Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 5 классс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_fgos_literatura_5_klass.doc638.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на м/о учителей русского языка и литературы _________________

МБОУ СОШ № 3

Протокол №  

от «___»_______2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ  СОШ № 3

_______/Г.Н. Вострякова/

                             «___»__________2013г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «___»______2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3

______ /Т.М. Лабуренко/

Приказ №  

от «____»_______2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 «Литература»

5 класс

основного общего образования

      на  2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы

Литература.  5-9 классы.

Под редакцией В.Я.Коровиной – М.; Просвещение, 2011

Составитель: Максименко Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

Бийск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                                                                                           стр.

Паспорт программы ………..……………………… ……………………………………………………………………….3

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………4

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса………………………………………………5

Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………………….7

Календарно-тематический план …………………………………………………………………………………………….8

Ведущие формы, методы, технологии……………………………………………………………………………………..34

График проведения контрольных работ…………………………………………………………………………………...35

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе……….……………………………………………36

Основное учебное оборудование…………………………………………………………………………………………...39 Учебно-методическое обеспечение программы…………………………………………………………………………...40

Приложения

Контрольно-измерительные материалы по курсу……………………………………………………………………...….42

Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………………………………..49

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа  учебного предмета «Литература» для 5 класса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5В, 5Д классов МБОУ СОШ № 3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 105 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 3 часа в неделю

Формы контроля:

  • Входной: проверка техники чтения;
  • Промежуточный: пересказ  (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;
  • Промежуточная аттестация: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  для 5 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897

- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2013- 2014 учебный год

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/ 2014 уч. год

- Рабочие программа по литературе для 5-9 классов. Авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева.  – М.: Просвещение, 2011.

 Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.

Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, которые предусматривает и авторская, а именно:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским  гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие  интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •  овладение возможными алгоритмами постижения помыслов, заложенных в художественном тексте ( или в любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение  важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса

      Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

 Личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные:

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

          2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

         3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание  сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

          4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Развитие речи

Внеклассное чтение

К читателям

1

Устное народное творчество

10

1

1

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века

43

5

5

5

Из русской литературы XX века

30

2

5

4

Из зарубежной литературы

15

1

1

1

Уроки итогового контроля

2

1

1

ИТОГО:

105

10

13

10

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

        

№ / п

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

План

Факт

5 В

5 Д

5 В

5 Д

К читателям (1ч)

Результаты

  • Личностные:  осознание важности предмета литературы; стремление к речевому совершенствованию,  
  • Метапредметные:   использование разных видов чтения,
  • Предметные:  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

УУД

  • Регулятивные: осуществление целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;
  • Познавательные: умение вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы
  • Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1.1

 Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников

1

Урок-исследование

Тестирование

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

02.09

02.09

Устное народное творчество (10ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к устному народному творчеству;  
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • Предметные:  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

УУД

  • Регулятивные: осуществление планирования как определения познавательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • Познавательные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)
  • Коммуникативные: владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

2.1

Малые жанры фольклора

1

 Урок постановки учебной задачи

Устные рассказы о собирателях фольклора

http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

03.09

03.09

3.2

Обучение сочинению загадки, скороговорки, колыбельной песни

1

РР

Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net»

05.09

05.09

4.3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

 Урок постановки учебной задачи

Составление плана-характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану.

Проект:

Составление электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок»

http://festival.1september.ru/subjects/9

09.09

09.09

5.4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники

1

Урок решения учебной задачи

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»

10.09

10.09

6.5

Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика

1

Урок решения учебной задачи

Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей; иллюстрации к сказке

http://festival.1september.ru/subjects/9

12.09

12.09

7.6

«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - волшебная сказка героического содержания

1

 Урок постановки учебной задачи

Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения)

http://litera.edu.ru/

16.09

16.09

8.7

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора - народа

1

Урок решения учебной задачи

Участие в коллективном диалоге

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

17.09

17.09

9.8

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости

1

 Урок постановки учебной задачи

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения)

www.uchportal.ru/

19.09

19.09

10.9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

1

Урок моделирования и преобразования модели

Презентация и защита собственных иллюстраций

www.Ucheba.com/

23.09

23.09

11.10

Контрольная работа по теме: «Устное народное творчество»

