Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого17декабря 2010г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, М.: «Русское слово», 2012 года. Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.

цели:

- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5kl_merkin.docx99.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого17декабря 2010г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, М.: «Русское слово», 2012 года. Программа допущена Министерством образования и науки  Российской Федерации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели:

- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

Роль предмета «Литература» в достижении обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы школы заключается в формировании личностных, предметных и метапредметных результатов.

Система уроков сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, самодеятельности обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Кубанский региональный компонент включён в соответствующие разделы программы и составляет 15% от общего содержания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, М., издательство «Русское слово», 2012) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);                                      

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ СОШ № 13

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений Краснодарского  края  для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

408 часов на этапе основного общего образования: в 5 классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю); в 6 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю); в 7 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю); в 8 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю); в 9 классе 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю)

В связи с тем, что в учебном плане на изучение учебного предмета «Литература» предусмотрено 408 часов, а авторская программа предусматривает 385 часов, считаем целесообразным следующее распределение часов

Класс

Количество часов

В неделю

За год

5

3

102

6

2

68

7

2

68

8

2

68

9

3

102

Итого  

408

Таблица тематического распределения количества часов

Содержание

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

1.

Введение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

Из мифологии

3

3

2

3

3.

Из устного народного творчества

9

3

4

3

6

3

4

3

-

Былины

2

2

-

Русские народные песни

2

2

4.

Из древнерусской литературы

2

3

2

3

6

2

3

2

3

6

5.

Басни народов мира

1

1

6.

Русская басня

6

4

7.

Из русской литературы XVIII века

2

6

5

2

2

6

5

2

-

М.В.Ломоносов

2

2

2

2

-

Г.Р.Державин

1

2

1

2

-

Д.И.Фонвизин

3

3

-

Н.М.Карамзин

3

3

-

А.Н.Радищев

2

2

8.

Из русской литературы XIX века

34

34

24

32

59

21

34

24

32

59

-

Литературный процесс конца XVIII – начала века

1

1

-

В.А.Жуковский

3

1

3

1

-

К.Ф.Рылеев

1

1

-

А.С.Грибоедов

7

7

-

Поэты пушкинского круга

4

4

-

А.С.Пушкин

6

9

4

8

15

4

9

4

8

15

-

Поэзия XIX века о родной природе

2

1

1

1

-

М.Ю.Лермонтов

5

4

3

3

9

2

4

3

3

9

-

Н.В.Гоголь

5

4

3

6

9

3

4

3

6

9

-

И.С.Тургенев

5

3

2

3

3

3

2

3

-

Н.А.Некрасов

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

А.Н.Островский

3

3

-

М.Е.Салтыков-Щедрин

2

2

-

Ф.М.Достоевский

4

4

-

Л.Н.Толстой

5

3

2

3

4

4

3

2

3

4

-

Н.С.Лесков

2

2

-

В.Г.Короленко

3

3

-

Ф.И.Тютчев

2

2

-

А.А.Фет

1

2

2

1

2

2

-

А.П.Чехов

4

3

2

2

3

2

9.

Из русской литературы XX века

30

16

24

19

26

20

16

24

19

26

-

Литературный процесс начала ХХ века

1

1

-

Сатира начала ХХ века

2

2

-

И.А.Бунин

3

2

2

2

2

2

-

М.Горький

3

3

4

3

3

4

-

Из поэзии Серебряного века

6

6

-

Л.Н.Андреев

3

2

-

А.И.Куприн

2

3

2

2

3

2

-

А.С.Грин

2

2

-

А.А.Блок

3

2

-

В.В.Маяковский

1

2

1

2

-

С.А.Есенин

3

2

2

2

2

2

-

И.С.Шмелев

1

1

-

М.А.Булгаков

4

4

-

М.М.Пришвин

2

1

2

1

-

К.Г.Паустовский

2

2

-

А.А.Ахматова

1

1

-

Н.А.Заболоцкий

1

2

1

2

-

Н.М.Рубцов

2

2

-

А.Т.Твардовский

2

2

2

2

2

2

-

М.В.Исаковский

2

2

-

А.П.Платонов

4

2

-

М.А.Шолохов

4

4

-

А.И.Солженицын

3

3

-

Ч.Т.Айтматов

1

1

-

В.С.Высоцкий

1

1

-

П.П.Бажов

3

2

-

Н.Н.Носов

2

2

-

В.П.Астафьев

5

2

3

2

2

3

-

В.Г.Распутин

3

3

-

Е.И.Носов

2

2

-

Б.Л.Васильев

1

1

-

В.М.Шукшин

2

2

-

Из поэзии о Великой Отечественной войне

2

1

2

1

-

Родная природа в произведениях писателей ХХ века

4

1

2

1

10.

