МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 79-НП), .) в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2021 года, с учетом учебно-методического комплекса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой: Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. и рассчитана на 19 часов изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sistema_urokov_po_teme_prichastie_.docx | 196.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по русскому языку для 7-го класса
СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ”
(в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Разработчик: Роман Анна Анатольевна
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык как учебный предмет играет значительную роль в подготовке учащихся к активной деятельности в любых сферах жизни.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. В настоящее время цель образования – развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации, новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной.
В связи с резким ухудшением эпидемиологической обстановки по причине угрозы распространения в Донецкой Народной Республики новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, образовательные учреждения при обучении учащихся вынуждены организовывать образовательный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Это дает возможность обучающимся не отставать от программы и самостоятельно освоить учебный материал, получая задания от педагога-предметника, задача которого сделать эти уроки насыщенными, интересными, качественными, повышающими мотивацию к обучению.
В период использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучающиеся на образовательной платформе Google-класс (https://classroom.google.com) получают задания от педагога-предметника, выполняют их и отправляют для проверки. Тестовые задания и контрольные работы по отдельным темам учащиеся выполняют на платформе Skysmart (https://edu.skysmart.ru). Все это дает возможность, как объяснить учебный материал, так и проверить степень его усвоения. Помимо этого, при объяснении нового материала целесообразно использовать видеоуроки, размещенные в сети Интернет на YouTube, ссылки на которые указаны в материалах к уроку.
Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 79-НП), .) в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2021 года, с учетом учебно-методического комплекса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой: Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. и рассчитана на 19 часов изучения.
В разработку включены следующие уроки:
Урок 1. Причастие как часть речи;
Урок 2. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий;
Урок 3. Причастный оборот;
Урок 4. Действительные и страдательные причастия;
Урок 5. Краткие и полные страдательные причастия;
Урок 6. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
Урок 7. Действительные причастия прошедшего времени;
Урок 8. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
Урок 9. Страдательные причастия прошедшего времени;
Урок 10. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
Урок 11-12. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
Урок 13-14. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных;
Урок 15. Морфологический разбор причастия;
Урок 16-17. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
Урок 18. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
Урок 19. Урок-обобщение по теме “Причастие”.
Актуальность методической разработки в том, что предложенная система уроков, благодаря использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, поможет обучающимся эффективно применять свои знания на практике при написании причастий, правильно выстраивать речевые конструкции и объяснять постановку знаков препинания в предложениях с причастиями и причастными оборотами.
Методическая разработка имеет четкую практическую направленность. Все уроки структурированы целесообразно, предлагаемый материал соответствует данному возрасту и психологическим особенностям учащихся 7 класса. Все этапы уроков логически связаны между собой, способствуют достижению поставленных в их совокупности целей (образовательных, развивающих и воспитательных), направленных на успешное освоение темы урока, развитие навыков и умений обучающихся, формирование рефлексивной, коммуникативной и информационной компетенций учащихся, воспитание учебной мотивации и интереса к русскому языку и литературе. Кроме этого, обозначены применяемые педагогические технологии, используемое в ходе урока оборудование, четко указаны цели и планируемый результат. На каждом уроке предполагается использование ИКТ.
В разработке использованы различные приёмы, способствующие эффективному выполнению учебных задач. На всех этапах урока осуществляется дифференцированный подход, особое внимание уделено самостоятельной работе.
К методической разработке прилагаются видеоуроки, содержащие разъяснение новой темы, творческие задания, вопросы для тестирования, задания для текущего и итогового контроля, материал для самостоятельной, аналитической и практической работы, шкала самооценки обучающегося. На каждом этапе проведения урока предполагается целостное или частичное их использование.
Особого внимания заслуживает технология самооценки учебных достижений, т.к. способствует формированию регулятивных УУД и повышению качества предметных знаний, повышению мотивации изучения темы и предмета в целом, воспитанию ответственности, самоорганизации, целеустремлённости.
Методическую разработку “Система уроков по теме “Причастие” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)” можно рекомендовать учителям русского языка и литературы в качестве методического пособия при подготовке к урокам русского языка в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
7А класс
Русский язык
Урок №1. Тема «Причастие как часть речи».
Цели и задачи урока:
1) познакомиться с морфологическими, семантическими, словообразовательными и синтаксическими признаками причастий.
2) научиться отличать причастия от других частей речи
Тип урока: введение новых знаний.
Оборудование урока:
1. Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова идр.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – М.: Поосвещение, 2013.-223с.: ил.
2. Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=Oh85Yt35BzY&t=2s
3. Рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Готовность к уроку. Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация знаний:
Вспомните и перечислите части речи, которые вы знаете, приведите примеры (устно).
3. Постановка целей:
Ребята! Сегодня мы изучим новую часть речи, которая одновременно похожа на имя прилагательное и на глагол.
4. Введение нового материала:
4.1. Просмотр видеоурока: https://www.youtube.com/watch?v=Oh85Yt35BzY&t=2s
4.2. Прочитайте внимательно.