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каков мой любимый герой русской народной сказки.
  2. Почему я люблю читать русские народные сказки?
  3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net»

24.09

24.09

Из древнерусской литературы (2ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к древнерусской литературе;  
  • Метапредметные:  понимать ключевые проблемы древнерусской литературы, понимать связь литературных произведений с эпохой их написания , выявление заложенных в них вневременных ,непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
  • Предметные:  приобщение к духовно-нравственным ценностям древнерусской литературы; умение пересказывать прозаические произведения;

УУД

  • Регулятивные:  осуществление планирования как определения познавательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • Познавательные: умение создавать тексты различных жанров;
  • Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

12.1

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Урок постановки учебной задачи

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

26.09

26.09

13.2

Понятие о летописи

1

Урок моделирования и преобразования модели

Проект:

Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»

www.Ucheba.com/

30.09

30.09

Из русской литературы XVIII века (2ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения  литературе XVIII века;  
  • Метапредметные:  понимать ключевые проблемы  литературы XVIII века;
  • Предметные:  приобщение к духовно-нравственным ценностям древнерусской литературы; определение в произведении элементов сюжета, композиции.

УУД

  • Регулятивные:  осуществление планирования как определения познавательности промежуточных целей с учетом конечного
  • Познавательные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)
  • Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

14.1

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…». Понятие о юморе

1

Урок решения учебной задачи

Анализ стихотворения по плану.

Проект:

Составление электронного альбома «М.В. Ломоносов – великий россиянин»

www.uchportal.ru/

01.10

01.10

15.2

Понятие о родах литературы (эпосе, лирике, драме) и начальные представления о её жанрах

1

Урок постановки учебной задачи

Составление таблицы «Роды и жанры литературы»

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»

03.10

03.10

Из русской литературы XIX века (43ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.    
  • Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.      
  • Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

УУД

  • Регулятивные:  умение определять промежуточные цели  с учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;   выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • Познавательные: умение структурировать знания;
  • Коммуникативные: владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка.

16.1

Жанр басни в мировой литературе. И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали

1

Урок постановки учебной задачи

Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха)

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

07.10

07.10

17.2

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

1

Урок моделирования и преобразования модели

Составление таблицы «Жанровые особенности басен». Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И.А.Крылова

http://festival.1september.ru/subjects/9

08.10

08.10

18.3

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке

1

Урок решения учебной задачи

Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях

www.Ucheba.com/ –

10.10

10.10

19.4

Конкурс инсценированной басни

1

РР

Проект:

Составление электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях»

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net»

14.10

14.10

20.5

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Сюжет и герои

1

Урок постановки учебной задачи

Составление цитатного плана

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

15.10

15.10

21.6

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки

1

Урок решения учебной задачи

Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки

www.uchportal.ru/

17.10

17.10

22.7

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

1

Урок решения учебной задачи

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада»

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»

21.10

21.10

23.8

А.С.Пушкин. «Няне». Понятие о лирическом послании

1

Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

22.10

22.10

24.9

«У Лукоморья дуб зелёный…» как собирательная картина народных сказок

1

Урок решения учебной задачи

Проект:

Создание электронного альбома «События и герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике»

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

24.10

24.10

25.10

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов

1

Урок решения учебной задачи

Участие в коллективном диалоге

www.Ucheba.com/ –

28.10

28.10

26.11

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

1

Урок решения учебной задачи

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки»

http://litera.edu.ru/

29.10

29.10

27.12

Написание отзыва на анимационный фильм по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Урок постановки учебной задачи

Творческая работа

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/

31.10

31.10

28.13

Контрольная работа по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чем превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
  3. В чем общность и различие «Спящей царевны» В.А.Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

http://festival.1september.ru/subjects/9

11.11

11.11

29.14

Инсценирование фрагментов сказок

1

РР

Конкурс на выразительное чтение по ролям сказок А.С.Пушкина

http://litera.edu.ru/

12.11

12.11

30.15

Контрольная работа. Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

1

Урок контроля и оценки

Тестирование

http://litera.edu.ru/

14.11

14.11

31.16

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

Урок постановки учебной задачи

Выразительное чтение, в том числе и по ролям. Различные виды пересказа

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

18.11

18.11

32.17

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Составление отзыва о литературной сказке

1

РР

Поиск примеров художественной условности. Создание иллюстраций к сказке

http://litera.edu.ru/

19.11

19.11

33.18

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке

1

Урок решения учебной задачи

Устное иллюстрирование

http://festival.1september.ru/subjects/9

21.11

21.11

34.19

П.П.Ершов «Конек-горбунок»

1

ВН. ЧТ.

Презентация и защита собственных иллюстраций

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

25.11

25.11

35.20

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

1

 Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устное иллюстрирование

www.Ucheba.com/ –

26.11

26.11

36.21

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

1

Урок решения учебной задачи

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись»

www.Ucheba.com/ –

28.11

28.11

37.22

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб»

1

ВН.ЧТ.

Инсценирование, иллюстрирование, работа со словарем литературоведческих терминов

http://festival.1september.ru/subjects/9

02.12

02.12

38.23

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

1

 Урок постановки учебной задачи

Составление плана и анализ эпизода по плану

http://litera.edu.ru/

03.12

03.12

39.24

Развитие представлений о фантастике и юморе. Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов

1

РР

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность»

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

05.12

05.12

40.25

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1

ВН. ЧТ.

Проект:

Составление электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях»

http://festival.1september.ru/subjects/9

09.12

09.12

41.26

Н.А.Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Развитие понятия об эпитете

1

 Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет»

http://litera.edu.ru/

10.12

10.12

42.27

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины

1

Урок решения учебной задачи

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

12.12

12.12

43.28

Н.А.Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

ВН.ЧТ.

Презентация и защита собственных иллюстраций

http://festival.1september.ru/subjects/9

16.12

16.12

44.29

И.С.Тургенев.  «Муму». Развитие представлений о литературном герое

1

 Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Восприятие и выразительное чтение повести по ролям

http://festival.1september.ru/subjects/9

17.12

17.12

45.30

Развитие представлений о портрете и пейзаже Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов в повести.

1

 Урок постановки учебной задачи

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж»

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

19.12

19.12

46.31

Создание собственных иллюстраций к повести

1

Урок моделирования и преобразования модели

Устное иллюстрирование Проект:

Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства)

www.Ucheba.com/ –

23.12

23.12

47.32

Подбор цитат по заданной теме высказывания

1

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика (в т.ч. сравнительная)

http://litera.edu.ru/

24.12

24.12

48.33

Контрольная работа по повести И.С.Тургенева «Муму»

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?
  2. Каковы друзья и враги Герасима?
  3. В чем вина и в чем беда барыни?

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

26.12

26.12

49.34

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение анализу стихотворения по плану анализа лирики

1

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Участие в коллективном диалоге. Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

13.01

13.01

50.35

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Понятие о сюжете

1

 Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Восприятие и выразительное чтение повести по ролям. Выявление этапов развития сюжета

http://festival.1september.ru/subjects/9

14.01

14.01

51.36

Жилин и Костылин. Развитие понятия о сравнении

1

 Урок постановки учебной задачи

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение». Проект:

Составление электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы»

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

16.01

16.01

52.37

 Обучение анализу эпизода рассказа

1

РР

Творческая работа

www.Ucheba.com/ –

20.01

20.01

53.38

Контрольная работа по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
  3. Какие мысли Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

21.01

21.01

54.39

Контрольная работа. Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого

1

Урок контроля и оценки

Тестирование

http://litera.edu.ru/

23.01

23.01

55.40

А.П.Чехова «Хирургия». Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей

1

 Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Восприятие и выразительное чтение рассказа по ролям. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика» (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

27.01

27.01

56.41

Рассказы Антоши Чехонте

1

ВН. ЧТ.