Из зарубежной литературы

11

7

8

6

11

6

5

6

4

8

-

Я.  и В.Гримм

2

2

-

Д.Дефо

2

1

-

Х.К.Андерсен

1

1

-

М.Твен

2

2

-

Ж.Рони-старший

1

1

-

О.Генри

2

2

-

Дж.Лондон

2

2

2

2

-

А.Линдгрен

2

1

-

У.Шекспир

1

3

4

1

3

4

-

Ж.Б.Мольер

3

3

-

И.В.Гете

4

4

-

М.Сервантес

3

3

-

Мацуо Басё

1

1

-

Р.Бернс

1

-

Р.Л.Стивенсон

1

1

-

А. де Сент-Экзюпери

2

2

-

Р.Брэдбери

1

1

-

Я.Купала

1

1

Итого

70

70

70

105

68

68

68

68

102

Контрольные работы:

-

сочинение

3

3

2

-

изложение

1

1

-

Изложение с элементами сочинения

2

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5-9 классов.

Личностные результаты обучения:

- формировать понимание важности процесса обучения;

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 - формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- формировать развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;

- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

- способствовать совершенствованию читательского опыта;

- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

- развивать интерес к творчеству;

- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

- развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) и анализа (в 7-9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЛИТЕРАТУРА»

-наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. В данном разделе  обучающиеся знакомятся         с ролью книги в духовной жизни человека и общества, с особенностями работы с учебником, электронным приложением к учебнику.

РАЗДЕЛ II. ИЗ МИФОЛОГИИ. В данном разделе происходит знакомство с таким литературным понятием, как  миф, с его основными категориями, мифологическими героями. 

РАЗДЕЛ III. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. В этом разделе обучающиеся знакомятся с истоками народного творчества, его основными видами, с пословицами, поговорками, загадками, с волшебными, бытовыми сказками.    

РАЗДЕЛ IV. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Данный раздел предполагает создание первичных представлений о древнерусской литературе. Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки   и   способы изображения человека. Обучающиеся узнают  опорные понятия: летопись, древнерусская повесть.

РАЗДЕЛ V. БАСНИ НАРОДОВ МИРА. РУССКАЯ БАСНЯ. В данном разделе обучающиеся познакомятся со своеобразием пафоса басен (комические и поучительные элементы), с нравственной проблематикой  басен, с  сатирическим и нравоучительным  в баснях.

РАЗДЕЛ VI. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

РАЗДЕЛ VII. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА.

РАЗДЕЛ VIII. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные содержательные линии представлены по классам:

Класс

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в лабораторию писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; характеристика не только художественного произведения, но и элементов сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и различными направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах; в центре – произведения, в которых поднимается тема личности в истории; решается проблема «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9

Изучение основных фактов творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIXвека (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

-перечень лабораторных и практических работ, экскурсий:

5 класс

Тестирование по теме «Из устного народного творчества»

Сочинение «Путешествие на поле славы»

Контрольная работа № 1. Изложение с творческим заданием по  повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Контрольная работа № 2.Классное  сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Эпизод в рассказе (Герасим и Муму).

Контрольная работа № 3. Классное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого».

Сочинение. Юмористический рассказ о случае из жизни.

Устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты».

Контрольная работа № 4. Домашнее сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких на любит». Становление характера Васютки» по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

  • направления проектной деятельности обучающихся:

с  учётом психологических особенностей подросткового возраста  в рабочей программе предусмотрено выполнение мини-проектов. Сильное воображение, эмоциональная активность, предметное восприятие, которое характеризует «наивный реализм», свойственны младшим подросткам. В проектной деятельности обучающиеся  учатся составлять сценарии по произведениям, инсценируют отдельные эпизоды, выпускают рукописные альманахи, проводят заочные экскурсии по литературным местам, создают слайдовые компьютерные презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

п/п

Раздел, тема, содержание

Предметные умения

Метапредметные умения

Универсальные учебные действия

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. (1час) Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебником (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словарь, различные рубрики).