Причастие – обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Например:
мальчик, читающий книгу = мальчик, который читает книгу
дом, построенный строителями = дом, который построили строители
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного (запомните эти признаки!).
СХОДСТВО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ | СХОДСТВО С ГЛАГОЛАМИ |
1. имеют те же окончания, что и прилагательные: Читающий читающая читающие | 1. Изменяются по временам: читающий - читавший |
2. Изменяются по числам, родам и падежам: читающий - читающие читающая - читающей - читающему | 2. вид (совершенный и несовершенный): читающий - прочитавший |
3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже: читающий мальчик читающая девочка читающие ребята | 3. Имеют при себе зависимое существительное: читающий книгу |
4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие? |
ПРИЧАСТИЕ ВСЕГДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА!!!
говорить – говорящий петь – поющий одевать - одеваемый, одетый
Суффиксы причастий (Запомните!)
В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли определения.
4.3. Прочитайте в учебнике §12 (стр.32-35). Выучите правило (стр.33).
5. Закрепление нового материала. Выполните тренировочные упражнения.
Задание 1. Понаблюдайте, как причастия образуются от глаголов. Выделите суффиксы причастий. Выполнить устно.
заклеенный – заклеить
выкачанный – выкачать
застреленный – застрелить
распиленный – распилить
слышавший – слышать
растаявший – растаять
запряженный – запрягать
развеянный – развеять
смотрящий – смотреть
зовущий – звать
звонящий – звонить
ведомый – вести
Задание 2. Распределите слова в 3 колонки, обозначьте суффиксы причастий (Выполнить письменно в рабочей тетради).
глагол | прилагательное | причастие |
|
|
|
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный, горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.
Задание 3. Выпиши словосочетания с причастиями, составь с ними предложения (Выполнить письменно в рабочей тетради).
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
Задание 4. Прочитай пословицы. Перепиши их. Подчеркни причастия как члены предложения. Объясни значение выделенной пословицы. (Выполнить письменно в рабочей тетради).
1) Пропущенный час годом не воротишь.
2) Обдуманное слово дороже жемчуга.
3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Чтобы оценить свою работу на уроке, предлагаю себе ответить на вопросы (устно):
1. Чему вы научились сегодня на уроке?
2. Что нового узнали? Что было уже известно?
3. Что на уроке показалось интересным?
4. Что оказалось самым трудным?
6. Выполните домашнее задание (Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова идр.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – М.: Поосвещение, 2013.-223с.: ил.):
1. Выучить правило (стр.33)
2. Выполнить (в рабочей тетради) упражнение 77 (стр. 34).
3. Выполнить тестовые задания в skysmart (ссылка https://edu.skysmart.ru/student/felezamehi)
7А класс
Русский язык
Урок №2. Тема «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»
Ц е л и: - вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных;
- познакомить учащихся с особенностями склонения причастий;
- формировать умение правильно писать окончания причастий.
УУД:
Личностные: умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Коммуникативные: эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Тип урока: объяснение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование:
1. Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.- стр.35-37, §13.
2. Рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Готовность к уроку. Приветствие.
Ребята! Давайте вспомним о причастии как части речи по опорной схеме (ОС):
- Причастие – это …
- Обозначает …
- Имеет признак прилагательного …
- Имеет признак глагола …
- Отвечает на вопросы …
- Синтаксическая роль …
- Например:
мальчик, читающий книгу = мальчик, который читает книгу
дом, построенный строителями = дом, который построили строители)
2. Орфографическая пятиминутка.
А теперь давайте поработаем со словарными словами.
Гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна, читать.
Запишите эти слова в свои тетради
Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с придуманными вами существительными.
(тень отражавшаяся; снег искрившейся).
Подберите причастия к существительным: калитка, колонна, гирлянда. (скрипящая калитка; белеющая колонна; мигающая гирлянда). Определите у причастий признаки прилагательных.
Преобразуйте глагол читать в причастие, подберите к нему существительное. (Читающий мальчик). А теперь давайте вместе просклоняем это словосочетание. Обязательно выделяйте окончания у причастия.
И.п. читающий мальчик
Р.п. читающего мальчика
Д.п. читающему мальчику
В.п. читающего мальчика
Т.п. читающим мальчиком
П.п. (о) читающем мальчике
3. Объяснение новой темы.
Ребята! Сегодня мы поговорим о том, как правильно писать окончания в причастиях.
3.1. Пройдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RVNJO5_2CH8&t=163s и просмотрите видеоурок!
3.2. Давайте рядом с этой колонкой просклоняем словосочетание с прилагательным, например, хороший мальчик.
И.п. хороший мальчик
Р.п. хорошего мальчика
Д.п. хорошему мальчику
В.п. хорошего мальчика
Т.п. хорошим мальчиком
П.п. (о) хорошем мальчике
Посмотрим внимательно на окончания причастия и прилагательного.
Что мы видим? (Окончания в обоих случаях одинаково).
Правильно: причастия склоняются как прилагательные.
Запишем в тетрадь: причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами (какой? какое? какая? какие?).
3.3. Прочитайте правило в учебнике (§13, стр. 36)
4. Первичное закрепление.
4.1. Задание 1. Поставьте данные сочетания слов в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа:
Выглянувший солнечный луч; приближающаяся грозовая туча; улыбающееся детское лицо.
И.п.
Р.п.
П.п.
(Перед написанием, рассуждаем: смотрим на окончание вопроса, затем на окончание прилагательного
лучи (какие?) солнечные и выглянувшие)
4.2. Задание 2. Написать словосочетания, выделить окончания причастий.
О блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно месяц; выглянувш..й луной, мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки, журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток; сотрудник, засидевш..йся на работе.
5. Итог урока. Рефлексия
Чтобы оценить свою работу на уроке, предлагаю себе ответить на вопросы (устно):
1. Чему вы научились сегодня на уроке? (Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами (какой? какое? какая? какие?)
2. Что нового узнали? Что было уже известно?
3. Что на уроке показалось интересным?
4. Что оказалось самым трудным?
6. Задание на дом.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.- стр. 35-37
1. Выучить правило (стр.36)
2. Выполнить (в рабочей тетради) упражнение 82 (см. учебник, стр.36).
3. Выучить словарные слова (см. учебник, стр. 35, 36) в тетрадь.
Благодарю за урок!
7А класс
Русский язык
Урок №3. Тема «Причастный оборот».
- Тип урока – урок объяснения нового материала.
- Цели урока:
- познакомиться с понятиями одиночное причастие и причастный оборот, зависимое слово и определяемое слово;
- научить графически обозначать причастный оборот в предложении;
- формировать умение устанавливать границы причастного оборота;
- познакомиться с правилами выделения причастного оборота на письме запятыми;
- понять разницу между зависимым и определяемым словами;
- научиться составлять предложения с причастным оборотом;
3. Оборудование урока:
3.1. Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова идр.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013 – стр. 37-40, §14
3.2. Видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=H8tE7wChEdA
3.3. Рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Готовность к уроку. Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сядьте, пожалуйста, прямо. Расправьте плечи! Давайте настроимся на работу и проверим свою готовность к уроку.
- Постановка целей урока
Откройте тетради. От последней работы отступите две строки. Подпишите число, классная работа. Тема урока – Причастный оборот. Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?
(Мы узнаем, что такое причастный оборот; научимся находить его в предложении, составлять предложения с причастным оборотом и расставлять знаки препинания в них).
- Актуализация знаний, проверка выполнения домашнего задания
- Выполняя домашнее задание, вы повторили изученный материал по теме «Причастие».
Дайте, пожалуйста, определение причастия (устно).
(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства имени прилагательного и глагола).
В чём состоит особенность этой части речи?
(Объединяет в себе признаки имени прилагательного и глагола).
Перечислите признаки прилагательного у причастия.
(Причастие, как и имя прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).
Назовите признаки глагола у причастия. (Возвратность, время, вид).
Форм какого времени не имеют причастия?
(Форм будущего времени).
На какие вопросы отвечает причастие?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?
(С именами прилагательными).
Как же отличить причастие от прилагательного?
(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).
Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.
Суффиксы причастий настоящего времени: -ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-).
Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).
- Сейчас вам представится возможность продемонстрировать свои знания. Вам предложены слова. Необходимо определить причастие это или прилагательное и занести их в таблицу.
Имя прилагательное | Причастие |
- Розовеющий (закат)
- Красные (пуговицы)
- Хорошие (отметки)
- Краснеющий (закат)
- Похорошевшая (девушка)
- Весенний (день)
- Заросший (пруд)
- Дорожный (чемодан)
- Белый (платок)
- Движущийся (объект)
- Горячее (молоко)
- Тёмная (ткань)
- Работа по теме урока: “Причастный оборот”
- Просмотрите видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=H8tE7wChEdA
- Прочитайте в учебнике стр.37.
- Запишите предложение в тетрадь:
Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.
Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.
(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала).
Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться?
(Волнистой линией. Будет являться определением).
Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти?
(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая).
Назовите зависимые слова.
(Над морем).
В русском языке причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Он подчёркивается как один член предложения. Как мы подчеркнём наш причастный оборот?
(Как определение, т.е. волнистой линией).
Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили?
(…блиставшая над морем…)
Найдите слово, которое описывается причастным оборотом.
(Луна).
Такое слово называется определяемым. Задайте от него вопрос к причастному обороту.
(Какая?)
Таким образом, определяемое слово - это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком.
- Запишите предложение в тетрадь.
Блиставшая над морем луна озаряла всё вокруг чудесным светом.
Выделите причастный оборот и определяемое слово.
(Причастный оборот: …блиставшая над морем... Определяемое слово: луна).
