Методические материалы
презентация к уроку по биологии (8, 9, 10, 11 класс)

Колышкина Елена Юрьевна

Данные методические материалы являются результатом работы по предмету и способствуют повышению качества обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут         

обучающейся  (класс)      класса    ( Ф.И._________).

Пояснительная записка

Предмет: биология

Направление: трудные вопросы генетики

Класс: 9

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 34

Количество способных детей растет с каждым годом. Данный образовательный маршрут обучения разработан для учащихся 9-х классов, которые мотивированы на углубленное изучение предмета «биология».

В основу организации работы по данному маршруту легли принципы: индивидуальный подход к учебно-воспитательному процессу, вариативность программ, направленная на реализацию потребностей учащихся в образовании.

Данный образовательный маршрут ориентирован на развитие способного обучающегося 9 «__» класса __________________________________(ФИО), составлен с учетом возрастных особенностей ребенка, направлен на личностное развитие и позволяет углубить знания по предмету «биология».

Цель индивидуального образовательного маршрута обучения – углубить знания способных детей по разделу «генетика» по предмету «биология».

Задачи:

- формирование понимания о значения генетики

- углубить знания об основных понятиях генетики

- сформировать устойчивые знания о типах взаимодействия хромосом;

- научиться применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат – успешное освоение программы по темам раздела «Генетика», развитие способности к самоконтролю и самооценке.

ЛИСТ

Индивидуального образовательного маршрута обучения

ФИО _________________________________________

Ученика (цы) __________класса

На 2021-2022  учебный год              33 часа

Содержание (раздел программы, тема)

Форма изучения

Сроки

История генетики. Российские ученые генетики.

Лекция

Методы генетики. Используемое лабораторное оборудование.

Лекция

Наследственный материал – ДНК. Строение, особенности.

Лекция, исследовательская работа

ДНК как хронометр эволюции

Лекция

Генетический код. Ген. Геном.

Лекция

РНК. Виды РНК.

Лекция

Выделение нуклеопротеидов из дрожжей методом кислотного гидролиза

Практическая работа

Хранение наследственной информации у прокариот.

Лекция, исследовательская работа

Хранение наследственной информации у эукариот.

Лекция, исследовательская работа

Поиск пропавшей хромосомы

Практическая работа

Синтез белка у прокариот.

Лабораторная работа

Синтез белка у эукариот.

Лабораторная работа

Решение задач по молекулярной генетике.

Практическая работа

Решение задач по молекулярной генетике.

Практическая работа

Законы Г. Менделя. Аллельное взаимодействие генов.

Лекция

Решение задач по менделеевской генетике.

Практическая работа

Решение задач по менделеевской генетике.

Практическая работа

Определение фенотипа подозреваемого по результатам генетического анализа (генетическая криминалистика)

Практическая работа

Определение частот аллелей и генотипов в модельной популяции

Исследовательская работа

Виды неаллельного взаимодействия генов.

Лекция

Решение задач по неаллельному взаимодействию

Практическая работа

Решение задач по неаллельному взаимодействию

Практическая работа

Решение задач по неаллельному взаимодействию

Практическая работа

Гаметогенез.

Лекция, исследовательская работа

Зигота. Эмбриогенез.

Лекция, исследовательская работа

Эпигенетика – процесс изменения генов, не затрагивающем последовательность ДНК (поведение)

Лекция

От генов к поведению.

Лекция

Определение нормы реакции скорости произвольных движений

Исследовательская работа

Предсказание собственного роста.

Практическая работа

Генная инженерия.

Лекция

Генная инженерия.

Практическая работа

Вирусы. Строение. Способы проникновения в клетку.

Лекция

Происхождение вирусов. Значение вирусов. Эволюция вирусов.

Исследовательская работа

Использованная литература:

  1. Бородина П.М., Воронина Е.Н. Практическая молекулярная генетика для начинающих. Москва, Просвещение, 2021, 271 с.
  2. Сост. Кузьмин И.В. Генетика 10-11. Москва, Просвещение, 2021, 301 с.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

по результатам репетиционных экзаменов  при  подготовке к единому государственному экзамену

ФИО_________________________________

Класс____10 -11_______________________

Тема повторения

формы работы

Разбор заданий ЕГЭ

Средства обучения и воспитания

Информационно-коммуникативные средства, интернет-ресурсы

Царство Растений. Классификация. Ткани растений.

Строение корня: типы корневых систем, придаточные корни. Внутреннее строение. Видоизменения

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание

Решение тестовой части на сайте

А9, А10, А11

Гербарий корней.

Модель внутреннего строения.

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Стебель: внешнее строение и внутреннее строение, ксилема, флоэма, камбий. Видоизменения.