Умение объяснять:

особенности работы с учебником и электронным приложением

Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя. Умение вести диалог, вырабатывать общее решение.

построение образа «Я»  («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку

формирование идентичности личности;

личностное,

профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Уважительное  отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков

потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителе и т.д.

Извлечение необходимой информации из различных источников

языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях; 

социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения; 

 социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

2.

РАЗДЕЛ II. Из мифологии (3часа)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их;

 Ставить учебную задачу; применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий);

подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст;

создавать словесные иллюстрации к тексту;

 находить краеведческий материал в различных источниках, в том числе в Интернете;

подбирать материал для книжной выставки и создавать экспозицию;

готовить и проводить экскурсию по выставке;

 участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности.

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

выделение морально-этического содержания событий и действий;

построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях своего края о героических событиях и людях

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания повышение мотивации и эффективности учебной деятельности

дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований; социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка

3.

РАЗДЕЛ III. Из устного народного творчества(9часов) Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Пословицы, поговорки. Кубан. Казачьи пословицы и поговорки. Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России.  Бытовая сказка «Падчерица».

Применять изученные теоретико-литературные понятия при характеристике текста

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

Формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, преданности, любви.

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, применение  методов  информационного поиска;

формирование у учащихся научной картины мира;

реализация 

Определение основной и второстепенной информации  и извлечение её из  текстов разных типов

дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;

Создавать  устные тексты-рассуждения   художественного стиля

4

РАЗДЕЛ IV.  Из древнерусской литературы(2 часа) Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси (летопись);

характеризовать взгляды человека Древней Руси;

характеризовать нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы;

пересказывать произведения древнерусской литературы;

привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории.

формирование мировоззренческих позиций, основанных на представлениях о духовном мире человека Древней Руси.

Овладение техникой планирования учебной деятельности

Установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

5

РАЗДЕЛ V. Басни народов мира (1 час)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».  Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.  Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. 

Русская басня (6 часов)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII - XIX  веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились два Астронома в пиру…».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

сопоставлять и характеризовать басни со схожим сюжетом;

составлять вопросы по статье учебника;

находить и объяснять мораль басни;

выразительно читать басню, в том числе по ролям;

участвовать в инсценировании басни;

Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

6

РАЗДЕЛ VI. Из литературы XIX века (34 часа)

А.С. ПУШКИН (6 часов)

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Кубан. Пушкин на Кавказе. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я.Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; благодарность; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. 

Поэзия XIX века о родной природе (2 часа)

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды»,  «Есть в осени первоначальной...».

А.А. Фет. «Чудная картина...» 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5часов)

Краткие сведения о детских годах поэта. Кубан. Лермонтов на Кавказе.Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу. 

Н.В. ГОГОЛЬ (5 часов)

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.

 И.С. ТУРГЕНЕВ (5 часов)

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные, образ Герасима. Тематика и социально-нравственная  проблематика произведений писателя. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». 

Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (5 часов)

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.

А.П. ЧЕХОВ (4 часа)

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил»,  «Злоумышленник:  темы; приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности  и их современное звучание;  

уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать  их роль  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

составлять план; давать письменный ответ на вопрос;  готовить сообщение; сопоставлять героев одного или   нескольких произведений; находить (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме;         составлять заочную экскурсию; участвовать в дискуссии; готовить различные виды пересказа, в том числе художественный; участвовать в КТД

 

   

выделение морально-этического содержания событий и действий;

построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

выделение морально-этического содержания событий и действий;

Освоение личностного смысла учения; выбор  дальнейшего образовательного маршрута

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Овладение различными типами пересказа

Обшеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания и в устной и письменной форме. Смысловое чтение. Извлечение необходимой информации. Рефлексия способов и условий действий.

