КТП по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass_biologiya.docx | 65.44 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Элементы содержания урока | Дата | |||
Метапредметные | Предметные | Личностные | План | Факт | |||
Введение (3 часа) | |||||||
1. | Биология — наука о живой природе. | Регулятивные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения. Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Познавательные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. | Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку. | Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. | Сент 1 нед | |
2. | Методы исследования в биологии. | Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования. | Сент 1 нед | ||||
3. | Сущность жизни и свойства живого. | Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками. Коммуникативные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Регулятивные: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. | Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. Знать: свойства живого; методы исследования биологии; значение биологических знаний в современной жизни. | Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку. | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы. | Сент 2 нед | |
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов) | |||||||
4. | Молекулярный уровень: общая характеристика. | Регулятивные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Знать представления о молекулярном уровне организации живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры. | Сент 2 нед | |
5. | Углеводы. | Регулятивные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках. | Знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. | Сент 3 нед | |
6. | Липиды. | Регулятивные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму | Знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная. | Сент 3 нед | |
7. | Состав и строение белков. | Познавательные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения Регулятивные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия Коммуникативные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Находить выход из спорных ситуаций. | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка | Сент 4 нед | |
8. | Функции белков. | Коммуникативные: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, вести устный письменный диалог, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Регулятивные: Соотносить правильность выбора и результата действия Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой. | Знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая. | Сент 4 нед | |
9. | Нуклеиновые кислоты. | Регулятивные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками Познавательные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. | Состав, строение и функции нуклеиновых кислот, входящих в состав живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль. | Окт 1 нед | |
10. | АТФ и другие органические соединения клетки. | Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные: овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации. | Знать состав, строение и функции органических веществ (АТФ), входящих в состав живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | Окт 1 нед | |
11. | Биологические катализаторы. | Коммуникативные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками Познавательные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Регулятивные: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. |
| Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. Лабораторная работа Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. | Окт 2 нед | |
12. | Вирусы. | Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками Коммуникативные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Регулятивные: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. | Характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса. | Окт 2 нед | |
13. | Обобщающий урок. | Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные: овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации. | Называть состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Определение понятий, изученных в разделе «Молекулярный уровень». | Окт 3 нед | |
Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов) | |||||||
14. | Клеточный уровень: общая характеристика. | Метапредметные: Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой , находить биологическую информацию в различных источниках. Коммуникативные: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. Регулятивные: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | Знать основные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; иметь представление о клеточном уровне организации живого; о клетке как структурной и функциональной единице жизни. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. | Окт 3 нед | |
15. | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой. Регулятивные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. | Называть особенности строения клетки; функции органоидов клетки. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. | Окт 4 нед | |
16. | Ядро. | Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. Регулятивные: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. | Знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки. | Окт 4 нед | |
17. | Эндоплазмати-ческая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Познавательные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности. Коммуникативные: Умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Регулятивные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Окт 5 нед | |
18. | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. | Познавательные: овладение способами самоорганизации. учебной деятельности Коммуникативные: Умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Регулятивные:оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Называть особенности строения клетки:митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, функции органоидов клетки. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Митохондрии. Кристы. Пластиды Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения. | Ноя 2 нед | |
19. | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | Познавательные: Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения. Коммуникативные: владеть различными видами изложения текста. Познавательные: Сравнивать клетки эукариот и прокариот, делать выводы на основе их сравнения. Коммуникативные: Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. Регулятивные: Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Характеризовать особенности строения клетки эукариот и прокариот. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом. | Ноя 2 нед | |
20. | Обобщающий урок. | Познавательные: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Регулятивные: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. | Характеризовать особенности строения клетки; функции органоидов клетки. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Установление причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. | Ноя 3 нед | |
21. | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Познавательные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения. Регулятивные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Коммуникативные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Характеризовать этапы обмена веществ и превращение энергии как основные проявления жизнедеятельности клетки. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. | Ноя 3 нед | |
22. | Энергетический обмен в клетке. | Познавательные: Умение работать с текстом учебника, находить главное. Коммуникативные: Грамотно и лаконично выражать свои мысли.. | Знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки. | Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе. | Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание. | Ноя 4 нед | |
23. | Фотосинтез и хемосинтез. | Коммуникативные: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. Регулятивные: корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Познавательные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | Характеризовать особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии. | Ноя 4 нед | |
24. | Автотрофы и гетеротрофы. | Познавательные: Диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы.. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Характеризовать способы питания организмов. | Готовность к самообразованию, выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе. | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание. | Дек 1 нед | |
25. | Синтез белков в клетке. | Регулятивные: Уметь структурировать материал. Коммуникативные: давать определения понятиям. Познавательные: работать с различными источниками информации и работать в группах. | Иметь представление о гене, кодоне, антикодане, триплете, знать особенности процессов трансляции и транскрипции. | Уметь объяснять значение белков для живой природы. | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома. | Дек 1 нед | |
26. | Деление клетки. Митоз. | Регулятивные: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: Предвидеть уровень усвоения знаний. Вести устный и письменный диалог. | .Иметь представление о фазах митоза, процессе редупликации, жизненном цикле клетки, интерфазе. | Уметь объяснять необходимость знаний о митозе для понимания размножения клеток живых организмов. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления. | Дек 2 нед | |
27. | Обобщающий урок. | Познавательные: Диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы.. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Характеризовать особенности строения и функции клетки. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Определение понятий, изученных в разделе «Клеточный уровень». Выполнение контрольной работы. | Дек 2 нед | |
Раздел 3. Организменный уровень (15 часов) | |||||||
28. | Размножение организмов. | Познавательные: владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности Уметь работать с разными источниками информации. Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные: Уметь выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. | Иметь представление о видах бесполого размножения, половом размножении оперировать понятиями такими, как вегетативное размножение, споры, деление тела. Уметь приводить примеры организмов, размножающихся половым и бесполым способами. | Уметь объяснять необходимость знаний о размножении живых организмов для понимания процесса передачи наследственных признаков от поколения к поколению. | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки. | Дек 3 нед | |
29. | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Регулятивные: уметь анализировать и вносить коррективы. Коммуникативные: уметь правильно грамотно объяснять свою мысль. Познавательные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения. | Иметь представление о стадиях гаметогенеза, о ходе процесса мейоза, находить сходства и отличия митоза и мейоза, объяснять биологическую сущность митоза и мейоза. | Уметь объяснять необходимость знаний для понимания значения здорового образа жизни. | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм. | Дек 3 нед | |
30. | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Регулятивные готовность обучающихся к саморазвитию. Познавательные Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Коммуникативные: уметь работать в парах. | Иметь представление о эмбриональном развитии организмов, характеризовать постэмбриональный период развития организмов, суть и значение биогенетического закона. Уметь устанавливать причинно – следственные связи на примере организмов с прямым и непрямым развитием. | Уметь объяснять необходимость знаний темы для понимания эволюционных изменений живой природы; сохранения здоровья будущих поколений. | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез. | Янв 2 нед | |
31. | Обобщающий урок. | Познавательные: Диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы.. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Характеризовать организменный уровень организации живого. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Характеристика организменного уровня организации живого, процессов бесполого и полового размножения, их сравнение. | Янв 2 нед | |
32. | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Регулятивные: давать определение понятиям. Познавательные: работать с различными источниками информации. Коммуникативные: делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | Иметь представление о моногибридном скрещивании, понимать цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Иметь представление о гибридологическом методе, о аллельных генах, о гомо- и гетерозиготных организмах. | Уметь структурировать материал и давать определение понятиям; уметь взаимодействовать с одноклассниками; использовать полученные знания для решения генетических задач. | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет. Практическая работа Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. | Янв 3 нед | |
33. | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | Коммуникативные уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Регулятивные: уметь планировать свою индивидуальную работу. Познавательные: работать с различными источниками информации. | Иметь представление о неполном доминировании признаков, генотипе и фенотипе, анализирующем скрещивании. Уметь решать задачи на наследование признаков при неполном доминировании. | Уметь объяснять роль генетических знаний для развития селекции живых организмов. | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании. | Янв 3 нед | |
34. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Личностные: уметь объяснять, доказывать, защищать свои взгляды. Коммуникативные: анализировать и оценивать информацию, уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | Иметь представление о дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание. | Знать основные правила и принципы наследования признаков живых организмов. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Практическая работа «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. | Янв 4 нед | |
35. | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | Регулятивные: уметь работать с понятийным аппаратам Коммуникативные: применять полученные знания на практике и при решении задач Личностные: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметномполе;знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом. | Знание основных правил наследования признаков. | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Гомологичные хромосомы. Локус гена. Конъюгация. Причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Янв 4 нед | |
36. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Регулятивные:уметь работать с понятийным аппаратам. Коммуникативные: применять полученные знания на практике и при решении задач Личностные: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметномполе;знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом. | Знание основных правил наследования признаков. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | Янв 5 нед | |
37. | Обобщающий урок. | Познавательные: освоение приемов решения задач. Коммуникативные: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Регулятивные: составление плана задач решения, фиксирование результатов, формулировка выводов. | Знать понятия, формируемые в ходе изучения темы: «Генетика» Характеризуют сущность моногибридного, дигибридного, анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Составление схем скрещивания. Установление причинно-следственных связей- на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решение задач. | Фев 1 нед | |
38. | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | Познавательные: уметь структурировать информацию. Регулятивные: владеть составляющими проектной деятельности. | Иметь представление о модификационной изменчивости, норме реакции. Уметь выделять существенные признаки для выявления изменчивости организмов. | Уметь объяснять и применять знания в практической деятельности. | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. Норма реакции. Практическая работа Выявление изменчивости организмов. | Фев 1 нед | |
39. | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | Регулятивные: владеть составляющими проектной деятельности. Познавательные: Уметь сравнивать и делать выводы, работать с разными источниками информации. | Иметь представление о мутационной изменчивости, причинах мутаций. Знать виды мутаций и их влияние на организм. | Реализация установок здорового образа жизни. | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества. | Фев 2 нед | |
40. | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | Познавательные: уметь работать с различными источниками информации. Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах. | Иметь представление о селекции, её становлении. | Уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства. | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Практическое значение генетики. Роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. Совпадение центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций. Значение для селекции закона гомологических рядов. | Фев 2 нед | |
41. | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Познавательные: уметь работать с различными источниками информации. Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах. | Иметь представление о селекции, её становлении, её методах (массовый отбор, индивидуальный отбор). Владеть понятийным аппаратом: близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики. | Уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства. | Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики. | Фев 3 нед | |
42. | Обобщающий урок-семинар. | Познавательные: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Регулятивные: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. | Знать моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Селекция на службе человека. | Фев 3 нед | |
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов) | |||||||
43. | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. | Познавательные:уметь структурировать материал, уметь работать с различными видами лабораторного материала. Коммуникативные: уметь выполнять задания по алгоритму, применять полученные знания на практике, описывать свойства объектов. | Владеть понятийным аппаратом темы: вид, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, географический, исторический), ареал, популяция, биологические сообщества. | Уметь объяснять и применять знания в практической деятельности. | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Лабораторная работа Изучение морфологического критерия вида. | Фев 4 нед | |
44. | Экологические факторы и условия среды. | Познавательные: владение понятийным аппаратом. Коммуникативные: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему. Регулятивные: уметь воспринимать информацию в разных формах. | Иметь представление об экологических факторах, условиях среды. Владеть понятийным аппаратом темы: популяционная генетика, генофонд, адаптация. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы. | Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы. Влияние экологических условий на организмы. | Фев 4 нед | |
45. | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | Коммуникативные: уметь: давать характеристику и сравнивать. Познавательные: объяснять биологические закономерности. Познавательные: уметь работать с Интернетом как с источником информации. | Иметь представление об эволюционной теории Ч. Дарвина, развитии эволюционных представлений до Дарвина, движущих силах эволюции, синтетической теории эволюции. | Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью. | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции. | Мар 1 нед | |
46. | Популяция как элементарная единица эволюции. | Познавательные: владение понятийным аппаратом. Коммуникативные: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему. Регулятивные: уметь воспринимать информацию в разных формах. | Иметь представление о популяции, как элементарной единице эволюции. Владеть понятийным аппаратом темы «популяционная генетик, изменчивость генофонда». | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы. | Популяционная генетика. Изменчивость генофонда. | Мар 1 нед | |
47. | Борьба за существование и естественный отбор. | Коммуникативные: уметь давать характеристику и сравнивать. Познавательные: объяснять биологические закономерности. Уметь работать с Интернетом как с источником информации. | Иметь представление о формах борьбы за существование и естественного отбора, приводить примеры их проявления в природе. | Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью. | Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора. | Мар 2 нед | |
48. | Видообразование. | Познавательные: формирование умения давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, умение применять полученные знания на практике Регулятивные: Умение самостоятельно оценивать полученные знания по изученной теме. Контроль в форме тестовой работы Коммуникативные: формирование основ коммуникативной рефлексии, осуществление контроля и коррекции. | Знать механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. | Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о популяционно-видовом уровне. | Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование. | Мар 2 нед | |
49. | Макроэволюция. | Личностные: социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам Регулятивные: Самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные:Моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. | Иметь представление о макроэволюции и ее направления. Знать пути достижения биологического прогресса. | Уметь объяснять необходимость знаний о макроэволюции для понимания процессов эволюции органического мира. | Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса. | Мар 3 нед | |
50. | Обобщающий урок-семинар. | Познавательные:освоение приемов исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения. | Знать характеристику популяционно-видового, экосистемного и биосферного уровней. | Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Выполнение заданий учителя. | Мар 3 нед | |
Раздел 5. Экосистемный уровень (7 часов) | |||||||
51. | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | Личностные: сознание ответственности человека при его действии на окружающую среду. Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы. Коммуникативные : вести устный и письменный диалог. | Иметь представление о биотическом сообществе. Знать экосистему и биогеоценоз. | Уметь объяснять необходимость знаний о сообществе, экосистеме и биогеоценозе для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. | Мар 4 нед | |
52. | Состав и структура сообщества. | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Иметь представление о видовом разнообразии. Знать морфологическую и пространственную структуры сообществ. | Уметь объяснять необходимость знаний о видовом разнообразии для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень. | Апр 1 нед | |
53. | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. | Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях. Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия Познавательные: интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ. Коммуникативные: Умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь. | Иметь представление о типах биологических взаимоотношений. Знать определение основных понятий. | Уметь объяснять необходимость знаний о типах биотических взаимоотношений для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Типы биотических взаимоотношений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. | Апр 1 нед | |
54. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Личностные: находить выход из спорных ситуаций Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. | Иметь представление о потоке веществ и энергии в экосистеме. Знать пирамиды численности и биомассы. | Уметь объяснять необходимость знаний о потоке веществ и энергии в экосистеме для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы. | Апр 2 нед | |
55. | Продуктивность сообщества. | Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. | Иметь представление о первичной и вторичной сукцессии. Знать процессы саморазвития экосистемы. | Уметь объяснять необходимость знаний о саморазвитии экосистемы для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Продуктивность сообщества. Чистая, первичная, вторичная продукции, плодородие. | Апр 2 нед | |
56. | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. | Личностные готовность обучающихся к саморазвитию. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. | Иметь представление о первичной и вторичной сукцессии. Знать процессы саморазвития экосистемы. | Уметь объяснять необходимость знаний о саморазвитии экосистемы для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия. | Апр 3 нед | |
57. | Обобщающий урок-экскурсия. | Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках. Коммуникативные: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Провести экскурсию в биогеоценозе. | Уметь вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде. | Коллективная проектная деятельность на тему: «Естественный биогеоценоз – дубрава». | Апр 3 нед | |
Раздел 6. Биосферный уровень (10 часов) | |||||||
58. | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Регулятивные: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Познавательные: умение применять и представлять информацию. | Иметь представление о средообразующей деятельности организмов. Знать определение понятия «биосфера». | Уметь объяснять необходимость знаний о средообразующей деятельности организмов для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. | Апр 4 нед | |
59. | Круговорот веществ в биосфере. | Личностные: формирование ценностного отношения к окружающему миру. Регулятивные: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Построение сообщений – рассуждений. | Иметь представление о круговороте веществ в биосфере. Знать миксотрофные и макротрофные вещества. | Уметь объяснять необходимость знаний о круговороте веществ в биосфере для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы. | Апр 4 нед | |
60. | Эволюция биосферы. | Личностные: формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях. Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов, умение применять и представлять информацию. | Иметь представление об эволюции биосферы. Знать вещества, формирующие биосферу. | Уметь объяснять необходимость знаний об эволюции биосферы для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис. | Апр 5 нед | |
61. | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | Личностные: социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам. Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы. .Коммуникативные: Умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь. | Иметь представление о гипотезах возникновения жизни. Знать гипотезы креационизм и самопроизвольное зарождение. | Уметь объяснять необходимость знаний о гипотезах возникновения жизни для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | Май 1 нед | |
62. | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. | Познавательные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи. Личностные Умение применять полученные знания на практике. Регулятивные: Умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Коммуникативные Умение работать в малых группах. | Иметь представление об основных этапах развития жизни на Земле. Знать эры древнейшей и древней жизни. | Уметь объяснять необходимость знаний о развитии представлений об основных этапах развития жизни на Земле для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. Практическая работа: «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». | Май 1 нед | |
63. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ. Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | Иметь представление о развитии жизни в мезозое. Знать развитие жизни в кайнозое. | Уметь объяснять необходимость знаний о развитии жизни в мезозое и кайнозое для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Май 2 нед | |
64. | Обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». | Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств). Коммуникативные Обогащать их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми. | Иметь представление о развитии жизни на Земле. | Уметь объяснять необходимость знаний о развитии жизни для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно-исследовательской проектной деятельности. Коллективная проектная деятельность на тему: «Наши истоки». | Май 2 нед | |
65. | Антропогенное воздействие на биосферу. | Коммуникативные Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Регулятивные: Умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: Умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные : самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. | Иметь представление об антропогенном воздействии на биосферу. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании. Знать об обществе одноразового потребление. | Уметь объяснять необходимость знаний об антропогенном воздействии на биосферу для понимания единства строения и функционирования органического мира. Уметь объяснять необходимость знаний о рациональном природопользовании для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы. | Май 3 нед | |
66. | Основы рационального природопользования. | Коммуникативные Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач .Коммуникативные Вести устный и письменный диалог. | Иметь представление об экологических проблемах. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании. Знать об обществе одноразового потребление. | Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека на биосферу. Уметь объяснять необходимость знаний о рациональном природопользовании для понимания единства строения и функционирования органического мира. | Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления. | Май 3 нед | |
67. | Обобщающий урок-конференция. | Коммуникативные Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные Вести устный и письменный диалог. | Иметь представление как работать с учебниками и другими средствами информации. | Уметь осмыслить материал, осознать, выработать свое отношение и свою позицию в отношении себя и окружающих людей, развивают память, мышлении, умение контролировать свои действия, осмыслить научное видение мира. | Урок-конференция. | Май 4 нед | |
Резерв | 3 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....