Сравните записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они знаки препинания?
(Оба предложения содержат причастные обороты и знаки препинания).
Как вы думаете, от чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?
(От местонахождения определяемого слова и причастного оборота).
Попытайтесь сформулировать правило постановки запятых в предложениях с причастным оборотом?
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Обозначьте знаки препинания в записанных предложениях.
- Проверим, как вы усвоили новый материал.
Алгоритм выполнения задания:
- Запиши предложение в тетрадь. Человек, читавший книгу, отвернулся. Читавший книгу человек отвернулся.
- Найди в нём причастие, выдели его суффикс.
- Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.
- Графически обозначь определяемое слово.
- Расставь знаки препинания.
Самопроверка правильности выполнения задания.
- Запишите предложения (в скобках укажите причастный оборот (ПО) или одиночное причастие (ОП))
- Таявший на солнце снег превратился в лужицу.
- Раненый капитан покинул строй.
- Блестящий предмет лежал на столе.
- Обиженный другом мальчик отправился домой.
- Я увидел поля, окружённые садами.
- Мы любовались наступившей весной.
- Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат.
Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
4.7. Спишите предложения с причастным оборотом. Измените место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.
1. Распустившиеся за день цветы были срезаны. –
2. Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. -
3. Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. -
Отличаются ли полученные предложения от исходных с точки зрения пунктуации?
(Да. В данных предложениях причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми).
Сформулируйте ещё раз правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
- Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала
На уроке вы познакомились с причастным оборотом. Дайте его определение.
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом).
Что такое определяемое слово?
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту).
Как обозначаются границы причастного оборота?
(Вертикальными линиями).
В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми (обособляется)?
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом).
Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?
(Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Каким членом предложения является причастный оборот?
(Определением).
Сегодня вы открыли для себя много новых знаний. Давайте обобщим их, составив синквейн “Причастный оборот”.
Причастный оборот
Обособленный, зависимый
Выделяется, зависит, подчёркивается
Причастие с зависимыми словами
Определение
VI. Рефлексия учебной деятельности
Я уверена, что наш урок запомнится вам надолго.
Вы считаете, что успешно поработали сегодня?
Что вам осталось непонятным?
Что ещё вы хотели бы узнать о причастии и причастном обороте?
VII. Информация о домашнем задании. Выставление оценок за урок
Домашнее задание:
1. Проработать §14 с. 37, 38 (Теория)
2. Выполнить упр. 88, 89 стр. 39, 40
3. (По желанию). Напишите сочинение-миниатюру “Мой талисман” (“Моя любимая игрушка”) с использованием причастных оборотов.
Спасибо за урок!
7А класс
Русский язык
Урок №4. Тема “Действительные и страдательные причастия”
Цели урока:
1. Ознакомиться с понятием действительных и страдательных причастиях.
2. Научиться различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
Задачи урока:
- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.
Оборудование:
- Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013 – стр. 43-45, §16
- Видео-урок: https://www.youtube.com/watch?v=pP0nWYf9ULw
- Рабочая тетрадь
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку. Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжаем изучение очень интересной части речи – причастия. Но перед тем, как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
II. Актуализация знаний.
- Что такое ПРИЧАСТИЕ? (причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию, проявляющийся во времени, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)
- Назовите морфологические признаки причастия. (Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.)
-Чем является в предложении? (в предложении причастие является определением)
-Когда обособляется причастный оборот? (если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми)
Выполните задание (устно). Четвёртый лишний
1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.
2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный
III. Изучение нового материала.
- Наблюдение (устно).
Ребята, мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания:
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с правилом в учебнике (см. стр.44). Выучите правило.
Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.
- Посмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=pP0nWYf9ULw
- Объяснение нового материала.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Яблоки, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены
Яблоки, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
- Выполнить упражнения. Давайте еще немного поучимся различать причастия.
Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие
Чтобы не ошибиться при определении причастий по признаку действия, даю вам подсказку:
Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!
Действительные причастия | Страдательные причастия | |
Настоящее время | -ущ (-ющ) – I спр. -ащ (-ящ) – II спр. несущий, поющий, держащий, смотрящий | - ом (-ем) – I спр. -им – II спр. ведомый, читаемый , гонимый |
Прошедшее время | -вш-, -ш- прочитавший ,нёсший | -ен-, -енн-, -нн-, -т- унесённый, прочитанный, вышитый, открытая |
Задание 1 (в тетради). Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Задание 2 (в тетради). Расставьте знаки препинания и определите вид причастий
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
V. Подведение итогов урока.
- Ребята, что-то новое узнали на уроке?
Оцените, пожалуйста, как вы усвоили тему урока и продолжите высказывания:
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Я испытывал затруднения в …
VI. Задание на дом:
- Выучить правило §15, стр.44
- Выполнить упражнение 101, стр.45
- (По желанию). Написать мини-сочинение: “Случай с моим четвероногим питомцем”
7А класс
Урок русского языка
Урок №5. Тема “Краткие и полные страдательные причастия”
Цели: -получить понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; научиться отличать краткие причастия от полных; повторить написание кратких прилагательных, одна и две «н» в суффиксах прилагательных.