Почки. Расположение, строение, виды (пазушные, спящие).

Лист: строение внешнее и внутреннее, устьице. Видоизменения.

Самостоятельная работа: изучение литературы, используя интернет-ресурсы

А9, А10, А11

микроскоп

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Цветок: строение. Соцветия, виды. Значение.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание

Решение тестовой части на сайте

А9, А10, А11

Гербарий

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Споровые растения. Характеристика. Многообразие.

Отработка  схем, практикум, индивидуальное домашнее задание

А9, А10, А11

Гербарий

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Циклы размножения споровых растений: мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание

Решение тестовой части на сайте «Решу  

 ЕГЭ»

А7, А19, А 23, А 24

Динамические модели

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Семенные растения. Характеристика. Многообразие.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А9, А10, А11

Гербарий

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Размножение семенных растений.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А7, А19, А 23, А 24

модель

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Характеристика семейств Покрытосеменных

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

 ЕГЭ»

А7, А19, А 23, А 24

гербарий

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Царство Грибы.  Лишайники. Классификация, характеристика, основные признаки.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 9, А 10, А 22 (С1), А 24(С3), А 25 (С4)

коллекции

https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-kornya

https://reshutest.ru/theory/18?theory_id=739

http://pgsha.ru:8008/books/study

Решение  КИМ в тестовой форме

А7, А9, А10,

компьютер

https://bio-ege.sdamgia.ru/

Решение КИМ в тестовой форме

А11, А19,

компьютер

https://bio-ege.sdamgia.ru/

Решение КИМ в тестовой форме

А 22 (С1),

 А 23 (С2),

компьютер

https://bio-ege.sdamgia.ru/

Решение КИМ в тестовой форме

А 24(С3),

А 25 (С4)

компьютер

https://bio-ege.sdamgia.ru/

Систематика живого мира. Царство животные: классификация, характеристика, основные признаки.

Занятие-консультация, практикум,  индивидуальное домашнее задание. Решение тестовой части на сайте

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

плакат

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Виды размножения животных: бесполое, половое (анамнии, амниоты)

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

схемы

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Циклы размножения паразитов. Профилактика.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

 ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Схемы заражения. Модули

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Характеристика Типов: простейшие, кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

 ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Презентация

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Характеристика Типов: Моллюски, Членистоногие.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Презентация

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Характеристика Типа Хордовые: класс рыбы.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Презентация

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Характеристика Типа Хордовые: классы Земноводные, Пресмыкающиеся.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Презентация

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Характеристика Типа Хордовые: класс Птицы

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

 ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Презентация

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Характеристика Типа Хордовые: класс Млекопитающие

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11, А 19, А 22

Презентация

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

https://umschool.net/library/biologiya/osnovy-sistematiki-klassifikacziya-zhivotnyh/

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

Решение КИМ в тестовой форме

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

 ЕГЭ»

А 9, А 10, А 11,

Решение КИМ в тестовой форме

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 19, А 22

Человек. Характеристика тканей, систем.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  ЕГЭ»

А 12, А 13, А 14, А20, А 21

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

https://biocpm.ru/tkani-cheloveka

Некоторые особенности систем человека: эндокринная, НС, ВНД

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 22, А 23, А 24, А 25

Плакат

Презентация

таблица

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

https://biocpm.ru/tkani-cheloveka

Опорно-двигательная система: скелет, мышцы

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 12, А 13, А 14, А20,

А 21

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

Кровеносная система. Работа сердца.

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 12, А 13, А 14, А20, А 21

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

Пищеварительная система. Выделительная система

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 12, А 13, А 14, А20, А 21

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

Обмен веществ. Покровная система

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 12, А 13, А 14, А20, А 21

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

Анализаторы: зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 22, А 23, А 24, А 25

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

Размножение человека. Человек и его здоровье

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное  домашнее задание. Решение тестовой части на сайте «Решу  

ЕГЭ»

А 22, А 23, А 24, А 25

Плакат

Презентация

https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/biologiya/

https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/obshchie-predstavleniia-ob-organizme-cheloveka-16120/organizm-cheloveka-tcelostnaia-sistema-13450/re-34f87349-cca9-407f-a12a-cb5cb502d008

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:

  1. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
  2. Мне удалось __________________________________________________
  3. Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
  4. Я научился ___________________________________________________

В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение»

8 класс

Цель: обобщить знания учащихся, полученные на уроках биологии по теме «Внутренняя среда организма и кровообращение».

Задачи:

  • Образовательные: обобщить знания по теме, показать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения и крови.
  • Воспитательные: убедить учащихся в познаваемости мира, основываясь на собственных наблюдениях и научных данных, развивать и воспитывать у учащихся гигиенические требования к организму; выработать у учащихся коммуникативные (способность работать в группе в интересах общей цели) и социальные компетенции;

Развивающие: развить динамические навыки каждого ученика (личностные компетенции), готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях; научить учащихся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям; развивать у детей научное мировоззрение.