Инсценирование рассказов. Проект:

Составление электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях»  

http://festival.1september.ru/subjects/9

28.01

28.01

57.42

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.В.Кольцов «В степи»; А.Н.Майков «Ласточки»

1

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Обучение анализу стихотворения

www.Ucheba.com/ –

30.01

30.01

58.43

Н.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок)

1

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Создание собственных иллюстраций

Проект:

Составление электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

03.02

03.02

Из русской литературы XX века (30ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
  • Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать , понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

УУД

  • Регулятивные:  умение определять промежуточные цели  с учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;  

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
  • Коммуникативные:  владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка различного уровня.

59.1

И.А.Бунин. «Косцы». Обучение анализу эпизода рассказа.

1

Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.  Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор». Работа со словарем литературоведческих терминов

http://festival.1september.ru/subjects/9

04.02

04.02

60.2

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

ВН.ЧТ.

Создание собственных иллюстраций к рассказам

www.Ucheba.com/ –

06.02

06.02

61.3

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения

1

 Урок постановки учебной задачи

Восприятие и выразительное чтение повести по ролям. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж). Работа со словарем литературоведческих терминов

http://litera.edu.ru/

10.02

10.02

62.4

Анализ портретных характеристик и определение их роли в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

2

Урок моделирования и преобразования модели

Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев»

Проект:

Составление иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»  

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

11.02

11.02

63.5

Контрольная работа по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
  2. Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
  3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?
  4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

http://festival.1september.ru/subjects/9

13.02

13.02

64.6

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», и «Низкий дом с голубыми ставнями». Обучение анализу стихотворения

1

Урок моделирования и преобразования модели

Создание собственных иллюстраций. Презентация и защита

www.Ucheba.com/ –

17.02

17.02

65.7

П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Сказ как жанр литературы

1

 Урок постановки учебной задачи

Выразительное чтение по ролям. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/

18.02

18.02

66.8

Обучение анализу эпизода сказа

1

РР

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность», «фантастика». Составление плана характеристики героев

http://festival.1september.ru/subjects/9

20.02

20.02

67.9

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб». Развитие понятия о пейзаже

1

РР

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж»

24.02

24.02

68.10

Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность», «фантастика». Инсценирование фрагментов. Создание собственных иллюстраций

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/

25.02

25.02

69.11

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы».

1

ВН.ЧТ.

Создание собственных иллюстраций

http://festival.1september.ru/subjects/9

27.02

27.02

70.12

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1

Урок моделирования и преобразования модели

Сопоставление литературной пьесы сказки и её фольклорных источников Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки. Составление плана высказывания драма как род литературы

http://litera.edu.ru/

03.03

03.03

71.13

Сказки С.Я.Маршака

1

ВН.ЧТ.

Проект:

Постановка спектакля по пьесе-сказке С.Я.Маршака (выбор фрагмента пьесы-сказки; распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации; звуковое сопровождение)

www.Ucheba.com/ –

04.03

04.03

72.14

Контрольная работа по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
  2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
  3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

http://festival.1september.ru/subjects/9

06.03

06.03

73.15

А.П.Платонов. «Никита»

1

Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Восприятие и выразительное чтение рассказа по ролям. Подбор цитат для характеристики героя

http://festival.1september.ru/subjects/9

10.03

10.03

74.16

Развитие представлений о фантастике в литературном произведении

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие  «фантастика». Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа

http://litera.edu.ru/

11.03

11.03

75.17

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

1

Урок постановки учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Составление плана и письменная характеристика героя (с использованием цитирования). Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях

www.Ucheba.com/

13.03

13.03

76.18

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции

http://festival.1september.ru/subjects/9

17.03

17.03

77.19

Создание иллюстраций к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1

РР

Презентация и защита собственных иллюстраций

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

18.03

18.03

78.20

Контрольная работа по творчеству С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творчестве С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева (по одному произведению)?
  2. Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева (по одному произведению)?

