Рабочая программа по биологии 7 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass_.doc62.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 7 общеобразовательных классов и реализуется на основе следующих документов:

 1. Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 №273

 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

 3. Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)

 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год .

 5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования

6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

7. Учебного плана МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»  на 2014-2015 учебный год.

   Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 7-х общеобразовательных классов

 Для реализации программы выбран учебник  Биология 7 класс. Базовый уровень./В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия

На изучение курса отводится 2часа в неделю, всего 68часов в год.

 Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой- О.П.Дудкиной.

В рабочей  программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

- включение в программу краеведческого компонента- 8 часов ( Многообразие животных Удмуртии),

- включение в программу материала по благоустройству территории -1 час( Животные городской среды, зелёные насаждения),

- проведение обобщающих уроков, которые предусматривают повторение пройденного материала.

Изучение биологии на базовом  уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:

•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов(животных);о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе и  культуры поведения в природе;

•иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Задачи:

 – Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием животных как исключительной ценности органического мира.

 – Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности животных об особенностях обмена веществ у гетеротрофных организмов.

 – Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

 – Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

С целью реализации национально- регионального компонента в отдельные темы курса включён краеведческий материал:

Тема

Содержательные единицы в рамках темы

 

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и

ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования

являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования по биологии  направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)

Уровень обучения – базовый

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Содержание основного общего образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Класс

программа

Учебно-методический комплекс

Автор(ы)

учебник

Год издания

издательство

7

Общеобразовательная

(базовый уровень)

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко.

Биология 7 класс «Животные»

2012

«Вентана –Граф»

О.П.Дудкина

Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой 5-11 классы

2012

«Учитель»

И.В.Серёгин

Контрольно-измерительные материалы

2014

М: «Вако»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный  базисный  учебный  план  для  образовательных  учреждений Российской Федерации отводит 2 часа в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования - 68 часов в год.

Объем рабочей программы, разработанной для 7–го класса,  составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебному часу в неделю. В это количество часов включен материал краеведческой направленности (8 часов), материал по благоустройству территории(1час) , обобщающие уроки и контрольные тесты.

Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования  в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы.  Последняя работа носит характер итогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ для учащихся 7 классов.

  Общие сведения о мире животных (5ч)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Строение тела животных (3ч.)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов . Одноклеточные и многоклеточные животные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Приемы выращивания и размножения  домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием животных; опыты по изучению процессов жизнедеятельности животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения животных; распознавание органов, систем органов животных; выявление изменчивости организмов.

Подцарство Простейшие.(4)

 Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

 Подцарство Многоклеточные животные

Беспозвоночные

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные.(2) 

Многообразие, среда обитания» образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Плоские ,круглые, кольчатые черви(5ч.). Многообразие, среда и места обитания. образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски.(4ч.) Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие(7)

. К л а с с Р а к о о б р а з н ы е. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

 К л асс П а у ко образные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

К л ас с Н а се ко м ы е. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Позвоночные.

Тип Хордовые(33)

 Класс Ланцетники.

Класс Р ы б ы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс З е м н о в о д н ы е. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

К л а с с П р е см ы к а ю щ и е с я. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

К ласс П т и ц ы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды..

К л а с с   М л е к о п и т а ю щ и е. Важнейшие представители отрядов млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцкобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов, наиболее распространенных животных своей местности, важнейших сельскохозяйственных и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Развитие животного мира на земле (2ч.)

Эволюция строения функций органов и их систем.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Характеристика царства животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.                                              

Повторение (4)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, грибов; популяций; экосистем и  биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,

размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения

энергии в экосистемах

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого

ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ,взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;

наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,

опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и

делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных

систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую

информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

ПЛАН.

