Рабочая программа по биологии 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_programma.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

биологии

(неживая природа)

на 2013-2014 учебный год

для 6 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 6)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – биология, неживая природа.

       Данная рабочая программа по биологии разработана на  основе  программы Сивоглазова В.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета  биология отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 6 классе   отведено  2 часа в неделю, (68 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о неживой природе, практическому  применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010. биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват.  учреждений  VIII вида/ А.И.Никишов. – М.: Просвещение, 2009.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; набор специальной химической посуды для проведения опытов; образцы полезных ископаемых; различных почв, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, книга Н.В.Королёвой, Е.В.Макаревич для дополнительного чтения по естествознанию (неживая природа)

Программа адресована обучающимся 6 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии (неживая природа), который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для шестиклассников является новым опытом, подготовительным этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических и других знаний. Ученики должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений, взаимозависимости живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Естествоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках биологии, географии и трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение  биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (свойства воды, почвы, воздуха и пр.).

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето;
  • воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической(лабораторной) работе, тестовые контрольные задания.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память,  речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
  • проводить несложную обработку почвы на  пришкольном участке.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ПРИРОДА

0

3

2

ВОДА

0

17

3

ВОЗДУХ

0

15

4

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

0

 21

5

ПОЧВА

0

12

Итого:

0

68

В связи с тем, что в авторской программе Сивоглазова В.В. сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Биология. Неживая природа».

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват.  учреждений  VIII вида/ А.И.Никишов. – М.: Просвещение, 2009.

Естествознание. Неживая природа. 6 класс : учебник для спец. (коррекционных) образоват.  учреждений  VIII вида/Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. –  Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2007.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономаревой для детей с ОВЗ надомного обучения

           Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерно...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Рабочая программа по биологии 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса с (у/о)...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащихся 7 класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования (5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маны...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащегося 8б класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования(5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч...