Конспект урока-игры "Обобщение знаний по теме Строение и жизнедеятельность организмов "
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Кользяева Ольга Александровна

Данный урок разрабатывался, как контрольно-обобщающий. Форма игры мотивирует учащихся к активной позиции на уроке и поиску недостающих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii_dlya_6_klassa_po_teme.docx421.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме « Обобщение знаний по теме Строение и жизнедеятельность организмов »

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся через вовлечение их в активную деятельность на уроке.

Оборудование:

- общее поле сражения для «Морского боя» 10*10.

-уменьшенные карты секторов для команд и  их копии для руководителей игры. Каждый сектор имеет название буквенно-числовое, как в игре «Морской бой».

-жетоны (мины, спасательные круги, снаряды)

-квадраты, обозначающие корабли

-фишки «взрыв» по количеству совпадающие с общим количеством кораблей

-карточки-снаряды с заданиями

-карточки –задания для индивидуальной работы с выбывшими игроками

Ход урока- игры:

1.Класс выбирает двух капитанов, которые набирают себе команду. Таким образом, формируется две команды-эскадры. Их  сильных учеников выбираются два помощника.

Эскадры придумывают название  своей команде.

Каждая эскадра на своем поле располагает корабли (один – 4-х палубный, два -3-х палубных,  три – 2-х палубных и четыре - однопалубных).

Копию карты –сектора отдаются помощнику или учителю.

Разведка: каждая команда получает снаряды – задания с номерами противоположного сектора, которые распределяются между всеми игроками. За пять минут игроки обдумывают вопросы.

2. Жеребьевка. С помощью жеребьевки выбирается команда, которая «бьет» первая.  Игрок называет квадрат, зачитывает вопрос и дает ответ на него.

Если ответ верный и корабль есть в этом месте, то :

Корабль однопалубный – то на данный квадрат накладывается  фишка «Взрыв»

Корабль многопалубный - на квадрат накладывается квадрат, цвета противника

При отсутствии корабля – засчитывается промах и ход передается другой команде.

А промахнувшийся игрок, но ответивший верно на вопрос,  получает фишку «спасательный круг».

Участник, попавший и ответивший правильно , получает жетон «Снаряд».

Если игрок ответил неверно и промахнулся -  получает фишку «Мина».

Если участник попал, но ответил неверно, получает фишку «Мина».

Икрок, котрый три раза дал неверный ответ, получает звание «Убитого» и выбывает из игры.

Далее он получает задание на повторение !

Итог: самые активные участник, имеющие максимальной количество жетонов  и «спасательных кругов» получают оценки «5».

Приложение 1

Снаряды для эскадры  номер 1

1. В вазу, где стоит веточка тополя, капнули капельку чернил. Через некоторое время окрашенной окажется  древесина    или луб?

2. Кровь не разносит по организму: хлорофилл,  кислород или питательны вещества?        

3. Одноклеточные водоросли      выделяют ненужные вещества  …

4. Как листопадные деревья освобождаются от накопившихся вредных веществ?

5.Главный орган выделения у позвоночных животных и человека…?

6. У многих одноклеточных вредные вещества выводятся ….?

7. У птиц и млекопитающих в каком органе кровь насыщается  кислородом?

8. Какие вещества переносят артериальная кровь?

9. Какой газ переносится венозной кровью?

10. Почему  лягушки , змеи, черепахи относятся к холоднокровным животным! А птицы и млекопитающие – теплокровным? В чем причина?

11. У лягушки в дыхании принимают  участие  легкие   или   кожа и лёгкие?

12. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:   кожное,  трахейное или  клеточное?

13.Насекомые дышат при помощи ….?

14. Сколько кругов кровообращение есть у птиц и млекопитающих?

15.  Отверстия трахей  - дыхальца обычно находятся на ….?

16. Легкие – это органы….?

17. В результате дыхания у животных в организм поступает….., а выделяется …..?

18. У одноклеточных животных  газообмен   происходит через …..?

19. В результате дыхания у растений  в организм поступает….,  а выделяется …..?

20. Как приспосабливаются к засухе двоякодышащие  рыбы застойных рек Африки и Южной Америки когда длительные  засухи приводят к полному пересыханию мест их обитания?

21. Жабры рыб не похожи на цветок. Однако в названии отдельных частей жабер, есть названия частей цветка. Вспомните, что это за названия? (лепестки и тычинки)

22. Дыхание  -  это процесс, при котором при воздействии кислорода происходит  …. …. веществ?

23. Дыхание  -  это процесс, при котором при воздействии кислорода происходит разложение органических веществ с выделение ….?

24. Дыхание растений происходит ….в какое время суток?

25. Фотосинтез происходит …?

26. В каких клетках идет процесс дыхания?

27. Какие смена дышат активнее – сухие или увлажненные?

28. На дыхание растений влияют свет и содержание кислорода в окружающей среде. При недостатке кислорода, что  происходит с дыханием?

29. Энергия, необходимая для жизнедеятельности растений освобождается при …?

30. Бактерии, которые  для дыхания  используют  кислород называются…?

31. Анаэробные это бактерии  - …..?

32. Анаэробные бактерии добывают энергию в результате ….?

