Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)
методическая разработка (8 класс) по теме

Зайцева Елена Николаевна

 

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках   технологии     с помощью опорных  конспектов."  В процессе изучения предмета «Технология» учащиеся должны не только научиться изготавливать простые изделия ,но и знать технологию его изготовления , в данном выступлении описаны способы развития пространственного мышления  и воображения учащихся необходимые для запоминания технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках   технологии     с помощью опорных  

                       конспектов.

              (выступление с методического объединения)

В процессе изучения предмета «Технология» учащиеся должны не только научиться изготавливать простые изделия ,но и знать технологию его изготовления. В процессе изучения раздела «Проектирование и изготовление

одежды» учащиеся должны уметь решать технологические задачи.

Успех в решении таких задач зависит от уровня технологического мышления, которое предполагает не только развитие наглядно –действенного  мышления и практического мышления, но и сформированности  у учащихся пространственного воображения.

Пространственное воображение – это прежде всего умение представить плоское изображение как фигуру или деталь, а графическое или схематическое изображение как способ деятельности. Для технологическо-

го мышления характерна четкость и логичность рассуждений, точность символики, умение наблюдать, анализировать и объяснять наблюдения.

Решение технологических задач состоит в разработке технологий, отвечающих определенным требованиям. Если у учащихся слабо развито пространственное мышление , необходимо условие задачи или задание проиллюстрировать. Таким материалом может служить опорный конспект по изготовлению швейных изделий.

Такие конспекты необходимы на уроках «Технологии» уже с 5 класса, когда учитель сталкивается с рядом трудностей и противоречий при работе с пятиклассниками:

  1. С одной стороны , требование от учащихся самостоятельной работы, с другой –отсутствие у ребенка умения самостоятельно работать.
  2. С одной стороны, требование осознанного усвоения материала, глубокого его осмысления, с другой стороны – привычка учащихся заучивать материал ради оценки.
  3. С одной стороны, перед учителем стоит задача формирования у учащихся технологического мышления, с другой – даже к окончанию основной школы многие учащиеся имеют слабо развитое технологическое мышление, плохо владеют специальной терминологией.

Причиной вышеперечисленных проблем является то, что основной способ усвоения материала в начальной школе – запоминание и заучивание наизусть, а начиная с 5 класса учащиеся должны на уроках «Технологии» усвоить много новых понятий, технических терминов, новых способов деятельности, причем не только все это запоминать , но и осмысливать.

Многим из учащихся это трудно, и первый показатель неблагополучия – снижение успеваемости по предмету и снижение интереса к предмету.

Опорные конспекты которые применяются на  уроках при изучении раздела

«Изготовление швейных изделий» позволяют избежать таких проблем.

Кроме предложенных В.Ф.Шаталовым приемов при составлении опорных конспектов, рекомендуется выделить базовые обозначения, на основе которых создается большинство символов. К пониманию символических символов надо подводить учеников постепенно так , чтобы они осмыслили то или иное символическое обозначение или пришли к нему сами на основе собственных логических умозаключений. ( таблица 1)

Опорные конспекты по своему содержанию способствуют :

1.Развитию у учащихся пространственного мышления.

2.Позволяет учителю наглядно и концентрировано представить весь

  материал учащимся класса и обратить внимание на наиболее важные   моменты изучаемого материала.

3.Опорные конспекты позволяют проводить опережающее обучение объединять однородный или тесно связанный учебный материал.

4.Сокращается время на изучение теории, больше времени остается на   практическую работу.

5.Учащимся приходится многократно проговаривать вслух используемые символические обозначения , а это постепенно приводит к полному осмыслению материала.

Работа с символическими обозначениями и опорными конспектами на уроках ведет к развитию внимания у учащихся, росту темпа работы и конечно к развитию технологического мышления.

 



Предварительный просмотр:

     План – конспект открытого урока по ИЗО  по теме

                «Архитектурные памятники России».

                 Цели :

                1.Сформировать представление об архитектуре Руси

                    на примере  музея – заповедника Кижи и Трифонова монастыря

                    Кировской области.

                2.Сформировать представление о крестово – купольном храме  как

                   образе  космоса.

                3. Воспитывать любовь к Родине , ее культуре.

                4. Развивать творческую и познавательную активность.

               Оборудование и материалы:

                репродукции и иллюстрации с  изображением архитектуры Руси ;

                схемы- рисунки одноглавого храма;

                магнитная доска с набором магнитов;

                литературный ряд – стихи Д.Блынского;

                презентация  «Архитектурные памятники  Руси» (приложение 1)

                      План урока.

