Рабочая программа по биологии 6 класс по линии Пономарёва, издательство "Вентана -Граф"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочая программа расчитана на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_novaya_rabochaya_programma_peredel.docx95.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 89

с углубленным изучением отдельных предметов»

ОБСУЖДЕНА

на заседании МО «____»________20____

РАССМОТРЕНА

На заседании МС

«____»________20____

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______Л.Л. Повышева    

Приказ № ____  от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

6 б,в,г класс

68 часов

Базовый  уровень

Составитель:

Морозова Татьяна Викторовна

2014-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6 общеобразовательных классов и реализуется на основе следующих документов:

 1. Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 №273

 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

 3. Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)

 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год .

 5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования

6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

7. Учебного плана МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»  на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 6-х общеобразовательных классов

Для реализации программы выбран учебник  Биология 6 класс. Базовый уровень./И.Н Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия

На изучение курса отводится 2час в неделю, всего 68 часов в год . Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой О.П.Дудкиной. Программа рассчитана на 1час в неделю.

В рабочей  программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

- включение в программу краеведческого компонента- 7 часов,

- включение в программу материала по благоустройству территории -3 часа,

- увеличение часов на разделы органы цветкового растения, основные отделы растений

- проведение обобщающих уроков, которые предусматривают повторение пройденного материала.

Изучение биологии на базовом  уровне общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

Цели изучения курса:

  -Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

 - Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

 -Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

 Задачи:

 – Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

 – Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

 – Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

 – Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

 Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)

Уровень обучения – базовый

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Содержание основного общего образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Класс

программа

Учебно-методический комплекс

Автор(ы)

учебник

Год издания

издательство

6

Общеобразовательная

(базовый уровень)

И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко

И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко «Биология- растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс

2012

«Вентана –Граф»

О.П.Дудкина

Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой 5-11 классы

2012

«Учитель»

С.Н.Берёзина

Конрольно-измерительные материалы

2014

М: «Вако»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный  базисный  учебный  план  для  образовательных  учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса,  составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебному часу в неделю. В это количество часов включен материал краеведческой направленности (7 часов), материал по благоустройству территории(3часа) , обобщающие уроки и контрольные тесты.

Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования  в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы.  Последняя работа носит характер итогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

 Введение.(1ч)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

 Общее знакомство с растениями.(6 ч)

Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Разнообразие растений. Растение - живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни растений.

Клеточное строение растений (5 ч)

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов Одноклеточные и многоклеточные растения. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений.

Органы цветковых растений (17 ч)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Корень. Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег растения. Лист – часть побега. Внешнее и

внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Многообразие стеблей у надземных побегов.

Видоизменения подземных побегов. Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм как живая система. Распознавание органов, систем органов растений

Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч)

Почвенное (корневое) питание растений. Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование

вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание;

Основные отделы царства Растений (10 ч)

Понятие о систематике растений. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Историческое развитие органического мира на Земле (4 ч)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений . Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

Царство бактерий (3 ч

Бактерии. Общая характеристика. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни

людей.

Царство Грибы. Лишайники (5 ч)

Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение Меры профилактики заболеваний, вызываемых  растениями, бактериями, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур;

Природные сообщества (6 ч)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

тема

Количество часов

В том числе

теоретических

практических

Введение

1

1

-

1. Общее знакомство с растениями

6

5

1

2. Клеточное строение растений

5

3

2

3. Органы цветковых растений

17

9

8( 7л/р и 1к/р)

4. Основные процессы жизнедеятельности растений

11

10

1

5. Основные отделы царства растений

10

6

4

6. Историческое развитие растительного мира на Земле

4

4

-

7.Царства Бактерии

3

3

-

8. Царство Грибы. Лишайники

5

3

2( 1л/р и 1к/р)

9. Природные сообщества

6

6

0

Итого:

68

50

18

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 В результате изучения биологии ученик должен

1. знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

 2.уметьобъяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и

самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей

среды.

3. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

4.распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

5. выявлять приспособления организмов к среде обитания;

6.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

7. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых

организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Результаты обучения

ИКТ ресурсы

Виды контроля

1

Введение

1

Знать понятия: Биология, ботаника, культурные и дикорастущие растения

Уметь: объяснять роль ботаники в практической деятельности людей.

Фронтальный опрос

Глава 1.Общее знакомство с растениями 6 часов

2.

Мир растений[§1]

1

Знать понятия: Жизненные формы растений, однолетние, двулетние растения

Уметь: характеризовать значение растений в природе и в жизни человека

Учебная презентация

Фронтальный опрос

3.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений[§2]

1

Знать понятия: Орган, вегетативные и генеративные органы, споровые растения.