тема

Кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

экскурсионных

1. общие сведения о мире животных

5

5

-

-

2. строение тела животных

3

3

-

-

3. подцарство простейшие

4

3

1л/р

-

подцарство многоклеточные животные

4.Тип кишечнополостные

2

2

-

-

5. типы кольчатые, круглые, кольчатые черви

5

4

2л/р

-

6. тип моллюски

4

4

1 л\р

-

7. тип членистоногие

7

5

1л/р+1к/р

-

8.тип хордовые

33

27

5л\р+1к\р

-

-надкласс рыбы

4

2л\р

-класс земноводные

4

-

-

-класс пресмыкающиеся

5

-

-

- класс птицы

6

2л/р

-

- класс млекопитающие

7

1л/р+1к/р

1

9. развитие животного мира на Земле

2

2

-

-

10. повторение

4

4

-

-

итого

68

56

10л/р+2к/р=12

1

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование разделов и тем

Кол. Час.

Результат обучения

ИКТ ресурсы

Виды контроля

  1. Общие сведения о мире животных 5 часов

1

 Введение. Зоология- наука о животных[§1]

1

Знать понятия: Зоология, морфология, анатомия, цитология, экология

Уметь: характеризовать черты многообразия животного мира, объяснять черты сходства и различия животных и растений

Фронтальная беседа

2

 Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе[§2]

1

Знать понятия: Хищничество, паразитизм, симбиоз, продуценты, консументы, редуценты

Уметь: приводить примеры местныхжиотных, обитающих в разных средах

просмотр видео-

фильма

Индивидуальный и фронтальный опрос

3

Классификация животных и основные систематически группы[§3]

1

Знать понятия: Классификация, систематические группы, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция, ареал

Индивидуальный и фронтальный опрос

4

 Влияние человека на животных[§4]

1

Знать понятия: Красная книга, заповедники, заказники, прямое и косвенное воздействие человека на природу.

Уметь:описывать меры охраны редких животных

просмотр видео-фильма

Индивидуальный и фронтальный опрос

5

Краткая история развития зоологии[§5]

1

Знать понятия: Аристотель, Левенгук, Линней.

Уметь: приводить исторические примеры

презентация

Фронтальная беседа

  1. Строение тела животных 3 часа

6

 Клетка[§6]

1

Знать понятия: Мембрана, цитоплазма, вакуоль, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр.

Уметь: характеризовать функции органоидов и частей клетки, выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток.

Проверка таблицы

7

Ткани[§7]

1

Знать понятия: Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани, нейрон.

Уметь: характеризовать разнообразие тканей животных и их типы.

презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

8

Органы и системы органов[§8]

1

Знать понятия: Лучевая и двусторонняя симметрия, орган, системы органов.

Уметь: называть системы органов и их взаимосвязь

Проверка таблицы

  1. Подцарство простейшие 4 часа

9

Тип саркодовые и жгутиконосцы[§9]

1

Знать понятия: Амёба, ложноножка, сократительная вакуоль, циста, раздражимость.

Уметь: сравнивать одноклеточных животных с одноклеточными растениями, доказывать, что амёба самостоятельный организм.

Индивидуальный и фронтальный опрос

10

Класс жгутиконосцы[§10]

1

Знать понятия: Эвглена зелёная, хлоропласты, миксотрофы, бесполое и половое размножение.

Уметь: характеризовать строение и жизнедеятельность жгутиковых на примере эвглены- зелёной.

презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

11

Тип инфузории[§11]

1

Знать понятия: Инфузория туфелька, малое и большое ядро, конъюгация, глотка.

Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

Проверка Л\Р№1

«Строение инфузории-туфельки»

12

Многообразие простейших. Паразитичские простейшие[§12]

1

Знать понятия: Малярийный плазмодий, дизентирийная амёба.

Уметь: характеризовать основные типы современных одноклеточных животных.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Подцарство многоклеточные животные.

  1. Тип кишечнополостные 2 часа

13

Тип кишечнополостные[§13]

1

Знать понятия: Гидра, эктодерма, энтодерма, мезоглея.

Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

Индивидуальный и фронтальный опрос

14

Морские кишечнополостные. [§14]

1

Знать понятия: Полип, медуза, коралловые полипы, сцифоидные медузы.

Уметь: выявлять сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их основные отличия.

Индивидуальный и фронтальный опрос

  1. Типы плоские, круглые и кольчатые черви 5 часов

15

 Тип плоские черви[§15]

1

Знать понятия: Кожно- мускульный мешок, паренхима, органы осязания.

Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, распознавать представителей.

Индивидуальный и фронтальный опрос

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни[§16]

1

Знать понятия: Эндопаразиты, главный и промежуточный хозяин.

Уметь: выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных.

презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

17

Тип круглые черви[§17]

1

Знать понятия: Гиподерма, кутикула, анальное отверстие, раздельнополость.

Уметь: выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых и плоских черве.

Индивидуальный и фронтальный опрос

18

 Тип кольчатые черви[§18]

1

Знать понятия: Многощетинковые черви, целом, мезодерма, гидроскелет.

Уметь: распознавать и описывать признаки многощетинковых червей

Проверка Л\Р№2 «внешнее строение дождевого червя»

19

 Класс малощетинковые черви. Многообразие кольчатых червей Удмуртии. [§19]

1

Знать понятия: Гирудин, мускульный желудок, известковые железы, светочувствительные клетки, замкнутая кровеносная система.

Уметь: обосновывать значение малощетинковых червей.

Проверка Л\Р№3«внутреннее строение дождевого червя»

  1. Тип моллюски 4 часа

20

Общая характеристика типа моллюски[§20]

1

Знать понятия: Асиметричные животные, мантия, мантийная полость, незамкнутая кровеносная система.

Уметь: приводить примеры наиболее распространённых видов моллюсков своей местности.

Индивидуальный и фронтальный опрос

21

21. класс брюхоногие моллюски[§21]

1

Знать понятия: Голова, нога, туловище, тёрка, левая почка.

Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков.

презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

22

22. класс двустворчатые моллюски . Многообразие моллюсков Удмуртии. [§22]

1

Знать понятия: Биссус, сифоны, животные- фильтраторы

Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Проверка Л\Р№4 «внешнее строение раковин моллюсков»

23

23.класс головоногие моллюски[§23]

1

Знать понятия: Чернильный мешок, половой диморфизм, роговые челюсти

Уметь: выявлять отличительные признаки основных классов моллюсков

Итоговая проверка знаний по теме « моллюски»

  1. Тип членистоногие 7 часов

24

 Класс ракообразные[§24]

1

Знать понятия: Панцирь, головогрудь, брюшко, ходильные ноги, зелёные железы, фасеточные глаза.

Уметь: обосновывать черты приспособленности ракообразных с средам обитания

презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

25

 Класс паукообразные[§25]

1

Знать понятия: Трахея, хелицеры, ядовитые железы, внекишечное переваривание, паутинные бородавки, мальпигиевы сосуды.

Уметь: объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека.

Индивидуальный и фронтальный опрос

26

Класс насекомые[§26]

1

Знать понятия: Типы ног, типы ротовых аппаратов.

Уметь: обосновывать черты приспособления паукообразных с средам обитания

Проверка Л\Р№5 внешнее строение насекомого

27

Типы развития насекомых[§27]

1

Знать понятия: Неполное и полное превращение, имаго

Уметь: характеризовать типы развития насекомых

Фронтальный опрос

28

Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Многообразие насекомых Удмуртии. [§28]

1

Знать понятия: Кокон, медовый зобик, перга.

Уметь: давать характеристику общественным насекомым

Индивидуальный опрос

29

Насекомые –вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека[§29]

1

Знать понятия: Способы борьбы с вредными насекомыми.

Уметь: характеризовать значение насекомых в природе в жизни человека.

Индивидуальный опрос

30

Контрольная работа « беспозвоночные животные» 1 час

  1. Тип хордовые 33 часа

Надкласс рыбы 6 часов

31

Общие признаки хордовых животных[§30]

1

Знать понятия: Хорда, вторичноротые, бесчерепные животные.