1.Сообщение цели урока.

2.Беседа об архитектуре Руси.

3.Рассказ об Успенском соборе Трифонова монастыря Кировской  

   области.

4.Знакомство с устройством Русских храмов.

5.Просмотр презентации.

      Сегодня на уроке мы поговорим об архитектурных памятниках Руси –

      это памятник деревянного зодчества – Преображенская церковь в Кижах  и  каменном памятнике                

      нашей области – Успенском соборе Трифонова монастыря.

      Познакомимся с устройством  русского храма и устройством крестово – купольной конструкции.

      Итак, особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура.

      К сожалению до нас дошли не все архитектурные сооружения того времени ,а

       многие сохранились в искаженном виде.

      Дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества. Русские зодчие рубили  

      храмы из отборного леса. Храм – культовое здание для выполнения религиозных обрядов,  

      основным   типом храма является  - христианская церковь. История не сохранила имен первых  

      древнейших  зодчих Руси , первые известные  имена относятся к Х в.  (Миролег и Ждан – Никола

       –   знатные мастера из Киева).

      Таким мастерам посвящено стихотворение Дмитрия Блынского.

      В грубые передники одеты –

      У кого в деревне не спроси

      Вечно мои прадеды и деды

      Плотниками были на Руси.

                     Не на нас ли с малолетства глядя,

                     В руки брали сыновья топор.

                     Потому и мастерами дяди

                     Значатся в округе до сих пор.

       Сколько обтесал отец мой бревен!

       Вот они встают передо мной:

       Друг за другом положить их вровень –

       Был бы опоясан шар земной.

                      На земле стоят дома и хаты.

                      Где б я ни был, я как дома в них:

                       Может, здесь стучал топор когда – то

                       Одного из родичей моих.

       Разве мы когда-  нибудь забудем

       То , чем родословная жила,

       Коль несли крупицу счастья людям

       Вздох пилы и поворот сверла.

                        Пусть пора иная наступила,

                        Век электропил – твоя пора!

                        Только родились электропилы

                        От простой пилы и топора.

             

      До наших дней деревянных построек сохранилось немного.

      Среди них – музей – заповедник Кижи (показ иллюстраций).

      Остров Кижи  один из 1650 островов Онежского озера. На нем находится памятник деревянного  

      зодчества – Преображенская церковь. Она была построена в 1714 году из бревен без единого  

      гвоздя с   22 чешуйчатыми куполами. К югу от нее находится Покровская церковь, построенная  в

      1764 году. Кижский ансамбль создавался в течении полутора веков. Преображенская церковь  

      ставилась на   подушке, сложенной из камней. Ее высота до креста достигает 35 метров, общий вес

      храма предположительно 60 тонн. Все работы велись в ручную, примитивными орудиями труда –  

      топором и   ручной пилой.

      До наших дней дошла легенда о том, что Нестор, строивший церковь Преображения Господня,  

      после завершения работы забросил  свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже никогда

       не   построит.

      Главным украшением церкви были иконостас и роспись потолка. В середине xv  в. иконостас    

       полностью переделали. Первоначальное убранство храма почти полностью погибло в годы ВОВ.  

       От него сохранилось только несколько икон.

       Преображенский собор был действующим до 1937 года, а Покровская церковь работала и в годы

       ВОВ. В конце 1950  начале 1960 годов был создан Кижский музей –  заповедник. С 1995 года на  

       Кижах началось постоянное богослужение в старинных храмах.

       (запись дат учащимися с доски в рабочие тетради)

       Есть архитектурные памятники и в нашей Кировской области – Успенский собор Трифонова  

       монастыря.(показ фото монастыря ). Монастырь гр.слово – келья отшельников это

       общины монахов (муж.монастырь) или монахинь (жен.монастырь) принимающих единые правила  

       жизни.

      18 января 1580 года в Слободской прибыл монах Трифон, который подыскивал место для  новой  

       обители. В Хлынове он узнал, что вятчане давно желают устроить в своем городе  

       монастырь. Трифон присмотрел местечко за речкой Засорою у городского кладбища и подал

       письменное прошение земским судиям, к царю Ивану Грозному и митрополиту Антонию с

       просьбой об открытии монастыря.

