УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ "ПРИРОДА – ЛУЧШАЯ АПТЕКА"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Знакомство с растениями, обладающими целебными свойствами; познакомить с правилами их сбора и хранения, увязать применение лекарственных растений с некоторыми медицинскими сведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПРИРОДА – ЛУЧШАЯ АПТЕКА»

Нет такого растения, которое не являлось

бы лекарственным. Нет такой болезни, которую

 нельзя было бы вылечить растением.

Восточное изречение

Цель: углубить и расширить знания о ценности лекарственных растений, полученные на уроках биологии; сформировать у школьников бережное отношение и любовь к природе; выработать экологическую культуру; дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.

Задачи: познакомить с растениями, обладающими целебными свойствами; познакомить с правилами их сбора и хранения, увязать применение лекарственных растений с некоторыми медицинскими сведениями.

Оборудование: гербарные экземпляры, травы, цветки, плоды, рисунки, открытки, фотографии редких и охраняемых видов целебных растений. Выставка лекарств, которые получают из растений и высушенных лекарственных трав (настойки, капли, мази).

Столы: первый – с названием «Витамины» (на столе горка частей растений, содержащих витамины: морковь, рябина, капуста, зеленый горошек и т.д.); второй – с названием «Фитонциды» (на столе – фитонцидные растения: лук, чеснок, редька и др., а также комнатные растения); третий – с названием «Знаешь ли ты эти растения?» (на столе – букеты сухих и живых лекарственных растений). Классная стеная газета с полезными советами «Лечение травами». Рядом раскладной стенд «Лекарственные растения нашего села».

Ход урока

Учитель. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лечебных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают в результате сбора дикорастущих растений.

Среди обычных растений, которые растут в лесах, на полянах и лугах, по склонам гор и на обочинах дорог, много лекарственных. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды и кашля, от болезни почек и сердца; есть растения, обладающие кровоостанавливающими, отхаркивающими свойствами, улучшают аппетит, помогающие при заболевании желудка. (Предлагает одному из учеников сделать небольшое сообщение об истории использовании лекарственных растений).

Ученик. История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Так, еще до нашей эры широко использовали лекарственные растения жители Юго-Восточной Азии. В книгах о травах, датированной 2600 г. До н.э., перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения.

В России лекарственные травы стали широко применятся в ХVIIв., когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию.

В 1654г. в Москве была создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей. Лекарственные растения разводили в аптекарских огородах-садах. По приказу Петра I такие «аптекарские огороды»  появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Большой «аптекарский огород» был создан в 1714г. в Санкт-Петербурге. В 1823г. он был преобразован в Императорский ботанический сад. В 1930г. сад был передан академии наук СССР (ныне РАН) – центру ботанической науки в нашей стране.

Учитель. Для изучения лекарственных растений в нашей стране создан специальный институт – ВИЛАР. В его ботаническом саду свыше 1500 растений.

У всех народов сведения о способности растений вылечивать разные болезни передаются из поколения в поколение. Эти сведения всегда интересуют специалистов. В лабораториях ученые тщательно изучают химический состав и лекарственные свойства растений. Химические свойства, которые обуславливают целебные свойства растений, весьма разнообразны. Например, тысячелистник, валериана, сосна и другие ароматические растения выделяют различные летучие вещества. Часто это эфирные масла. Одни из них убивают болезнетворные микробы, другие обладают болеутоляющим или отхаркивающим свойством.

Специалист ВИЛАР. В некоторых растениях (белена, дурман) содержатся вещества, называемые алкалоидами, в других (например, наперстянка, ландыш) – гликозиды. В больших дозах эти вещества, как правило, ядовиты, а в малых они используются для лечения болезней сердца, нервной системы. При желудочно-кишечных заболеваниях, ожогах применяют растения, которые вырабатывают вяжущие дубильные вещества. Их много в коре и листьях скумпии кожевнной, плодах черники, граната. Растения, содержащие горечи (полынь, корень одуванчика), помогают больным, страдающим отсутствием аппетита.