Тип урока: урок – обобщение и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивное оборудование.

Ход урока.

  1. Организационный момент: объявление об условиях  проведения урока.  Формирование команд. Выбор счетной группы. Оформление таблицы на доске. Выбор капитанов.

  1. Разминка: загадки.

1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)

2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)

3. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)

4. Кто целый век в клетке? (Сердце)

   

 3. Конкурс « С ТОЧНОСТЬЮ ДО…»

Условия:  Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

Задание:

  1. 90 % ( количество воды в крови ).
  2. 300 г ( масса сердца ).
  3. 60-80 раз в мин. ( количество сердечных сокращений ).
  4. 120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).
  5. 0,8 с  (длительность сердечного цикла ).
  6. 0,9 % ( количество NaCI в крови ).
  7. 5 млн/мм3      ( количество эритроцитов).
  8. 0,5 - 1 мм/с ( скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови ).
  10. 6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).
  11. 30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).

ОТВЕТЫ: за каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 90 %  -  количество воды в крови ).
  2. 300 г  ( масса сердца ).
  3. 60-80 раз в мин. ( количество сердечных сокращений ).
  4. 120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).
  5. 0,8 с  (длительность сердечного цикла ).
  6. 0,9 % ( количество NaCI в крови ).
  7. 5 млн/мм3      ( количество эритроцитов).
  8. 0,5 - 1 мм/с ( скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови ).
  10.  6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).
  11.  30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).

4.Конкурс « БЛИЦ-ТЕРМИНЫ »

Цель: проверить усвоение понятий и терминов по теме

Условия:  учитель  предлагает подойти капитанам команды к нему и получить конверты с заданием для каждой команды. Дети совместно выполняют задание, в котором необходимо записать пропущенный термин.  После выполнения задания листочки передаются членам жюри для проверки, за каждый правильный ответ команда получает по 1 балу. Время проведения данного конкурса 6 минут. Максимальное количество балов за данное задание   13 балов.  

Задание:

1 команда

1. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).

2. Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).

3. Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия ).

4. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).

5. Кровь, богатая кислородом (артериальная).

6. Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).

7. Вспышка массового заболевания (эпидемия).

8. Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).

9. Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).

10. Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим или максимальным).

11. Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).

12. Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).

2 команда

1. Жидкая ткань, состоящая из плазмы и клеток, выполняющая транспортную, защитную, гуморальную функции (кровь).

2. Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).

3. Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).

4. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).

5. Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу? (Поперечнополосатая сердечная).

6. Ритмические сокращения стенок артерий с каждой систолой левого желудочка (пульс).

7. Дыхательный пигмент красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).

8. Назовите два главных сосуда, транспортирующие кровь из сердца (легочная артерия, аорта).

9. Растворимый белок плазмы крови, способный превращаться в нерастворимый (фибриноген).

10. Иммунитет, приобретенный в результате прививок или лечебных сывороток (искусственный).

11. Водный раствор солей, соответствующий по своей концентрации содержанию солей в плазме крови (физиологический раствор).

12. Сложные органические вещества, способные вызвать иммунную реакцию (антигены).

3 команда

1. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).

2. Кровь, богатая углекислым газом (венозная).

3. Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).

4. Заболевание, симптомами которого является хроническое понижение артериального давления (гипотония).

5. Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам (иммунитет).

6. Бесцветные клетки крови, имеющие ядро, выполняющие защитные функции (лейкоциты).

7. Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия (малый круг).

8. Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезней или продукты их жизнедеятельности (вакцина).

9. Место расположения створчатых клапанов (между предсердиями и желудочками).

10. Бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путем ее фильтрации в межклеточное пространство (лимфа).

11. Заболевание, которое развивается в результате нарушения коронарного кровообращения (инфаркт миокарда).

12. Отдел сердца, имеющий наибольшую толщину мышечной стенки (левый желудочек).

4 команда

1. Органы, где формируются клетки крови и лимфы (красный костный мозг, лимфоузлы, тимус).

2. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения давления в них (артерии, капилляры, вены).

3. Сложные белки, вырабатываемые лимфоцитами при взаимодействии с чужеродными веществами (антитела).

4. Красные кровяные клетки, лишенные ядра (эритроциты).

5. Заболевание, при котором внутренний слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани (атеросклероз).

6. Кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток (капилляры).

7. Артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу (коронарные или венечные).

8. От какой камеры сердца отходит аорта (от левого желудочка).