Логические действия: установление причинно-следственных связей

Постановка и решение проблемы: формирование проблемы, создание способов решения проблем

потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Осознанное  произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

7

РАЗДЕЛVII. Из литературы XX века (30 часов)

И.А. БУНИН (3 часа)

Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой  план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Л.Н. АНДРЕЕВ (3 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

А.И. КУПРИН (2часа)

Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

А.А. БЛОК (3 часа)

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,   Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

С.А. ЕСЕНИН (3 часа)

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. А.П. ПЛАТОНОВ (4 часа)

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле».  Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка

П.П. БАЖОВ (3 часа)

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа

Н.Н. НОСОВ (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

В.П.АСТАФЬЕВ (5часов)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: теме и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа. Кубан. В. Логинов. «Витюшкино озеро»

Е.И. НОСОВ (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание  милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Родная природа в  произведениях писателей XX века (4 часа)

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; ). Кубан. Стихи кубанских поэтов о природе

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности  и их современное звучание;  

уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать  их роль  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

составлять план; давать письменный ответ на вопрос;  готовить сообщение; сопоставлять героев одного или   нескольких произведений; находить (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме;         составлять заочную экскурсию; участвовать в дискуссии; готовить различные виды пересказа, в том числе художественный; формулировать микровыводы и выводы; участвовать в КТД

выделение морально-этического содержания событий и действий;

построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

выделение морально-этического содержания событий и действий;

Стремление совершенствовать  свою речь

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Умение  самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Обшеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания и в устной и письменной форме. Смысловое чтение. Извлечение необходимой информации. Рефлексия способов и условий действий.

Логические действия: установление причинно-следственных связей

Постановка и решение проблемы: формирование проблемы, создание способов решения проблем

потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Определение основной и второстепенной информации  и извлечение её из  текстов разных типов и стилей

способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

8

РАЗДЕЛ VIII. Из зарубежной литературы(11 часов)

Д. ДЕФО (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажа (находчивость, смекалка), характеристика жанра. 

Х.К. АНДЕРСЕН (1 час)

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность

М.ТВЕН (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых 

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ (1час)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

ДЖ. ЛОНДОН (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства  жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.

А. ЛИНДГРЕН (2 часа)

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Итоговый урок. Рекомендательный список для летнего чтения

уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка

готовить книжную выставку по произведениям зарубежных писателей;                      создавать иллюстрации к эпизодам произведения; готовить различные виды пересказа текста, в том числе художественный пересказ; выразительно читать по ролям; составлять вопросы для литературной викторины

Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных     ценностей

Внесение необходимых   дополнений и изменений в  свои действия

Осознанное  произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Для успешной реализации программы используются следующие ресурсы: учебно-методическое оборудование кабинета (таблицы, мультимедиа, интернет-ресурсы, портреты писателей), кабинет русского языка и литературы, исследовательские и проектные работы.

Наименование

Количество

печатные пособия

«Литература». Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.  Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.  Москва:  ООО «Русское слово - учебник», 2013.  (ФГОС. Инновационная школа).

58

Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс. В двух частях. Ф.С. Соловьева; под редакцией Г.С.Меркина. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

2

экранно-звуковые пособия

Учебно-электронное издание «Кирилл и Мефодий»

Электронное приложение к учебнику «Литература»

40

технические средства обучения (средства ИКТ)

ПК, мультимедийная установка

1

цифровые и электронные образовательные ресурсы

ЭОР сайтов:  http://www.fcior.edu.ru.

23

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Предметные учебные действия к концу 5 класса будут сформированы у обучающихся в двух уровнях:

Устное народное творчество 

обучающийся  научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература

Обучающийся  научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Формы и средства контроля

Основные виды устных и  письменных работ по литературе в  5—9 классах

Устно

 Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

 Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные   виды деятельности по освоению литературных  произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

 Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:

 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения гуманитарного цикла

от ___________ 20__  года № 1

        __________  АнуфриеваС.В

        СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

        _______________     Нужнова С.Б.

______________ 20__  года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС.   Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе В.Я. Коровиной (ФГОС)

Программа по литературе составлена с учетом требований ФГОС ООО....

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. УМК под ред. Зинина и др. Профильный класс. ФГОС

Данная рабочая программа составлена с учетом перехода на ФГОС СОО для учащихся 10 профильного класса (филологическая группа) и расчитана на 5 часов в неделю...