рабочая программа по биологии для 10 классов
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Данная программа составлена для учащихся 10а класса (базовый уровень). Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.10_kl.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан

«Рассмотрено»                               «Согласовано»                              «Утверждено»

Руководитель  ШМО                       Заместитель                                   Директор  МБОУ «СОШ №11»

______/ Бабаева Н.А  /                      директора по УВР                             ________/Р.Р.Беляева /                  

Протокол №___ от                         МБОУ «СОШ №11»                        Приказ № 332   от      

« 28 » августа 2017г.                        ________/Канифова А.Н/              «29 » августа 20 17 г.                                                                              

                                                      «28 » августа 2017  г.

Рабочая программа

                               По предмету  биология

                               Классы 10а  (базовый уровень)

              Учитель высшей квалификационной категории

                     Асадуллина Разина Хамитовна

           

                                                                 

«Принято»

Педагогическим советом протокол

 От 29 августа 2017 г. №  __

2017- 2018 учебный год

                                      Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся 10а класса (базовый уровень). Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.

Учебно – методический комплекс:

- АА.Каменский, Е.А.Криксунов ,В.В.Пасечник «Общая биология»,10-11 классы, Москва: «Дрофа», 2008г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

     знать/понимать

•    основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•    строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•   сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•   вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•   биологическую терминологию и символику;

    Уметь

•   объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•   решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

•   описывать особей видов по морфологическому критерию;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

•   сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•   анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

•   изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•   находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

•   оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•   оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание тем учебного курса 10 класса

Введение 1 час

Биология –наука о живой природе  живого. Биологические системы..Основные признаки   живого. Уровни организации жизни . Методы  изучения  биологии. Значение биологии. (НРК- влияние абиотических и биотических факторов на биосферу)

Раздел 1.Основы цитологии.-13ч.

Глава1.Химический состав клетки-4ч.

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные)  соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды, белки,  их  строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения. Клетки. (НРК-гипер функция, гипо функция мин.солей – к хромосомным нарушениям, определения отцовства по строению ДНК,работа белка гемоглобина в эритроцитах крови – болезни крови; мутации генные ,геномные ,хромосомные)

 Практическая работа№1»Выявление источников мутагенов в окружающей среде,о   ценка возможных последствий на организм»

Глава2.Структура и функции клетки-3ч.

Развитие  знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс  Гольджи. Лизосомы..Митохондрии .Пластиды. . Органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. (НРК-биотехнология – дрожжевые грибки, микроорганизмы-продуктивность)

Глава3. Обеспечение клеток энергией..-2ч.

Обмен веществ и превращение энергии- свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.. (НРК- правильное питание, работа эндокринной системы)

Глава4. Наследственная информация и ее реализация. В клетке. 4ч..

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК.. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белка..Вирусы. Профилактика СПИДа. (НРК-ОРЗ,ОРВИ,ангина,ГРИПП, гепатит – АВС(вакцинация), формы С-вакцинации нет.)

Демонстрации;

Схемы, таблицы. транспаранты  пространственные модели, иллюстрирующие строение молекул белков, молекулы  ДНК ,молекул РНК , прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом, удвоение  молекул ДНК,  транскрипцию, генетический код, биосинтез белков, обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез. Динамические пособия « Биосинтез белка». « Строение клетки».

Лабораторные работы:

Л.р.№1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Л.р.№2 «Строение растительной, животной ,грибной ,бактериальной клеток.»

.Л.р.№3 «Плазмолиз и деплазмолиз».

Л.р. №4 «Вариационный ряд изменчивости».

Л.р..№5» Модификационная  изменчивость( изучение местных сортов растений).

Раздел2 . Размножение  и развитие  организмов -5ч.

Глава 5. Размножение организмов.-3ч..

Деление  клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз.. Образование половых клеток..Оплодотворение. (НРК- амитоз - злокачественные опухоли, митоз - рост , развитие, физиологич.изменения - мейоз)

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.-2ч.

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние   алкоголя ,никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. (НРК -влияние на эмбриона алкоголя и хим. Веществ…)

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и учебные видео, иллюстрирующие деление клетки

( митоз и мейоз), способы бесполого размножения, формирование мужских и женских половых клеток, оплодотворение у растений и животных, индивидуальное развитие организма, взаимовлияние частей развивающегося зародыша .Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника.

Раздел3 Основы генетики и селекции.-15ч..