9. Препарат крови, содержащий готовые антитела (лечебная сыворотка).

10. Непрочное соединение гемоглобина с кислородом, образующееся в органах дыхания (оксигемоглобин).

11. Процесс поглощения и переваривания микробов и других чужеродных частиц бесцветными кровяными клетками (фагоцитоз).

12. Стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови (пороки сердца).

 

5. Конкурс  «Профилактический»

Задание: Составить гигиенические требования сердечно – сосудистой системы (ФЛАЙЕР). Требования представляются на листе А4  с защитой.

½ листа идеальный вариант, другая ½ листа – что произойдет при нарушении. С уклоном на сердечно-сосудистою систему.

1 команда  - движение это жизнь!

2 команда -  алкоголю нет!

3 команда – правильное питание – путь к долголетию!

4 команда – в здоровом теле – здоровый дух!

6. Конкурс «ПРИЕМ В ТРАВМОПУНКТЕ»

Условия: участники команд  должны оказать первую помощь  «пострадавшему».

Задания:

  1.  Рабочие устанавливали у вас дома новые окна, из-за неосторожности одного из них, лопнуло стекло, порезав при этом руку другому рабочему в области правого предплечья. Из раны пульсирующим фонтаном начала выделяться ярко-алая кровь. Как вы будете действовать в сложившейся ситуации.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

  1. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ: Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз в мин.

  1. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ:  Тип кровотечения - -венозное  необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

  1. В детском саду дети бегали, шалили. Один малыш споткнулся, упал. На колене появилась ссадина, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определите тип кровотечения. Какую помощь необходимо оказать мальчику? 

Ответ. Тип кровотечения – капиллярное.  Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.  

  1. Конкурс «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ »

Условие: учитель предлагает каждой команде решить познавательные задачи. Капитаны команд вытягивают задачи по очереди.

Примерные задачи и варианты ответов.

Задача 1.

   Человек заболел. По характеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка ( аппендицит ). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного?

( ответ: анализ крови показывает у больного повышенное содержание лейкоцитов, что является одним из дополнительных факторов в пользу проведения операции ).

Задача 2.

   В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала  бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко – алого цвета. Какой сосуд повреждён? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?

( ответ: по характеру кровотечения можно говорить о повреждении артерии; при этом следует наложить жгут выше места ранения, сделать стерильную давящую повязку и доставить пострадавшего в больницу ).

Задача 3.

   Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно – медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

( ответ: в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь).

Задача 4.

   У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов и продуктов питания, находящихся на столе? ( на столе лежат помидоры, гранаты, яблоки, гематоген, таблетки « Бронхикум », анальгин, витамины « Ревит», гречневая крупа, кусок говядины или печени  ).

( ответ: бронхикум – препарат от кашля; анальгин – обезболивающий препарат; ревит – витаминный препарат; для повышения гемоглобина необходимо принимать гематоген, так как  в его состав добавлена кровь быков, а так же есть красное мясо – говядину, баранину, свинину, печень, в которых содержится очень много железа, а вот в яблоках, помидорах, гречневой крупе его почти нет ).

  1. Конкурс «Театральный»

«Круги кровообращения».

Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело» и «лёгкие». «Кровь» идёт от «сердца» к «телу», которому отдаёт «кислород» (красную фишку) и берёт у него «углекислый газ» (синюю фишку), затем «кровь» возвращается к сердцу (это большой круг) и далее движется к «лёгким», где отдаёт СО2 и берёт О2, «кровь» возвращается (малый круг). Всё повторяется.

«Образование тромба».

Участвуют 5 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные – элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий: представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через повреждённую стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3, 4, 5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые, словно сеточка, закрывают отверстие. И в эту сеть попадают клетки крови (3, 4, 5 «застревают» в сетке рук 1 и 2), они закупоривают порыв. Так образуется тромб.

«Формирование иммунитета».

Действующие лица: девочки (2 клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).

Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них нападает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя за собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

«Группы крови»

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей - это стало причиной его смерти. Почему?

Необходимо правильно указать  допустимые варианты  переливания крови человека.

ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Биология и история

1.  В начале V века до н.э. греки одержали победу вблизи села Марафон над персами. С вестью в Афины послали самого быстрого юношу. Достигнув Афин, он крикнул: «Победа» и упал замертво (не выдержало сердце дистанции 42 км 195 м). А почему сейчас сотни спортсменов преодолевают эту дистанцию без вреда для здоровья?

2.   Со II века до нашей эры и до XVII века просуществовала «теория» Клавдия Галена о движении крови ( 1500 лет). В чём заключалась её ошибочность?