Критерии успеха:
Я знаю, что такое страдательные причастия и как они образуются
Я могу рассказать, как образуются страдательные причастия полной и краткой формы.
Я могу выполнить упражнения, задания вместе с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Оборудование:
- Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013 – стр. 45-46, §17
- Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=39Kq2RfpMOE&t=5s
- Рабочая тетрадь
Тип урока: объяснение нового материала.
Эпиграф урока:
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль
Ход урока.
- Организационный момент.
Готовность к уроку. Приветствие.
Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим работать с причастием.
- Повторение изученного.
- Найдите ошибку при распределении причастий (устно)
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Читающий мальчик изучаемый предмет поющая девочка мигающими звездами бегущий спортсмен отсутствующий ученик публикуемые журналы | Проезжавших мимо производимые травы создаваемый проект омывающие скалы проверенный диктант освещающий дорогу |
- Повторите правильность написания -н-, -нн- в именах прилагатеьных:
Искусственный, каменный, карманный, клюквенный, серебряный, перронный, ранний, письменный, глубинный, голубиный, чугунный, шерстяной, экскурсионный, юный, румяный, утренний, туманный.
III. Изучение нового материала.
- Посмотреть видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=39Kq2RfpMOE&t=5s
- Прочитать в учебнике правило (см.стр. 45, §17)
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Прочитайте предложения:
- На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
- Статья была аккуратно вырезана.
- Каким членом предложения является полное причастие? Краткое?
- Как изменяются краткие причастия?
2. Запишите в тетради и запомните:
Полные причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам. | Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам. |
- Сколько –н- пишется в полных и кратких причастиях?
3. Посмотрите таблицу. Сделайте вывод о правильной расстановке ударений в полных и кратких страдательных причастиях.
Полные страдательные причастия прошедшего времени | Краткие страдательные причастия прошедшего времени | |||
Мужской род | женский род | средний род | мн. ч. | |
За́пертый | За́перт | Заперта́ | За́перто | за́перты |
По́днятый | По́днят | поднята́ | По́днято | по́дняты |
О́тнятый | О́тнят | Отнята́ | О́тнято | о́тняты |
Про́литый | Про́лит | пролита́ | Про́лито | про́литы |
Взя́тый | Взят | Взята́ | Взя́то | взя́ты |
Со́гнутый | Со́гнут | со́гнута | Со́гнуто | Со́гнуты |
Вывод о месте ударения в кратких страдательных причастиях: большинство кратких страдательных причастий, как и прилагательных, имеют ударение на основе в формах мужского, среднего рода и множественного числа и на окончании-а в форме женского рода.
— Какое причастие из записанных выше произносится не по правилу?
V. Закрепление и обобщение знаний
1. Образуйте от полных причастий краткие, составьте с ними словосочетания (запишите в тетрадь).
Воплощенный -
Расставленный -
Оформленный -
Вымытый -
Натертый -
Выбеленный -
Унесенный -
Проведенный -
Нарисованный -
Убежденный –
2. Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени (запишите в тетрадь).
Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Торжестве…а и таинстве…а тишина лесов; путники измуче…ы переходом; комиссии давно образова…ы; пустыня безжизне…а и таинстве…а; уроки выучены; острова затеря…ы в океане; шерсть запута…а котенком; едва намече…ы; дорожка дли…а; занавески повеше…ы; ворота отворе…ы.
4. Выполните упражнение 103 (см. стр.46)
7. Итог урока.
После изучения материалов урока ответьте на вопросы:
- Какие причастия могут иметь полную и краткую форму?
- Как изменяются краткие страдательные причастия?
- Какова их синтаксическая роль в предложении?
- Что общего и в чем разница между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными?
- Что общего между полными и краткими причастиями?
- Какая между ними разница?
В полных прилагательных и причастиях окончания могут состоять из двух или даже трех букв, а в кратких — из одной буквы или быть нулевым, полные прилагательные и причастия склоняются, краткие изменяются по числам и родам; полные прилагательные отвечают на вопросы какая? какой?, краткие прилагательные — каков? какова? каково? Краткие причастия — каков? и что сделано с предметом? (Трава скошена, дуб спилен, стаканы вымыты.) Общее между кратким прилагательным и причастием — в предложении выступают в роли сказуемого.
VI. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличается краткая форма причастий от полных?
- Какими морфологическими признаками обладают причастия в краткой форме?
- Что общего и чем отличаются от прилагательных?
- Какова синтаксическая роль кратких причастий?
VII. Домашнее задание.
§ 17, стр. 45-46, упр.104, стр 46
7А класс
Урок русского языка
Урок №9. Тема “Страдательные причастия прошедшего времени”
Цель урока:
- Формировать умение образования страдательных причастий прошедшего времени и написания их суффиксов.