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

20.03

20.03

79.21

«Ради жизни на земле…» К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Обучение анализу стихотворения

1

РР

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

31.03

31.03

80.22

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Сопоставительный анализ стихотворений

1

Урок решения учебной задачи

Устный и письменный анализ стихотворений

www.Ucheba.com/ –

01.04

01.04

81.23

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…» Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях

1

Урок постановки учебной задачи

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

03.04

03.04

82.24

Дон-Аминадо «Города и годы»

1

Урок решения учебной задачи

Участие в коллективном диалоге

http://litera.edu.ru/

07.04

07.04

83.25

Д.Кедрин «Аленушка»; А.Прокофьев «Аленушка»

1

Урок решения учебной задачи

Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В.М.Васнецов «Аленушка»)

http://festival.1september.ru/subjects/9

08.04

08.04

84.26

Н.Рубцов «Родная деревня»

1

Урок решения учебной задачи

Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов

http://litera.edu.ru/

10.04

10.04

85.27

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям

1

РР

Проект:

Составление электронного альбома « Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся

www.Ucheba.com/ –

14.04

14.04

86.28

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник». Развитие понятия о юморе

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор»

http://litera.edu.ru/

15.04

15.04

87.29

Саша Черный «Игорь-Робинзон», «Дневник Фокса Микки». Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного

1

Урок постановки учебной задачи

Участие в коллективном диалоге

http://litera.edu.ru/

17.04

17.04

88.30

Н.А.Тэффи «Валя». Создание иллюстраций к рассказам

1

ВН. ЧТ.

Устное иллюстрирование

http://festival.1september.ru/subjects/9

21.04

21.04

Из зарубежной литературы (15ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к зарубежной литературе, уважительного отношения   к культуре других народов.
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.    
  • Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.

УУД

  • Регулятивные: составление плана и последовательности  действий;  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
  • Коммуникативные:  умение строить собственное высказывание.

89.1

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада»

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

22.04

22.04

90.2

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Понятие о художественной детали

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «деталь»

http://festival.1september.ru/subjects/9

24.04

24.04

91.3

Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

Урок решения учебной задачи

Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады в литературе («Иду домой» В.Белова, «Васюткино озеро» В.Астафьева)

www.Ucheba.com/ –

28.04

28.04

92.4

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «символ». Составление плана и письменная характеристика героя (с использованием цитирования).

http://litera.edu.ru/

29.04

29.04

93.5

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

Урок постановки учебной задачи

Инсценирование фрагментов сказки

http://festival.1september.ru/subjects/9

05.05

05.05

94.6

Наши любимые сказки Х.К.Андерсена

1

ВН.ЧТ.

Составление викторины по сказкам

www.Ucheba.com/ –

06.05

06.05

95.7

Создание собственных иллюстраций к сказкам Х.К.Андерсена

1

РР

Устное иллюстрирование

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/

08.05

08.05

96.8

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Понятие об аллегории в повествовательной литературе

1

Урок постановки учебной задачи

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «аллегория».

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/

12.05

12.05

97.9

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Урок решения учебной задачи

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования

http://festival.1september.ru/subjects/9

13.05

13.05

98.10

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья

1

Урок решения учебной задачи

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение по ролям

www.Ucheba.com/ –

15.05

15.05

99.11

Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Урок решения учебной задачи

Составление плана письменной характеристики героев (в т.ч. сравнительной) и их характеристика по плану (с использованием цитирования).

http://litera.edu.ru http://litera.edu.ru/ /

19.05

19.05

100.12

Внутренний мир героев М.Твена

1

Урок моделирования и преобразования модели

Проект:

Составление электронного презентации «Памятники литературным героям»

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

20.05

20.05

101.13

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

1

Урок постановки учебной задачи

Составление речевой характеристики персонажей

www.Ucheba.com/ –

22.05

22.05

102.14

Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа.