3.  Анатом эпохи возрождения Везалий в 1564 году производил вскрытие трупа, чтобы установить причину смерти пациента. Каков же был ужас, когда все увидели, что сердце трупа сокращается. Около 300 лет медицина не могла объяснить этого факта. А вы?

4.   Каким учёным принадлежит важная роль в изучении и открытии циркуляции крови в замкнутой системе кровообращения по организму. В чём их заслуга?

Биология и медицина

  1. Доктор этот больной поступил почти в бессознательном состоянии. Обследование показало, что у него частичное омертвление сердечной мышцы. Также нарушено кровообращение в сосудах сердца, что приводитуменьшению снабжения клеток сердца кислородом и питательными веществами. ( инфаркт)
  1. Доктор, у этого больного наблюдается нарушение тонуса сосудов, в результате чего нарушилось кровообращение. Он жалуется на постоянную головную боль, утомление.(дистония)
  1. Доктор, этот больной поступил к нам с острым нарушением мозгового кровообращения, следствием чего являются точечные нарушения функций мозга. В части мозга наблюдается разрыв кровеносных сосудов, что сопровождается кровоизлиянием, (инсульт)
  1. При осмотре больного было выявлено. Что у него повышенное кровяное давление . Он признался, что это происходит у него не первый раз. Его работа связана с умственными перегрузками и малоподвижным образом жизни.(гипертония)
  1. При осмотре больного обнаружено неравномерное расширение вен. Причиной этого является врождённая слабость венозных стенок и неполноценность их клапанов, что затрудняет движение крови и повышает внутреннее давление.(варикозное расширение вен)
  1. Доктор, обследования показали, что у этого больного утолщились стенки артерий, сузился их просвет и часто образуются тромбы. Он долго болеет гипертонией и страдает от ожирения, (атеросклероз)



Предварительный просмотр:

МБОУ  «СШ №30 с УИОП»

Учитель биологии Колышкина Е.Ю.

5 класс

План-конспект урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Растения.

Тип урока: урок изучения нового материала (формирование новых знаний).

Вид урока: урок – исследование; постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, преобразования информации.

Технология: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, поискового обучения.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о Царстве Растений, отделах и их характеристиках, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных отделов Царства Растений и их отличительных признаков, закрепить знания о многообразии живых растительных организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение обучающихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в паре с друг с другом.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьника положительные личностные качества, любовь к природе, самостоятельность, дисциплинированность. 

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Учебные задачи:

1. Познакомить обучающихся  с понятиями органы растений, слоевище, споровые, цветковые и голосеменные растения.

2. Выявить особенности каждого  Отдела.

3. Выяснить особенности  растительных организмов каждого Отдела.

4. Определить уровень усвоения школьником учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять признаки Царства Растений,  существенные особенности Отделов Царства Растений; распознавать по гербариям, рисункам учебника отличительные черты Отделов растений, описывать их; приводить примеры.

Оборудование к уроку:

1. Компьютер, презентация “Царство Растений”.

2. Учебник  Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.. «Вентана-граф»  2019 г.

3. Гербарии растений (лишайник, сосна, яблоня, водоросль, плаун, хвощ, папоротник).

4. Фотографии живых организмов различных царств.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Я рада вас видеть, итак начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний.

СТИХ  или   ЗАГАДКА или  АНАГРАММА или   РЕБУС о царствах живой природы

Учитель: Мир живых организмов многообразен.  Сегодня  мы работаем в группах. Каждой группе предлагается найти  фотографию живого организма, которое не подходит по какому-то признаку ко всем остальным.  Подумайте, по какому признаку  1 фотография оказалась лишней в этой группе. (Обсуждение, выделение общих признаков, ответы учеников).

Пример: 1 группа – 3 фотографии с растениями и 1 фотография бактерии.

2 группа – 3 фотографии с растениями и 1 фотография с животным

3 группа – 3 фотографии с растениями и 1 фотография с грибом

4 группа – 3 фотографии с растениями и 1 фотография с вирусом

  1. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).

На слайде представлены фотографии разных растений.

Учитель:   Итак, как мы назовём тему сегодняшнего урока?

Ученики выдвигают предположение и называют тему урока – Царство Растений.

Учитель: Хорошо, давайте определим цели нашего урока.

Обучающиеся: сами ставят цели по аналогии с прошлой темой.

  1. Узнать основные признаки царства Растений.
  2. Познакомиться с группами царства Растений и их особенностями.
  3. Выяснить чем группы отличаются друг от друга.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, в тетрадях запишем признаки Царства Растений.

Обучающиеся:  записывают тему в тетрадях.

Учитель: Откройте  учебник на странице 46 и поработайте над следующим заданием:

- в приведенном тексте выделите основную информацию о признаках, характерных для всех растений. Запиши в тетрадь.