Уметь :распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы растения и делать выводы на основе сравнения.

Проверка л/р№1 знакомство с

внешним строением растения

4

Растение- живой организм[§3]

1

Знать понятия: Биосистема, признаки живого организма

Уметь: характеризовать признаки живого организма

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

5.

Условия жизни растений[§4]

1

Знать понятия: абиотические, биотические и антропогенные факторы

Уметь:

Индивидуальный и фронтальный опрос

6.

Четыре среды жизни на Земле[§5]

1

Знать понятия: Среды жизни растений

Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды

Учебная презентация

Проверка таблицы

7.

Обобщение главы: общее знакомство с растениями

1

Уметь обобщать теоретический материал

.Проверка сам.

работы

Глава 2. Клеточное строение растений 5 часов

8.

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений[§6]

1

Знать понятия: Микроскоп, лупа, клетка, предметное и покровное стекло

Уметь: настраивать микроскоп, работать с микропрепаратами.

Проверка Л\Р №3приготовление микропрепарата

9.

Особенности растительной клетки[§7]

1

Знать понятия: Пластиды, вакуоль, ядро, хромосомы, цитоплазма

Уметь: распознавать на таблицах и микропрепаратах  основные части и органоиды клетки.

Проверка Л\Р№3знакомство с клетками растений

10.

Жизнедеятельность клетки[§8]

1

Знать понятия: Обмен веществ, отличия молодой и старой клетки

Уметь: характеризовать основные отличительные признаки зрелой клетки, называть основные процессы жизнедеятельности клетки

Учебная презентация

Фронтальный  и индивидуальный опрос

11.

Ткани растений и их виды[§9]

1

Знать понятия: Образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая ткань

Уметь: рассматривать на готовых микропрепаратах ткани растений и описывать их, сравнивать ткани растений и делать выводы на основе сравнения.

Проверка таблицы

12.

Обобщение главы: клеточное строение растений

1

Уметь обобщать теоретический и практический материал.

Проверка сам.

 работы

Глава 3. Органы цветковых растений 17 часов

13.

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени[§10]

1

Знать понятия: Кожура, рубчик, зародыш, эндосперм

Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений.

Проверка Л\Р№4изучение строения семян

 фасоли

14.

Условия прорастания семян[§11]

1

Знать понятия: Прорастание, теплолюбивые и холодостойкие растения

Уметь: практические навыки необходимые при посадке семян

Индивидуальный и фронтальный опрос

15.

Значение семян[§12]

1

Знать понятия: Способы расселения семян

Уметь: объяснять значение семян.

Индивидуальный и фронтальный опрос

16.

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня[§13]

1

Знать понятия: Типы корневых систем, главный, боковой и придаточные корни, зоны корня, корневой чехлик и корневые волоски

Уметь: сравнивать корневые системы

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

17.

Рост корня[§14]

1

Знать понятия: Геотропизм, хемотропизм

Уметь: определять корневые системы на гербарном материале.

Проверка Л\Р№5определение типов корневых систем

18.

Значение корней и их разнообразие[§15]

1

Знать понятия: Корнеплоды, корневые шишки, ходульные, воздушные, втягивающие, столбовидные корни

Уметь: объяснять значение корней и их видоизменения, как результат адаптации к условиям окружающей среды.

Учебная презентация

Фронтальный опрос

19.

Побег. Строение и значение побега[§16]

1

Знать понятия: Побег, узел, междоузлие, почка, конус нарастания

Уметь: распознавать части побега.

Проверка Л\Р№6 строение вегетативных и генеративных почек

20.

Развитие побегов из почек[§17]

1

Знать понятия: Типы листорасположения, листовая мозайка, спящие почки

Уметь: доказывать, что почка- видоизменённый побег, отличать вегетативную почку от генеративной.

Фронтальный и индивидуальный

 опрос

21.

Лист- часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа[§18]

1

Знать понятия: Простые и сложные листья, столбчатая и губчатая ткань, устьица

Уметь: описывать клеточное строение листа.

Проверка Л\Р№7 определение типов

листьев

22.

Значение листа в жизни растений[§19]

1

Знать понятия: Листопад, видоизменённые листья, транспирация

Уметь: объяснять функции листа.

Учебная презентация

Индивидуальный опрос

23.

Стебель, его строение и значение[§20]

1

Знать понятия: Кожица, чечевички, кора, луб, ситовидные трубки, древесина, камбий

Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей.

Проверка Л\Р№8 определение

возраста растения

24.