- Закрепить знания о действительных и страдательных причастиях, их отличии; повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирований и совершенствования навыков и умений.
Оборудование урока:
3. Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.- стр. 55-57, §21
- Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=kB7iYLXVpTs&t=33s
- Рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный этап
Готовность к уроку. Приветствие.
Доброе утро, ребята! Давайте повторим основные определения и правила о причастии
II. Актуализация знаний
1. Прием «Верные – неверные утверждения» (Устно)
- Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)
- Верно ли то, что причастие имеет морфологические признаки глагола и прилагательного? (верно)
- Верно ли, что ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми? (верно)
- Верно ли, что правописание суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени зависит от спряжения глагола? (неверно)
- Верно ли, что правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени зависит от гласной глагольной основы? (неверно)
- Почему два последних утверждения неверные?
2. Распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы.
При выполнении задания отвечайте себе на вопросы:
- Какое это причастие?
- Какого времени?
- От чего зависит правописание суффикса?
- Назовите глагол в начальной форме.
- Определите, какую букву нужно вставить.
1) Дремл…щий великан; 2) гирлянда, колебл..мая ветром; 3) кол...щийся предмет; 4) колыш..щееся отражение; 5)туман, расстила..щийся над рекой; 6) море, успокои…ееся после бури; 7) едва вид..мое во мгле; 8) бор..щегося за свободу; 9) строи…ая школу бригада.
Проверьте себя. Ключ.
Действительные причастия настоящего времени: 1,3,4,5,8
Действительные причастия прошедшего времени: 6,9
Страдательные причастия настоящего времени: 2,7
III. Работа по теме урока.
3.1. Работа с художественным текстом.
Прочитайте текст.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».
- Какое настроение у вас рождают эти строки?
- Как понимаете фразу «и поэтическим чувством наполняется душа»?
- Какие изобразительно-выразительные средства рисуют картину красивого и печального русского леса?
- Почему автор использует много прилагательных, причастий? Найдите причастия, выпишите их.
- Правописание суффиксов каких причастий вам известно? (пожелтевшей, опавшая, пролетающие)
- В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов? (раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная)
- От каких глаголов они образованы? (раскрасить, наполнить, расцветить, назвать)
- Определите, какие это причастия? (страдательные причастия прошедшего времени)
3.2. Просмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=kB7iYLXVpTs&t=33s
3.3. Работа с учебником (§21 стр. 55, 56)
Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы.
1. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида)
2. С помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-)
Ребята, обратите внимание, что перед суффиксом –ЕНН- (ЁНН-) часто происходит чередование согласных:
Заметил - замеченный т//ч
Вырастил - выращенный ст//щ
Испек - испеченный к//ч
Наладил - налаженный д//ж
Запряг - запряженный г//ж
Разграфил - разграфленный ф//фл
Победил - побежденный д//жд
3.4. Ребята, вспомните, где вы уже встречались с трудностями в написании -н-, -нн-? В каких частях речи? (в именах прилагательных).
Словарная работа
Запишите слова, выделите суффиксы -н-, -нн- в прилагательных и объясните написание суффиксов.
Кожан(нн)ый, глинян(нн)ый, стеклян(нн)ый, осен(нн)ий, оловян(нн)ый, муравьин(нн)ый, промышлен(нн)ый, роскошн(нн)ый, песчан(нн)ый, цен(нн)ый, соломен(нн)ый, летн(нн)ий, туман(нн)ый.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени переходных глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-. Образование страдательных причастий прошедшего времени от глагольных основ на согласный сопровождается таким явлением, как чередование звуков и сокращение основы (конечная гласная основы выпадает перед суффиксами -енн- (-ённ-)): накормил -енн- накормленный (м/мл) обидел -енн- обиженный (д/ж). |
Если страдательное причастие прошедшего времени образуется от глагола на -еть, -ать- (-ять-), то перед суффиксом причастия пишется буква -е-, -а- или -я-: видеть – увиденный, послать – посланный, усеять – усеянный. Если причастие образовано от глагола на -ить, -сти, -чь, в суффиксе пишется -е- (-ё-): осушить – осушенный, привести – приведенный, увлечь – увлеченный. Под ударением -е- в суффиксе страдательных причастий переходит в -ё-: прекратить – прекращённый, наградить – награждённый. |
Буква -ё- сохраняется в суффиксе страдательных причастий и после шипящих под ударением: сражённый, вскипячённый, освещённый. |
IV. Закрепление материала.
Выполните упражнение 124, стр. 56.
V.Итог урока.
- От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида)
- С помощью каких суффиксов? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-)
VI. Рефлексия
Ребята, оцените, пожалуйста, как вы усвоили тему урока и продолжите высказывания:
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Я испытывал затруднения в …
VII. Домашнее задание
1. Выучить таблицу на странице 55, §21.
2. Выполнить упражнение 127 (обязательно для всех).