Учитель. Итак, во всех лекарственных растениях есть химические вещества, обладающие особым действием. Накапливаются эти вещества в разных органах растений: у подорожника - в листьях и семенах, у валерианы – в корнях, у ромашки – в цветах, у шиповника – в плодах; у сосны – в хвое и т.д.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, узнаем, какими целебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях их используют, где они растут, как правильно их собирать и хранить.

1-й учащийся. Я расскажу о ромашке аптечной из семейства сложноцветных. Растет она лугах, в степях, полях, сорных местах и в огородах. Ее корзинки сидят одиночно на длинных цветоносах на верхушках ветвей. Ложе корзинки выпуклое, внутри полое. Краевые цветки белые, язычковые; срединные – желтые, трубчатые. К концу цветения язычковые цветки отгибаются вниз. От ромашки аптечной легко отличить ромашку пахучую, у которой нет белых язычковых цветков. Ромашка пахучая была завезена из Америки и благодаря способности образовывать большое количество семян широко распространилась по территории нашей страны.

Врач. Ромашка аптечная и ромашка пахучая содержат эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Их отвар употребляют как средство от простуды и кашля, для примочек и полосканий, промывания ран. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спать.

2-й учащийся. По праву можно назвать другом путешественником и туристов подорожник большой – растение из семейства подорожниковых. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог. Листья подорожника широкояйцевидные, до 20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий густой колос.

Врач. Часто это растение безжалостно топчут, даже не подозревая о его лечебных свойствах. Если в походе вы натрете или пораните ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах, фурункулах. Хорошим ранозаживляющим средством служит свежий сок из листьев подорожника большого, который содержит дубильные вещества, гликозиды, витамины. Настой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника.

3-й учащийся. Широко распространенный  одуванчик лекарственный относится к семейству сложноцветных. Листья одуванчика – в прикорневой розетке перистораздельные, 10-20 см длиной. Все части растения содержат млечный сок.  Цветки у одуванчика язычковые, золотисто-желтые; соцветие – одиночная корзинка, расположенная на верхушке безлистного полого стебля. В каждой корзинке образуется до 200 семян, снабженных летучками, благодаря которым семена одуванчика далеко разносятся ветром.

Врач. Одуванчик не зря называют лекарственным. В народной медицине его используют давно и считают «жизненным эликсиром», хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи и даже от бессонницы. Корни одуванчика заготавливают осенью. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают 20 мин, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды для повышения аппетита. Одуванчик обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки. Листья, которые содержат витамины, употребляют при малокровии и болезнях кожи.

4-й учащийся. Это растение семейства сложноцветных назвали тысячелистником за его листья, рассеченные на многочисленные мелкие дольки. Известно несколько видов тысячелистников. У лекарственного тысячелистника обыкновенного мелкие цветки собраны в корзиночки диметром 3-4 мм. Корзиночки тысячелистника образуют соцветие – щиток. Тысячелистник можно встретить повсюду: в полях и лугах, на опушках лесов, степных склонах, по оврагам, среди кустарников.

Врач. Сок тысячелистника применяли на Руси еще в XV в. как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержатся эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии. Когда свойства этих масел будут изучены подробно, может быть, выработают новый препарат для борьбы с инфекционными заболеваниями. Отваром  травы тысячелистника можно опрыскивать растения, пораженные тлей.

Учитель. Вы, ребята, познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали при каких заболеваниях их используют. Однако мало научиться узнавать лекарственные растения, надо искать места, где они образуют заросли. В природе все взаимосвязано, каждый вид растений живет в определенных условиях, все должно быть продуманно. Когда вы обнаружите заросли лекарственных растений, необходимо сообщить об этом в местное аптекоуправление.

5 учащийся. На территории нашей страны оказались на грани исчезновения такие ценные лекарственные растения, как горицвет весенний, солодка голая, родиола розовая. Эти растения внесены в Красную книгу. На местах их произрастания создаются заказники, запрещается сбор растений частным лицам.

