современного человека

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразу-ющей функции познавательного мотива;

умение  аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему.

Биологическая природа человека

Сент  2   нед

4.

Историческое прошлое людей

Происхождение и эволюция человека

Сент  2   нед

5.

Расы человека. Среда обитания

Устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.(П)

анализировать учебный или другой материал; -сравнивать объекты, факты, явления (П)

Узнавать по рисункам представителей рас человека

Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду

Доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Уметь объяснять необходимость знаний о признаках  различных рас для понимания  единства происхождения всех рас.

Расы человека и их формирование

Сент  3  нед

Раздел 3. Строение организма (5 часов)

6.

Общий обзор         организма человека

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков  диалектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления (П)

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (Р).
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия (К).

Учащиеся должны знать общее строение организма

Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов

Называть органы человека, относящиеся к определенным системам

Находить у себя грудную и брюшную полости.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы.

Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека

Сент  3  нед

7.

Клеточное строение организма

Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. (П)

Анализировать содержание определений основных понятий

Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия органоида для жизнедеятельности клетки, планировать и проводить наблюдения за объектом (П)

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах

Называть органоиды клетки и их функции

Описывать и узнавать этапы деления клетки

Ставить цели самообразовательной деятельности

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки

Сент  4   нед

8.

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения за объектом.(П)  Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. (Р).

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. (П)

Учащиеся должны знать строение тканей организма  человека

Узнавать на немом рисунке виды тканей

Узнавать по немому рисунку строение нейрона

 Приводить примеры расположения тканей в органах

 Называть функции тканей и их структурных компонентов

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Ставить цели самообразовательной деятельности.

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. Лабораторная работа 

Изучение микроскопического строения тканей организма человека

Сент  4   нед

9.

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. (П)

Описывать механизм проявления безусловного рефлекса

Использовать лабораторные работы, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений (П)

Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. (Р).

Учащиеся должны знать  рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека

Уметь выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Давать определение термину рефлекс

 Приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов

 Называть функции вставочных, исполнительных нейронов

 Называть функции компонентов рефлекторной дуги

Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

Лабораторные и практические работы

Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения

Коленный и надбровный рефлексы

Окт  1 нед

10.

Зачёт №1 по темам «Общий обзор организма человека. Клеточное строение

организма. Ткани». УК

Формирование и развитие навыка работы с различными типами заданий, развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности (Р). Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, группе (К).

Применять на практике знания о строении и функциях клетки и тканей, владеть биологической терминологией; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.

Уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования   активного образа жизни.

Обобщение и  закрепление знаний материала   по  строению клетки и тканей.

Окт  1 нед

Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 часов)

11.

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов (П). Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное (П)

Проводить биологические исследования и делать выводы. (П)

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. (К)

Называть функции опорно-двигательной системы

Описывать химический состав костей

Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава

Устанавливать взаимосвязь:

  • между строением и функциями костей.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Лабораторные работы

Изучение микроскопического строения кости.

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

Окт   2 нед

12.

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности.

 Анализировать содержание рисунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Называть  особенности строения скелета человека;

Распознавать на таблицах составные части скелета человека.

  • между строением и функциями скелета.

Называть компоненты осевого и добавочного скелета

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета.

Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов

Окт   2 нед

13.

Соединения костей

Умение сравнивать, анализировать и делать выводы. (П)

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

  Характеризовать типы соединения костей

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

Соединение костей. Сустав

Окт   3 нед

14.

Строение мышц. Обзор мышц человека

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества(К).

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.

Лабораторные и практические работы

Работа основных мышц.

Роль плечевого пояса в движениях руки.

Окт   3 нед

15.

Работа скелетных мышц и их регуляция

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты(П) Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р).

 Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента (П)

Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Называть последствия гиподинамии

Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона

Описывать энергетику мышечного сокращения

Различать механизм статической и динамической работы

 Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок

 Анализировать содержание рисунка

 Характеризовать механизм регуляции работы мышц.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.

Лабораторные и практические работы

Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

Окт   4 нед

16.

Нарушения опорно-двигательной системы

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты (П) Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки

Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия.

 Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела для собственного здоровья

Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Лабораторные и практические работы

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома)

Окт   4 нед

17.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. (П) Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Перечислять повреждения опорно-двигательной системы

 Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них

Окт   5 нед

18.

Зачёт №2 по теме: «Опорно-двигательная система».

Формирование и развитие навыка работы с различными типами заданий, развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности (Р). Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, группе (К).

Применять на практике знания о строении и функционировании  опорно-двигательной системы, владеть биологической терминологией; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.

Уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования   активного образа жизни.

Обобщение и систематизация знаний по опорно-двигательной системе человека.  Закрепить знания о составе и типах костей, особенностях скелета человека. Знать повреждения опорно-двигательной системы и мерах первой помощи.

Ноя 2 нед

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

19.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения; (П)

 владеть различными видами изложения текста (К)

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. (П) Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности (Р).

Называть признаки биологических объектов:

составляющие внутренней среды организма;

составляющие крови (форменные элементы);

составляющие плазмы.

Характеризовать процесс свертываемости крови

Перечислять органы кроветворения

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови

Лабораторные и практические работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Ноя 2 нед

20.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. (П)

выделять главное, существенное; (П)
синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии(П).

Называть органы иммунной системы

 Давать определение термину иммунитет

Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток

 Характеризовать периоды болезни

Приводить примеры инфекционных заболеваний

Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека

Ноя

3 нед

21.

Иммунология на службе здоровья

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (К).

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для своего  здоровья.

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент

Ноя

3 нед

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы (7 часов)

22.

Транспортные системы организма

Умение работать с текстом учебника, находить главное. (П) Грамотно и лаконично выражать свои мысли.(К)

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть:

-особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;

-признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения;

-органы кровеносной системы;

-систему лимфообращения;

-органы лимфатической системы.

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.

Замкнутое и незамкнутое кровообращение.

Кровеносная и лимфатическая системы

Ноя

4   нед

23.

Круги кровообращения

Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты (П)

Умение работать в группе, сотрудничать с товарищами и учителем, кратко и лаконично выражать свои мысли. (К)

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р).

Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения            

 Давать определение терминам

Различать малый и большой круги кровообращения

Анализировать содержание рисунка

Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов кровеносных сосудов.

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.

Органы кровообращения. Сердечный цикл Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

 Лабораторные и практические работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Измерение кровяного давления.

Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома).

Ноя

4   нед

24.

Строение и работа сердца

Диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать  выводы. (П) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (К).

Описывать расположение сердца в организме, строение сердца

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца

Знать свойства сердечной мышцы

Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла

Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца

Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

Готовность к самообразованию, выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Дек

1 нед

25.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты (П)

Анализировать содержание рисунков

Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. (П)Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р). ). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Называть факторы, влияющие на движение крови

 Описывать механизм измерения артериального давления

Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах

 Объяснять опасность повышения артериального давления.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лабораторные и практические работы

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Дек

1 нед

26.

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Находить в тексе учебника полезную информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.(П)

Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы (К)

Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. (Р) Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р).

Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе

Называть причины юношеской гипертонии.

Знание основ здорового образа жизни.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на  свое здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и  профилактика.

Лабораторные и практические работы

Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности

Дек   2 нед

27.

Первая помощь при кровотечениях.

Диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать резюме; (П)

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Извлечение необходимой информации из текстов. (П)

Владение  монологической и диалогической  формами  речи (К).

Характеризовать  основные типы кровотечений и правила первой помощи при них

Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута

Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях

Дек   2 нед

28.

Зачёт №3 по темам: «Кровь. Кровообращение». УК

Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками (К)

Закрепить знания о повреждениях скелета и видах кровотечений. Знать меры оказания первой помощи.

Уметь объяснять необходимость знаний   о повреждениях скелета и видах кровотечений для понимания  функционирования организма человека.

Использовать приобретенные знания для  оказания первой помощи себе или своему товарищу.

Закрепить знания о повреждениях опорно-двигательной системы и  видах кровотечений. Изучить меры оказания первой помощи при повреждениях скелета и различных видах кровотечений.

Дек   3 нед

Раздел 7. Дыхание (4 часа)

29.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Ставить цели самообразовательной деятельности (Р)

выделять главное, существенное;  синтезировать материал; устанавливать причинно-следственные связи, аналогии (П)

Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы (К).

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека

Узнавать по немым рисункам органы дыхания

Называть этапы дыхания.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение

Дек   3 нед

30.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Экологическая культура, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. (Л). Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р). Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь (К). Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. владеть различными видами изложения текста(К)

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;(П).

Иметь представление о газообмене в легких и тканях. Знать механизмы и значение газообмена в легких и тканях.

Уметь объяснять необходимость знаний о газообмене в легких и тканях для понимания функционирования организма человека.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Газообмен в лёгких и тканях

Янв  2 нед

31.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие (Л). Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р). Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь. Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы (К). Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать результат деятельности (П).

Иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха.

 Называть расположение центров дыхательной системы

Называть причины горной болезни

Давать определение термину дыхание.

Уметь объяснять необходимость знаний о дыхательных движениях для понимания основных физиологических процессов в организме человека.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Янв  2 нед

32.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты (П)

Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. (Р) Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать результат деятельности (П).

Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь (Р).

Называть заболевания органов дыхания.

Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние своего здоровья.

Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика. 

Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Определение частоты дыхания

Янв  3 нед

Раздел 8. Пищеварение (6 часов)

33.

Питание и пищеварение

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Экологическая культура, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. (Л). Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р). Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь (К). Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы(П).

Иметь представление о составе пищи и роли пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущности и значении питания и пищеварения, строении и функции органов пищеварительной системы.

Уметь объяснять необходимость знаний о питании и пищеварении для понимания функционирования организма человека.

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

Янв  3 нед

34.

Пищеварение в ротовой полости

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. (Р). Умение работать с различными источниками информации, включая электронные носители. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи. Контролировать и оценивать результат деятельности (П).

Иметь представление о процессах пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в них, нервно-гуморальной регуляции этих процессов.

Уметь объяснять необходимость знаний о пищеварении в ротовой полости для понимания основных физиологических процессов в организме человека; развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения).

Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторные и практические работы

Определение положения слюнных желёз.

Движение гортани при глотании.

Изучение действия ферментов слюны на крахмал

Янв  4 нед

35.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

Умение работать с текстом учебника, находить главное. Грамотно и лаконично выражать свои мысли (П). Использовать для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К). Оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Иметь представление о процессах пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, свойствах ферментов и условиях их активности, роли соляной кислоты в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Уметь объяснять необходимость знаний о пищеварении в желудке и двенадцатиперстной кишке для понимания функционирования организма человека.

Пищеварение в желудке и кишечнике.

 Лабораторные и практические работы

Изучение действия ферментов желудочного сока на белки

Янв  4 нед

36.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями (П).

Адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать в атмосфере сотрудничества (К).

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей (Р).

Иметь представление о значении толстого и тонкого кишечника, роли печени в организме, функционировании кишечных ворсинок  и механизме всасывания, роли аппендикса и симптомах аппендицита.

Уметь объяснять необходимость знаний о пищеварении в кишечнике и роли печени для понимания функционирования своего организма. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактике болезни печени.

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит

Янв  5 нед

37.

Регуляция пищеварения

Самостоятельно работать с текстом учебника и рисунками, извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить, делать предположения и выводы. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями (П).Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели (Р).Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).

Иметь представление о механизмах нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Объяснять вклад И.П Павлова в изучении нервно-гуморальной природы сокоотделения.

Уметь объяснять необходимость знаний о нервно-гуморальном механизме пищеварения для понимания функционирования своего организма. Знание основных принципов и правил питания.

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

Фев   1 нед

38.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями (П).

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности (Р). Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия (К).

Называть правила приема пищи. Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний и объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями.

Использовать приобретенные знания для объяснения условий способствующих и затрудняющих пищеварение, для предупреждения кишечных инфекций.

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции

Фев   1 нед

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)

39.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (Р). Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия (К).

Иметь представление о энергетическом и пластическом обмене, роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания, и выделения в обмене веществ.

Использовать приобретенные знания для объяснения биологической роли обмена веществ.

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека

Фев   2 нед

40.

