Рабочая программа по биологии для 8 классов
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Данная программа составлена для учащихся 8а,б,в классов. Настоящая программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программа разработана на один учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._8kl._biologiya.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан

«Рассмотрено»                               «Согласовано»                              «Утверждено»

Руководитель  ШМО                       Заместитель                                   Директор  МБОУ «СОШ №11»

______/ Бабаева Н.А  /                      директора по УВР                             ________/Р.Р.Беляева /                  

Протокол №___ от                         МБОУ «СОШ №11»                        Приказ № 332   от      

« 28 » августа 2017г.                        ________/Канифова А.Н/              «29 » августа 20 17 г.                                                                              

                                                      «28 » августа 2017  г.

Рабочая программа

                               По предмету  биология

                               Классы 8а,б,в

              Учитель высшей квалификационной категории

                     Асадуллина Разина Хамитовна

           

                                                                 

«Принято»

Педагогическим советом протокол

 От 29 августа 2017 г. №  __

2017- 2018 учебный год

                                      Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся 8а,б,в классов. Настоящая программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программа разработана на один учебный год.

Учебно – методический комплекс:

- Колесов Д.В.,Маш Р.Д.,И.Н.Беляев Биология,8 класс, М:  «Дрофа»,2006.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

      В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости

      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

      уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Содержание тем учебного курса 8 класса

Введение (1 час). Науки, изучающие организмы человека: анатомия; физиология; психология  и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека (3 часа). Биологическая и социальная природа человека. Место человека  в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек – как вид.

Строение и функция организма (1 час). Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и систем органов.

Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов) Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки. – обмен веществ Биосинтез и  биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов  в обмене веществ. Рост и развитие клетки Состояние физмологического покоя и возбуждения. Ткани.  Образование тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция. (1 час). Центральная  и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные  цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и  исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов  в восприятии раздражении. Самонаблюдение мигательного рефлекса.

Опорно-двигательная система (7 часов). Скелет и мышцы; их функция. Строение, состав и соединение костей. Макро-,  микростроение  костей. Типы костей. Скелет человека; его приспособления  к  прямохождению  и  трудовой деятельности. Изменения, связанные с  развитием мозга  и речи. Типы соединения костей. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Строение мышц и сухожилии. Обзор  человеческого тела. Мышцы – антогонисты  и   синергисты. Работа скелетных мышц и  их регуляция. Понятие о двигательной   единице. Изменения мышцы при тренировках. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Утомление при статической и  динамической работе. Причины  нарушения осанки и развития  плоскостопия. Их выявление; предупреждение  и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма (3 часа). Внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды организма, тканевая жидкость и лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови, плазма и форменные элементы (тромбоциты; эритроциты и лейкоциты.) Свертывание крови. Роль кальция и витамина К. Анализ крови. Малокровие.  Кроветворение.  Значение крови. Борьба с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные  болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бацилло-вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Вакцины и лечебные сыворотки.  Иммунитет – естественный и искусственный. Активный и пассивный. Тканевая совместимость и переливание крови. Группа крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Кровеносная и лимфатическая система организма (6 часов). Органы кровеносной и лимфатической  систем; их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Строение и работа сердца. Автоматия  сердца. Круги кровообращения. Защитные барьеры организма.  Движение крови по сосудам. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Артериальное давление крови. Пульс. Гигиена ССС. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Дыхание (5 часов). Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Инфекционные хронические  заболевания дыхательных путей; миндалин и околоносовых пазух. Профилактика. Доврачебная  помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдох и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана   воздушного бассейна. Функциональные  возможности  дыхательной системы; как показатель здоровья; ЖЕЛ. Болезни органов дыхания, Выявление и  их предупреждение. Флюрография. Туберкулез. Рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении  и заваливании землей и  электротравме.  Биологическая и клиническая смерть. Искусственное  дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Пищеварение (6 часов). Пищевые продукты и питательные вещества; их роль в обмене веществ. Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. Профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций, гельминтов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Обмен веществ и энергии (4 часа). Обмен веществ и энергии – основное свойство живых. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных  веществ. Заменимые и заменимые аминокислоты; макро-, микроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины . Энергозатраты  человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Составление пищевых рационов. Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Кожа (3 часа). Наружные покровы  тела человека. Строение  и функции кожи Ногти и волосы. Уход за ними. Роль кожи в обменных процессах рецепторы кожи; участие в терморегуляции. Гигиена обуви, одежды. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни и их профилактика, лечение у дерматолога. Травмы, ожоги и обморожения. Терморегуляция  организма и закаливание, доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выделение (2 часа). Значение органов выделения в поддержании гомеостаза  внутренней  среды. Органы мочевыделения; их строение и функция. Первичная и конечная моча. Заболевания мвс и их предупреждение.

