Программа для занятий "Экология дома"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Сурикова Наталья Олеговна

Данная программа возможна для внеурочной деятельности и элективных курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologiya_doma.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу « Экология дома» для обучающихся 7 класса составлена на основе нормативных документов:

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 « Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования».

Цель:         

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала обучающегося

Задачи:

Познавательные: 

  • Расширить знания обучающихся по биологии и экологии;
  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности -  анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  • Усиление контактов школьников с природой.

Место предмета в учебном плане

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №5 г. Гурьевска» Кемеровской области, составленный на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, отводит для исследовательской работы в 7 классе 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
                       
Формы организации образовательного процесса

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Виды и формы контроля

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа

Исследовательская деятельность

Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам

Антропогенное воздействие на биосферу

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, конференция.

Заключение

Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам.

Методы и приемы.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы обучающихся. Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с государственным образовательным стандартом

Обучающиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
  • Методики проведения исследований по темам;
  • Основные экологические понятия и термины;
  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

     Уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Проводить наблюдения за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
  • Проводить анкетирования, социологические опросы.
  • Работать с определителями растений и животных;
  • Работать с различными источниками информации.
  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
  • Применять коммуникативные навыки.

4. Учебно – тематический план

Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1.Введение

1

2

3

2.Основы исследовательской деятельности

3

9

12

3.Факторы, влияющие на чистоту дома

7

10

17

4.Подведение итогов

0

2

2

Итого

11

23

34

5. Содержание курса

Введение. (3 часа)

Теоретические знания:

Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Что такое экология, экологические факторы

Уметь:

Работать с литературой по исследуемым темам.

 Основы исследовательской деятельности (12 ч).

Теоретические знания 

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практикумы: 

Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка к проведению конференции.

Практические работы:

  • Определение пылевого загрязнения территории дома;
  • Определение шумового загрязнения территории жилища;
  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

Исследовательские:

  • Оценка экологического состояния квартиры.

Реферативные:

  • Экологический мониторинг. Методы исследования
  • Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Правила оформления исследовательской работы.

Уметь:

Создавать презентации.

3. Факторы, влияющие на чистоту дома (17 часов)

Теоретические знания.

Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы. Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Понятие о качестве питьевой воды.

Практикум

  • Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
  • Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

Темы работ

  • Беда всегда рядом.
  • Влияние пыли на организм человека.
  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли.
  • Роль воды в жизни человека.
  • Вода живая и мертвая

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:

Теоретическую основу выбранной работы

Уметь:

Составлять доклады, представлять свою работу.

Заключительное занятие (2 ч).

Практикум. 

Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;
  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
  • Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ.

6. Описание материально-технического обеспечения

Что необходимо

Что есть в наличии

Материально – технические условия

Мебель:

  • Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
  • Парты, стулья;
  • Школьная доска;
  • Стенды для выставок

Все необходимое для работы

имеется в наличии

Оборудование и материалы

  • Тетради, ручки, бумага;
  • Микроскопы;
  • Секундомер, тонометр, приборы для исследований
  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор

Приносят дети

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Дидактические и методические условия

  • Книжные издания;
  • Наглядные пособия;
  • Методики для исследовательской деятельности

Имеются

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет

Список литературы

Для обучающихся

  1. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова,                             Иваново, 2005.
  2. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 2000.
  3.  «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 2003
  4. «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 2002.
  5.  «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 2000

Для учителя

  1. «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  2. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
  3.  «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.

7. Календарно-тематическое планирование

Введение (3 ч)

Дата

№ урока

№ п\п

Тема

Результат

1

1

Экология. Предмет экологии, структура экологии. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды.

Конспект

2

2

Практикум: сбор материала для поделок

Отчет

3

3

Оформление выставки поделок из природного материала

Выставка

Основы исследовательской деятельности (12 ч)

4

1

Введение в тему, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы

Конспект.  Выбор темы исследовательской работы

5

2

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования

Цели, задачи работы, методики исследования

6

3

Сбор проб, проведение опросов, исследований.        

Результаты работы

7

4

8

5

Обработка и анализ полученных результатов

9

6

Правила работы с литературой по теме

10

7

Выводы, рекомендации, список литературы

11

8

Оформление портфолио

Портфолио

12

9

Оформление доклада для конференции        

Презентация, доклад

13

10

Презентация творческих и исследовательских работ. Оценка и самооценка результатов

Результаты конференции

14

11

Оформление выставки по результатам конференции

Стенд         

15

12

Подведение итого работы над темой. Анализ, самоанализ деятельности обучающихся.        

                

Факторы, влияющие на чистоту дома (17 ч)

16

1

Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия. 

Конспект

17

2

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха

Конспект

18

3

Рассматривание пыли под микроскопом 

Результаты исследования

19

4

Влияние пыли на организм человека.

Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Презентация творческой работы

20

5

21

6

Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды

22

7

Методы отбора проб воды.

Методы отбора проб воды.

Результаты исследований

23

8

24

9

Оформление результатов исследовательской работы

Портфолио, презентация

25

10

26

11

Проведение исследовательских работ по биомониторингу 

27

12

28

13

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния дома.

29

14

Конспект и результаты работы

30

15

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений квартиры (растительных и животных организмов).

31

16

Конференция по результатам исследовательских и творческих работ обучающихся

Презентации, портфолио

32

17

Анализ и самоанализ деятельности обучающихся

Стенд         

Заключительные занятия(2 ч)

33

1

Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Портфолио,

презентации         

34

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Технология ведения дома. 5 класс (Соответствие ФГОС)

Рабочая программа. Технология ведения дома. 5 класс (Соответствие ФГОС)...

Программа "Электрик в доме"

Осмысленное выполнение домашних электромонтажных работ...

Рабочая программа "Технологии ведения дома" ( 5 класс)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология: программа: 5-8 классы» / редакцией  А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М.: Вентана - Граф, 2012...

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

Игровая программа "Когда мамы дома нет" для ребят 8-11 лет

Игровая программа проводится накануне 8 марта...

Рабочая программа "Экология моего дома"

Программа решает следующие задачи:1.Формирование знаний учащихся об особенностях   растительного мира   своего края.2.Формирование знаний о животном  мире края, в котором они ...

Рабочая программа "Технология ведения дома" по Симоненко

Рабочая программа   5 класс , соответствует ФГОС, создана в 2015 году...