Урок "насекомые и их знакомые"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Урок биологии в 7 классе по теме "Насекомые и их знакомы" с использованием технологии проблемного обучения и группового метода работы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насекомые и их знакомые

Слайд 3

Типы ротового аппарата

Слайд 4

Виды конечностей Бегательная Копательная Прыгательная Плавательная

Слайд 5

Бегательная и копательная конечность

Слайд 6

Прыгательная и плавательная конечность

Слайд 7

Типы развития насекомых Неполное превращение Яйцо Личинка Взрослое насекомое Полное превращение Яйцо Личинка Куколка Взрослое насекомое

Слайд 8

Выводы:



Предварительный просмотр:

Насекомые и их знакомые

Этапы урока:

1.Начало урока. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 1.Вступление: Добрый день уважаемые педагоги, родители и обучающиеся . Вашему вниманию я представляю фрагмент урока биологии по теме «Насекомые и их знакомые» с использованием технологии проблемного обучения и группового метода работы.

2. Показываю слайд № 1( слайды различных насекомых:

Жук, бабочка, муха, комар, кузнечик, жук-плавунец и др._

Вопрос 1: Какие животные представлены на слайде?

Вопрос 2: К какому типу относятся животные класса насекомые?

3. Давайте вспомним особенности животных этого типа.

4. Да, всё верно. Современная наука – энтомология  - наука о насекомых, утверждает, что насекомых на Земле насчитывается примерно половина от общего количества животных на земле. Слайд № 2

На долю этих живых существ приходится 90% населения всей нашей планеты.. Открыто и описано около 2 млн.видов (многие ещё не открыты и не описаны) .

5. Вопрос – проблема Как вы думаете, почему так получилось, что насекомых на планете больше всего? Скорее всего, на всем протяжении существования жизни на земле, именно насекомые обладали и обладают наибольшим преимуществом перед остальными представителями животного мира. В чем же заключаются эти преимущества?

6. Давайте выдвинем гипотезы:

Если  затрудняются ответить , показать картинки некоторых представителей, но не все (комар, жук) , а какие ещё?

Так же и с конечностями

Так же с имаго и личинками.

7. Сегодня нам предстоит доказать наши гипотезы. Для этого мы будем  работать  по группам .

Группа I – Вам даны картинки  –  с изображением представителей класса насекомых. Необходимо их  распределить по видам ротового аппарата, выяснить,  с чем связана такая его особенность строения, чем могут питаться эти  насекомые.

Группа II – Вашей группе также даны картинки с представителями насекомых , с помощью которых предстоит выяснить, как видоизменяются конечности в зависимости от среды обитания.

Группа III – Вашей группе предстоит поработать с текстом «Типы развития насекомых» и выяснить, какие типы развития насекомых существуют и  почему в процессе эволюции так сложилось, что некоторые из них развиваются с метаморфозом, а некоторые без метаморфозы?

На работу отводится 4-5 минут.

Вывод 1 группы: пищевые ресурсы различные, что устраняет конкуренцию между различными видами.

Вывод II группы: видоизменения конечностей, как адаптация к различным средам, что позволяет устранять конкуренцию между видами.

Вывод III группы: Насекомые, имеющие различные  стадий развития при полном превращении имеют и различный ротовой аппарат, так как питаются различными пищевыми ресурсами что и исключает конкуренцию в среде обитания и внутривидовой борьбе за пищу.

ОБЩИЙ ВЫВОД. Так почему же насекомые занимают господствующее положение на планете среди животных:

  1. Освоили разные среды обитания.
  2. Есть приспособления в строении конечностей к различным средам обитания.
  3. Ротовые аппараты, приспособленные к различным пищевым ресурсам.
  4. Высокая плодовитость и обилие способов размножения.

Смотрят фото.

Ответ – насекомые?

Ответ - Тип членистоногие.

Ответы: -  сегментация тела

- отделы тела – голова, грудь,                брюшко.

- наличие сегментированных конечностей

- наружный хитиновый покров (Скелет)



  1.  Освоили все среды жизни перечисляют
  2. Особенности размножения и развития, снижающие конкуренцию.
  3. Особенности адаптаций ротового аппарата, снижающие конкуренцию между видами
  4. Особенности строения конечностей, позволяющие освоить определённую экологическую нишу
  5. Размеры тела и окраска, позволяющие прятаться в укромные места, укрытия

Выводы 1 группы:

  1. Грызущий – лист – кузнечик, жуки – растительная и животная пища
  2. Колюще-сосущий – комар – кровь животных
  3. Сосущий – бабочки, пчелы – нектар
  4. Лижущий – муха – жидкая пища, при разложении растительных и животных организмов.