Видоизменение побегов[§21]

1

Знать понятия: Корневище, клубень, луковица

Уметь: объяснять значение подземных видоизменённых побегов, доказывать, что корневище, клубень, луковица- видоизменённые побеги

Проверка Л\№9 внешнее строение клубня и

 луковицы

25.

Цветок- генеративный орган, его строение и значение[§22]

1

Знать понятия: Пестики, тычинки, околоцветник, соцветия

Уметь: распознавать и описывать типы соцветий, сравнивать  строение цветков различных растений, объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий.

индивидуальный

опрос

26.

Цветение и опыление растений[§23]

1

Знать понятия: Опыление, самоопыление, перекрёстное опыление

Уметь: характеризовать признаки цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых.

Проверка таблицы

27.

Плод. Разнообразие и значение плодов[§24]

1

Знать понятия: Околоплодник, сухие и сочные плоды, плод.

Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения, объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян.

Проверка Л\Р№10 типы плодов

28.

Растительный организм – живая система[§25]

1

Знать понятия: биосистема

Уметь: объяснять влияние окружающей среды на растения, доказывать, что растение - биосистема

Фронтальный опрос

29

Контрольная работа «органы цветкового растения»

1

 Уметь обобщать теоретический материал.

Глава 4 Основные процессы жизнедеятельности растений 11 часов

30

Минеральное ( почвенное) питание растений[§26]

1

Знать понятия: Корневое питание, органические и минеральные удобрения

Уметь: объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений.

проверка таблицы

31.

Воздушное питание растений- фотосинтез[§27]

1

Знать понятия: Фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы

Уметь: ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

32.

Космическая роль зелёных растений[§28]

1

Знать понятия: Тимирязев, гумус, почва

Уметь: объяснять космическую роль зелёных растений.

Фронтальный опрос

33.

Дыхание и обмен веществ растений[§29]

1

Знать понятия: Дыхание, отличие дыхания от фотосинтеза

Уметь: сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.

Учебная презента

ция

Фронтальный и индивидуальный

 опрос

34.

Значение воды в жизнедеятельности растений[§30]

1

Знать понятия: Водный обмен, гидрофиты, ксерофиты

Уметь: объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды.

тест

35.

Размножение и оплодотворение у растений[§31]

1

Знать понятия: Половое и бесполое размножение, гамета, зигота, оплодотворение, двойное оплодотворение

Уметь: отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого.

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

36.

Вегетативное размножение растений[§32]

1

Знать понятия: Преимущества вегетативного размножения

Уметь: характеризовать способы вегетативного размножения.

Работа в группах

Индивидуальный и фронтальный опрос

37.

Использование вегетативного размножения человеком. [§33]

1

Знать понятия: Прививка, привой, подвой, культура ткани

Уметь: применять теоретические знания на практике.

Проверка Л\Р№11

способы вегетативного размножения комнатных растений

38.

Рост и развитие растительного организма[§34]

1

Знать понятия: Рост, развитие, онтогенез

Уметь: выделять различия между процессами роста и развития

Индивидуальный и фронтальный опрос

39.

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Растения устойчивые к загрязнению городской среды . [§35]

1

Знать понятия: Суточные ритмы, сезонные ритмы

Уметь: распознавать растения, которые устойчивы к загрязнению окружающей среды.

Индивидуальный и фронтальный опрос

40.

Обобщение главы основные процессы жизнедеятельности растений

1

Уметь обобщать теоретический материал

тест

Глава5. Основные отделы царства растений 10 часов

41.

Понятие о систематике растений[§36]

1

Знать понятия: Систематика, царство, вид

Уметь: выделять систематические признаки.

Фронтальный опрос

42.

Водоросли и их значение[§37]

1

Знать понятия: Низшие растения, хроматофор, хламидомонада, зооспоры

Уметь: характеризовать особенности строения и значения водорослей.

Учебная презента

ция 

Проверка Л\Р№12 знакомство с

водорослями из

аквариума

43.

Многообразие водорослей. Многообразие водорослей Удмуртии. [§38]

1

Знать понятия: Зелёные, бурые и красные водоросли

Уметь: сравнивать одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Фронтальный опрос

44.

Отдел моховидные. Общая характеристика и значение. Многообразие мхов Удмуртии. [§39]

1

Знать понятия: Ризоиды, печёночники, коробочка, протонема, сфагнум

Уметь: находить отличительные признаки отделов, сравнивать мхи и папоротники.

Учебная презента

ция

проверка таблицы

45.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Многообразие папоротников Удмуртии. [§40]

1

Знать понятия: Спорофит, гаметофит, заросток, высшие споровые растения

Уметь: находить отличительные признаки отдела и описывать их.