Уметь: делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными

презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

32

 Надкласс рыбы[§31]

1

Знать понятия: Хрящевые и костные рыбы, чешуя, парные и непарные плавники, боковая линия.

Уметь: давать систематическую характеристику надкласса Рыбы.

Проверка Л\Р№6 «внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

33

Внутреннее строение рыбы[§32]

1

Знать понятия: Двухкамерное сердце, плавательный пузырь, отделы головного мозга.

Уметь: объяснять  особенности внутреннего строения рыбы в связи с водным образом жизни.

Проверка Л\Р№7 «внутреннее строение рыбы»

34

Особенности размножения рыб[§33]

1

Знать понятия: Икринки, молоки, живорождение, миграция, нерест, нагул, проходные рыбы.

Уметь: объяснять миграции рыб, выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой о потомстве рыб

Индивидуальный и фронтальный опрос

35

Основные систематические группы рыб. Многообразие костных рыб водоёмов Удмуртии[§34]

1

Знать понятия: Хрящевые и костные рыбы, лучепёрые и лопастепёрые рыбы.

Уметь: распознавать и описывать рыб водоёмов своей местности

Индивидуальный опрос

36

Промысловые рыбы. Их использование и охрана[§35]

1

Знать понятия: Рыболовство, акклиматизация.

Уметь: обосновывать необходимость охраны рыб и рационального ведения рыболовства

Итоговая проверка знаний по теме «рыбы»

Класс земноводные 4 часа

37

 Места обитания и строение земноводных[§36]

1

Знать понятия: Амфибии, холоднокровные животные, резонаторы  скелет поясов передних и задних конечностей.

Уметь: объяснять приспособления земноводных к жизни на суше

Индивидуальный  и фронтальный опрос

38

Строение и деятельность внутренних органов[§37]

1

Знать понятия: Клоака, трёхкамерное сердце, смешанная кровь.

Уметь: выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб.

презентация

Индивидуальный  и фронтальный опрос

39

 Годовой цикл жизни и происхождение земноводных[§38]

1

Знать понятия: Оцепенение, головастик.

Уметь: делать выводы о происхождении земноводных, сравнивать размножение земноводных и рыб.

просмотр видео-фильма

Индивидуальный  и фронтальный опрос

40

Многообразие и значение земноводных. Многообразие земноводных Удмуртии[§39]

1

Знать понятия: Хвостатые, бесхвостые, безногие.

Уметь: называть представителей земноводных своей местности.

Итоговая проверка знаний по теме « амфибии»

Класс пресмыкающиеся 5 часов

41

 Внешнее строение и скелет пресмыкающихся[§40]

1

Знать понятия: Сухая кожа, подвижные веки, атлант, эпистофей, отделы скелета.

Уметь: выявлять общие черты класса рептилий.

Индивидуальный  и фронтальный опрос

42

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся[§41]

1

Знать понятия: Термолокатор, мочевая кислота, спячка.

Уметь: выявлять черты сходства и различия рептилий и амфибий.

презентация

Индивидуальный  и фронтальный опрос

43

Многообразие пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся Удмуртии[§42]

1

Знать понятия: Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.

Уметь: называть представителей рептилий своей местности.

Индивидуальный  

44

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся[§43]

1

Знать понятия: Динозавры, гаттерия.

Уметь: называть причины вымирания древних пресмыкающихся.

Итоговая проверка знаний по теме

«пресмыкающиеся»

45

Самостоятельная работа « отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся»

Класс птицы 7 часов

46

Среда  обитания и внешнее строение птиц[§44]

1

Знать понятия: Теплокровные животные, клюв, надклювье, копчиковая железа, типы перьев.

Уметь: называть черты приспособления птиц к полёту.

презентация

Проверка Л\Р№8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

47

Опорно- двигательная система птиц[§45]

1

Знать понятия: Пневматичность костей, открытый таз,цевка, большие грудные мышцы.