 Весной 1580 года разрешение было получено и летом 1581 года был построен деревянный     Благовещенский храм , а сохранившийся до наших дней Успенский собор построен в 1689 году.        Церковь хранит иконы подаренные Трифону в Москве , многие иконы украшены драгоценными  камнями;  очень дорогие и уникальные церковные одеяния из парчи, бархата отделанные  золотыми , серебряными нитями и жемчугом. А  Трифонов монастырь уникален еще и своими   родниками со святой водой (показ иллюстраций и фото).

       На кладбище у стен Успенского собора были захоронены известные вятские историки – краеведы,  

       а в стенах монастыря долгое время располагалось первое и единственное учебное заведение

       готовившее священнослужителей в храмы города и всей вятской епархии.

 Как же был устроен русский храм и деревянный и каменный тех времен? С принятием      христианства на Руси в качестве образца был заимствован  крестово- купольный тип храма .

       В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей

       нередко изображали звезды на синем фоне. (показ фасада одноглавного храма с синими куполами

       и звездами)

       Крестово- купольная конструкция – 2 пересекающихся под прямым углом свода- была

       Заимствована  из Византии. В плане храма эти своды образуют крест – фигуру, символическую  

 для  христианства.

       На месте пересечения сводов водружался купол, который поддерживался световым  

       арабаном.(показ на магнитной доске)

       Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше в нем  

       было опорных столбов.

       Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары.

       Слово закомары произошло от древнего «комара» - свод. Венчали храм купола. Их форма    

       менялась. Древнейшие , яйцевидные купола, заимствовали из Византии,

       Шлемовидные – очень похожи на современные.

       В московском зодчестве больше прижились луковичные.

      ( показ  фотографий на магнитной доска и рассматривание на раздаточном материале).

       Давайте каждый в свои тетради зарисует формы куполов это нам потребуется на следующий  

       урок.

      (зарисовка в тетрадь видов куполов)

       Количество куполов было разным: У церкви Покрова на Нерли -1,а у деревянной

       Преображенской   церкви в Кижах – 22.(зарисовать виды куполов)

       Храм всегда ставился  алтарем на восток – навстречу солнцу.

       Снаружи восточную часть легко узнать по АПСИДАМ – полуцилиндрам –

 выступам , в которых размещается алтарь. Их количество зависит от размеров храма , но оно   всегда  нечетное.

       С западной стороны в древних храмах устраивался ПРИТВОР. Здесь во время службы находились  

       те, кому за совершенные грехи временно запрещался вход в храм, а также готовящимся принять  

       крещение.

       В нутрии храма алтарь в древние времена был отделен невысокой преградой, уставленной  

       иконами. Позже преграда превратилась в высокий русский  ИКОНОСТАС.(показ  люстраций

       иконостасов)

       В глубине алтаря находится главная святыня храма – ПРЕСТОЛ. Это четырехугольный каменный  

       Стол, символизирующий «гроб Господень». Иногда в основании  храма имелись глубокие

       подвальные  помещения – ПОДКЛЕТИ, где устраивались захоронения знатных людей.

       Самый  знаменитый  русский некрополь находится в подклети Архангельского собора  

       Московского Кремля. Там покоятся почти все русские цари допетровского времени. В Успенском

       соборе Трифонова монастыря в подклети покоятся захоронения Трифона – основателя монастыря.

       Вот так устроены русские храмы.

 

А сейчас давайте посмотрим небольшую презентацию про музей – заповедник  в Кижах и Успенский собор  Трифонова  монастыря нашей области.

      Музей –заповедник  вы  увидите только снаружи. А вот  Успенский собор  внутри и снаружи, то  

      есть увидите территорию Трифонова монастыря.

     ( Приложение 1)

      Итак ,наш урок подходит к концу назовите пожалуйста:

      - деревянные памятники архитектуры   Руси с которыми вы познакомились?

      - каменные памятники России и нашей области?

       - виды куполов.

      Спасибо всем за работу.

 Конспект   открытого  урока   по  ИЗО  в  8  классе

                по  теме      

  «Архитектурные

        памятники  России»  

     

                                 

                                                                                          Конспект урока

                                                                                             подготовила и

                                                                                     провела  Зайцева Е.Н.

                                                                                      учитель технологии

                                                                                     МОУ Заборская ООШ

                                    2008 -2009 год

   

 

                 Используемая  литература:

    1.Поурочное планирование в 8 классе по

      программе Неменского.            2.«Архитектурные памятники России»-

справочник школьника. И.В.Синова

  1. «История города Вятки»  

В.А. Бердинских.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов, воспитателей ДОУ, родителей...