Учебная презента

ция 

Проверка Л\Р№13

 изучение комнатных папоротников

46.

отдел голосеменные.

Многообразие голосеменных Удмуртии. [§41]

1

Знать понятия: Хвоя, спермии, отличия сосны от ели

Уметь: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространённых растений своей местности, описывать процесс размножения голосеменных.

Учебная презента

ция 

Проверка Л\Р Л\Р№14 изучение хвойных

растений

47.

Отдел покрытосеменные.

Многообразие покрытосеменных Удмуртии. [§42]

1

Знать понятия: Двудольные и однодольные растения

Уметь: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространенных в своей местности, сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными.

Учебная презента

ция

Проверка таблицы

48.

Семейства класса двудольные[§43]

1

Знать понятия: Семейства розоцветные, бобовые, крестоцветные, паслёновые, сложноцветные

Уметь: находить отличительные признаки семейств

Проверка Л\Р№15 определение

 растений

49.

Семейства класса однодольные[§44]

1

Знать понятия: Семейства лилейные, злаковые

Уметь: находить отличительные признаки семейств.

Индивидуальный и фронтальный опрос

50

Обобщение темы: основные отделы царства растений

Уметь обобщать теоретический материал

Проверка сам.

работы

Глава 6. Историческое развитие растительного мира на Земле 4 часа

51.

Понятие об эволюции растительного мира на Земле[§45]

1

Знать понятия: Эволюция, псилофиты, цианобактерии, прокариоты и эукариоты

Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов

Фронтальный опрос

52.

Эволюция высших растений[§46]

1

Знать понятия: Живые ископаемые

Уметь: называть основные этапы эволюции растительного мира

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

53.

Многообразие и происхождение культурных растений[§47]

1

Знать понятия: Центр происхождения растений

Уметь: объяснять роль растений в жизни человека, распознавать важнейшие с\х культуры

Индивидуальный и фронтальный опрос

54.

Дары Старого и Нового Света[§48]

1

Знать понятия: Старый и Новый свет

Уметь: называть центры происхождения культурных растений.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Глава 7. Царство Бактерии 3 часа

55.

Бактерии- живые организмы[§49]

1

Знать понятия: Прокариоты, капсула, аэробы, анаэробы

Уметь: находить отличительные признаки царства бактерий.

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

56.

Многообразие бактерий[§50]

1

Знать понятия: Автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, симбионты, паразиты

Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека.

Индивидуальный и фронтальный опрос

57.

Значение бактерий в природе и в жизни человека[§51]

1

Знать понятия: Болезнетворные бактерии, палочка Коха

Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Проверка сам

. работы

Глава 8. Царство грибы. Лишайники 5

58.

Царство грибы. Общая характеристика[§52]

1

Знать понятия: Микология, мицелий, гифы, плодовое тело

Уметь: давать систематическую характеристику грибов.

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

59.

Многообразие и значение грибов.

Многообразие грибов Удмуртии. [§53]

1

Знать понятия: Съедобные и ядовитые грибы, микориза

Уметь: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека, распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Проверка Л\Р№16

изучение строения плесневого гриба

60.

Лишайники. Общая характеристика и значение. Многообразие лишайников Удмуртии. [§54]

1

Знать понятия: Симбиоз, ягель

Уметь: находить отличительные признаки лишайников, объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

61.

Обобщение тем: царство бактерии, грибы, растения

1

Уметь обобщать теоретический материал

Проверка сам.

 работы

62.

Итоговая контрольная работа « Основные отделы царства растений»

1

Знать основные признаки растений и отделов  растений.

Глава 9. Природные сообщества 6 часов

63.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме[§55]

1

Знать понятия: Биогеоценоз, круговорот веществ, фитоценоз, биотоп

Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

64.

Приспособление растений к совместной жизни в природном сообшестве[§56]

1

Знать понятия: ярусность

Уметь: выявлять приспособления растений к различным факторам.

Индивидуальный и фронтальный опрос

65.

Смена природных сообществ[§57]

1

Знать понятия: Сукцессия первичная и вторичная

Уметь: характеризовать сукцессионые  изменения.

Учебная презента

ция

Индивидуальный и фронтальный опрос

66.

Многообразие природных сообществ.

Зелёная зона города. [§58]

1

Знать понятия: Устойчивые и неустойчивые сообщества, агроценоз

Уметь: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах.

Индивидуальный и фронтальный опрос

67.

Жизнь организмов в природе.

Многообразие растений города Ижевска используемых для озеленения территории. [§59]

1

Знать понятия: Пищевая цепочка

Уметь: называть растения, которые можно использовать для озеленения территории.

