Химико-биологическая олимпиада
олимпиадные задания по химии по теме

Бирюкова Елена Владимировна

внеклассное мероприятие Химико-биологическая олимпиада (для первого курса СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Ставропольского края

ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия

                  Химико-биологическая олимпиада

                 “На перекрестке двух наук”

                 Дисциплина ОУД.10 Химия

                                          ОУД.12 Биология

Специальность: 33.02.01 «Сестринское дело»

                    34.02.01 «Фармация»

г. Пятигорск, 2016 год

Химико-биологическая олимпиада “На перекрестке двух наук”

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по дисциплине «ОУД.10 Химия» , «ОУД.12   Биология»./ Сост. Н.И. Атаян, Е.В. Бирюкова, – Пятигорск: ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж», 2016. – 9 с.

Рассмотрено на заседании

ЦМК  ОГСЭ и ЕН

протокол №     от     ________2016 г.

Председатель ЦМК: ______________

Рецензент: Аношко Е.В. преподаватель высшей  квалификационной категории, преподаватель анатомии и микробиологии ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Данная методическая разработка предназначена для проведения химико-биологической олимпиады обучающихся 1 курса.

Рецензия.

Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к молодым специалистам в различных сферах деятельности, в том числе и в медицине. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Изучение естественно-научных дисциплин, таких как биология и химия, в нашем колледже продолжается в течение двух семестров на первом курсе. В отличие от общеобразовательных школ, где классы формируются по способностям и интересам учащихся, например: физико-математические, гуманитарные, химико-биологические, спортивные, общеобразовательные, в которых учащиеся имеют приблизительно одинаковый уровень подготовленности, то в колледже состав групп неоднородный: в одной группе могут находиться и одаренные студенты, и студенты с очень низкой подготовкой. В этом случае перед преподавателем стоит непростая задача: дать возможность реализовать свои способности всем студентам. Причем на работу с одаренными студентами, как обычно, времени остается не так много, как хотелось бы. Выходом из этого положения могут быть интегрированные занятия, как в аудиторное время, так и во внеаудиторное. Преподаватели биологии  и химии колледжа, нашли способ работы с творческими студентами – это интегрированные химико-биологические олимпиад.

Основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, пропаганда научных знаний. Олимпиада является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только студентов, но и создает условия для личностного и профессионального роста преподавателей, которые участвуют в ее подготовке и проведении.

Данная олимпиада проводится с целью повышения интереса обучающихся к углубленному изучению биологии и химии; всестороннего развития интересов и способностей студентов; ознакомления студентов с новейшими научными достижениями; развития логического мышления; повышения уровня учебной мотивации. Такая форма проведения олимпиады помогает студентам осознать возможности применения приобретенных знаний в разных (смежных) областях науки и сферах деятельности и продолжает формирование общеучебных компетенций (анализ, синтез, обобщение, умение видеть проблему и намечать пути ее решения и др.)

При подготовке и проведении олимпиады необходимо учитывать специфику каждой учебной дисциплины и ее возможностей в раскрытии общих законов, теорий, идей, которые являются интегрирующей основой естественнонаучных дисциплин.

Выполнение предложенных заданий требуют от студентов знания теоретических основ биологии  и химии, предметной эрудиции, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях. Задания разнообразны по темам и по уровню сложности.

Руководство подготовкой и проведением олимпиады возлагается на преподавателей биологии  и химии, которые осуществляют подбор заданий для олимпиады, разрабатывают критерии оценок, проводят проверку работ, подводят итоги, определяют победителей. Итоги олимпиады оформляют протоколом.

Во время проведения олимпиады допускается использование участниками олимпиады простого инженерного калькулятора и не допускается использование справочников, учебников и т.п. При необходимости студенты могут использовать периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева и таблицу растворимости кислот, солей и оснований в воде.

Победители олимпиады награждаются почетными грамотами, подписанными руководителем колледжа.

Рецензент:

Указать должность и категорию :Аношко Е.В. преподаватель высшей  квалификационной категории, преподаватель анатомии и микробиологии 

Подпись рецензента_______

Пояснительная записка

Актуальность: На сегодняшний день изучение таких предметов как биология, химия, экология очень важно. Экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с биологией и химией. Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении всех этих предметов. Поэтому проведение олимпиады, посвященной этим наукам целесообразно и актуально.

Цель: повысить интерес обучающихся к изучению химии и биологии, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор обучающихся дополнительными знаниями, выходящими за рамки учебной программы, провести обобщение и систематизацию знаний о веществах, их составе, свойствах и изменениях, происходящих с ними; выявить обучающихся, имеющих лучшие результаты в овладении знаниями и умениями по учебным  дисциплинам «Химия» и «Биология».

Задачи:

1.Повышение познавательного интереса студентов к изучению химии

2.Создание оптимальных условий для выявления наиболее способных   студентов

Работа состоит из 6 частей и включает  32 задание.

Часть 1 включает 10 заданий. К каждому заданию необходимо дать один правильный ответ.

Часть 2 состоит из 10 заданий. К каждому заданию необходимо дать один правильный ответ.

Часть 3 состоит из 6 тестовых заданий. В каждом задании необходимо выбрать 1 правильный ответ.