Учитель. Ребята, очень важно, знать, какие органы растений собирать, в какое время дня это лучше делать, как сушить и хранить собранное сырье. Ведь в разное время растение может содержать различное количество лекарственных веществ. Запишите правила. (Зачитывает правила, а учащиеся записывают их в тетрадь).

  1. Листья и стебли в наибольшем количестве накапливают целебные вещества во время цветения.
  2. Цветки - в начале цветения.
  3. Плоды – в период полного созревания.
  4. Корни и корневища – поздней осенью.

6-й учащийся. Я расскажу, когда, какие части тех или иных лекарственных растений надо собирать и при каких заболеваниях их используют. (Демонстрирует таблицу-календарь, где описаны 3 лекарственных растений нашей местности. Комментирует содержание таблицы).

Календарь сбора лекарственных растений

нашей местности

Название местности

Среда обитания

Время сбора

Какая часть растения используется

При каких заболеваниях применяют

Учитель. Есть обращение  правила сбора растений. Запомните их: собирать растения следует только в сухой солнечный день, после того как они обсохнут от росы или дождя. Корни и корневища можно выкапывать и в сырую погоду. Цветки и соцветия заготавливают в начале распускания. Листья собирают в период бутонизации и цветения растений. У некоторых растений (тысячелистник, пустырник, зверобой продырявленный) заготавливают стебли с листьями и цветками. Помните! Нельзя выдергивать растения, надо срезать их ножом или серпом. Плоды и семена следует собирать выборочно, по мере их полного созревания. Сочные плоды надо собирать рано утром или поздно вечером. Поврежденные плоды собирать не следует. Корни, корневища, клубни заготавливают осенью, после увядание надземных частей. Их выкапывают, осторожно отряхивают землю, промывают в проточной воде и раскладывают на траве или мешковине, чтобы они подсохли.

Что еще добавить к общим правилам?

7-учащийся. Нельзя собирать растения вблизи дорог вследствии загазованности. Надо знать ядовитые растения.  При заготовке следует работать в перчатках, после работы тщательно, после работы тщательно мыть руки с мылом.

Учитель. Что вы знаете, ребята, о правилах сушки растений?

8-й учащийся. Сушить собранные части растений надо немедленно. Обычно для просушки лекарственное сырье раскладывают на мешковине или листе чистой бумаги слоем 1-2 см. Если  за день сырье не высохло, его на ночь следует убрать в закрытое помещение. Лучше сушить в тени в хорошо проветриваемом месте. Можно сушить на чердаках под железной крышей. Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, стебли и корни ломаются, плоды рассыпаются, не образуя влажных комков.

Учитель. Дорогие друзья, помните! Вы можете помочь стране сохранить как ценные лекарственные, так и высокодекоративные растения – ландыш, подснежник, калину, облепиху. Эти растения варварски истребляют для продажи.

Какие лекарственные растения есть у нас в селе и в окрестностях села?

Учащиеся называют более 20 видов: подорожник, тысячелистник, алтей лекарственный, астрагал, бессмертник песчаный и др.

Какие растения можно заготовить летом и сдать в аптеку?

Ребята называют ромашку аптечную, тысячелистник, пустырник, подорожник, спорыш и др.

Знаете ли вы, ребята, в состав каких лекарственных препаратов входят целебные вещества лекарственных растений.

Фармацевт (демонстрирует учащимся лекарства и кратко с ними знакомит). В состав препарата эфедрин входит трава эфедры хвощевой. Эфедрин применяется при бронхиальной астме, насморке. Алтей армянский (корни) используют для получения препарата мукалтин (отхаркивающее средство). Из солодки голой (корней) получают препарат ликвиритон для лечения язвенной болезни. (называет и показывает препараты корвалол, настойку валерианы и пустырника).

Учитель. В последнее время внимание ученых привлекают растения, вырабатывающие вещества фитонциды, которые губительно действуют на микробов, простейших и вирусы.

