Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в учебном процессе
статья по биологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

  Дистанционные образовательные технологии это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при взаимодействии ученика и учителя  на расстоянии. В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение является одним из основных направлений  модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в учебном процессе.

Кондина А.А. e-mail: ana_novichkova@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 8

Понятие «электронное обучение» в наше  время  становится очень актуальным. Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Дистанционные образовательные технологии это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при взаимодействии ученика и учителя  на расстоянии.

В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение является одним из основных направлений  модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.

Важность  электронного обучения в современной школе  обусловлена новой программой образования информационного общества. В наше время наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ).  В то же время увеличивается объем информации, которую получают пользователи  через компьютерные сети и Интернет.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».

Для успешной реализации проекта ДО требуется соблюдение следующих условий:

  • Дистанционное образование для школьников должно быть представлено в системе;
  • Должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать:
  1. взаимодействие всех пользователей;
  2. хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
  3. поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий;
  4. мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.
  • Учебный процесс должен реализовываться на основе учебных планов, адаптированных с позиции количества часов и с учетом специфики организации обучения;
  • Все учебно-методические материалы должны проходить обязательное рецензирование (профессиональную экспертизу);
  • Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
  • Учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время);
  • Учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения должен обеспечивать высококвалифицированный педагогический коллектив, постоянно повышающий свою квалификацию.

Представленные условия являются основополагающими и необходимыми при реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого условия по отдельности не гарантирует успешное обучение, но в целостности они составляют основательную базу для построения продуктивного учебного процесса в школе.

        Способы использования дистанционных образовательных технологий в школе:

  • Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
  • увеличение контингента учащихся;
  • реализация программ дополнительного образования;
  • организация обучения по общеобразовательным программам.
  • Дистанционная поддержка образования одаренных детей:
  • заочные туры олимпиад;
  • дистанционные факультативы по различным предметам;
  • дистанционные консультации;
  • дистанционные викторины, конкурсы.
  • Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
  • Организация дополнительных элективных курсов.
  • Экстернат.
  • Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.

              Виды дистанционных технологий:

кейс- технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылки для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.

сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся
на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором
и обучаемым.

К образовательным методам
приспособленным для использования
в дистанционном обучении, относятся:

  • мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  • электронные мультимедийные учебники;
  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • имитационные модели и компьютерные тренажеры;
  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
  • видеоконференции.
  • видео-лекции.

Зарубежные школы давно применяют Дистанционный технологии.  Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками.

Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Для  организации дистанционного образования в школе используют образовательную среду «Дневник.Ру». Это мощный, удобный, инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства школы и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.  

Помимо того, что домашнее задание задается из учебников, практические задания выкладываются дополнительным файлом. Учащиеся заходят на свою страницу и в разделе домашних заданий скачивают нужный файл. Если ребенок находится на домашнем обучении по состоянию здоровья, то у него тоже есть возможность получить задания on-line.

Помимо этого учащиеся и их родители на своей странице видят оценки за урок и домашнее задание. Это обеспечивает непосредственную связь между учителем, учеником, родителями.

Для одновременного участия в образовательном процессе учителя и учеников используются программы: Skype, социальные сети ВК, одноклассники.

Дистанционное обучение решает проблемы, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, дети обучающиеся на дому по состоянию здоровья.

Информационные источники:

- Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Акты федерального органа управления образованием (Минобразования и науки РФ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12307&ob_no=13097 (дата обращения: 4.10.2012).

- Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89-90;

- Журнал «eLearning World» («Мир электронного обучения»), http://www.elw.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Автор: К ондина А.А. учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ СШ №8 г Выкса 2017г

Слайд 2

Дистанционные образовательные технологии «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника » (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32 )

Слайд 3

Принципы дистанционного обучения обучаемый преподаватель - тьютор обучение на расстоянии; обучение в удобное время; обучение по индивидуальной программе.

Слайд 4

ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Слайд 5

Цель использования дистанционных технологий в образовательном процессе «Целью использования дистанционных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)» (Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Слайд 6

Условия для эффективной реализации дистанционного образования Системность Е диная электронная образовательная среда Адаптированные рабочие программы и современное оборудование В ысококвалифицированный педагогический коллектив, постоянно повышающий свою квалификацию Инклюзивность

Слайд 7

Модели дистанционного обучения Индивидуальное дистанционное обучение Дистанционное обучение на базе нескольк их образовательных учреждений Групповое дистанционное обучение

Слайд 8

О сновные способы использования ДОТ в школе Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья . Дистанционная поддержка образования одаренных детей . Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Организация дистанционного контроля знаний учащихся. Организация дополнительных элективных курсов. Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.

Слайд 9

Виды дистанционных технологий кейс- технология ТВ-технология сетевая технология

Слайд 10

Образовательные методам для использования в дистанционном обучении Мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы Электронные мультимедийные учебники Компьютерные обучающие и тестирующие системы Имитационные модели и компьютерные тренажеры Видеоконференции и видео-лекции

Слайд 11

Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками. Основной сайт проекта: http://moodle.org/ . Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/ .

Слайд 13

http:// www.virtulab.net/index.php?id=7&Itemid=102&layout=blog&option=com_content&view=section http://biouroki.ru/test / https:// iq2u.ru/tests http:// licey.net https:// vk.com/public144243685

Слайд 14

Технология дистанционного обучения как способ получения образования решает задачи по предоставлению всем слоям населения доступного и в тоже время качественного образования. Учащийся почти не ограничен временными рамками для получения информации.

Слайд 15

Информационные источники : - Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Акты федерального органа управления образованием (Минобразования и науки РФ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12307&ob_no=13097 - Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89-90; - Журнал « eLearning World » («Мир электронного обучения»), http://www.elw.ru

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, ...

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....

Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические особенности организации занятий ФК в дистанционном режиме      Принципы и правила педагогического взаимодействия на занятиях ФК в ...

«Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

В работе представлены методическме рекомендации по совершенствованию приемов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для повышения качества образования. Данный материал был ра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...

Практические аспекты реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассмотрены практические формы образовательного процесса при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках профи...