Рабочая программа по биологии для 5-х класссов
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Абдуллина Лилия Равгатовна

         Рабочая программа по биологии для 5 класса. Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательный   учреждений / В. В. Пасечник. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_po_biologii_5_klass.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  Данная программа по биологии  разработана для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений на основе нормативной документации:                                                                                                                                                                                                                                          

  • Федерального закона от 29декабря 2012года  № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 с изменениями от 31 декабря 2015 г. (приказ Министерством образования России  № 1577);
  • Примерной  программы основного общего образования (с изменениями от 8 апреля 2015 г.)
  • Образовательной  программы начального и основного общего образования МБОУ «СОШ №24»;
  • Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год;

-    Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник,  В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2016 г.                                                                                                                                                                                                        

            Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательный   учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.  Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.  Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать  наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

                       

                    Цели и задачи курса в 5 классе:

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;  начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;  развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям; начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Задачи :

Обучения:

-способствовать формированию знаний о науке биологии, изучающую живую природу; о свойствах живого; о методах биологического исследования; о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клеток и тканей представителей разных царств живой природы;

-сформировать знания о строении и жизнедеятельности, распространении основных представителей царств «Бактрии», «Грибы», «Растения», о их роли в природе и жизни человека;

-обеспечить усвоение знаний о средах обитания, экологических факторах и приспособленности к ним основных представителей царств живой природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на живую природу;

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету, через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

-обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике бактерий, грибов, лишайников в соответствии со стандартом биологического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе;

-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях;

Развития:

-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

 развитие

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,

-положительного отношения к учёбе,

-умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей ;

-способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей

Содержание учебного курса. Биология: Бактерии, грибы, растения . 5 класс    

Введение ( 6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

 Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.                                                                                                                                        

   Резервное время-3часа              

                                               

                                           

                                                 ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                                                                                                                        

                          Личностными результатами изучения предмета «Биология»  в 5 классе  являются следующие:

                 Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

   Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 5 классе является следующие :

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие :

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей;

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей;

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

                                                                            Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лабораторные работы

1

Введение

6

2

Клеточное строение организмов

10

4

3

Царство Бактерии.

2

4

Царство Грибы

5

1

5

Царство Растения

10

5

6

Обобщение и систематизация знаний по курсу

2

Итого

35 ч.

10

                                                 

  Календарно-тематическое планирование.

                                                             Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс (35 часов, 1 час в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

Введение (6 ч.)

1

Биология-наука о живой природе. Методы исследования в биологии.

1

6.09

2.

Методы исследования в биологии

1

13.09

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

1

20.09

4

Среды обитания живых организмов

1

27.09

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

4.10

6

Обобщающий урок по теме «Введение»

1

11.10

                               Клеточное  строение  организмов  (10ч.)

7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

1

18.10

8

Строение клетки.

1

25.10

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа №2. Строение клеток кожицы чешуи лука.

1

8.11

10

Строение клетки. Пластиды.                                                                                Лабораторная работа № 3«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

1

15.11

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

22.11

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

29.11

13

Жизнедеятельность клетки: деление, рост, развитие

1

6.12

14

Понятие «ткань»

1

13.12

15

Понятие «ткань»                                                                                                      Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

20.01

16

Обобщение по теме «Клеточное        строение

Организмов»

1

10.01

Царство Бактерии. (2 ч.)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

17.01

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

24.01

Царство  Грибы. (5 ч.)

19

Общая характеристика грибов

1

31.01

20

Шляпочные грибы

1

7.02

21

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №5. Изучение строения плесневых грибов

1

14.02

22

Грибы-паразиты

1

21.02

23

Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»

1

28.02

Царство Растения (10 ч)

24

Разнообразие, распространение, значение растений.

1

7.03

25

Одноклеточные водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Лабораторная работа № 6. Изучение строения водорослей.

1

14.03

26

Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

21.03

27

Лишайники

1

4.04

28

Мхи.

Лабораторная работа №7. Изучение строения мхов (на местных видах)

1

11.04

29

Папоротники, хвощи, плауны

Лабораторная работа №8 . Изучение строения папоротника (хвоща)

1

18.04

30

Голосеменные растения

Лабораторная работа №9. Изучение строения голосеменных растений

1

25.04

31

Покрытосеменные растения

Лабораторная работа №10. Изучение строения покрытосеменных растений

1

2.05

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

9.05

33

Обобщающий урок по теме «Царство растения»

1

16.05

Обобщение и систематизация    знаний по курсу (2ч)

34

Итоговое тестирование за курс 5 класса.

1

23.05

35

Экскурсия. Весенние явления в жизни природы.

1

30.05

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 9 класссе

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего обр...

Рабочая программа по биологии 5 классс

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику В.В. Пасечник...

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 5 классс

Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной....

Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...

Рабочая программа по биологии для 10-х класссов

Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы...

Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

Рабочая программа по биологии 10 классс

Рабочая программа учебного курса«Биология 10 класс » (Базовый уровень) Составитель Наговицына Наталья Вячеславовна  учитель биологииРабочая программа составлена на основе Федерального...