Опорный конспект по теме "Тип Иглокожие"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Бурова Светлана Сергеевна

Опорный конспект по теме "Тип Иглокожие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt._tip_iglokozhie.docx646.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Иглокожие

        Иглокожие – обширная (около 5 000 видов) группа морских донных животных. Иглокожие приобрели ряд следующих характерных черт (ароморфозов):

1) Радиальная (лучевая) симметрия. При этом предки их были двусторонне симметричными. Лучевая симметрия же сформировалась как приспособление к малоподвижному, сидячему образу жизни.

2) В подкожном слое развивается скелет из известковых пластинок с торчащими на поверхности тела шипами, иглами и т.п.

3) Вторичная полость тела (целом) дифференцируется на ряд уникальных систем, в том числе амбулакральную (водно-сосудистую) систему.

4) Нервная система примитивна и частично залегает в подкожном слое.

        Тип Иглокожие включает несколько классов, среди которых самые важные Морские лилии, Морские звезды, Офиуры, Морские ежи, Голотурии. Разберем строение иглокожих на примере морских звезд.

Класс Морские звезды

        Морские звезды встречаются на разных глубинах – одни виды живут на глубинах в тысячи метров, другие – у самых берегов, оставаясь иногда во время отлива по нескольку часов без воды. Звезды во многих отношениях выносливы, но крайне чувствительны к степени солености воды, нуждаясь в нормальной океанической солености (около 3%). Поэтому они отсутствуют в Черном и Балтийском морях.

http://www.zoofirma.ru/images/stories/news/09-11/1/zvezda2.jpg

        Звезды могут достигать больших размеров, до 70 см и более от конца одного луча до конца противоположного луча. Нередко ярко и пестро окрашены. Число видов – более 1700.

Тело морских звезд имеет вид 5-лучевой звезды, в котором различают центральный диск и 5 лучей, или рук. Однако встречаются звезды, имеющие более 5 лучей: с 6, 9, 11, 13 лучами и более.

Тело звезды сплющено по направлению оси симметрии. В центре одной из плоских сторон помещается рот (оральная сторона), в центре другой – порошица (аборальная сторона). Животное ползает по дну ртом книзу. Ползание совершается при помощи особых отростков – амбулакральных ножек на нижней (оральной) стороне каждого луча.

В подкожном слое развивается известковый скелет, который развит сильнее на ротовой, оральной стороне тела. От поверхности скелетных пластинок отходят шипы, небольшие известковые иглы и т.д.

ПС начинается в центре оральной стороны диска ртом, который окружен мягкой кольцевой губой. Особые органы захвата и измельчения пищи отсутствуют. Рот сообщается при помощи короткого пищевода с большим складчатым мешковидным желудком, занимающим внутренность диска. Желудок переходит в короткую и узкую заднюю кишку, открывающуюся в центре аборальной стороны диска. У некоторых звезд порошица отсутствует, и задняя кишка замкнута слепо. От желудка в целомы лучей отходят 5 пар длинных слепых впячиваний, усаженных боковыми выростами. Это печеночные мешки, в изобилии выделяющие пищеварительный сок.C:\Users\HOME\Desktop\kartinki-morskaya-zvezda-5.jpg

Звезды – большие хищницы. Они питаются различными беспозвоночными, но главным образом нападают на малоподвижные формы, например, на двустворчатых моллюсков, морских ежей и др. Мелкую добычу звезды глотают целиком, а для овладения крупной выворачивают через рот желудок и облекают им добычу. Переваривание еды, таким образом, идет вне тела. Собираясь на устричных отмелях, звезды истребляют большие количества моллюсков.http://dic.academic.ru/pictures/enc_biology/animals/ris._2_124.jpg

НС примитивна. Она залегает почти целиком в коже. Главная часть центральной нервной системы состоит из околоротового нервного кольца и отходящих от него 5 радиальных нервов, располагающихся на нижней (оральной) стороне. Кроме главной нервной системы глубже в теле морской звезды находятся еще 2 дополнительные аналогичного строения.

Поверхностная (главная) нервная система отвечает за восприятие информации из внешней среды, а обе глубинные обеспечивают движение животного. При этом околоротовое кольцо является координирующим центром.

ОЧ. Органами осязания служат амбулакральные ножки, а также 5 коротких щупалец на концах лучей. У основания щупалец лежит по глазку, глазки устроены просто и способны определять только степень яркости света. Также у морских звезд есть чувство обоняния.

Амбулакральная система обеспечивает движение. Амбулакральная система представляет из себя систему каналов, наполненных водянистой жидкостью. Она начинается на аборальной стороне диска мадрепоровой пластинкой. Поры пластинки ведут в особый каменистый канал, стенки которого содержат известь. Канал спускается к оральной стороне тела и здесь впадает в околоротовой кольцевой канал, залегающий под желудком. От кольцевого канала берут начало 5 радиальных амбулакральных каналов, дающих боковые веточки. Каждая веточка посылает к нижней стороне ножки.

Амбулакральные ножки – полые, очень растяжимые мускулистые выросты, снабженные на свободном конце маленькой присоской. Ножки сидят в 2 или 4 ряда на нижней стороне ножки. Движение осуществляется следующим способом. Жидкость амбулакральной системы вгоняется в радиальный канал луча, расположенного по направлению движения звезды. Из канала жидкость поступает в ампулы и при их сокращении перегоняется ножки, которые вследствие этого сильно вытягиваются по направлению движения. Вытянувшиеся ножки пристают присосками к субстрату. Затем мускулатура ножки сокращается, жидкость из ножек выталкивается в соответствующие ампулы, а сами ножки сильно укорачиваются. http://biology.slovaria.ru/be/klass-morskiye-zvezdy-asterdea-h.jpg

В результате животное несколько подтягивается на присосавшихся ножках. Далее ножки отцепляются от субстрата, сокращением ампул в них вновь вгоняется жидкость, они вытягиваются в сторону движения, и все повторяется сначала.

Возможно движение и на прямых напряженных ножках, как на ходулях.

Вода в амбулакральную систему попадает снаружи через поры мадрепоровой пластинки.

Скорость движения морских звезд невелика – не более 5- 8 см/мин.

ДС. Амбулакральная система играет некоторую роль и в дыхании звезд, но главными органами дыхания служат кожные жабры. Это короткие тонкостенные выпячивания стенки тела, в которые заходит продолжение целома. Они имеются главным образом на спинной (аборальной) стороне тела животного. Через стенки жабр кислород, растворенный в морской воде, переходит в целомическую жидкость.

КС упрощена и представляет собой систему карманов (лакун) между клетками тела. Также имеется околоротовое кровеносное кольцо.

ВС. Специальные органы выделения отсутствуют. Образующиеся продукты обмена веществ выводятся наружу при помощи амебоидных клеток, рассеянных в полости тела.

C:\Users\HOME\Desktop\142524_html_523671ed.jpg


ПолС устроена просто. Морские звезды раздельнополы. Половые железы имеют вид ветвистых гроздевидных мешочков, залегающих в основании лучей. Через короткие каналы между лучами половые продукты выводятся в окружающую воду, где и происходит оплодотворение.

Морские звезды обладают высокоразвитой способностью к регенерации. На месте оторванного луча вырастает новый. Отрезанный луч некоторых звезд способен восстановить на поврежденном конце новую звезду. У некоторых звезд процесс распадение животного на отдельные лучи и последующей регенерации приводит к бесполому размножению.

http://dic.academic.ru/pictures/enc_biology/animals/ris._2_144.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....