КТП по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Корнишина Ксения Михайловна

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_9_klass_biologiya.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

                Планируемые результаты

Элементы содержания урока

Дата

Метапредметные

Предметные

Личностные

План

Факт

Введение  (3 часа)

1.

Биология — наука о живой природе.

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения.

Коммуникативные:

 ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность. Познавательные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

 Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.                      

Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией.

Сент  1   нед

2.

Методы исследования

в биологии.

Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования.

Сент  1   нед

3.

Сущность жизни и свойства живого.

Познавательные:

 формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками.

Коммуникативные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

Регулятивные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

 Иметь представление о биологии, как науке о живой природе;  о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Знать: свойства живого; методы исследования биологии; значение биологических знаний в современной жизни.

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.                    

Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Сент  2   нед

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)

4.

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности  

Коммуникативные:

ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность

Познавательные:

 оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Знать представления о молекулярном уровне организации живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.                    

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры.

Сент  2   нед

5.

Углеводы.

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

 ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность Познавательные:

 формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках.

Знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.

Сент  3  нед

6.

Липиды.

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

 ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность

Познавательные:

 формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника,

научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

Знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.    

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная.

Сент  3  нед

7.

Состав и строение белков.

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения  

Регулятивные:

ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия

Коммуникативные:

 оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.   Находить выход из спорных ситуаций.      

Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка

Сент  4   нед

8.

Функции белков.

Коммуникативные:

 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, вести устный письменный диалог, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии  

Регулятивные:

Соотносить правильность выбора и результата действия

Познавательные:

 формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой.

Знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая.

Сент  4   нед

9.

Нуклеиновые кислоты.

Регулятивные:

формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Познавательные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность.

Состав, строение и функции нуклеиновых кислот, входящих в состав живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль.

Окт  1 нед

10.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции  

Регулятивные:

сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Познавательные:

овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.

Знать состав, строение и функции органических веществ (АТФ), входящих в состав живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые

Окт  1 нед

11.

Биологические катализаторы.

Коммуникативные:

формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Познавательные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Регулятивные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

  • Уметь проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента.

Лабораторная работа

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Окт   2 нед

12.

Вирусы.

Познавательные:

 формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Коммуникативные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Регулятивные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса.

Окт   2 нед

13.

Обобщающий урок.

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные:

сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Познавательные:

овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.

Называть состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Определение понятий, изученных в разделе «Молекулярный уровень».

Окт   3 нед

Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)

14.

Клеточный уровень: общая характеристика.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой , находить биологическую информацию в различных источниках.  

Коммуникативные:

анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Регулятивные:

сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Знать основные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; иметь представление о клеточном уровне организации живого;

о клетке как структурной и функциональной единице жизни.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Окт   3 нед

15.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой.

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Называть особенности строения клетки; функции органоидов клетки.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.

Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз.

Окт   4 нед

16.

Ядро.

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации:  текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.  

Регулятивные:

 умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные: ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность.

Знать особенности строения клетки;  функции органоидов клетки.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки.

Окт   4 нед

17.

Эндоплазмати-ческая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности.

Коммуникативные:

Умения ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность.

Регулятивные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Лизосомы.

Окт   5 нед

18.

Митохондрии. Пластиды.  Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения.

Познавательные:

овладение способами самоорганизации. учебной деятельности

Коммуникативные:

 Умения ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность.

Регулятивные:оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Называть особенности строения клетки:митохондрии, пластиды, клеточный центр,

органоиды движения, функции органоидов клетки.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

 Митохондрии. Кристы.

Пластиды

Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны.

Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения.

Ноя 2 нед

19.

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Познавательные:

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения.

Коммуникативные:

владеть различными видами изложения текста.

Познавательные:

Сравнивать  клетки эукариот и прокариот,  делать выводы  на основе их сравнения. Коммуникативные:

Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. Регулятивные:

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Характеризовать

 особенности строения клетки эукариот и прокариот.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

 Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры.

Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот.

Лабораторная работа

Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом.

Ноя 2 нед

20.

Обобщающий урок.