Обучающиеся: читают текст, анализируют его, оценивают, выписывают признаки растений.

Вывод:  все растения обладают общими признаками, отличными от животных, грибов.

Учитель: проводит проверку выполнения задания, открывая поэтапно слайды презентации.

Вопросы (каждой группе):

1 группа –  растения – это одноклеточные или многоклеточные организмы?  (среди растений есть и одноклеточные и многоклеточные)

2 группа – в какой среде обитания можно встретить растения? (водной, наземно-воздушной)

3 группа – почему Растения назвали таким словом? (так как растения растут всю жизнь)

4 группа – как называли богиню цветов в древнеримской мифологии? (флора)

В Царстве растений насчитывают примерно 500 тысяч видов, обитают в разных средах, а значит они имеют большое разнообразие по строению. Царство Растений делят  на несколько больших групп, обладающих общими признаками.

  1. Первичная проверка понимания.

Обучающимся показываются на слайде две фотографии клеток бактерии и клетки растений (желательно с соблюдением размера клеток).

Проблема – определить где какая клетка, сравнить клетку растений и клетку бактерий.

  1. Физкультминутка.

Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающейся

  1. Продолжение изучения нового материала.

Изучив особенности строения растений, можно переходить к изучению отделов Царства Растений и их особенностям.

Проблема -  сравнить особенности  строения различных групп Царства Растений.

Учитель: мы изучили отличительные черты царства Растений. Скажите,  пожалуйста,  все растения цветут?

Я предлагаю выполнить следующее задание. Используя параграф 11 (стр 47 – 49), найти ответ на этот вопрос, заполнив таблицу. Можете предложить свои примеры растений.

Ученик находит нужную информацию и заносит ее в таблицу своей тетради.

Характеристика групп царства Растений (примерные ответы)

Водоросли

Мхи, хвощи, плауны, папоротники

Голо-

семенные

Покрыто-

семенные

Особенность клетки

Наличие хлоропласта. Есть ядро

Наличие хлоропласта. Есть ядро

Наличие хлоропласта. Есть ядро

Наличие хлоропласта. Есть ядро

Наличие органов растений (перечислить)

Нет.

Слоевище

Да.

Корневище,

Стебель,

Лист

Да.

Корень,

Стебель,

Лист

Да.

Корень,

Стебель,

Лист

Размножаются с помощью

Разрыв нити

спора

Семена

Семена + плод

Отличительная особенность

шишка

цветок

Пример

Спирогира

Мох сфагнум

Лиственница

Сосна

Пшеница, яблоня

  1. Информация о домашнем задании.

Параграф 11 – работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Творческое задание: рассмотреть деревья, растущие рядом с вашим домом. Определить к какому отделу они относятся. По каким признакам вы это определили. Зарисовать одно дерево в тетради, подписать название, отдел.

  1. Минутка экологической культуры.

Учитель:  мы выяснили, что не все растения на Земле цветут.  Что произойдет, если на планете Земля вдруг исчезнут все водоросли и папоротники? Как человек может помешать этому?

Ученики высказывают свое мнение, обосновывают, приходят к выводу взаимосвязи всего живого. Приводят примеры воздействия человека на данные растения и возможные способы  их  защиты.

  1. Обобщение и систематизация материала.

Учитель:  (обращаясь к  ученикам)  какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?

      Ученик и учитель обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы.

  1.  Закрепление усвоения нового материала.

Выполнение  Лабораторной работы №3 «Знакомство с внешним строением растений».

Учебник,  стр 50-51.

  1.  Рефлексия.

Учитель:  сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнал много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.

Спасибо, урок окончен.



Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижневартовск

Колышкина Елена Юрьевна

учитель биологии

Внеклассное мероприятие «Своя игра»

по биологии  для обучающихся 9 класса

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся,  как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, используя вопросы на межпредметной основе.

Задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по предмету, межпредметным  связям;

2) Развивать мыслительную деятельность, научить грамотно, формулировать свои мысли, делать выводы из прочитанного и услышанного, пользоваться предметным языком.

3) Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Подготовка:  Классы формируют команду.

Правила игры: Каждый вопрос в 5 направлениях оценивается в соответствующее количество баллов от 10 до 60 в зависимости от сложности вопроса. Команда выбирает  сама уровень сложности вопроса и количество баллов, получаемых за правильный ответ.

Игру выигрывает команда, набравшая  наибольшее количество баллов.

направления

1

2

3

4

5

6

Биология  и  Химия

10

20

30

40

50

60

Биология и Математика

10

20

30

40

50

60

Биология и Физика

10

20

30

40

50

60

Биология и Экология

10

20

30

40

50

60

Биология и История

10

20

30

40

50

60

Вступительное слово учителя: 

Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Изучая живые объекты,  можно  изобрести прибор, помогающий человеку в его повседневной жизни.