Часть 4 состоит из 1 задания -  установить правильное соответствие.

Часть 5 состоит из 2 заданий – решение химических задач.

Часть 6 состоит из 3 заданий – решение биологических задач.

Критерии  оценивания  олимпиадной  работы

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов за задания части 1 – 10 баллов.

Часть 2

За правильный ответ на каждое задание части 2ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов за задания части 2 – 10 баллов.

Часть 3

За правильный ответ на каждое задание части 3ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов за задания части 3 – 6 баллов.

Часть 4

За каждое правильное совпадение в задании части 4 ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов за задания части 4 – 6 баллов

Часть 5

Решения заданий  части 5 с развёрнутым ответом оцениваются на основе критериев, представленных в эталоне ответа, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного  ответа выставляется от 0 до 7 баллов. Максимальное количество баллов за задания части 5 – 11 баллов.

Часть 6

Каждая  правильно решенная задача оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов за задания части 6 – 9 баллов.

План проведения олимпиады

Химико-биологическая олимпиада “На перекрестке двух наук”

Цели:

Образовательная: повысить интерес учащихся к изучению химии и биологии, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор учащихся дополнительными знаниями, выходящими за рамки учебной программы, провести обобщение и систематизацию знаний о веществах, их составе, свойствах и изменениях, происходящих с ними; выявить студентов, имеющих лучшие результаты в овладении знаниями и умениями по учебным  дисциплинам «Химия» и «Биология».

Воспитательная:

Развивающая: развивать общеучебные умения и навыки. Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.

Место проведения: аудитория №28

Время проведения: 15 декабря, 2016г. 13:00 – 14:35

Участники: 161 – 165, 151 группы «Сестринское дело», «Фармация»

  1. Открытие олимпиады – 1 мин
  2. Организационный момент  – 6 мин.
  3. Основная часть (выполнение теоретического задания по олимпиаде) – 80 мин
  4. Заключительная часть – 3 мин

Задания основной части олимпиады.

Часть 1 Занимательные и внимательные  задания

(каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Какая кислота находится в желудке человека?
  2. В названии какого химического элемента входят названия животных?
  3. Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?
  4. В название какого важнейшего для жизни растений соединения, обусловливающего их окраску в зелёный цвет, входит название химического элемента?
  5. Измените лишь букву в названии элемента четвертой группы и получите название представителя важнейшего класса органических соединений, широко распространённых в природе и являющихся главным источником энергии в организмах.
  6. В названия каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента.
  7. Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы и получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки.
  8. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?
  9. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?
  10. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

Часть 2  Химические и биологические предложения

(каждый правильный ответ 1 балл)

1. Мельчайшей неделимой химической частицей вещества является...  .

2. Процесс распада вещества на ионы под действием внешних сил называют... .

3. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками, называют... .

4. Реакцию взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода, называют...  .

5. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке нарастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом, называют...  .

6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называют...  .

7. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства, - это... .

8.  Мономерами нуклеиновых кислот ДНК и РНК являются... .

9. Процесс образования глюкозы из неорганических веществ называется... .

10. Вода как растворитель обеспечивает протекание в клетке процессов... .

Часть 3. 3адания включает 6 тестов, к каждому из них предложено 4 варианта ответов. Вам необходимо выбрать только один, который Вы считаете правильным.

(каждый правильный ответ 1 балл)

1. Наличие нуклеотида в цитоплазме характерно для

а) бактериофагов;    б) простейших;       в) бактерий;      г) вирусов

2. Печень человека выделяет в пищеварительный канал

а) соляную кислоту;     б) поджелудочный сок;      в) желчь;       г) гормоны

3. Фосфорная кислота входит в состав

а) АТФ;      б) крахмала;      в) углеводов;       г) белков

4. Клубень картофеля, в отличии от его плода ягоды

а) имеет клеточное строение;              

б) запасает органические вещества;

в) содержит пластиды;

г) образуется на подземном побеге

5. Постоянство числа хромосом в клетках одного организма обеспечивается в процессе

а) мейоза;     б) оплодотворения;          в) митоза;          г) гаметогенеза

6. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, образуется при распаде

а) глюкозы     б) АТФ     в) углекислого газа     г) воды

Часть 4. Установите соответствие между функцией органического вещества в клетке и группой веществ, к которой она относится

(каждый правильный ответ 1 балл)

а) узнавание клеток своего типа .                                             1) углеводы

б) образование двойного слоя мембран                                   2) липиды

в) участие в гормональной регуляции

г) образование растительной стенки

д) образование гликокаликса

е) участие в терморегуляции

Часть 5.  Решение задач – химические задачи

(При выполнении этого задания за каждый правильный ответ – 1 балл)

Задание 1. Даны вещества: Ag2O, H2  , NH3 , HCl. Выберите из них одно, которое реагирует с тремя остальными и напишите уравнения этих реакций.

