Рабочая программа по биологии для 6 класса по УМК Пономарёвой И. Н.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочая программа составлена по УМК Пономарёвой И. Н. в соответствии с требованиями ФГОС. В пояснительной записке указываются цели и задачи курса, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного курса и прочее. В тематическом планировании указываются количество часов по разделам курса, названия уроков, лабораторных и практических работ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_6_kl_.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа составлена на основе:

 -  Закона  об  образовании  Российской  Федерации,  Федерального  государственного образовательного  стандарта  основного  общего  образования  (2010  г.)  Приказ  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- Приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  29  декабря  2014  года  №  1644  о внесении  изменений  в  приказ  министерства  образования  и  науки  российской  федерации  от  17 декабря  2010  г.  N  1897.  «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего образования».

- Примерная основная образовательная программа.

- Примерной  программы  по  учебным  предметам.  Биология.  5-9  классы:  проект.  -  М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)

-  Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.  Пономарёва,  В.С.  Кучменко,  О.А.  Корнилова,  А.Г.  Драгомилов,  Т.С.  Сухова.  Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304

 -  Федерального  перечня  учебников,  рекомендованных  (допущенных)  МОН  РФ  к использованию  в  образовательном  процессе  в  ОУ  в  2012-2013  уч.  г.,  авторской  программы  по биологии  5-9  кл.  системы  «Алгоритм  успеха»  издательского  центра  «Вентана-Граф»:  И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.  

Рабочая  программа  реализуется  на  основе  УМК,  созданного  под  руководством И.Н.Пономарёвой  и  учебника  системы  «Алгоритм  успеха»  Биология:  6  класс:  учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф,  2015.  –  128  с.,  рекомендованного  Министерством  образования  и  науки  Российской Федерации.

Цели и задачи изучения курса учебного предмета

В  рабочей  программе  нашли  отражение  цели  и  задачи  изучения  биологии  на  ступени основного  общего  образования,  изложенные  в  пояснительной  записке  к Примерной  программе  по биологии.  В  ней  так  же  заложены  возможности  предусмотренного  стандартом  формирования  у обучающихся общеучебных  умений и  навыков, универсальных способов деятельности  и ключевых компетентностей.  В  программе  предусмотрено  проведение  лабораторных  работ,  что  так  же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.    

           Достижению  результатов  обучения   способствует  применение деятельностного  подхода,  который  реализуется  через  использование  эффективных  педагогических технологий  (технологии  личностно  ориентированного  обучения,  развивающего  обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается  использование  методов  обучения,  где  ведущей  является  самостоятельная познавательная  деятельность  обучающихся:  проблемный,  исследовательский,  программированный, объяснительно-иллюстративный

применения межпредметного анализа учебных задач.

Место учебного предмета в учебной программе

Программа  разработана  в  соответствии  с  базисным  учебным  планом   для  ступени основного  общего  образования.  Биология  в  основной  школе  изучается  в  6  классе  34  часа  (1  ч.  в неделю).  

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

В результате освоения предметного содержания по биологии  у учащихся формируются:

Личностные результаты:

В соответствии с требованиями  ФГОС

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

В соответствии с авторской программой

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

Метапредметные результаты:

В соответствии с требованиями  ФГОС

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В соответствии с учебной программой

Учащиеся должны уметь:

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— составлять план текста;

— составлять план сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

Предметные результаты:

В соответствии с требованиями  ФГОС

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 

Содержание учебного курса

6 класс.

 Биология. Многообразие покрытосеменных растений.    (34 часа, 1 час в неделю)

Глава 1. Наука о растениях - ботаника (5 часов)

 Царство Растения. Внешнее строение  и общая характеристика растений Многообразие жизненных форм растений Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки Ткани растений

Глава 2. Органы цветковых растений

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.  Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения семени фасоли.  Строение корня проростка.  Строение вегетативных и генеративных почек.  Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Глава  3. Основные процессы жизнедеятельности растений  (6 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени;  поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Черенкование комнатных растений. Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь: 

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира

Систематика растений, её значение для ботаники Водоросли, их разнообразие и значение в природе Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Плауны, Хвощи, Папоротники.  Их общая характеристика Отдел  Голосеменные.  Общая характеристика и значение Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Семейства класса Двудольные  Семейства класса Однодольные Историческое развитие растительного мира Разнообразие и происхождение культурных растений Дары Нового и Старого Света

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения моховидных растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Глава 5. Природные сообщества (3 часа)

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме Совместная жизнь организмов в природном сообществе Смена природных сообществ и ее причины.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: 

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

1

Наука о растениях - ботаника.

Царство Растения. Внешнее строение  и общая характеристика растений

5

Многообразие жизненных форм растений

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

Ткани растений

Наука о растениях - ботаника

2

Органы цветковых растений

Семя, его строение и значение

9

Условия прорастания семян

Корень, его строение и значение

Побег, его строение и развитие

Лист, его строение и значение

Стебель, его строение и значение

Цветок, его строение и значение

Плод. Разнообразие и значение плодов

Органы цветкового растения

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

Минеральное питание растений и значение воды

 6

Воздушное питание растений - фотосинтез

Дыхание и обмен веществ у растений

Размножение и оплодотворение у растений

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Рост и развитие растений

4

Многообразие и развитие растительного мира

Систематика растений, её значение для ботаники

11

Водоросли, их разнообразие и значение в природе

Отдел Моховидные.

Общая характеристика и значение

Плауны, Хвощи, Папоротники.

Их общая характеристика

Отдел  Голосеменные.

Общая характеристика и значение

Отдел Покрытосеменные.

Общая характеристика и значение

Семейства класса Двудольные

Семейства класса Однодольные

Историческое развитие растительного мира

Разнообразие и происхождение культурных растений

Дары Нового и Старого Света

5

Природные сообщества

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

3

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

Смена природных сообществ и ее причины

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа по биологии включает пояснительную записку, тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 10 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа расчитана на 1 час, содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 11 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематический план...

Рабочая программа по биологии 7 класс учителя биологии Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповныпо УМК Пономарёвой И.Н.

Рабочая  программа адресована учащимся 7 класса  МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева» Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:...