Витамины

Самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты

Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (Р). Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия (К).

Иметь представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.

Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов.

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Фев   2 нед

41.

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты

Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (Р). Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия (К).

Иметь представление об основном и общем обмене, энергетической емкости питательных веществ, энергетическом балансе между энерготратами и энергетической емкостью и качеством пищи, роли питания в поддержании здоровья.

 Выполнив функциональную пробу с задержкой дыхания на максимальный срок до и после дозированной нагрузки, использовать эту пробу для самоконтроля своего здоровья.

Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Лабораторные и практические работы

Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Фев   3 нед

42.

Зачёт №4 по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ».

Формирование и развитие навыка работы с различными типами заданий, развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности (Р). Развитие коммуникативных навыков при работе в паре, группе (К).

Применять на практике знания о строении и функционировании органов пищеварения, о нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, владеть биологической терминологией; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.

Уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования правильного режима питания, для составления правильного рациона питания.

Систематизация знаний и контроль уровня усвоения материала данных тем.

Что должны знать поданной теме:

-Строение органов пищеварения;

-Функции органов пищеварения;

-Как регулируется работа органов;

-Какие вещества необходимы организму;

-Основные термины и понятия.

Что должны уметь по данной теме:

-Работать с изображениями органов;

Выделять главное и второстепенное.

Где можно применить данные знания:

-Для сохранения своего здоровья;

-Для формирования правильного режима питания;

Для составления правильного рациона питания.

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.

Фев   3 нед

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

43.

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган

Развивать словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать; оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого (Р). Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию (К).

Иметь представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии.

Воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.

Лабораторные и практические работы

Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки.

Фев   4 нед

44.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (П). Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Иметь анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков.

Воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью, применять знания об оказании первую помощь при ожогах и обморожениях на практике.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви.

Лабораторные и практические работы

Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Фев   4 нед

45.

Терморегуляция организма. Закаливание

Самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи (П). Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) (Р). Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию (К).

Иметь представление о роли кожи в терморегуляции, условиях сохранения постоянной температуры тела человека. Знать причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи, правила закаливания.

Уметь объяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи

Мар  1 нед

46.

Выделение

Развитие умений выявлять и формулировать учебную   проблему и находить пути ее решения; развитие умений выделять главное и делать вывод по изученному материалу (П). Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого (Р). Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию (К).

Иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом.

Наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение своего организма.

Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение

Мар  1 нед

Раздел 11. Нервная система (5 часов)

47.

Значение нервной системы

Структурировать содержание изучаемой темы. Анализировать  содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» (П)

Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль. (К)

Постановка учебной задачи (Р).

Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Описывать проявление функций нервной системы.

Адекватная мотивация к учебной деятельности.

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Мар  2 нед

48.

Строение нервной системы. Спинной мозг

Постановка учебной задачи. (Р)

Поиск информации в различных источниках. (К)

Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. (К)

Строение нервной системы.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга.

 Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

 Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга.

Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга.

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Мар  2 нед

49.

Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Проводить биологические исследования и делать выводы. (П)

Самостоятельное формулирование познавательной цели. (Р)

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. (К).

Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий

Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга.

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга.

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции.

Лабораторные и практические работы

Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.

Мар  3 нед

50.

Функции переднего мозга

Умение работать с текстом учебника (П)

Поиск и выделение информации (К)

Умение слушать и вступать в диалог. (К)

Знать отделы и функции переднего мозга.

Формирование мировоззрения и выработке ценностных ориентаций.

Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции

Мар  3 нед

51.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Анализировать содержание рисунков (П)

Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р). Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь (К).

Проводить биологические исследования и делать выводы. (П)

Учащиеся должны знать  соматический и вегетативный  отделы нервной системы.

Объяснять влияние отделов нервной системы  на деятельность органов

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы

 Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных

Адекватная мотивация к учебной деятельности.

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Лабораторные и практические работы

Штриховое раздражение кожи.

Мар  4 нед

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

52.

Анализаторы

Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами (П).

Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам (Р). Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию (К).

Иметь представление об органах  чувств человека. Находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора.  Объяснять значение анализаторов.

Устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов.