3. Выписать из художественной литературы 5 предложений со страдательными причастиями прошедшего времени (задание по желанию).
Спасибо за урок! До свидания!
7А класс
Урок русского языка
22.11.21
Урок №10. Тема “Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях”
Цель урока:
1. Ознакомиться с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
2. Сформировать практическое умение: верно определять гласную перед н;
3. Повторить правописание полных и кратких страдательных причастий
4. Ознакомиться со способами образования страдательных причастий, их суффиксами.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирований и совершенствования навыков и умений.
Оборудование урока:
1. Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.- стр.57, 58, §22
2. Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=2uYDt2t342o&t=11s
- Рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный этап
Готовность к уроку. Приветствие.
Доброе утро, ребята!
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы «Причастие».
Давайте проверим знания теоретического материала по теме «Причастие» (устно)
- Что такое причастие? Приведите примеры.
- Каким словосочетанием мы можем заменить любое причастие?
- Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?
- Какие причастия называются действительными? страдательными?
- По какой части слова мы можем узнать причастие?
Проверьте, как вы ранее усвоили правило написания н и нн в прилагательных (Выполнить в тетради)
Кожан(н)ый, глинян(н)ый, соломен(н)ый, песчан(н)ый, серебрян(н)ый, стеклян(н)ый, осен(н)ий, пустын(н)ый, станцион(н)ый, утрен(н)ий, старин(н)ый, длин(н)ый, водян(н)ой, весен(н)ий, камен(н)ый, деревян(н)ый.
Проверьте себя:
Кожаный, глиняный, соломенный, песчаный, серебряный, стеклянный, осенний, пустынный, станционный, утренний, старинный, длинный, водяной, весенний, каменный, деревянный.
- Вспомните как образуются страдательные причастия прошедшего времени, какие у них суффиксы? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида. В их оформлении участвуют суффиксы причастий -нн-, -енн- и -т-)
III. Объяснение нового материала.
- Просмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=2uYDt2t342o&t=11s
- Прочитайте в учебнике §22 (стр.57). Выучите правило.
- Образуйте от приведенных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени (полные и краткие) и объясните, какая гласная будет стоять перед суффиксами –н,-нн и от чего это зависит.
Рассчитать – _____________________ (рассчитанный, рассчитана)
Развеять – _______________________ (развеянный, развеяна)
Обидеть - ________________________ (обиженный, обижен)
Построить – ______________________ (построенный, построена).
- Сравните суффиксы глаголов и причастий.
- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия? (от гласной в суффиксе глагола, от которого образовано причастие)
IV. Закрепление нового материала.
1. Выполните упражнение 128.
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк…ный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; рекомендов…нная литература; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нные рядом дома; изобрет…нный прибор
3. Выполните упражнение 130. Определите глаголы, от которых образованы страдательные причастия прошедшего времени. Напишите их в скобках.
Образуйте от данных полных страдательных причастий прошедшего времени краткие, составьте с ними предложения, обозначьте синтаксическую роль кратких причастий (сказуемые).
Например: Выкаченное из гаража колесо (выкатить). Колесо выкачено.
Выкачанный из шины воздух (___________). Воздух __________.
Замешенное тесто (_____________). Тесто ___________.
Замешанный в преступлении человек (___________). Человек _____________ в преступлении.
Занавешенное окно (_____________). Окно ______________.
Развешанные картины (______________). Картины ____________.
Навешенная дверь (___________). Дверь ____________.
Выслушанные пожелания (________________). Пожелания ___________.
Высушенное белье (____________). Бельё ___________.
Застроенный микрорайон (____________). Микрорайон ___________.
Хорошо настоянный чай (______________). Чай хорошо ______________.
Рассеянные ветром тучи (__________). Тучи ___________ ветром.
Обратите внимание на то, что в кратких страдательных причастиях пишется одна буква н. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим на следующем уроке.
7.Выводы по уроку.
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
8. Рефлексия.
Ребята, оцените, пожалуйста, как вы усвоили тему урока и продолжите высказывания:
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Я испытывал затруднения в …
8. Домашнее задание.
1. Выучить правило (Стр. 57)
2. Выполнить упр. 129 (стр.58).
3. (По желанию) Написать мини-сочинение на тему: “Я верю (не верю) в приметы”
7А класс
Урок русского языка
Урок №11-12. Тема: “Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных”
Цель урока:
1. Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
2. Формировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных, добиться осознанного написания слов с Н-НН
3. Находить различия между причастиями и отглагольными прилагательными
4. Научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом;
5. Использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирований и совершенствования навыков и умений.
Оборудование урока:
- Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждения. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.- стр. 58-62, §23
- Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=6p37VNA_mck&t=5s
- Рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный этап.
Готовность к уроку. Приветствие.
Доброе утро, ребята! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Сегодня мы продолжим изучение большой, трудной, но очень интересной темы “Причастие”.
II. Актуализация знаний
Наш урок мы начнем с небольшой лингвистической сказки Феликса Кривина.