Уметь: находить взаимосвязь строения скелета и мускулатуры птиц.

Проверка Л\Р№9 «Строение скелета птицы.»

48

Внутреннее строение птиц[§46]

1

Знать понятия: Железистый и мускульный желудок, погадки, воздушные мешки, четырёхкамерное сердце, экстраполяция.

Уметь: выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий.

презентация

Индивидуальный  и фронтальный опрос

49

Размножение и развитие птиц[§47]

1

Знать понятия: Яйцевой зуб, халазы, типы оболочек, выводковые и птенцовые птицы.

Уметь: распознавать разные типы птенцов.

Индивидуальный  и фронтальный опрос

50

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц[§48]

1

Знать понятия: Ритуальное поведение, оседлые, кочующие  и перелётные птицы.

Уметь: видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц.

просмотр видео-фильма

Индивидуальный  и фронтальный опрос

51

Многообразие птиц. Многообразие птиц Удмуртии[§49]

1

Знать понятия: Пингвины, страусовые и типичные птицы.

Уметь: основные систематические и экологические группы птиц.

просмотр видео-фильма

Индивидуальный  опрос

52

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц[§50]

1

Знать понятия: Археоптерикс, охотничье- промысловые птицы

Уметь: описывать домашних птиц.

Итоговая проверка знаний по теме

« птицы»

Класс млекопитающие 10 часов

53

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих[§51]

1

Знать понятия: Шерсть, вибриссы, типы желёз.

Уметь: выявлять черты сходства и различия млекопитающих и пресмыкающихся

презентация

Индивидуальный  и фронтальныйопрос

54

 Внутреннее строение млекопитающих[§52]

1

Знать понятия: Диафрагма, простой и сложный желудок, мочевой пузырь, кровеносные сосуды.

Уметь: называть особенности строения млекопитающих

Проверка Л\Р№10

« строение скелета млекопита-

ющих»

55

Размножение и развитие млекопитающих[§53]

1

Знать понятия: Плацента, уход за потомством, спячка, зимовка.

Уметь: уметь характеризовать годовой жизненный цикл

Индивидуальный  и фронтальный опрос

56

 Происхождение и многообразие млекопитающих[§54]

1

Знать понятия: Роговые кожные образования, дифферинцированные зубы, первозвери, настоящие звери.

Уметь: обосновывать биологические особенности первозверей и сучатых

Проверка таблицы

57

 Высшие ,или плацентарные ,звери[§55]

1

Знать понятия: Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные звери.

Уметь: характеризовать отряды млекопитающих

просмотр видео-фильма

Индивидуальный  и фронтальный опрос

58

Ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные , хоботные[§56]

1

Знать понятия: Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, жвачка.

Уметь: характеризовать отряды млекопитающих

Индивидуальный  опрос

59

 Отряд приматы[§57]

1

Знать понятия: Складки и извилины коры мозга, мимика

Уметь: выявлять черты сходства и отличия приматов с человеком

Экскурсия в зоопарк

Отчёт о экскурсии

60

Экологические группы млекопитаюших[§58]

1

Знать понятия: Среда обитания, адаптивные черты.

Уметь: характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах.

Итоговая проверка знаний по теме

« млекопитающие»

61

 Значение млекопитающих для человека. Многообразие млекопитающих Удмуртии. [§59]

1

Знать понятия: Заповедники, заказники, зоопарки, акклиматизация, реаклиматизация.

Уметь: называть значение млекопитающих в природе и в жизни человека.

Индивидуальный  и фронтальный опрос

62

Контрольная работа «Хордовые животные»

9.Развитие животного мира на Земле 2 часа

63

Доказательства эволюции животного мира[§60]

1

Знать понятия: Онтогенез, искусственный, естественный отбор, систематические единицы.

Уметь: приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных по сравнению с низшими.