1

Урок моделирования и преобразования модели

Проект:

Создание электронного альбома «Герои произведений Дж.Дондона в экстремальных ситуациях»

www.Ucheba.com/ –

22.05

22.05

103.15

Контрольная работа по зарубежной литературе

1

Урок контроля и оценки

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Х.К.Андерсена?
  3. О чем мечтал Х.К.Андерсен в своих сказках?
  4. Какие поступки героев сказок Х.К.Андерсена я считаю благородными?
  5. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
  6. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?
  7. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?
  8. Каким я вижу Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

26.05

26.05

Уроки итогового контроля (2ч)

Результаты

  • Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
  • Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
  • Предметные: использование выразительных средств языка;

УУД

  • Регулятивные: осуществление саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Коммуникативные: умение отвечать на вопросы аудитории.

104.1

Поект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

Урок моделирования и преобразования модели

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть. Устные и письменные пересказы произведений. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

27.05

27.05

105.2

Контрольная работа (итоговая)

1

Урок контроля и оценки

Отчет о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов. Тестирование

www.uchportal.ru/

29.05

29.05


Ведущие формы, методы и технологии

Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:

  • Технология проблемного диалога;
  • Метод проектов;
  • ТРКМЧП;
  • Блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем;
  • Коллективный способ обучения (КСО)
  • Игровые технологии

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные. 

Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о промежуточном и текущем контроле. Программа рассчитана на 11 контрольных работ.

  • Входной – проверка техники чтения.
  • Промежуточный – промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы.
  • Промежуточная аттестация -  сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания)

График проведения контрольных работ

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Форма

Дата проведения

план

по факту

1

Контрольная работа по теме: «Устное народное творчество»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

24.09

2

Контрольная работа по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

11.11

3

Контрольная работа. Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

1

Тестирование

14.11

4

Контрольная работа по повести И.С.Тургенева «Муму»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

26.12

5

Контрольная работа по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

21.01

6

Контрольная работа. Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого

1

Тестирование

23.01

7

Контрольная работа по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

13.02

8

Контрольная работа по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

06.03

9

Контрольная работа по творчеству С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

20.03

10

Контрольная работа по зарубежной литературе

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

26.05

11

Контрольная работа (итоговая)

1

Тестирование

29.05

Итого:

10

                                     

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений в 5 классе должен быть примерно 1,5—2 тетрадные страницы. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых заданий

Отметка «5» ставится, если  правильно выполнено 90-100% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «4» ставится, если правильно выполнено 80-90% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 50-80% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% от общего объема  предлагаемых заданий.

Оценка тематических зачетов производится в зависимости от формы контроля: устный ответ, письменная работа, тест.

Техника чтения

Класс

Вслух

Про себя

5

6

7

8

9

120

140

140 – 150

150

150

140 – 170

170 – 210

210 – 250

250 – 260

260 – 280

Основное учебное оборудование, используемое в 5 классе:

  1. Демонстрационные пособия:
  • Таблицы демонстрационные "Литература 5 класс"
  • Таблицы демонстрационные "Литература 5-11 кл. Теория литературы"
  1. Портреты писателей
  2. Слайд-комплекты с мультимедийным приложением
  • Электронное наглядное пособие с приложением "Сказки А.С. Пушкина"
  • Электронное наглядное пособие с приложением "А.А. Фет. Жизнь и творчество"
  • Электронное наглядное пособие с приложением "А.П. Платонов. Творческий портрет"
  • Электронное наглядное пособие с приложением "И.С. Тургенев. Жизнь и творчество
  • Электронное наглядное пособие с приложением "И.А. Бунин. Творческий портрет"
  • Электронное наглядное пособие с приложением "Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество"

     4.  Альбомы демонстрационных материалов

  • Альбом демонстрационного материала с электронным приложением "Л.Н. Толстой"
  • Альбом демонстрационного материала с электронным приложением "М.Ю. Лермонтов"
  • Альбом демонстрационного материала с электронным приложением "Н.В. Гоголь"
  • Альбом демонстрационного материала с электронным приложением "С.А. Есенин"
  1. Видеофильмы
  • Видеофильм на DVD "А.С. Пушкин. Лицейские годы"
  • Видеофильм на DVD "В мире русской литературы-1"
  • Видеофильм на DVD "Сергей Есенин"

       5. Компакт-диски

  • Компакт-диск "e-Library. Электронная библиотека классической литературы"
  • Компакт-диск "Афоризмы"
  • Компакт-диск "Библиотека русской классики. Выпуск 1"
  • Компакт-диск "Библиотека школьника"
  • Компакт-диск "Хрестоматия по русской литературе для 5 класса"

Учебно-методическое обеспечение программы:

для учителя (основное)

1. Ерёмина О.А. уроки литературы в 5 классе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2008

2. Золотарева И.В. Литература. 5 класс: универсальные поурочные разработки по литературе к учебнику В.Я.Коровиной. – М.:ВАКО, 2005.