Индивидуальный и фронтальный опрос

68.

Повторение базовых понятий курса ботаники. Задание на лето

Обобщать теоретический материал.

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Тематика

Дата проведения

Контрольные работы

1.

Органы цветкового растения

2.

Основные отделы царства растений

Лабораторные работы

1.

Знакомство с внешним строением растения.

2.

Приготовление микропрепарата.

3.

Знакомство с клетками растений.

4.

Изучение строения семян фасоли.

5.

Определение типов корневых систем.

6.

Строение вегетативных и генеративных почек.

7.

Определение типов листьев.

8.

Определение возраста растений.

9.

Внешнее строение клубня и луковицы

10.

Способы вегетативного размножения комнатных растений.

11.

Знакомство с водорослями аквариумов

12.

Изучение комнатных папоротников.

13.

Изучение хвойных растений

14.

Определение растений.

15.

Изучение строения плесневого гриба

.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Учебно- методический комплект:

Для учителя:

1.С.Н.Берёзина Конрольно-измерительные материалы ФГОС.Москва  «Вако»2014г..

2..Бондарчук М.М, Ковылина Н.В  Занимательные материалы по биологии.- Издательство «Учитель»2007.

3. Былова. А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 кл. – М.: Вентана –Граф,2002.

4. О.П.Дудкина  Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой .-Волгоград : Учитель, 2012г.

5.Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.- Настольная книга учителя биологии. Нормативные документы.»Астрель»2004г.

Для ученика:

1.Акимушкин. И.И. Занимательная биология.- «Учитель», 1998г.

2..Трайтак Д.И.- Книга для чтения по ботанике.-М. Москва Просвещение, 1985

3. Энциклопедия для детей. Биология /гл.редактор М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+,2001г

Интернет-ресурсы:

1.1С: Школа. Репетитор. Биология

2.http://school-collection.edu.ru

3.www.bio.nature.ru

Материально-техническое  обеспечение:

Лабораторное оборудование

- лупа ручная

-микроскоп

-комплект посуды для проведения лабораторных работ

таблицы

-царства живой природы,

-природные сообщества,

-вегетативное размножение растений,

-жизненный цикл водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных растений

-фотосинтез и дыхание растений

-строение биосферы

-строение бактерий, грибов, лишайников

Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие программы  « уроки биологии Кирилла и Мефодия»

технические средства обучения

- компьютер

-мультимедийный проектор

-экран проекционный

-телевизор

- видеомагнитофон

Натуральные объекты

- ископаемые растения и животные

-коллекция полезных ископаемых

- гербарии покрытосеменных растений

- гербарии голосеменных растений

Специализированная учебная мебель

- доска аудиторная

-стол демонстрационный

-стол письменный для учителя

- столы двухместные ученические в комплекте со стульями

-шкафы секционные

-стенды экспозиционные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 89

с углубленным изучением отдельных предметов»

ОБСУЖДЕНА

на заседании МО «____»________20____

РАССМОТРЕНА

На заседании МС

«____»________20____

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______Л.Л. Повышева    

Приказ № ____  от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

6 «а» класс

34 часа

Базовый  уровень

Составитель:

Морозова Татьяна Викторовна

2014-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6 общеобразовательных классов и реализуется на основе следующих документов:

 1. Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 №273

 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

 3. Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)

 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год .

 5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования

6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

7. Учебного плана МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»  на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 6-х общеобразовательных классов

Для реализации программы выбран учебник  Биология 6 класс. Базовый уровень./И.Н Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия

На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа в год . Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой О.П.Дудкиной. Программа рассчитана на 1час в неделю.

В рабочей  программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

- включение в программу краеведческого компонента- 7 часов,

- включение в программу материала по благоустройству территории -3 часа,

- проведение обобщающих уроков, которые предусматривают повторение пройденного материала.

Изучение биологии на базовом  уровне общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

Цели изучения курса:

  -Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

 - Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

 -Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

 Задачи:

 – Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

 – Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

 – Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

 – Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

 Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)

Уровень обучения – базовый

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Содержание основного общего образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Класс

программа

Учебно-методический комплекс

Автор(ы)

учебник

Год издания

издательство

6

Общеобразовательная

(базовый уровень)

И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко

И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко «Биология- растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс

2012

«Вентана –Граф»

О.П.Дудкина

Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой 5-11 классы

2012

«Учитель»

С.Н.Берёзина

Конрольно-измерительные материалы

2014

М: «Вако»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный  базисный  учебный  план  для  образовательных  учреждений Российской Федерации отводит ___ часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса,  составляет 34 часа в год, и распределяется по 1 учебному часу в неделю. В это количество часов включен материал краеведческой направленности (7 часов), материал по благоустройству территории(3часа) , обобщающие уроки и контрольные тесты.

Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования  в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы.  Последняя работа носит характер итогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

 Введение.(1ч)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

 Общее знакомство с растениями.(6 ч)

Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Разнообразие растений. Растение - живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни растений.

Клеточное строение растений (5 ч)

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов Одноклеточные и многоклеточные растения. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений.

Органы цветковых растений (17 ч)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Корень. Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег растения. Лист – часть побега. Внешнее и

внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Многообразие стеблей у надземных побегов.

Видоизменения подземных побегов. Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм как живая система. Распознавание органов, систем органов растений

Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч)

Почвенное (корневое) питание растений. Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование

вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание;

Основные отделы царства Растений (10 ч)

Понятие о систематике растений. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Историческое развитие органического мира на Земле (4 ч)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений . Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

Царство бактерий (3 ч

Бактерии. Общая характеристика. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни

людей.

Царство Грибы. Лишайники (5 ч)

Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение Меры профилактики заболеваний, вызываемых  растениями, бактериями, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур;

Природные сообщества (6 ч)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН( 34 часа)

тема

Количество часов

В том числе

теоретических

практических

Введение

1

1

-

1. Общее знакомство с растениями

2

1

1

2. Клеточное строение растений

2

1

1

3. Органы цветковых растений

11

3

8(7л/р и 1к/р)

4. Основные процессы жизнедеятельности растений

7

6

1

5. Основные отделы царства растений

6

3

3

6. Историческое развитие растительного мира на Земле

1

1

-

7.Царства Бактерии

1

1

-

8. Царство Грибы. Лишайники

2

2

-

9. Природные сообщества

1

1

-

Итого:

34

20

14

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 В результате изучения биологии ученик должен

1. знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

 2.уметьобъяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и

самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей

среды.

3. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

4.распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

5. выявлять приспособления организмов к среде обитания;

6.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

7. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых

организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.( 34 часа)

Последовательность тем и уроков в теме

Результаты обучения

 ИКТ ресурсы

Виды контроля

1

Введение. 

1

 Знать понятия: Биология, ботаника, культурные и дикорастущие растения

Уметь: объяснять роль ботаники в практической леятельности людей

Фронтальная беседа

  Глава 1: Общее знакомство с растениями 2 часа

2.

Мир растений

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений [§1,2]

1

Знать понятия: Жизненные формы растений, однолетние, двулетние растения

Орган, вегетативные и генеративные органы, споровые растения.

Уметь: характеризовать значение растений в природе и в жизни человека

Учебная презентация

Проверка Л\Р№1 знакомство с внешним строением растения

3

Растение- живой организм

Условия жизни растений

Четыре среды жизни на Земле

[§3,4,5]

1

Знать понятия: Биосистема, признаки живого организма

абиотические, биотические и антропогенные факторы

Среды жизни растений

Уметь: объяснять взаимосвязь растений с окружающей средой.

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

  Глава 2: Клеточное строение растений 2 часа

4

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений

Особенности растительной клетки [§6,7]

1

Знать понятия: Микроскоп, лупа, клетка, предметное и покровное стекло

Пластиды, вакуоль, ядро, хромосомы, цитоплазма

Уметь: уметь распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки

Проверка Л\Р Л\Р№2 приготовление микропрепарата

5

Жизнедеятельность клетки

Ткани растений и их виды [§8,9]

1

Знать понятия: Обмен веществ, отличия молодой и старой клетки

Образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая ткань

Уметь: рассматривать на готовых микропрепаратах ткани растений и описывать их.

Учебная презентация

Фронтальный опрос

Проверка таблицы

 Глава 3: Органы цветковых растений 11 часов

6

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени

Условия прорастания семян

Значение семян [§10,11,12]

1

Знать понятия: Кожура, рубчик, зародыш, эндосперм

Прорастание, теплолюбивые и холодостойкие растения

Способы расселения семян

Уметь: уметь устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№3 изучение строения семян фасоли

7.

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня [§13]

1

Знать понятия: Типы корневых систем, главный, боковой и придаточные корни, зоны корня, корневой чехлик и корневые волоски

Уметь: сравнивать корневые системы, объяснять значение корня

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

8

Рост корня

Значение корней и их разнообразие [§14,15]

1

Знать понятия: Геотропизм, хемотропизм

Корнеплоды, корневые шишки, ходульные, воздушные, втягивающие, столбовидные корни

Уметь: выявлять приспособления к условиям среды обитания.

Проверка Л\Р №4определение типов корневых систем

9.