Индивидуальный  и фронтальныйопрос

64

 Основные этапы развития животного мира на земле[§61]

1

Знать понятия: Эволюционная теория.

Уметь: характеризовать эволюцию животного мира

просмотр видео-фильма

Индивидуальный  и фронтальный опрос

  1. Повторение 4 часа

65

Основные систематические признаки животных

1

Уметь: называть основные признаки животных разных типов

презентация

Индивидуальный  и фронтальный опрос

66

Эволюция систем органов

1

Уметь: характеризовать эволюцию внутренних органов.

презентация

Индивидуальный  и фронтальный опрос

67

Эволюция систем органов

1

Уметь: характеризовать эволюцию внутренних органов.

презентация

Индивидуальный  и фронтальный опрос

68

Животные городской среды. Зелёные насаждения города

1

Уметь: называть животных городской среды

презентация

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Тематика

Дата проведения

Контрольные работы

1.

.Беспозвоночные животные

2.

Хордовые животные.

Лабораторные работы

1.

Строение инфузории-туфельки.

2.

Внешнее строение дождевого червя.

3.

Внутреннее строение дождевого червя.

4.

Внутреннее строение дождевого червя.

5.

Внешнее строение насекомого.

6.

Внешнее строение и особенности передвижения рыбы

7.

Внутреннее строение рыбы.

8.

Внешнее строение птицы. Строение перьев

9.

Строение скелета птицы.

10.

Строение скелета млекопитающих.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Учебно- методический комплект:

Для учителя:

1Агеева И.Д  Весёлая биология на уроках.-М:  Москва: ТЦ Сфера,2008г.

2..Бондарчук М.М, Ковылина Н.В  Занимательные материалы по биологии.- Издательство «Учитель»2007.

3.В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева открытые уроки по биологии- Волгоград: издательство «учитель»2003г.

4.О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова поурочные разработки по биологии-М: «вако» Москва 2004г.

5. С.Н.Берёзина Конрольно-измерительные материалы ФГОС.Москва  «Вако»2014г..

6. Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.- Настольная книга учителя биологии. Нормативные документы.»Астрель»2004г.

Для ученика:

1.Акимушкин. И.И. Занимательная биология.- М: Молодая гвардия, 1972г.

2. Энциклопедия для детей. Биология /гл.редактор М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+,2001г

3. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных/ автор А.Х. Тамбиев.- М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ»;ООО « Астель», 1999г.

4. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле.-М.: ООО « Фирма

« Издательство АСТ»;ООО « Астель», 2001г.

5.Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии/ автор Б.Ф.Сергеев.- М.: ООО « Фирма

Интернет-ресурсы:

1.1С: Репетитор. Биология

2.http://school-collection.edu.ru

3.www.bio.nature.ru

Материально- техническое обеспечение:

Лабораторное оборудование

- лупа ручная

-микроскоп

-комплект посуды для проведения лабораторных работ

таблицы

-царства живой природы,

-природные сообщества,

-жизненный цикл паразитических червей,

- внутреннее строение позвоночных животных( ланцетник, костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие)

- строение беспозвоночных животных

Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие программы  « уроки биологии Кирилла и Мефодия»

Электронный атлас для школьника « зоология» 7-8 класс

технические средства обучения

- компьютер

-мультимедийный проектор

-экран проекционный

-телевизор

- видеомагнитофон

Натуральные объекты

- ископаемые растения и животные

- влажные препараты «внутреннее строение позвоночных животных»

-набор микропрепаратов по зоологии

- коллекции вредителей с/х культур

Специализированная учебная мебель

- доска аудиторная

-стол демонстрационный

-стол письменный для учителя

- столы двухместные ученические в комплекте со стульями

-шкафы секционные

-стенды экспозиционные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения

Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с  проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...

Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения

С 2014 года все щколы перейдут  на стандарты второго поколения , являясь пилотной школой по внедрению новых стандартов ,мы 2й год работаем по этим стандартам ,поэтому размещая здесь рабочие прогр...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...

Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...

Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...