Понятие об анализаторах

Апр 1 нед

53.

Зрительный анализатор

Использовать лабораторные работы для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. (П). Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам (Р).

Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь (К).

умение объяснять связующую роль зрительного анализатора между организмом и внешней средой,  умение выделять  части зрительного анализатора, знать строение глаз.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Строение зрительного анализатора.

Лабораторные и практические работы

Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Обнаружение слепого пятна.

Апр 1 нед

54.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы(П). Признание ценности здоровья, своего и других людей (Л). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Иметь представление о заболеваниях органа зрения и предупреждении глазных болезней.

Использовать приобретенные знания для  соблюдения мер профилактики глазных инфекций, заболеваний глаз, травм глаз.

Заболевания органов зрения и их предупреждение

Апр   2 нед

55.

Слуховой анализатор

Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Умение объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой,  умение выделять  части слухового анализатора, знать строение уха.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Слуховой анализатор, его строение.

Лабораторные и практические работы

Определение остроты слуха.

Апр   2 нед

56.

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы(П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой,  умение выделять  части анализаторов, знать их строение.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение анализаторов.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние

Апр   3 нед

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 часов)

57.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( тексты, рисунки); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (К).

Иметь представление об особенностях ВНД человека, её значении в восприятии окружающей среды, ориентации в ней.

Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Апр   3 нед

58.

Врожденные и приобретенные программы поведения

Умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения.

Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания.

Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение.

Лабораторные и практические работы

Выработка навыка зеркального письма как пример старого и выработки нового динамического стереотипа.

Апр 4 нед

59.

Сон и сновидения

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений.

Использовать приобретенные знания о значении сна для рациональной организации труда и отдыха.

Сон и бодрствование. Значение сна

Апр 4 нед

60.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (К).

Иметь представление об особенностях ВНД человека, значении речи, сознания, мышления; роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания, сущности памяти, её видах. Овладение методами биологической науки: определение объема кратковременной памяти с помощью теста.

Сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение особенностей ВНД.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.

Лабораторная работа

Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста.

Апр 5 нед

61.

Воля. Эмоции. Внимание

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Иметь представление об особенностях высшей нервной деятельности и поведения человека, их значении.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда  отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания.

Лабораторные и практические работы

Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Май 1 нед

Раздел 14. Эндокринная система (2 часа)

62.

Роль эндокринной регуляции

Анализировать содержание рисунков (П)

 готовить доклады, рефераты; выступать перед аудиторией (К)

Придерживаться определенного стиля при выступлении (К)

Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы (П)

Называть органы эндокринной системы

Приводить примеры органов эндокринной системы

 Узнавать по рисункам органы эндокринной системы

Интеллектуальный уровень . Различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов

 Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций

 Объяснять проявление свойств гормонов

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

Май 1 нед

63.

Функция желез внутренней секреции

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. (К) Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами (П).

Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к железам внутренней секреции (Р). Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию  (К).

Давать определение понятию: гормоны.

Называть причины сахарного диабета

 Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции. Доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

 Характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на свое  здоровье.

Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека

Май 2 нед

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

64.

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (К).

Иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым.

Уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию о половой системе, размножении человека, анализировать и оценивать её.

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание

Май 2 нед

65.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.

Сформирован-  ность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Май 3 нед

66.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Извлечение необходимой информации из текстов.

Владение  монологической и диалогической  формами  речи (П). Способность самостоятельно формировать тему, цели урока после предварительного обсуждения (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций.

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика

Май 3 нед

67.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать  материал,

анализ с целью выделения признаков

диалектически анализировать учебный материал (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками (К).

Усвоение знаний о типах нервной деятельности, классификации темпераментов, характерных признаках типов нервной системы. Умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии.

Использовать приобретенные знания для самонаблюдения.

Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность

Май 4 нед

68.

Обобщение

Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками (К).

Осмысление информации о взаимосвязи здоровья человека и образа жизни, появлении человеческих пороков и их воздействии на организм. Приведение в систему изученного материала.

Эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, стремление к познанию нового, самоконтролю и анализу своих действий.

Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни

Май 4 нед

Резерв

2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....