Побег. Строение и значение побега

Развитие побегов из почек [§16,17]

1

Знать понятия: Побег, узел, междоузлие, почка, конус нарастания

Типы листорасположения, листовая мозайка, спящие почки.

Уметь: распознавать части побега.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№5 строение вегетативных и генеративных почек

10.

Лист- часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Значение листа в жизни растений [§18,19]

1

Знать понятия: Простые и сложные листья, столбчатая и губчатая ткань, устьица

Листопад, видоизменённые листья, транспирация.

Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№6 определение типов листьев

11.

Стебель, его строение и значение [§20]

1

Знать понятия: Кожица, чечевички, кора, луб, ситовидные трубки, древесина, камбий.

Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№7 определение возраста растения

12.

Видоизменение побегов [§21]

1

Знать понятия: Корневище, клубень, луковица.

Уметь: распознавать виды стеблей, доказывать, что клубень это видоизменённый побег.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№8 внешнее строение клубня и луковицы

13.

Цветок- генеративный орган, его строение и значение [§22]

1

Знать понятия: Пестики, тычинки, околоцветник, соцветия.

Уметь: распознавать и описывать типы соцветий.

Учебная презентация

Индивидуальный опрос

14.

Цветение и опыление растений [§23]

1

Знать понятия: Опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.

Уметь: объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий

Учебная презентация

Проверка таблицы

15.

Плод. Разнообразие и значение плодов

Растительный организм – живая система [§24,25]

1

Знать понятия: Околоплодник, сухие и сочные плоды, плод.

Биосистема

Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения

Учебная презентация

Проверка Л\Р№9 типы плодов

16

Контрольная работа: органы цветкового растения

1

Глава 4: Основные процессы жизнедеятельности растений 7 часов

17.

Минеральное ( почвенное) питание растений

Воздушное питание растений- фотосинтез [§26,27]

1

Знать понятия: Корневое питание, органические и минеральные удобрения

Фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы

Уметь: объяснять механизмы питания растений.

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

18.

Космическая роль зелёных растений [§28]

1

Знать понятия: Тимирязев, гумус, почва.

Уметь: объяснять космическую роль зелёных растений

Учебная презентация

Фронтальный опрос

19.

Дыхание и обмен веществ растений [§29]

1

Знать понятия: Дыхание, отличие дыхания от фотосинтеза.

Уметь: сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза

Учебная презентация

Заполнение таблицы

20.

Значение воды в жизнедеятельности растений [§30]

1

Знать понятия: Водный обмен, гидрофиты, ксерофиты.

Уметь: объяснять взаимосвязь растений с окружающей средой.

Учебная презентация

Фронтальный и индивидуальный опрос

21.

Размножение и оплодотворение у растений [§31]

1

Знать понятия: Половое и бесполое размножение, гамета, зигота, оплодотворение, двойное оплодотворение.

Уметь: отличать оплодотворение от опыления.

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

22

Вегетативное размножение растений

Использование вегетативного размножения человеком [§32,33]

1

Знать понятия: Преимущества вегетативного размножения

Прививка, привой, подвой, культура ткани.

Уметь: черенковать комнатные растения.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№10способы вегетативного размножения комнатных растений

23

Рост и развитие растительного организма

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды [§34,35]

1

Знать понятия: Рост, развитие, онтогенез

Суточные ритмы, сезонные ритмы.

Уметь: выделять различия между процессами роста и развития.

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

 Глава 5: Основные отделы царства растений 6 часов

24

Понятие о систематике растений [§36]

1

Знать понятия: Систематика, царство, вид.

Уметь: распознавать растения разных отделов и классов.

Учебная презентация

25

Водоросли и их значение

Многообразие водорослей Удмуртии [§37,38]

1

Знать понятия: Низшие растения, хроматофор, хламидомонада, зооспоры

Зелёные, бурые и красные водоросли.

Уметь: сравнивать одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№11 знакомство с водорослями из аквариума

26

Отдел моховидные. Общая характеристика и значение. Многообразие мхов Удмуртии [§39]

1

Знать понятия: Ризоиды, печёночники, коробочка, протонема, сфагнум

Уметь: находить отличительные признаки отдела.

Учебная презентация

27

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Многообразие папоротников Удмуртии [§40]

1

Знать понятия: Спорофит, гаметофит, заросток, высшие споровые растения.

Уметь: сравнивать мхи и папоротников.

Учебная презентация

Проверка Л\Р№12 изучение комнатных папоротников

28

Отдел голосеменные.