Эндокринная система (2 часа). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ,  свойства гормонов.    Взаимодействие нервной и гуморальной  регуляции.  Промежуточный мозг и органы эндокринной  системы.  Гормоны гипофиза и щитовидной железы их влияние на рост и развитие и обмен веществ. Гормоны половых желез; надпочечников; поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Нервная система. Органы чувств (9 часов). Значение, строение и функционирование нервной системы Мозг и психика .Центральная  и периферическая н.с. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Строение и функция спм. Функции отделов мозга. Головной мозг. Функции промежуточного мозга и  коры больших полушарий. Старая и новая кора БП  головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны  коры больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая   и замыкательная функции коры. Соматический  и автономный отделы  нервной системы. Симпатические и парасимпатические подотделы  автономной нервной  системы. Их взаимодействие.    Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Положение и строение глаз.  Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функция сетчатки.  Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз.  Предупреждение глазных болезней; травм глаз. Предупреждение близорукости и дальнезоркости. Коррекция зрения. Гигиена глаз. Органы слуха, строение и функция  наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.  Причины тугоухости и глухоты.  Гигиена слуха. Органы равновесия Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.

Высшая нервная деятельность. Поведение и психика (6 часов). Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.И.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Учение А.А Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения; безусловные рефлексы; инстинкты; запечатление Приобретенные программы  поведения; условные рефлексы; рассудочная  деятельность; динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности ВНД человека; речь и сознание; трудовая  деятельность. Потребности людей и животных. Речь – как средство общения  и  как средство организации своего поведения.  Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии  психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение; восприятие; представления; память; воображение и мышление. Волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические  основы внимания; виды внимания; его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти и воли. Развитие наблюдательности и мышления. Особенности высшей нервной, ощущение, восприятие, представления, память, воображение  мышление.

Индивидуальное развитие организма (6 часов). Жизненные циклы  организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Половая система мужская и женская. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом.  В определении  пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.  Образование и развитие зародыша, овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие  зародыша  и плода.  Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера. И причины отступления от него. Влияние  наркогенных  веществ  (табак, алкоголь, наркотики) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Их профилактика. Внутриутробное развитие организма. Развитие ребенка  после рождения.  Новорожденный и грудной ребенок; уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самосознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы; склонности; способности. Выбор жизненного пути.

Лабораторные работы.

№1 «Каталитическая активность ферментов».

№2 «Ткани человека и животных под МК».

№3 «Спилы костей».

№4 «Мышцы человеческого тела».

№5 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

№6 «Подсчет пульса».

№7 «Определение ЖЭЛ».

№8 «Действие ферментов слюны на крахмал».

№9 «Норма питания».

Тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Количество  часов

Дата

планируемая

Дата фактическая

Введение. Происхождение человека (4 ч)

1

Науки, изучающие  человека . Становление наук о человеке.

1

5.09

2

Систематическое положение человека.

1

7.09

3

Историческое прошлое людей.

1

12.09

4

Расы человека.