I направление. Биология и Химия.

1) Тело человека на 70% состоит из этого вещества. (Вода).

2) Скорлупа куриного яйца имеет ту же формулу, что и мел. Назовите ее формулу. (CaCO3).

3) Этот элемент Периодической системы входит в состав гемоглобина и обеспечивает транспорт кислорода к клеткам, тканям и органам. (Железо Fe).

4) Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)

5) Этот химический препарат используют, чтобы вывести больного из состояния обморока. (Нашатырный спирт).

6) Этот газ раньше использовали для анестезии при операциях человека. («Веселящий газ» N2O).

II направление. Биология и Математика.

1) Какая фраза является более точной с точки зрения химика: «Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в организме женщины больше в 5 раз, чем в организме мужчины).

2) Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки? (телескоп).

3) Летела стая гусей, а навстречу им летел один гусь. Этот гусь при виде стаи сказал: «Приветствую вас, сто гусей!» «Нас не сто гусей, - ответил ему главный гусь, - вот если бы нас было столько, сколько сейчас, да еще столько же, да полстолька, да четверть столько, да еще ты, гусь, к нам присоединился бы, вот тогда нас было бы сто гусей». Сколько же летело в стае гусей? (Ответ: В стае было 36 гусей. 36+36+18+9+1 = 100)

4) Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут)

5) Самый «умный» среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнает людей, привыкает к тем, кто их кормит. Если проводить с ним достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаем. (Ответ: осьминог).

6) У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

       (Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

III направление. Биология и Физика.

1) Почему смеяться энергетически выгодней, чем плакать? (Ответ: смех является механизмом психологической защиты от стресса. С помощью него человек пытается разрядить накопившееся напряжение. Оказывается, смех производит энергию, чем и способен помочь сбросить вес. 10-15 минут ежедневного хохота сожгут от 10 до 50 калорий, что эквивалентно плитке шоколада среднего размера. Страх — это всегда стресс, во время которого организму требуется больше энергии. В этот момент в работу включается адреналин, основная задача которого — подготовить почву для адекватной реакции организма на стресс. Ситуация может быть любой: прыжок с парашютом, спуск с опасной горы на лыжах или сноуборде, сплав по горной реке, полёт на параплане и даже сёрфинг. Клетки печени получают сигнал о том, что организму нужна глюкоза — в этот момент уровень сахара в крови увеличивается. Также в работу включается специальный фермент, преобразовывающий жир в жирные кислоты, которые, в свою очередь, по сосудам попадают во все ткани и снабжают их энергией. Но ее в 7 раз меньше, чем при смехе).

3) Глаз человека – совершенный прибор, так как для человека, в отличие от животных, зрение не является жизненно важным и  параллельные лучи света, пройдя хрусталик, попадают на сетчатку, где находится 1 желтое тело. Но для хищных птиц зрение имеет особое значение, у них самые зоркие глаза за счет того, что огромное глазное яблоко, удлинённой формы в виде телескопа. Сколько желтых пятен у хищных птиц?

(На сетчатке три желтых пятна. Хищные птицы, например, орёл, видит мышь в траве с высоты 1 км. Зрение у него 9 единиц, а у человека только 1 единица).

4) Голандский ученый Якоб Кип создал прибор для добывания газов (аппарат Кипа) Какое насекомое таким изобретением пользуется давным-давно? Объясните. (Ответ: жука-бомбардир. Небольшое оранжево-синее насекомое, защищаясь от нападения врага, выбрасывает нагретую до высокой температуры газовую струю. Газовая струя обращает в бегство напавшего на жука муравья, вызывает небольшой ожог на коже человека. Газовую струю образуют две крохотные железы, расположенные в конце брюшка. В организме насекомого, как и в аппарате Киппа, нет запаса сжатого газа. Он создаётся по мере необходимости в результате реакции негазообразных веществ. Различие между железами жука и аппаратом Кипа в способе прекращения реакции негазообразных веществ. Различие между железами жука и аппаратом Киппа в способе прекращения реакции).

5) Женщины восточноафриканского племени луо носят на голове грузы до 70% от веса тела без видимых усилий, а груз 20% от веса тела вообще не требует у них дополнительных расходов энергии. Какое физическое правило они используют с таким успехом? (При перемещении груза с постоянной скоростью по горизонтальной поверхности работа не совершается. А походка этих женщин отличается плавностью).

6) Для биолога это среда обитания живых существ, для физика –диэлектрик, для связиста – эфир. Что это для обыкновенного человека?  (воздух)

IV направление. Биология и экология.

1) Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью? (Ответ: Маслянистая жидкость закрывает отверстия трахей, которые являются  органами дыхания клещей. Клещи погибают от недостатка кислорода и легко удаляются).

2)  При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений? (Ответ: Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо).

3) Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки? (Ответ: При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей).

4)  В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков. (Ответ: Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений).

5) Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам? (Ответ: Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов).

6)  Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему? (Ответ: Выдра ловит больных и ослабленных рыб).

V направление. Биология и здоровье человека.

1)  У детей чаще, чем у взрослых бывает искривление позвоночника и ног, однако, они реже ломают кости. От какого вещества это зависит. (Кальций).

2)  Какая кислота в большем количестве вырабатывается у «аппетитных» для комаров людей? (Ответ: Молочная кислота).

3)  Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленную воду? (Ответ: летом у человека усиливается потоотделение; с потом из организма человека выводятся минеральные соли; подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма).

4) Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребенком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливал 10 ведер холодной воды (Ответ: А. Суворов).

5) Зачем пьют рыбий жир? (Ответ: Витамин Д нужен для формирования скелета)

6) Обязательное выступление в этом виде спорта – это упражнения «рыба-меч», «цапля», «фламинго», «Аврора», «Альбатрос»? (Ответ: синхронное плавание)

VI направление.  Таинственный ящик.

1) Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При  Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае - корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция?

                                        (Ответ: В черной шкатулке - жевательная резинка).

2). Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные.

            Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой         шкатулке.

         (Ответ:  В черной шкатулке  вещество -  поваренная соль, или хлорид натрия).                                                       

3). Это один из главных металлов электротехники. Вместе с золотом, серебром, железом, оловом, свинцом и ртутью этот металл входит в «великолепную семерку» металлов, известных людям с незапамятных времен. Из этих семи древнейших металлов лишь три – золото, серебро и этот металл – встречаются на Земле в самородном состоянии.

                Из сплава на основе этого металла с древнейших времен изготавливали статуи и колокола. Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол, находящиеся в Московском Кремле. Соли этого металла ядовиты, их растворами в сельском хозяйстве протравливают семена перед посевом для уничтожения спор и плесневых грибов на них. Большие залежи руд этого металла находятся на Урале и Алтае.

                                                                                                  (Ответ: медь)

4). Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете.

Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь?                                                                    (Ответ: о розе)

5). Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда? К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам игрушка из этого металла.

         (Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной). (В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др).

6). Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Об открытии какого вещества идет речь?

(Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 – мыло).

VII  направление.  Биология и история.

  1. Что являлось  древнейшим препаратом для чистки зубов? (Ответ: Зубная щетка является древнейшим изобретением по уходу за зубами: ее история начинается в 3500-3000 гг. до н.э.. Веточки деревьев с разлохмаченным концом были найдены в гробницах египетских фараонов. В 15 веке щетка обрела более приближенный к современному вид. В Китае использовалась щетина с загривка кабана, которая закреплялась на ручке из бамбука или кости. Европейцы усовершенствовали щетки, заменив жесткую щетину кабана на конский волос и перья птиц).
  2. Люди всегда стремились обезопасить свои жилища от нежелательных гостей, например заводя собаку, предупреждающую об их появлении. А кого для этого заводили японцы? (Японцы заводили сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали. От этого хозяева просыпались).
  3. Этот червь достигает наибольшей длины 1,5 м.. Название дано было ещё  в 18 веке Линнеем по сходству свернувшегося в клубок с так называемым» гордиевым узлом». В древнегреческом мифе фригийский царь Гордий прикрепил ярмо к дышлу колесницы чрезвычайно запутанным узлом. По предсказанию оракула человек, распутавший этот узел, должен стать властелином Азии. Александр Македонский просто разрубил узел мечом.  О каком черве идет речь? (Ответ: Наибольшей длины (до 1,5 метра) достигает гордиев волосатик. Это название дано было червю ещё в XVIII веке Линнеем по сходству свернувшегося в клубок волосатика с так называемым «гордиевым узлом»).
  4. Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели гарнизона иная. Как вы думаете какая? (Ответ: малярия).
  5. В 1850г в Америку завезли птичку, которая вскоре хорошо там акклиматизировалась. Случилось так, что в пригороде Бостона появилось много насекомых, гусеницы которых наносили вред посевам. На помощь пришла эта птичка, которая уничтожила насекомых – вредителей. В знак благодарности жители Бостона поставили ей памятник в центральном парке. Что это за птица? (Ответ: воробей; отряд Воробьинообразные).
  6. Логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано: какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы? (Ответ: больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока).

Подведение итогов: в течение урока мы повторили и закрепили основные знания по биологии  и  химии, определили  самую эрудированную команду.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...