Познавательные: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Регулятивные:

формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

Характеризовать  особенности строения клетки; функции органоидов клетки.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Установление причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

Ноя

3 нед

21.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения.

Регулятивные:

 ставить цели, задачи  и планировать личную учебную деятельность.

Коммуникативные:

 оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Характеризовать  этапы обмена веществ и превращение энергии как основные проявления жизнедеятельности клетки.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм.

Ноя

3 нед

22.

Энергетический обмен в клетке.

Познавательные:

Умение работать с текстом учебника, находить главное. Коммуникативные:

Грамотно и лаконично выражать свои мысли..

Знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.

Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание.

Ноя

4   нед

23.

Фотосинтез и хемосинтез.

Коммуникативные:

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Регулятивные:

корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Познавательные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Характеризовать особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии.

Ноя

4   нед

24.

Автотрофы и гетеротрофы.

Познавательные:

Диалектически анализировать учебный или  любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать  выводы.. Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.

Характеризовать способы питания организмов.

Готовность к самообразованию, выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.

Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание.

Дек

1 нед

25.

Синтез белков в клетке.

Регулятивные:

Уметь структурировать материал.

Коммуникативные:

давать определения понятиям.

Познавательные:

работать с различными источниками информации и работать в группах.

Иметь представление о гене, кодоне, антикодане, триплете, знать особенности процессов трансляции и транскрипции.

Уметь объяснять значение белков для живой природы.

Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома.

Дек

1 нед

26.

Деление клетки. Митоз.

Регулятивные:

самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

 Предвидеть уровень усвоения знаний. Вести устный и письменный диалог.

.Иметь представление о фазах митоза, процессе редупликации, жизненном цикле клетки, интерфазе.

Уметь объяснять необходимость знаний о митозе для понимания размножения клеток живых организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления.

Дек   2 нед

27.

Обобщающий урок.

Познавательные:

Диалектически анализировать учебный или  любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать  выводы.. Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.

Характеризовать  особенности строения и функции клетки.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Определение понятий, изученных в разделе «Клеточный уровень». Выполнение контрольной работы.

Дек   2 нед

Раздел 3. Организменный уровень (15 часов)

28.

 Размножение организмов.

Познавательные:

владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности

  Уметь работать с разными источниками информации.

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Регулятивные:

   Уметь выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Иметь представление о видах бесполого размножения, половом размножении оперировать понятиями такими, как вегетативное размножение, споры, деление тела. Уметь приводить примеры организмов, размножающихся половым и бесполым способами.

Уметь объяснять необходимость знаний о размножении живых организмов для понимания процесса передачи наследственных признаков от поколения к поколению.

Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки.

Дек   3 нед

29.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Регулятивные:

уметь анализировать и вносить коррективы.

Коммуникативные:

уметь правильно грамотно  объяснять свою мысль.  Познавательные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.

 Иметь представление о стадиях гаметогенеза, о ходе процесса мейоза, находить сходства и отличия митоза и мейоза, объяснять биологическую сущность митоза и мейоза.

Уметь объяснять  необходимость знаний для понимания значения здорового образа жизни.

Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм.

Дек   3 нед

30.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Регулятивные

готовность обучающихся к саморазвитию.  

Познавательные Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Коммуникативные:

уметь работать в парах.

Иметь представление о эмбриональном развитии организмов, характеризовать постэмбриональный период развития организмов, суть и значение биогенетического закона. Уметь устанавливать причинно – следственные связи на примере организмов с прямым и непрямым развитием.

Уметь объяснять необходимость знаний темы для понимания эволюционных изменений живой природы; сохранения здоровья будущих поколений.

Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез.

Янв  2 нед

31.

Обобщающий урок.

Познавательные:

Диалектически анализировать учебный или  любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать  выводы.. Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.

Характеризовать организменный уровень организации живого.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Характеристика организменного уровня организации живого, процессов бесполого и полового размножения, их сравнение.

Янв  2 нед

32.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Регулятивные:

давать определение понятиям.

Познавательные:

 работать с различными источниками информации.  

Коммуникативные:

делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Иметь представление о моногибридном скрещивании, понимать цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Иметь представление о гибридологическом методе, о аллельных генах, о гомо- и гетерозиготных организмах.