Глава7 Основные закономерности наследственности- 7ч.

Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное  скрещивание.. Первый и второй законы  Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание.  Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. (НРК – закономерности передачи наследственных признаков, генные , хромосомные, геномные мутации; болезни в районе – Синдром Морфана, сах.диабет, гипофизарный нанизм, Синдром – Шерешевского Тернера, Арнольд Клери – патология сосудов головного мозга.; генетика пола – демографическое состояние популяций 100/116)

Практическая работа №2»Составление простейших схем скрещивания».

Практическая работа№3»Решение элементарных  генетических задач.

Глава8.  Закономерности изменчивости-4ч.

Модификационная  и мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной измнчивости Н.И.Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение  некоторых наследственных болезней человека..Проблемы генетической безопасности. Меры профилактики- роль медико-генетического консультирования в профилактике наследственных заболеваний. (НРК- уход, кормление - повышение продуктивности, урожайности; наследственные болезни региона, их пути искоренения)

Глава 9.Селекция и биотехнология-5ч.

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология. Клонирование. (НРК - скрещивание, гибридизация в с/х и животноводстве; селекционные станции РТ, РБ – выведение районированных сортов)

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фотографии, гербарные материалы, иллюстрирующие моно-, дискрещивание, перекрест хромосом, неполное доминирование, наследование сцепленное с полом, мутации( различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев. у комнатных растений,). Модификационную изменчивость, центры многообразия и происхождения культурных растений ,искусственный отбор, гибридизация, исследования в области биотехнологии..

Практическая  работа№4»Анализ и оценка этических аспектов клонирования и развития  в некоторых исследованиях биотехнологии».

Тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Количество  часов

Дата

планируемая

Дата фактическая

Введение (1 час)

1

Введение

1

5.09

Раздел 1.Основы цитологии.-13ч.

2

Неорганические вещества.

1

12.09

.

3

Органические вещества.

1

19.09

4

Органические вещества. Строение и функция белков.

1

26.09

5.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения Л.р.№1 Каталитическая функция фермента каталазы  

Зачет1

1.

3.10

6

Клеточная теория

Л.р.№2» Строение Р Г Ж Б клеток.»

1

10.10

7.

Строение клетки.  Клеточная мембрана, цитоплазма,

.Л.р.№ 3»Плазмолиз и деплазмолиз».

1

17.10

8.

Вирусы.

1

24.10

/

9

Обмен веществ и энергией. Энергетический обмен на примере распада глюкозы.

7.11

10

Пластический обмен на примере фотосинтеза у растений. Хемосинтез.

1

14.11

11.

Биосинтез белка. Генетический код. Транскрипция.

1

21.11

12

Биосинтез белка. Трансляция.

1

28.11

13

Практикум по решению задач.

1

5.12

14.

Практикум по решению задач

Зачет2

1

12.12

Раздел2 . Размножение  и развитие  организмов -5ч.

15.

Жизненный цикл клетки. Деление. Митоз.

1

19.12

16.

Бесполое и половое размножение

1

9.01

17

Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Партеногенез.

1

16..01

3чет

18.

Индивидуальное развитие –эмбриональный  этап.

1

23..01

19.

Индивидуальное развитие -Постэмбриональный период.

Зачет3

1

30..01

Раздел3. Основы генетики и селекции.15ч.

20

История развития генетики. Моногибридное скрещивание.

1

6.02

21

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

13.02

22.

Дигибридное скрещивание.

1

20.02

23

Практикум по решению задач.

Зачет 4, по решению задач.

1

27.02

24

Хромосомная теория  наследственности. Сцепленное наследование ( Закон Т. Моргана).

1

6.03

25

Генетика пола.Наследование сцепленное с   полом.

1

13.03

26.

Взаимодействие генов.

Цитоплазматическая наследственность.

1

20.03

27

Модификационная изменчивость  Л.р.№4

Вариационный ряд изменчивости»

1

10.04

4чет

28.

Мутационная изменчивость.

1

17.04

29.

Наследственная изменчивость человека

1

24.04

30.

Зачет 5  по теме:

« Значение генетики для человека. Закономерности изменчивости».

1

1.05

31

Методы селекции растений

1

15.05

32

Методы селекции  животных

1

22.05

33

Методы селекции микроорганизмов  .

1

29.05

34

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

1

30.05

35

Повторение «Генетика человека»

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....