урок-игра по теме кровь.кровообращение
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Белоусова Татьяна Павловна

обобзщение по теме проводится в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_teme_krovoobrashchenie.docx58.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:                Обобщение знаний по теме «Кровеносная и     лимфатическая системы».

Цель урока:   проверка  знаний и  умений по теме;

                       

Задачи:        - Образовательные:   проверка знаний терминов, состава крови, строения кровеносной системы, функций крови и лимфатической системы.

                     -Воспитательные:   воспитания гигиенических навыков – осознанной необходимости заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни, развитие навыка работы в коллективе.

                   - Развивающие:    развитие познавательного интереса через межпредметные связи ( физкультура и медицина), развитие навыка грамотной речи; развитие умений оказывать первую помощь при любых видах кровотечений и распознавать виды кровотечений.

Оборудование:   карточки с заданиями, ведомости для жюри, жгут, вата, бинты, носовой платок.      

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Класс делится на 3 команды, конкурсы оценивает жюри. В состав жюри входят учащиеся, которые накануне сдают  зачет по теме.

Учитель сообщает цель урока, объявляет условия игры.

  1. Проверка знаний учащихся.

Проводится в виде игры, состоящей из этапов – конкурсов.

(Условия каждого этапа и задания даются в Приложении).

  1. Подведение итогов урока.

- Оценки за каждый этап;

- Общий итог и выводы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРВЫЙ ЭТАП – КОНКУРС «ТЕРМИНЫ»

Каждая команда получает лист с заданием «Решите кроссворд, вписывая в клеточки соответствующие термины».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 14.

ЗАДАНИЕ.

По  горизонтали:

3.Самый крупный сосуд

4.Сосуд несущий кровь от сердца

6.Красная кровяная клетка

7.Колебание стенок сосудов, вызванное изменением давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца

9.Вещество, входящее в состав эритроцитов

12.Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу

13.Средний слой стенки сердца

14.Малый круг кровообращения

По вертикали:

1.Человек, отдающий свою кровь

2.Процесс поглощения инородных тел лейкоцитами

5.Способность организма противостоять инфекционному воздействию

8.Белая кровяная клетка

10.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови.

11. Жидкая составляющая крови

     ВТОРОЙ КОНКУРС «ЧИСЛА  в  БИОЛОГИИ»

ЗАДАНИЕ.  Что означают следующие числа и величины?

  1. 90%
  2. 300 г
  3. 60 -80 раз в минуту
  4. 120 дней
  5. 30 -50 см/с
  6. 0,8  с
  7. 5 млн/куб. мм
  8. 120/80 мм рт  ст
  9. 2,5 см
  10. 6 -9 тыс./куб.мм

ТРЕТИЙ КОНКУРС «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

ЗАДАНИЕ. Прочитайте внимательно текст  и выявите допущенные ошибки.

СЕРДЦЕ.

1. Сердце – двигатель крови в организме. 2. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. 3. Масса сердца составляет примерно 1 кг. 4. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. 5. Внутри сердца находится клапанный аппарат, обеспечивающий движение крови только в одном направлении. 6. Желудочки разделены неполной перегородкой, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. 7. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта- начинается от левого желудочка. 8. Сердечный цикл длится 0,8 мин.

                  Исправь ошибки в тексте.

ЭРИТРОЦИТЫ.

1. Эритроциты – красные кровяные клетки.

 2.Они очень малы.

3.В 1 куб. мм их 10 млн.

 4. Зрелые эритроциты имеют крупные ядра.

5. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению.

6. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и атомов меди. 7.Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге.

 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ.

9. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется гемофилией.

                                     Исправь ошибки в тексте.

ЛЕЙКОЦИТЫ.

1. Лейкоциты – белые кровяные клетки.

2.Они мельче эритроцитов. 3.Лейкоциты имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро.

 4.В 1 куб. мм крови их от 9 до 15 тысяч.

5. Лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться.

6.Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.

7. Такой способ питания называется пиноцитозом.

8. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела, особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию.

9. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «ПРИЕМ В ТРАВМПУНКТЕ»

 Каждая команда получает задание определить тип кровотечения и оказать ПМП «пострадавшему».