Уметь структурировать материал и давать определение понятиям; уметь взаимодействовать с одноклассниками; использовать полученные знания для решения  генетических задач.  

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет.

Практическая работа

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

Янв  3 нед

33.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Коммуникативные

уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Регулятивные:

 уметь планировать свою  индивидуальную работу.

Познавательные:

 работать с различными источниками информации.

Иметь представление о неполном доминировании признаков, генотипе и      фенотипе, анализирующем скрещивании. Уметь решать задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

Уметь объяснять роль генетических знаний для развития селекции живых организмов.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Практическая работа

Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании.

Янв  3 нед

34.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Личностные:

уметь объяснять, доказывать, защищать свои взгляды.

Коммуникативные:

анализировать и оценивать информацию,

уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Иметь представление о  дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать  «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание.

Знать основные правила и принципы наследования признаков живых организмов.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета.

Практическая работа «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.

Янв  4 нед

35.

Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана.

Регулятивные: уметь работать с понятийным аппаратам Коммуникативные: применять полученные знания на практике и при решении задач  

Личностные:

осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметномполе;знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

Знание основных правил наследования признаков.

Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана. Гомологичные хромосомы. Локус гена.

Конъюгация. Причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Янв  4 нед

36.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Регулятивные:уметь работать с понятийным аппаратам. Коммуникативные:

 применять полученные знания на практике и при решении задач

Личностные: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметномполе;знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

Знание основных правил наследования признаков.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом.

Практическая работа

Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Янв  5 нед

37.

Обобщающий урок.

Познавательные:

освоение приемов решения задач.

Коммуникативные:

умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Регулятивные:

составление  плана задач решения, фиксирование результатов, формулировка выводов.

Знать понятия, формируемые в ходе изучения темы: «Генетика»

Характеризуют сущность моногибридного, дигибридного, анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Составление схем скрещивания. Установление причинно-следственных связей-   на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решение  задач.

Фев   1 нед

38.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Познавательные: уметь структурировать информацию.  

Регулятивные: владеть составляющими проектной деятельности.

Иметь представление о модификационной изменчивости, норме реакции. Уметь выделять существенные признаки для выявления изменчивости организмов.

Уметь объяснять и применять знания в практической деятельности.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. Норма реакции.

Практическая работа

Выявление изменчивости организмов.

Фев   1 нед

39.

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

Регулятивные: владеть составляющими проектной деятельности.

Познавательные: Уметь сравнивать и делать выводы, работать с разными источниками информации.

Иметь представление о мутационной изменчивости, причинах мутаций. Знать виды мутаций и их влияние на организм.

Реализация установок здорового образа жизни.

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций.

Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества.

Фев   2 нед

40.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах.  

Иметь представление о селекции, её становлении.

Уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Практическое значение генетики. Роль учения

Н.И. Вавилова для развития селекции.

Совпадение центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций.

Значение для селекции закона гомологических рядов.

Фев   2 нед

41.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах.    

Иметь представление о селекции, её становлении, её методах  (массовый отбор, индивидуальный отбор). Владеть понятийным аппаратом: близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики.

 Уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства.

Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики.

Фев   3 нед

42.

Обобщающий урок-семинар.

Познавательные: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные:

включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Регулятивные:

 формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

Знать моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Селекция на службе человека.

Фев   3 нед

Раздел 4.  Популяционно-видовой уровень (8 часов)

43.

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.

Познавательные:уметь    структурировать   материал, уметь работать с различными видами лабораторного материала. Коммуникативные: уметь выполнять задания по      алгоритму, применять полученные знания на практике, описывать свойства объектов.                                                                                                                                                                                                                                                                

Владеть понятийным аппаратом темы: вид, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, географический, исторический), ареал, популяция,  биологические сообщества.  

Уметь  объяснять и                            применять знания в практической деятельности.

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества.

Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.

Фев   4 нед

44.

Экологические факторы и условия среды.

Познавательные: владение понятийным аппаратом.  Коммуникативные: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему.

Регулятивные:

уметь воспринимать информацию в разных формах.

Иметь представление об экологических факторах, условиях среды. Владеть понятийным аппаратом темы: популяционная генетика, генофонд, адаптация.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.

Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы.

Влияние экологических условий на организмы.

Фев   4 нед

45.

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

Коммуникативные: уметь: давать характеристику и сравнивать.                            

 Познавательные:

 объяснять биологические закономерности.

Познавательные:

уметь работать с Интернетом     как с источником информации.

Иметь  представление об эволюционной теории Ч. Дарвина, развитии эволюционных представлений до Дарвина, движущих силах эволюции, синтетической теории  эволюции.

Сформированность познавательных интересов                                           и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью.

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции.

Мар  1 нед

46.

Популяция как элементарная единица эволюции.

Познавательные: владение понятийным аппаратом.  Коммуникативные: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему.

Регулятивные:

уметь воспринимать информацию в разных формах.

Иметь представление о популяции, как элементарной единице эволюции.

Владеть понятийным аппаратом темы «популяционная генетик, изменчивость генофонда».

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.

Популяционная генетика. Изменчивость генофонда.

Мар  1 нед

47.

Борьба за существование и естественный отбор.

Коммуникативные:

уметь давать характеристику                                       и сравнивать.

Познавательные:

 объяснять биологические закономерности.  

Уметь работать с Интернетом     как с источником информации.

Иметь  представление о формах борьбы за существование и естественного отбора, приводить примеры их проявления в природе.

Сформированность познавательных интересов                                           и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью.

Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора.

Мар  2 нед

48.

Видообразование.

Познавательные:

формирование умения давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, умение применять полученные знания на практике

Регулятивные:

Умение самостоятельно оценивать полученные знания по изученной теме. Контроль в форме тестовой работы

Коммуникативные:

формирование основ коммуникативной рефлексии, осуществление контроля и коррекции.

Знать механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника.

Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о популяционно-видовом уровне.

Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование.

Мар  2 нед

49.

Макроэволюция.

Личностные: социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам

 Регулятивные:

 Самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.  

Познавательные:Моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов. Коммуникативные:

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Иметь представление о  макроэволюции  и  ее направления. Знать пути достижения биологического прогресса.

Уметь объяснять необходимость знаний о макроэволюции для понимания процессов эволюции органического мира.

Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса.

Мар  3 нед

50.

Обобщающий урок-семинар.

Познавательные:освоение приемов исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные:

включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.

Знать характеристику популяционно-видового, экосистемного и биосферного уровней.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Выполнение заданий учителя.

Мар  3 нед

Раздел 5. Экосистемный уровень (7  часов)

51.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Личностные: сознание ответственности человека при его действии на окружающую среду. Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы. Коммуникативные : вести устный и письменный диалог.  

Иметь представление о биотическом сообществе. Знать экосистему и биогеоценоз.

Уметь объяснять необходимость знаний о сообществе, экосистеме и биогеоценозе для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз.

Мар  4 нед

52.

Состав и структура сообщества.

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Познавательные:

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные:

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Иметь представление о видовом разнообразии. Знать морфологическую и пространственную структуры сообществ.

Уметь объяснять необходимость знаний о видовом разнообразии для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень.

Апр 1 нед

53.

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

Личностные:

навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия

Познавательные:

интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ.

Коммуникативные: Умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь.

Иметь представление о типах биологических взаимоотношений. Знать определение основных понятий.

Уметь объяснять необходимость знаний о типах биотических взаимоотношений для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Типы биотических взаимоотношений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм.

Апр 1 нед

54.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Личностные: находить выход из спорных ситуаций Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу  в познавательную.  Коммуникативные: Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Иметь представление о потоке веществ и энергии в экосистеме. Знать пирамиды численности и биомассы.

Уметь объяснять необходимость знаний о потоке веществ и энергии в экосистеме для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы.

Апр   2 нед

55.

Продуктивность сообщества.

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию.

Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

Иметь представление о первичной и вторичной сукцессии.  Знать процессы саморазвития экосистемы.

Уметь объяснять необходимость знаний о саморазвитии экосистемы для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Продуктивность сообщества. Чистая, первичная, вторичная продукции,  плодородие.

Апр   2 нед

56.

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.