      3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл. Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011

      4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы – М.: Просвещение, 2003

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

6. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1998.

     

 для учителя (дополнительное)

  1. «Вокруг тебя – мир…» Методические рекомендации МК Красного Креста, 2001г.

   

  для учащихся (основное)

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл. Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
  2. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем. Спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2003
  3.  Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2010г.

   

    для учащихся (дополнительное)

  1. «Вокруг тебя – мир…» книга для ученика 5-й класс МК Красного Креста, 2001г.

ЦОР в образовательном процессе

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://edusource.ucoz.ru- Образовательные ресурсы

  Издательский дом «Первое сентября»:

 http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

 http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

 Федеральный портал «Российское образование»:

 www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

 Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

 http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература

 Методические материалы:

 www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по  литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках    литературы

Контрольно – измерительные материалы по курсу

 Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

1. Соотнесите определения и литературные понятия.

1) Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

2) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

3) Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

4) Это повторение каких - либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке ). 5) Созвучие окончаний стихотворных строк.

а) мораль б) баллада в) басня г) ритм д) рифма

2. Что такое литературная сказка?

1) род литературы

2) жанр

3) вид искусства

3. Какая речь называется стихотворной?

1) речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю;

2) речь, свободно движущаяся от предложения к предложению

4. Как звали няню А. С. Пушкина? 

1) Арина Родионовна

2) Ирина Родионовна

3) Арина Владимировна

5. Соотнесите автора и название произведения.

1) И. А. Крылов 2) В. А. Жуковский 3) А. С. Пушкин

а) « Кубок » б) « Руслан и Людмила » в) « Волк на псарне

6. Какая басня И. А. Крылова является откликом на события войны 1812 года? 

1) « Свинья под дубом »

2) « Квартет »

3) « Волк на псарне »

4) « Две бочки »

7. Укажите жанр произведения В. А. Жуковского « Кубок »? 

1) баллада

2) басня

3) сказка

8. Из какой басни извлечена мораль:

 Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

 Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

 1) « Свинья под дубом »

2) « Ворона и лисица »

3) « Квартет »

9. Какая часть сказки представлена в словах?

 Свадьба, пир, и я там был,

 И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

1) зачин

2) концовка

3) развитие действия

10. Из какого произведения эти строки?

 И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко:

 Один, меж чудовищ, с любящей душой,

 Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немого.

1) « Спящая царевна »

2) « Волк и ягнёнок »

3) « Кубок »

11. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

1) « Спящая царевна », царица

2) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях », царевна

3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях », царица

Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого

1.   К какому роду литературы относится произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

а) эпос          

б) драма            

в) лирика    

г) стихотворение

2. Сражение под Бородино произошло

а) 14 декабря 1825 года;

б) 13 сентября 1380 года;

в) 26 августа 1812 года;

г) 10 февраля 1837 года

3. Кто является главным героем в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

а) рассказчик;        

б) полковник;        

в) автор;        

г) народ

4. Каков жанр произведения И.С.Тургенева «Муму»:

а) роман;         

б) рассказ;         

в) очерк;         

г) повесть?

 5. Что описал автор в «Муму»:

 а) любовь Герасима к Муму;

б) жизнь столичного дворянства;

в) духовное перерождение человека

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными:

а) описание жизни барской усадьбы;

б) угодливость и бесправие дворни;

в) деспотизм барыни;

 г) немоту Герасима

7. К какому жанру относится «Заколдованное место» Н.В.Гоголя:

а) повесть

б) рассказ

в) сказка

8. «Заколдованное место» относится к сборнику:

    а) «Миргород»;

   6) «Старосветские помещики»;

   в) «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы»;

   г) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

9. Узнай героев произведений Н.А.Некрасова  по иллюстрации:

1.                                                                                                                                                  3.

