Семинар по теме: «Общеобразовательные технологии как средство достижения планируемых результатов в контексте ФГОС»
статья по биологии (7, 8 класс) на тему

Щемерова Татьяна Николаевна

      Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется «обучением через открытие». Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на районном семинаре28.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Семинар по теме: «Общеобразовательные технологии как средство достижения планируемых результатов в контексте ФГОС»

Тема выступления:

«Проблемно - поисковые технологии, применяемые на уроках биологии по ФГОС

 в 7- 8 классах».

02.02. 2017г.

Учитель биологии: Щемерова Татьяна Николаевна

2016 - 2017 уч. год

                 

  … Каждый урок должен быть для наставника задачей,

Которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение

заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг…»

К.Д. Ушинский.

      Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется «обучением через открытие». Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»?

Проблема (от греч. — задача) — «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов). Проблема может быть научной и учебной.

    Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемным.

      Проблемные ситуации я стараюсь создавать на всех этапах процесса обучения: при постановке цели урока, при объяснении, закреплении материала, контроле.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

 Проблемно - поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:

 -  создание проблемной ситуации;

 -  организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;

- выбор рационального способа решения проблемы;

-  обобщение полученных результатов;

 - формирование выводов.

      По новым стандартам второго поколения я работаю четыре года . Мне хотелось бы остановиться на проблемных ситуациях при постановке цели урока.  Не секрет, что ученику, находящемуся под впечатлением событий перемены, чаще всего не интересна тема, объявленная учителем, урок в таком случае получится скучный, не «пропущенный через себя», и, как следствие, бесполезный. Необходим такой прием, который привлечет внимание ученика, заинтересует. Таким приемом может быть загадка, литературное произведение, сказка, слайд презентации, подводящая беседа, все, что может привлечь внимание ученика, но обязательно связанное с темой урока.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии:

 1. Сталкивание противоречий практической деятельности;

 2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

3. Предложение рассмотреть явление с различных позиций (юриста, врача, лесника, финансиста, агронома…и т.д.);

4. Подведение учащихся к противоречию с предложением самостоятельно найти способ его разрешения;

5. Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам;

 6. Постановка проблемных задач (с недостаточными, избыточными исходными данными с заведомо допущенными ошибками и т.д.);

 Использование практических заданий, содержащих проблему.

Приведу несколько примеров.

1. Постановка проблемного вопроса.

Способствуют развитию творческого мышления и проблемные вопросы, ориентированные на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний.

Например, в 6-м классе: 1) Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром? 2) Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

В 7-м классе: 1) Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания. 2) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

В 8-м классе: 1) Итальянский ученый Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Предложите способы нарушения этого зыбкого равновесия (обязательное условие предлагаемых вами вариантов - отсутствие постороннего физического вмешательства).

2) В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?

3) Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.

 4) Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?

5) Почему врачу важно знать, кем является человек - правшой или левшой?

2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Например: 1. Урок биологии в 6 классе. Тема: «Фотосинтез». Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г.

Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой. Ученики должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде, направленном на разгадку данного опыта, а, следовательно, на разгадку «Тайны процесса фотосинтеза».

2. 7 класс: Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

3. Аналитический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.

Так, при изучении темы «Лишайники» (6 класс) учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам. Лишь русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника это самостоятельные растения – водоросли.

Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно отнести?

4. Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений. 

Урок биологии в 8 классе. Тема: « Иммунитет». Например:

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

Урок биологии в 7 классе. Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

5. Прием научного спора.

На уроке создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Учитель в данном споре является судьей.

Урок биологии (7 кл.) Тема: «Многообразие моллюсков» Например: 1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».

2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных

приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается», 19

видов этих животных занесены в «Красную книгу».

3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков

является употребление в пищу многими животными и человеком».

4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная

раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».

Кто прав в споре?

Урок биологии (8 класс). Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает.

1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».

2-й ученик: «Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное давление». Кто прав в споре?

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться,

чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск

доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.

Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

Приемы создания проблемной ситуации.

Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

1 прием.

Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 6 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.

( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников: – Да, так как бактерии встречаются повсюду.

(Шаг2) Пояснения учителя: – В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда- влага).

Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..

__________________________________________________________________

1.Диалог учителя с учащимися. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

 

Все животные умеют дышать через кожные покровы, и если они закрыты, то возникают проблемы, но ведь у каждого из животных есть ещё и свои приспособления в виде внутренних органов к дыханию, почему же  без кожных дышащих покровов нам всем плохо?

Ваши предположения, дети!

 Класс общается и появляются рассуждения о размерах организмов , о разных средах обитания, об эффективности кожного дыхания..

 

Вывод: чем больше эффективность и крупнее объёмы воздуха для дыхания, тем больше энергии смогут получать организмы.

-А зачем нужна энергия?

Дети:

- на тепло…

-для движений..

-для роста и развития, регенерации..

- в запас на крайний случай…

_____________________________________________________________ 

8 класс

Учитель: Так какая же у нас сегодня тема урока?

«Органы  дыхания человека…» Верно.

2.Демонстрация фрагментов учебного фильма  «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел-Дыхательная система человека».

Обсуждение.

3.Работа с таблицами у доски-проблемные диалоги с классом.

Ученик пытается закрепить услышанное в видеофрагменте у доски, показывает носоглотку, гортань, трахею, бронхи и лёгкие по таблицам.

 

Создание проблемных ситуаций.

Возможные вопросы учителя:

1)-А почему когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы - встаёшь утром в комнате с горячей батареей и першит горло, щипит и даже болит, может мучать кашель по ночам…? Ведь хорошо, когда в комнате +25, когда за окном -25 градусов по Цельсию?

 

 Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.

 

Главный из всех ответ: нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными.

2) -У нас мужчины и женщины равны? В плане анатомии дыхательной системы все органы те же? Тогда почему же у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?

Идёт обсуждение.

 Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.

Главный из всех ответ: дело в длине голосовых связок и в строении треугольника гортани.

Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой желательно металлической и краем своей парты.

Оставьте сначала длинный конец у линейки и  «поиграйте на ней», приведите в колебательные движения словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо- длину струны воображаемой , и вы услышите разные по тембру звуки.

-Кто сделает вывод?

Идёт обсуждение…

 

Главный из всех ответ: У мужчин связки голосовые длиннее, выступает кадык гортани вперёд, у женщин –короче. Во время полового созревания изменяются размеры и натяжение голосовых связок.

3)-Трахея проводит воздух и не должна спадаться, иначе мы задохнёмся?

Она должна быть физически жёстким образованием?

-А когда мы спим? В разных позах и положениях тела? Разве мы никогда не наклоняем голову и т.п.? Как решается проблема с абсолютной жёсткостью в организме?

Идёт обсуждение…

Главный из всех ответТрахея полужёсткое образование.

Она состоит из хрящей и связок…

4)- Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли, если пищевод сразу позади трахеи?

Как вам такая проблема?

 Идёт обсуждение… 

Главный из всех ответ:

Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная.

 

4. Работа с мультимедийным диском «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть»-просмотр материалов по физиологии  и гигиене дыхательной системы.

Создание проблемной ситуации.

Учитель:

-На морозе гибнут бактерии или превращаются в споры? (да)

А поговорить с друзьями после школы, когда идёшь домой хорошо? (да)

 Так почему же мама ругает и вы так часто из-за этого болеете?

Идёт обсуждение…

Главный из всех ответ:

Вдох во  время разговора делается ртом, а не носом.

 В носу воздух согревается, а так не успевает. Идёт переохлаждение и незакалённые простужаются. А бактерий хватит и своих в горле…

          Возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом — все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках, а следовательно, формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

   Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная (курсовая) работа по теме «Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов развития УУД»

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого про...

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Технология системы оценивания достижения планируемых результатов освоения математики в рамках реализации ФГОС ООО

В связи с реализацией ФГОС ООО необходимо осуществлять мониторинг сформированности  планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.Ре...

Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...