Многообразие голосеменных Удмуртии [§41]

1

Знать понятия: Хвоя, спермии

Уметь: Выявлять отличия сосны от ели. Находить отличительные признаки отдела

Учебная презентация

 Проверка Л\Р№13 изучение хвойных растений

29

Отдел покрытосеменные

Семейства класса двудольные

Семейства класса однодольные.

Многообразие покрытосеменных Удмуртии [§42,43,44]

1

Знать понятия: Двудольные и однодольные растения

Семейства розоцветные, бобовые, крестоцветные, паслёновые, сложноцветные

Семейства лилейные, злаковые

Уметь: распознавать представителей покрытосеменных.

Учебная презентация

Проверка таблицы

 Глава 6: Историческое развитие растительного мира на Земле 1 час

30

Понятие об эволюции растительного мира на Земле

Многообразие и происхождение культурных растений [§45-48]

1

Знать понятия: Эволюция, псилофиты, цианобактерии, прокариоты и эукариоты

Живые ископаемые

Центр происхождения растений

Старый и Новый свет

Уметь: называть основные этапы эволюции растений.

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

Глава 7: Царство Бактерии 1 час

31

 Бактерии- живые организмы. Многообразие бактерий[§49-51]

1

Знать понятия: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, симбионты, паразиты, капсула.

Уметь: называть значение бактерий в природе и в жизни человека.

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

Глава8: Царство грибы. Лишайники 2 часа

32.

Царство грибы. Общая характеристика. Многообразие грибов Удмуртии. [§52,53]

1

Знать понятия: микология, мицелий, гифы, микориза

Уметь: называть признаки одноклеточных и многоклеточных грибов

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

33.

Лишайники. Многообразие лишайников Удмуртии. [§]

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

Глава 9: природные сообщества 1 час

34.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме

Смена природных сообществ

Повторение базовых понятий.

Знать понятия: Биогеоценоз, круговорот веществ, фитоценоз, биотоп

Сукцессия первичная и вторичная

Уметь:отличать первичную сукцессию от вторичной

Учебная презентация

Индивидуальный и фронтальный опрос

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Тематика

Дата проведения

Контрольные работы

1.

Органы цветкового растения

Лабораторные работы

1.

Знакомство с внешним строением растения.

2.

Приготовление микропрепарата.

3.

Знакомство с клетками растений.

4.

Изучение строения семян фасоли.

5.

Определение типов корневых систем.

6.

Строение вегетативных и генеративных почек.

7.

Определение типов листьев.

8.

Определение возраста растений.

9.

Внешнее строение клубня и луковицы

10.

Способы вегетативного размножения комнатных растений.

11.

Знакомство с водорослями аквариумов

12.

Изучение комнатных папоротников.

13.

Изучение хвойных растений

.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Учебно- методический комплект:

Для учителя:

1.С.Н.Берёзина Конрольно-измерительные материалы ФГОС.Москва  «Вако»2014г..

2..Бондарчук М.М, Ковылина Н.В  Занимательные материалы по биологии.- Издательство «Учитель»2007.

3. Былова. А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 кл. – М.: Вентана –Граф,2002.

4. О.П.Дудкина  Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой .-Волгоград : Учитель, 2012г.

5.Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.- Настольная книга учителя биологии. Нормативные документы.»Астрель»2004г.

Для ученика:

1.Акимушкин. И.И. Занимательная биология.- «Учитель», 1998г.

2..Трайтак Д.И.- Книга для чтения по ботанике.-М. Москва Просвещение, 1985

3. Энциклопедия для детей. Биология /гл.редактор М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+,2001г

Интернет-ресурсы:

1.1С: Школа. Репетитор. Биология

2.http://school-collection.edu.ru

3.www.bio.nature.ru

Материально-техническое  обеспечение:

Лабораторное оборудование

- лупа ручная

-микроскоп

-комплект посуды для проведения лабораторных работ

таблицы

-царства живой природы,

-природные сообщества,

-вегетативное размножение растений,

-жизненный цикл водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных растений

-фотосинтез и дыхание растений

-строение биосферы

-строение бактерий, грибов, лишайников

Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие программы  « уроки биологии Кирилла и Мефодия»

технические средства обучения

- компьютер

-мультимедийный проектор

-экран проекционный

-телевизор

- видеомагнитофон

Натуральные объекты

- ископаемые растения и животные

-коллекция полезных ископаемых

- гербарии покрытосеменных растений

- гербарии голосеменных растений

Специализированная учебная мебель

- доска аудиторная

-стол демонстрационный

-стол письменный для учителя

- столы двухместные ученические в комплекте со стульями

-шкафы секционные

-стенды экспозиционные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа по биологии включает пояснительную записку, тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...

Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...

Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...

Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...