СЛАЙД № 3

Вывод: пищевые ресурсы различные, что устраняет конкуренцию между различными видами.

Выводы II группы:

  1. Бегательные – жуки – наземно-воздушная среда.
  2. Копательные – медведка – почва
  3. Прыгательные – кузнечик, блоха - наземно-воздушная, организменная среды.
  4. Плавательные – жук-плавунец – водная

СЛАЙД № 4-5-6

Вывод: видоизменения конечностей, как адаптация к различным средам, что позволяет устранять конкуренцию между видами.

Выводы III группы:

  1. Не полное превращение : яйцо –личинка - взрослое насекомое – кузнечик, саранча
  2. Полное превращении: яйцо – личинка – куколка – имаго – бабочки, жуки, комары, пчелы.

СЛАЙД № 7

Вывод III группы: Насекомые, имеющие различные  стадий развития очень плодовиты и при полном превращении имеют и различный ротовой аппарат, так как питаются различными пищевыми ресурсами что и исключает конкуренцию в среде обитания и внутривидовой борьбе за пищу

Эти животные обитают везде – под землей и на поверхности, в воде и на суше, в воздухе и в пресных водах. Их можно встретить и в жарких тропических лесах, и в местах, скованных вековым льдом. На долю этих живых существ приходится 90% населения всей нашей планеты. Почему так получилось, что насекомых на планете больше всего? Скорее всего, на всем протяжении существования жизни на земле, именно насекомые обладали наибольшим преимуществом перед остальными представителями животного мира. Основные преимущества. Представители самой многочисленной группы животных на земле способны в случае неблагоприятных условий использовать укрытия, которые недоступны для более крупных животных. Многие насекомые обладают способностью летать, а значит, способны преодолевать расстояния и успешно обживаться на новых территориях. Насекомые обладают способностью очень быстро бегать, благодаря развитой поперечнополосатой мускулатуре и членистым конечностям достигается высокая подвижность. Тело насекомых защищено от ультрафиолета и механических повреждений многослойной хитинизированной кутикулой. Наружный слой оболочки содержит воскоподобные и жировые вещества. На прогрессивном развитии насекомых непосредственным образом сказывается высокая плодовитость и обилие способов размножения. Благодаря тому, что во время онтогенеза животное переходит из одной области обитания в другую, снижается внутривидовая борьба за пищу. К примеру, сначала личинка обитает в водной среде, затем, по мере взросления переходит в наземно-воздушную. Так происходит у комаров, стрекоз и многих других. У особей, принадлежащих самой многочисленной группе животных, хорошо развита нервная система. Они наделены уникальными органами чувств, а богатый опыт предыдущих поколений нашел выход в инстинктах, определяющих манеры поведения в обществе себе подобных.

Источник: http://topkin.ru/best/priroda/samaya-mnogochislennaya-gruppa-zhivotnykh-na-zemle/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомьтесь,это я!

Вы можете познакомиться со мной поближе.Узнать чем я увлекаюсь,что люблю делать....

Презентация. Знакомим детей с геометрическими фигурами. Игра "Нарисуй картинку"

В презентации представлены игры с плоскостными геометрическими фигурами для детей дошкольного возраста. Игры имеют разную степень сложности, поэтому в нее могут играть дети 3-7 лет....

Урок - портрет"Знакомьтесь, Марина Цветаева".

Первый урок по творчеству М.Цветаевой в 11 классе. Цель: воссоздать творческий портрет поэтессы., воспитывать любовь к Родине....

"Незнайка знакомится с балетом."

Конспект урока по музыке во 2 классе....

Проект " Учить немецкий - знакомиться со страной и людьми"

Проект направлен на усиление практической направленности обучения иностранному языку и на получение дополнительных знаний о Германии. В ходе работы учащиеся знакомятся с ландшафтом, достопримеча...

Проект " Учить немецкий - знакомиться со страной и людьми"

Проект направлен на усиление практической направленности обучения иностранному языку и на получение дополнительных знаний о Германии. В ходе работы учащиеся знакомятся с ландшафтом, достопримеча...

Англо-говорящие страны.Знакомимся с Австралией.

Англо-говорящие страны.(Австралия)....