1

14.09

Строение и функции организма (1  ч)

5

Общий обзор организма человека.

1

19.09

Клеточное строение организма. Ткани. ( 5 ч)

6

Клеточное  строение   организма.

1

22.09

7

Жизненные процессы

1

26.09

8

Ткани: животных и человека

1

28.09

9

Лабораторная работа №1»Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.»

1

3.10

10

. Зачет по теме «Общий обзор  организма человека. Клеточное строение организма»Ткани.»

1

5.10

Рефлекторная регуляция (1 ч)

11

Рефлекторная регуляция.

1

10.10

Опорно-двигательная система (7 ч)

12

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.  Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

1

12.10

13

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей

1

17.10

14

Добавочный скелет. Скелет конечностей.

1

18.10

15

Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа

1

24.10

16

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

26.10

17

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Первая помощь при ушибах переломах вывихах..

1

7.11

18

Зачет по теме»ОДС».

1

9.11

Внутренняя среда организма (3 ч)

19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Транспортные системы организма.

1

13.11

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

16.11

21

 Иммунология на службе здоровья.

1

21.11

Кровообращение и лимфообращение (6ч)

22

Кровеносные сосуды Лабораторные работы: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

1

23.11

23

Круги кровообращения

1

28.11

24

Строение и работа сердца.

1

30.11

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

1

5.12

26

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1

7.12

27

Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1

12.12

Дыхание (5 ч)

28

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.Дыхательные пути.голосообразование. заболевания дыхательных путей .Строение легких.

1

14.12

29

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

19.12

30

Функциональные возможности Механизм вдох  я выдоха.    . Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды   .

1

21.12

31

Гигиена  органов дыхания.  Болезни и травмы органов дыхания- профилактика и первая помощь.   Приемы реанимации.

1

9.01

32

Зачет по темам-«Внутренняя среда»»  «Кровеносная и лимфатические  системы .» Дыхание»»      

1

11.01

Питание и пищеварение (6 ч)

33

Питание и пищеварение.

1

16.01

34

Пищеварение в ротовой  полости.

1

18.01

35

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

1

23.01

36

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

1

25.01

37

Регуляция пищеварения.

1

30.01

38

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Профилактика гепатита.

1

Обмен веществ и превращение энергии  (4 ч)

39

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1

1.02

40

Витамины

1

6.02

41

Энергозатраты  человека и пищевой рацион

1

8.02

42

 

Зачет по темам»Пищеварительная система»

13.02

Покровы тела (3 ч)

43

Кожа – наружный покровный орган. Терморегуляция организма. Закаливание.

1

15.02

44

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

1

20.02

45

Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.

1

22.02

Выделение (2 ч)

46

Выделение. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика

1

27.02

47

Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.

1

01.03

Эндокринная система (2 ч)

48

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Гормоны. Регуляция деятельности желез.

6.03

49

Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение

1

8.03

Нервная система. Органы чувств (9 ч)

50

Значение нервной системы.

1

13.03

51

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

15.03

52

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

1

20.03

53

Функции переднего мозга.

1

22.03

54

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1

4.04

55

Анализаторы.

1

10.04

56

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,                «Поиск слепого пятна Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

12.04

57

Слуховой анализатор.

1

17.04

58

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

19.04

Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека  (6 ч)

59

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности. Биологическая природа и социальная сущность человека.

1

24.04

60

Врождённые и приобретённые программы поведения.

1

26.04

61

Сон и сновидения.

1

1.05

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

3.05

63

Становление личности.  Интересы, склонности, способности . Воля, эмоции, внимание.  

1

8.5

64

Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней секреции.

1

10.05

Индивидуальное развитие организма ( 6 )ч

65

Жизненные циклы. Размножение.

1

15.05

66

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребёнка после рождения.

1

17.05

67

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1

22.05

68

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

1

24.05

69

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Творческие работы «Риски заболеваний в зависимости от состояния окружающей среды в районе и городе

»

1

29.05

70

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....