ЗАДАНИЕ 1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье. Кровь идет толчками, цвет крови – алый.

ЗАДАНИЕ 2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

ЗАДАНИЕ 3. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

ПЯТЫЙ КОНКУРС «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ» (КОНКУРС СООБЩЕНИЙ)

Выступают участники команд, подготовившие сообщения. Регламент – 3 минуты.

Темы сообщений:

1. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

2.Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу сердечно -сосудистой системы.

3.Значение физических упражнений для укрепления сердечно – сосудистой системы.

                  ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Первый конкурс.

По горизонтали:

3 – Аорта

4 –Артерия

6 - Эритроцит

7 - Пульс

9 – Гемоглобин

12 – Плазма

13 – Миокард

14 – Легочный

По вертикали:

1 – Донор

2 – Фагоцитоз

5 – Иммунитет

8 – Лейкоцит

10 –Гемофилия

11 – Вена

З а каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальная сумма баллов за этот конкурс – 14 баллов.

\

Второй конкурс.

1. Количество воды в крови.

2.Масса сердца

3.количество сердечных сокращений

4.Продолжительность жизни эритроцитов

5.Скорость тока крови в аорте

6.Продолжительность сердечного цикла

7.Количество эритроцитов в поле зрения

8.Нормальное артериальное давление

9.Диаметр аорты

10.Количество лейкоцитов в поле зрения

Максимальная сумма баллов – 10; правильный ответ – 1 балл.

Третий конкурс.

Сердце:  2) 4-х камерный орган; в грудной полости

                 3)300 г

                 4) Снаружи – соединительная ткань

                 6) Полная перегородка; не смешивается

                  7) Артерия

                  8) Секунды

Эритроциты:         3) 5 млн

                                 4) Не имеют

                                 5) двояковогнутые

                                 6)Железа

                                 7)в красном костном мозге; в селезенке

                                 8)газов

                                  9)малокровие

Лейкоциты: 2) Крупнее

                        3)Амебоидное

        4) 6 -  9 тысяч

                         5)Активно передвигаются

                         7) Фагоцитоз

                         8) Вещества; специфическую

                         9) И.И. Мечников

Каждая команда может максимально набрать 8 баллов, найдя и исправив  все 8 ошибок( в каждом тексте по 8 ошибок). При неверном ответе команды- соперницы можно дополнительно заработать баллы.

Четвертый конкурс.

       Ответ 1: Это артериальное кровотечение. Необходимо наложить жгут выше раны до остановки кровотечения. Держать жгут не более 1,5 – 2 часов. На рану наложить стерильную повязку и доставить пострадавшего в медпункт.

Ответ 2: Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или шапочку. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

Ответ 3: Необходимо обесточить пострадавшего. Затем срочно выполнить непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Надо разжать зубы пострадавшему с использованием ножа или палочки. На нос и рот пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18 – 20 раз в минуту; массаж сердца – ритмичное надавливание на нижнюю треть грудины с частотой 60 – 70 раз в минуту.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Кровь. Кровообращение"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Кровь. Кровообращение" . Форма: тестовые задания различного вида....

Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"

Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...

Тест по теме "Кровь. Кровообращение" для обучающихся 8 класса

Данный тест можно использовать на обобщающем уроке по теме " Кровеносная система". Тест составлен по структуре ГИА, может использоваться и как тренировочный при подготовке к экзамену....

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение." (презентация)

Урок построен в форме телевизионной игры "Своя игра". Вопросы позволяют повторить, систематизировать пройденный материал по данной теме, развивают умения мыслить логически....

Биологические задачи и задания к контрольно-обобщающему уроку по теме "Кровь. Кровообращение"

Материал может быть использован как  на уроке в 8 классе, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Контрольное тестирование в 8 классе по теме "Кровь. Кровообращение."

Дорогие колеги!Хочу поделиться с вами разработкой контрольного тесирования по биологии за 8 класс, по теме "Кровь и кровообращение"...

Урок-КВН по теме: "Кровь. Кровообращение"

Выявить уровень сформированности понятий по теме; продолжить формирование понятий об организме , как едином целом, взаимосвязи его с окружающей средой.Развить и закрепить умение учащихся работать с ра...