Личностные

готовность обучающихся к саморазвитию. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

Иметь представление о первичной и вторичной сукцессии.  Знать процессы саморазвития экосистемы.

Уметь объяснять необходимость знаний о саморазвитии экосистемы для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия.

Апр   3 нед

57.

Обобщающий урок-экскурсия.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе.

Познавательные:

умение извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках.

Коммуникативные: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Провести экскурсию в биогеоценозе.

Уметь вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде.

Коллективная проектная деятельность на тему: «Естественный биогеоценоз – дубрава».

Апр   3 нед

Раздел 6. Биосферный уровень (10 часов)

58.

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Регулятивные: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные:

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве

Познавательные:

 умение применять и представлять информацию.

Иметь представление о средообразующей деятельности организмов. Знать определение понятия «биосфера».

Уметь объяснять необходимость знаний о средообразующей деятельности организмов для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

Апр 4 нед

59.

Круговорот веществ в биосфере.

Личностные:

формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Регулятивные: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Построение сообщений – рассуждений.

Иметь представление о круговороте веществ в биосфере. Знать миксотрофные и макротрофные вещества.

Уметь объяснять необходимость знаний о круговороте веществ в биосфере для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы.

Апр 4 нед

60.

Эволюция биосферы.

Личностные: формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.  

Познавательные: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов, умение применять и представлять информацию.

Иметь представление об эволюции биосферы. Знать вещества, формирующие биосферу.

Уметь объяснять необходимость знаний об эволюции биосферы для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис.

Апр 5 нед

61.

 Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

Личностные:

 социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы. .Коммуникативные:

Умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь.

Иметь представление о гипотезах возникновения жизни. Знать гипотезы креационизм и самопроизвольное зарождение.

Уметь объяснять необходимость знаний о гипотезах возникновения жизни  для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Гипотезы возникновения жизни.

Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

Май 1 нед

62.

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

Познавательные:

 умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи.

Личностные

 Умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

Умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные

Умение работать в малых группах.  

Иметь представление об основных этапах развития жизни на Земле. Знать эры древнейшей и древней жизни.

Уметь объяснять необходимость знаний о развитии представлений об основных этапах развития жизни на Земле для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

Практическая работа: «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Май 1 нед

63.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу  в познавательную. Познавательные:

 Интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ.

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Иметь представление о развитии жизни в мезозое. Знать развитие жизни в кайнозое.

Уметь объяснять необходимость знаний о развитии жизни в мезозое и кайнозое для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Май 2 нед

64.

Обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Познавательные:

описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств).  

Коммуникативные

Обогащать  их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми.

Иметь представление о развитии жизни на Земле.

Уметь объяснять необходимость знаний о развитии жизни  для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Выступают с сообщениями по теме.

Представляют результаты учебно-исследовательской проектной деятельности.

Коллективная проектная деятельность на тему: «Наши истоки».

Май 2 нед

65.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Коммуникативные

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Регулятивные: Умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные:

Умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные : самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

Иметь представление об антропогенном воздействии на биосферу. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании. Знать об обществе  одноразового потребление.

Уметь объяснять необходимость знаний об антропогенном воздействии на биосферу для понимания единства строения и функционирования органического мира. Уметь объяснять необходимость знаний о рациональном природопользовании для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы.

Май 3 нед

66.

Основы рационального природопользования.

Коммуникативные

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Регулятивные:  умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Познавательные:

умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач .Коммуникативные

Вести устный и письменный диалог.

Иметь представление об экологических проблемах. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании. Знать об обществе  одноразового потребление.

Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека на биосферу. Уметь объяснять необходимость знаний о рациональном природопользовании для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления.

Май 3 нед

67.

Обобщающий урок-конференция.

Коммуникативные

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Регулятивные:  умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Познавательные:

умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные

Вести устный и письменный диалог.

Иметь представление как работать с учебниками и другими средствами информации.    

Уметь осмыслить материал, осознать, выработать свое отношение и свою позицию в отношении себя и окружающих людей, развивают память, мышлении, умение контролировать свои действия, осмыслить научное видение мира.      

Урок-конференция.

Май 4 нед

Резерв

3 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....