"Клетка-единица строения и жизнедеятельности организма"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала для обучающихся 5 класса по теме "Клетка". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Андреапольская средняя общеобразовательная школа №1

г.Андреаполя Тверской области

Методическая разработка урока по теме:

«Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

                                                Разработала: Завалкина Татьяна Алексеевна –

                                                                                учитель биологии

2017 год

Технологическая карта по теме «Строение клетки», 5 класс

Автор

Завалкина Татьяна Алексеевна

Класс

5

Предмет

биология

Тема урока

Строение клетки

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Исследовательская работа

Цели урока

Задачи:

-изучить  строение клетки;

 -выявить роль органоидов клетки.

Обучающие задачи

  • Рассмотреть особенности строения растительной клетки.
  • Познакомить с органоидами клетки и их функциями.
  • Умение работать с микроскопом.
  • Изготавливать микропрепараты растительных клеток.

Развивающие задачи

  • Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с микроскопом.
  • Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи

  • Продолжить формирования интереса к предмету.
  • Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование

  • компьютер;
  •  интерактивная доска;
  •  микроскоп;
  • препаровальная игла;
  • предметное и покровное стекло;
  • луковицы;
  • йод;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд.

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать.

И рады встрече с вами снова.

А вы к открытиям готовы?

Здравствуйте ребята! Сядьте прямо, начинаем урок.

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

 Прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  


Загляните на часок 
в нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
в клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 


Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Учитель записывает проговоренную тему на доске.

Тема урока «Строение клетки».

Высказывания учащихся.

Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадь.

Изучение нового материала.

1.Учитель, используя презентацию,  говорит, что все организмы имеют клеточное строение. Просит открыть учебник стр.31, рассмотреть рис.14(растительная и животная клетка), найти признаки сходства и различия.

А как можно узнать строение клетки?

Давайте  попробуем все вместе узнать строение растительной клетки. Для этого, давайте представим себя учеными, которые находятся в лаборатории и выполним  работу.

2.Лабораторная работа (работа в группах)

- приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи кожицы лука, используя инструктивную карточку в учебнике на стр.32;

- рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом;

- сравните, полученный результат с рисунком учебника;

- зарисуйте, сделайте надписи;

- сделайте вывод: « Какое строение имеет клетка растений?»

Учитель:

Что вы  увидели? Какое строение имеет клетка растений?

А какие еще органоиды имеет растительная клетка? Выполняем следующее задание.

Работа в группах:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: прочитайте текст в учебнике на странице 30-31 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: изучите строение растительной клетки в интерактивном режиме (работа с электронным приложение - приложение 1). Для этого наведите мышкой курсор на название каждого из элементов её строения и кликните мышкой. Прочитайте характеристику органоида и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции».

Давайте подведем итог: «Какое же строение имеет клетка растения»

Работают с учебником стр.31, рис.14. Рассматривают строение клетки растений и животных, находят признаки сходства и различия.

Высказывания учащихся.

Учащиеся готовят микропрепарат кожицы чешуи лука, следуя инструктивной карточке в учебнике на стр.32, рассматривают его под микроскопом, сравнивают увиденное с рис.16  на стр.33 учебника, зарисовывают увиденное в тетрадь, делают надписи и вывод.

Ответы учащихся: (клетка растений имеет клеточную мембрану (оболочку), цитоплазму и генетический аппарат (ядро).

Высказывания учащихся.

Работают с учебником и заполняют таблицу «Органоиды клетки и их функции».

Осуществляют взаимопроверку работы по заполнению таблицы.

Ответы учащихся.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Выполняют разминку

Закрепление изученного материала

Задание

Составьте кроссворд «Строение клетки». Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.

Учащиеся составляют кроссворд в тетрадях.

Рефлексия

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Ответы учащихся.

Подведение итога урока и выставление оценок

Учитель выставляет оценки обучающимся, которые были активны на уроке.

Тетради с лабораторными работами сдаются на проверку.

Домашнее задание

Параграф 8, вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами

Учащиеся записывают задание в дневник.

                    Список использованной литературы

1.Г.А.Билич, В.А.Крыжановский, Биология, Полный курс, ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.

2.В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк. Биология 5-6, Москва «Просвещение», 2014

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клетка - единица живого

Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравн...

Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»

Разноуровневая    контрольная работа. 10 класс...

Контрольная работа по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» 6 класс

Контрольная работа   по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» 6 класс проводится в конце темы "Строение и жизнедеятельность организмов" по УМК "Сферы". Цель контрольной работы прове...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

Конспект урока-игры "Обобщение знаний по теме Строение и жизнедеятельность организмов "

Данный урок разрабатывался, как контрольно-обобщающий. Форма игры мотивирует учащихся к активной позиции на уроке и поиску недостающих знаний....

Тест «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

Тест "Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов" для учащихся 5 класса учебника  "Биология 5 - 6" под редакцией В.В.Пасечника....