Учитель рассказывает о своеобразной «аптеке на окне». Он называет комнатные лекарственные растения (алоэ, арум, каланхоэ, лавр, олеандр, паслен перечный и др.) и показывает их. Он демонстрирует также фитонцидные растения: герань, примулу, пеоаргонию, бегонию, лимон, плющ восковой, аспарагус, кактусы и др.

Учитель так же упоминает, что для лечения болезней используют растения, содержащие витамины.

9-й учащийся. В плодах шиповника, рябины, листьях крапивы, корнеплодах моркови и других растений содержится витамин А. Витамин В имеется в зерновках риса, ржи, ячменя, кукурузы; витамин К – в листьях пастушьей сумки, в плодах тыквы и рябины, в помидорах и др. Витамин С содержится в плодах шиповника, черной смородины, в луке, капусте и т.д. (Показывает горки этих растений).

Врач кратко знакомит учащихся с заболеваниями, связанными с недостатком, отсутствием или избытком этих витаминов в организме человека.

Учитель просит учащихся записать в словарь термины «фитонциды» и «витамины». Рассказывает о витаминных сборах чая, что такое «лесной чай», «садовый чай». Предлагает рецепты, советует заготавливать детом листья шиповника, смородины, яблони, вишни, малины, траву мяты, донника, тысячелистника, лепестки розы, цветки липы и др. Говорит, насколько ароматны, приятны и полезны эти чаи. Затем учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу.

1-й вариант: рассмотреть и определить образцы лекарственных растений (сухие растения в целлофановых пакетах).

2-й вариант: определить на открытках ядовитые растения и растения, занесенные в Красную книгу.

3-й вариант: описать лекарственные растения по гербарным образцам (класс, семейство, какие части используются и т.д.)

Учитель проверяет самостоятельную работу вне урока и выставляет оценки.

Во время выполнения практической работы дежурные учащиеся угощают гостей ароматным чаем.

В заключение урока-конференции проводится викторина «Знаешь ли ты эти растения?» класс делится на две группы: из каждой группы 5 человек подходят к столам, где стоят букеты из сухих лекарственных растений (скумпия, пастушья сумка, полынь, шиповник, клевер, пижма) и букеты из зеленых растений (крапива, боярышник, мята, алтей, мыльнянка и др.) – по 10 видов сухих и зеленых растений.

Отгадываются загадки.

Победителей викторины угощают чаем.

После звонка просматривают выставку литературы о лекарственных и декоративных растениях.

Загадки

  1. Какое растение быстро растет, а потом может быть использовано на «мыло»? (Подсолнечник).
  2. Назвать растение, которое является неплохим сторожем и это отражено в его названии.
  3. 3.Десять бочек туго вложены друг в друга и только дно у всех одно. (Луковица.)
  4. Существуют ли растения, для рассматривания которых нужны увеличительные                  приборы? (Ряска.)
  5. С какой легендой связанно название цветка незабудка? (С гибелью любимой девушки.)
  6. С давних времен знахари использовали отвар семян этого растения как средство против кровотечений, приписывая действия этого отвара неким «духам». Что это за растение?  (Пастушья сумка.)
  7. Какой из цветков получил эмблему бессмертия?  (Бессмертник.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ночь, улица, фонарь, аптека. А.Блок

Видеоклип на стихотворение А.Блока...

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс.

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс. На уроке происходит закрепление практических умений и навыков вычисления процентов, расширение познавательного интереса к изучению процентов...

Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)

На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...

Импровизированный урок «Природа - лучшая аптека»

Данные об авторе Автор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область, учитель биологии, заместитель директора по УВР  Рег...

Урок-конференция "Природа - лучшая аптека". "Курение - иллюзии и реальность".

Окружающие нас растения являются хорошими лекарственными средствами, которые хорошо мы должны знать.Курить - здоровью вредить. Каждый выбирает для себя сам....

из опыта работы внеклассное занятие: «Природа – лучшая аптека».

Цель занятия:-         углубить и расширить знания о ценности лекарственных растений;-         формировать бережное отно...

Урок "Природа-лучшая аптека"

Открытый урок по экологии 6 класс. Урок путешествие....