   

2.                                                                                                                                                        4.

10. Узнайте героя рассказа-были «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого: «…мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

а) Жилин

б) Костылин

в) Абдул-хозяин

11. Какова главная идея рассказа-были «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого:

а) не сдаваться в трудных обстоятельствах

б) всегда обращаться за помощью к родным

в) смириться с обстоятельствами

                                                                                                                                                                                                                 

Тестирование (итоговое)

1. Распределите последовательно /по порядку/ элементы композиции любого литературного произведения.

1. завязка

2. развязка    

3. пролог    

4. эпилог    

5. развитие действия    

6. экспозиция    

7. кульминация.

2.  Ниже приводятся различные значения слова «чёрный».

Укажите, какое из этих значений имеет оно в данном предложении: Она, чёрной зависти полна,

                                                                                                                    Бросив зеркальце под лавку,

                                                                                                                    Позвала к себе Чернавку,

                                                                                                                    И наказывает ей,

                                                                                                                   Сенной девушке своей.

 а) цвет сажи, угля.

б) испачканный чем-либо, грязный.

в) физически тяжёлый, грязный труд.

г) горестный, безрадостный, тяжёлый, мрачный.

д) злостный, коварный, преступный.

3. В приведённых ниже предложениях найдите постоянные эпитеты:

1).Царь с царицею простился,                                                 4).  Видит девица, что тут                              7). «Братец мой, -                                        

    В путь-дорогу снарядился,                                                       Люди добрые живут …                                   Отвечает месяц ясный,

    И царица у окна                                                                                                                                                     Не видал я девы красной»

    Села ждать его одна.

2). Ждёт – пождёт с утра до ночи,                                          5). «Ой, вы, молодцы честные,                       8). Вмиг по речи те спознали,

     Смотрит в поле, инда очи                                                        Братцы вы мои родные», -                              Что царевну принимали,

     Разболелись глядючи                                                               Им царевна говорит.                                        Усадили в уголок,

    С белой зори до ночи;                                                                                                                                          Подносили пирожок.

    Не видать милого друга.

3). И царевна очутилась                                                         6).  К красну солнцу наконец                          9). Подождать она хотела                                                  

     В светлой горнице…                                                               Обратился молодец.                                     До обеда; не стерпела.

                                                                                                                                                                                В руки яблочко взяла,

                                                                                                                                                                                К алым губкам поднесла…

4. Какого жанра является произведение К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»:

а) роман;          

б) повесть;                    

 в) рассказ;                    

 г) сказка

5. Победить Фильке стужу помогли:

а) братья;

б) тётка и её муж;    

в)  ребята и старики деревни;

г) белобокая сорока.

6. В каком году И.А.Бунину была присуждена Нобелевская премия?

а) 1922

б)1933

в) 1944

7. Назовите жанр произведений, составивших главную книгу П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

а) сказка

б) сказ

в) рассказ

8. Определите способ рифмовки:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить. (А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»)

 а) перекрёстная

б) парная (смежная)

в) опоясывающая

9. Назовите главные черты характера Робинзона Крузо:

а) трусость, слабость

б) смелость, находчивость

в) коварство, жестокость

10. Соотнесите определения и литературные понятия.

1) Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

2) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

3) Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

4) Это повторение каких - либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке ). 5) Созвучие окончаний стихотворных строк.

а) мораль б) баллада в) басня г) ритм д) рифма

Лист внесения изменений и дополнений

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого17декабря 2010г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;программы общеобразова...

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.

Рабочая программа учебного предмета  "Литература"  составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаменталного ядра содержания общего образования, Требований ...

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 6 классс

Данная прорамма составлена к учебнику В.Я.Коровиной....

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 7 классс

Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной....

Рабочая программа по литературе ФГОС

Рабочая программа по литературе ФГОС...

рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов

Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....