Задание 2. Клетки с символами элементов А и Б находятся в Периодической системе рядом. Эти два элемента образуют простые вещества – газы с характерным запахом. Эти газы чрезвычайно реакционноспособны: уже при комнатной температуре они реагируют со многими простыми и сложными веществами. Вещество, образованное элементом А может применяться для обеззараживания питьевой воды. Вещество, образуемое элементом Б дает с водородом соединение, разрушающее стекло. Элемент А образует два простых вещества (назовите их). Назовите элементы А и Б, если известно, что они образуют соединение АБ2, которое можно получить только косвенным путем.

Часть 6. Решение задач – биологические задачи

(за каждое правильное решение задачи – 3 балла)

Задание 1. Скорость транскрипции составляет примерно 50 нуклеотидов в секунду. Сколько времени потребуется для синтеза и-РНК, несущей информацию о белке, состоящем из 200 аминокислот? Ответ поясните.

Задание 2. В трансляции участвовало 75 молекул т - РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а так же число триплетов и нуклеотидов в гене, который синтезирует данный белок.

Задание 3. Фрагмент молекулы ДНК состоит из 200 нуклеотидов, при этом количество гуаниловых в 1.5 раза больше тимидиловых. Сколько нуклеотидов А, Т, Г и Ц содержится в данном фрагменте ДНК.

Эталоны ответов олимпиадных заданий

Часть 1

баллы

Задание 1

соляная

1

Задание 2

мышьяк

1

Задание 3

бор

1

Задание 4

хлорофилл

1

Задание 5

Углерод - углевод

1

Задание 6

хромосомы

1

Задание 7

Серебро - ребро

1

Задание 8

фтор

1

Задание 9

иод

1

Задание 10

серебро

1

Итого

10

Часть 2

Задание 1

атом

1

Задание 2

Электролитической диссоциацией

1

Задание 3

кислотами

1

Задание 4

Реакцией нейтрализации

1

Задание 5

периодом

1

Задание 6

электролитами

1

Задание 7

молекула

1

Задание 8

нуклеотиды

1

Задание 9

фотосинтез

1

Задание 10

Обмена веществ

1

Итого

10

Часть 3

Задание 1

в

1

Задание 2

б

1

Задание 3

г

1

Задание 4

а

1

Задание 5

в

1

Задание 6

г

1

Итого

6

Часть 4

Задание

а

1

1

б

2

1

в

2

1

г

1

1

д

1

1

е

2

1

Итого

6

Часть 5

Задание 1

Название вещества: оксид серебра

1

Реакции: Ag2O + H2 = 2Ag + H2O  

1

3Ag2O + 2NH3 = N2 + 6Ag + 3H2O  

1

Ag2O + 2 HCl = 2AgCl + H2O  

1

Итого

4

Задание 2

Название элементов:

А – элемент кислород

1

Б – элемент фтор

1

Название веществ:

Вещество с элементом А – озон

1

Вещество с элементом Б - фтороводород

1

Название простых веществ элемента А:

О2 - кислород

1

О3 - озон

1

Название соединения АБ2: фторид кислорода ОF2

1

Итого

7

Итого за часть 5

11

Часть 6

Задание 1

  1. 200аминокислот*3нуклеотида=600нуклеотид
  2. Длина участка ДНК

600нукл*0,34нм=204нм

  1. t= =  = 4.8сек

3

Итого

3

Задание 2

  1. Единовременно т-РНК переносит 1 аминокислоту, следовательно в состав белка будут входить 75 аминокислот.
  2. 1 аминокислоту кодирует 1 триплет, следовательно будет 75 триплетов.
  3. Количество нуклеотидов в гене 75*3 = 225

3

Итого

3

Задание 3

Т – принимаем за х, тогда Г – 1,5х

По правилу  Чаргаффа сколько в одной цепи Т, столько в комплементарной цепи А. Следовательно Т – х, А – х, Г – 1,5х, Ц – 1,5х.

1,5х + 1,5х + х  + х =200

5х = 200

Х = 40

Т – 40, А – 40, Г – 60, Ц - 60

3

Итого

3

Итого за часть 6

9

Всего

56

Итоги Олимпиады

По итогам Олимпиады определяются три призовых места.

Победители Олимпиады награждаются грамотами.

Максимальное количество баллов за задания олимпиады – 56 баллов.

Победителями олимпиады считаются студенты, получившие три максимальных результата:

56-52 балла – 1 место

51- 47 баллов – 2 место

46-42 баллов – 3 место

Все участники Олимпиады, набравшие более 28 баллов, отмечаются сертификатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алкины" в профильной химико-биологической группе 11 класс

Урок "Алкины" в профильной химико-биологической группе...

Химико-биологическая викторина

Для учащихся 8- 9 классов....

Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...

Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....

Календарно-иематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль.

Календарно-тематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль. УМК "Алгебра 10 клас. Профильный уровень. Автор А.Г.Мордкович" Солгасно федеральному базисному плану на изучени...

КТП химия 10-11 класс для химико-биологического профиля

Краснодарский край Выселковский район МБОУСОШ №18 учитель химии Михайлец С.С....

Классный час "Выпускной в химико - биологическом классе"

Когда в школе выпускаются 4-5 классов, после торжественного вручения аттестатов в актовом зале, можно провести свой прощальный классный час выпускников вместе со своими учителями, родителями в своем к...