Всеми обижен…ое, всеми унижен…ое, никем не привечё…ое, почти не замече…ое — бедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время...
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое. находится при нём в качестве его дополнения.
— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.
— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н . Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите... А Причастие продолжает:
— И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего?
- О каких причастиях мы сегодня продолжаем разговор на уроке?
- Что вы знаете о них?
Давайте повторим основные правила образования страдательных причастий (материалы §21)
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени переходных глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-. Образование страдательных причастий прошедшего времени от глагольных основ на согласный сопровождается таким явлением, как чередование звуков и сокращение основы (конечная гласная основы выпадает перед суффиксами -енн- (-ённ-)): накормил -енн- накормленный (м/мл) обидел -енн- обиженный (д/ж). |
Если страдательное причастие прошедшего времени образуется от глагола на -еть, -ать- (-ять-), то перед суффиксом причастия пишется буква -е-, -а- или -я-: видеть – увиденный, послать – посланный, усеять – усеянный. Если причастие образовано от глагола на -ить, -сти, -чь, в суффиксе пишется -е- (-ё-): осушить – осушенный, привести – приведенный, увлечь – увлеченный. Под ударением -е- в суффиксе страдательных причастий переходит в -ё-: прекратить – прекращённый, наградить – награждённый. |
Буква -ё- сохраняется в суффиксе страдательных причастий и после шипящих под ударением: сражённый, вскипячённый, освещённый. |
Ребята, как вы видите из темы урока, речь сегодня пойдет о написании Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. А зачем нам необходимо изучить эту тему?
- Правильно! Для того, чтобы научиться грамотно писать самые сложные слова – причастия и отглагольные прилагательные.
III. Изучение нового материала.
1. Просмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=6p37VNA_mck&t=5s
2. Откройте учебники на §23 на стр.59, выучите правило №52 и прочитайте пояснения к нему.
Все это можно систематизировать в таблицу.
Остальные случаи: -Н- пишется в отглагольных прилагательных, если слово не оканчивается на –ованный, ёванный, -ированный, образовано от глаголов несовершенного вида, не имеющих приставки и зависимых слов.
- Ребята, вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН? В этом правиле много слов-исключений, написание которых нужно запомнить.
- Давайте закрепим еще раз, рассмотрев алгоритм написания -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
АЛГОРИТМ
ПАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
- От какого глагола образовано причастие?
СОВ. ВИД НН
НЕСОВ.ВИД Н (решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
НН Н
даННый обещаННый назваНый (брат)
делаННый штукатуреННый посажёНый (отец)
желаННый считаННый придаНое (невесты)
медлеННый обещаННый
чекаННый жемаННый
свящеННый
- Есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-
ДА НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)
Исключения
КоваНый, жёваНый (Н входит в состав корня)
- Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-
ДА НН (РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)
НЕТ Н, если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,
неждаННый, негадаННый,
неожидаННый, нечаяННый
- Приставки нет, а есть ли зависимое слово?
* ( в чём?) * (кем?)
ДА НН (жареННые в сметане грибы, коваННый мастером сундук)
СРАВНИТЕ И ОБЪЯСНИТЕ: жареНые (несов.в.) грибы
зажареННые (сов.в., есть приставка) грибы
жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)
IV. Закрепление нового материала.
- Выполните упр.131 (стр.59).
- Выполните задание и подумайте, как можно сгруппировать данные словосочетания:
Оконный проём; обеденный стол; выглаженный сарафан; печёное яблоко, сонное царство; копчёный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылённая одежда; телефонная книга; калёные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.
Заполните таблицу:
Прилагательные | Отглагольные прилагательные | Причастия |
Оконный проём | печёное яблоко | выглаженный сарафан |
- Выполните упр.137 (стр.61).
- Рефлексия
Ребята, оцените, пожалуйста, урок и продолжите высказывания:
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Я испытывал затруднения в …
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Выучите правило №52 §23 на стр.59
- Выполните упр.138 (стр.61) (для всех)
- По желанию (на выбор):
- Напишите сочинение-описание на тему «Мое любимое домашнее животное» с использованием страдательных причастий и отглагольных прил.
- Составьте и запишите свой кулинарный рецепт, использовав причастия и объяснив написание Н или НН:
суше...ые грибы нареза....ая кружочками колбаса расплавле...ый сыр варе....ое яйцо раската...ое тесто измельче....ые вяле…ые помидоры
УРОК ОКОНЧЕН.
ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на занятиях объединений
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на занятиях объединений...
ПАМЯТКА Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, ...
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...
«Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
В работе представлены методическме рекомендации по совершенствованию приемов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для повышения качества образования. Данный материал был ра...
Рябова Ю.В. Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В статье указывается на правовое обеспечение дистанционнх образовательных технология при реализации образовательных программ в РФ....
Практические аспекты реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
В статье рассмотрены практические формы образовательного процесса при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках профи...