33. Брожение  - это разложение сложных …. веществ на …… .

34. Брожение может спиртовое, маслянокислое  и ….?

35. В состав крови входят … и жидкое вещество - ….

36. Белые кровяные клетки-лейкоциты способны …

37. Эритроциты  переносят …

38. Тромбоциты, участвуют …

40 . Какого цвета эритроциты крови?

41. Тромбоциты какого цвета?

42. Эритроциты имеют двояковогнутую или двояковыгнутую форму?

43. Как называется жидкая часть  крови?

44. Углекислый газ от клеток животных разносят какие клетки крови?

45. Что изображено на рисунке?  

46. На рисунке изображены проводящие ткани растений. По каким проводящим тканям перемещаются  минеральные соли  и вода – по сосудам или ситовидным трубкам?Описание: 256.jpg

 

47.          Описание: 1           

Сколько кругов кровообращения изображено на рисунке?

48. Главным органом кровеносной системы  является…

49. Освобождение крови от углекислого газа происходит…

50. Кровеносная система животных обеспечивает перенос … ко всем органам и  тканям

Снаряды для эскадры  № 2

51. Какой тип дыхания у данного организма?

http://www.sunland.ru/images/stories/Designs/2011.ParameciumCaudatum/Inf_31.jpg

52. Какие типы дыхание вы знаете? Продолжите: легочное, жаберное,…,  ….,  …

53. Известно, что у лягушки дыхание кожное и легочное. Как вы можете прокомментировать данный рисунок?

54. Как дышат медузы и кораллы?

55. Растения способны улавливать солнечную энергию, преобразовывать её и создавать ...........из воды и углекислого газа?!

56. Что входит в состав атмосферного воздуха?

57. Где происходит процесс дыхания у растений?

58. Где происходит процесс дыхания у грибов?

59. Для осуществления этого процесса необходим свет?

60. Происходит только в зеленых органах растения?

66. По способу питания  растения автотрофы или гетеротрофы?

67. По способу питания  животные  автотрофы или гетеротрофы?

68. Как называются бактерии, живущие на клубеньках растений и усваивающие азот из атмосферного воздуха и почвы?

69. Как называются бактерии, которые используются для производства сметаны, кефира, йогурта из молока?

70. Плодовое тело бывает у плодовых деревьев, грибов, овощей?

61. Протекает в клетках, имеющих хлоропласты?

62.  Масса растения увеличивается?

63.  Чем различается дыхание данных организмов?

C:\Users\User\Desktop\Конспекты\f_4a95fa371f956.jpgгр

             64. К грибам - паразитам относят: спорынья, пеницилл, фитофтора, трутовик?

 65. Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:

                     А) Отсутствием цитоплазмы

                     Б) Отсутствием оформленного ядра

                     В) Отсутствием клеточной стенки

71. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу, так как ….. (продолжит фразу)

72. Фраза "Грибы не способны к симбиозу"  верна отчасти. Докажите данное утверждение примерами.

73. Симбионты – что это за организмы?

74. Где можно встретить бактерии  гниения?

75. Бактерии можно встретить везде -  в горах, в глубинах океана, в горячих источниках, где температура достигает 75 гр. Цельсия. Верно ли это ?

76. Акула – хищник,  клещ – паразит.  К какой группе   по способу питания можно отнести белку, человека, грифа?

77. К какой группе  по способу питания вы можете отнести вирус?

78. Куда расходуются  органические вещества растениями?

79.Что за животное  изображено на рисунке?

По способу питания  кем является это животное?

 C:\Users\Дом\Desktop\0004-003-EVOLJUTSIJA-ORGANOV-PISCHEVARENIJA-Tip-Kishechnopolostnye-pischevaritelnye-i.jpg

80. Взаимополезное сожительство двух организмов называется …..?

81. Процесс переработки пищи называется  …?

82. Вещества, обеспечивающие переваривание пищи…?

83. Организмы, создающие органические вещества?

84. Организмы, забирающие у других необходимые питательные вещества и ничего не дающие им взамен?

85. Известно, что листья растений засушливых  районов Земли с течением времени видоизменились в колючки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей. Какую роль играет это явление в жизни растений?

86. Представьте, что один из двух одинаковых побегов, находящихся в сосудах с одним и тем же количеством воды, поместили в помещение с низкой температурой, а другой – с высокой. В каком сосуде через некоторое время воды станет меньше и почему?

87. Как вы можете объяснить поворот листа к  свету ребром  у эвкалипта?

88. В какую погоду жаркую  или  прохладную испарение воды листьями будет больше?

89. У наземных растений устьица находятся на какой стороне листа – на верхней или нижней?

90. Что заставляет воду подниматься  из корней в другие части растения?

91. Где в растении образуются органические вещества?

92. Какие организмы образуют органические вещества – растительные или животные?

93. Не все органические вещества сразу используются для питания растения и

роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. Где?

94. Воздушное питание растений происходит благодаря листу.

А почвенное питание происходит благодаря какому органу?

95. Симбионты  - это…. (продолжите данное высказывание)

96. Какие системы органов вы знаете?

97. Какие функции кровеносной системы?

98.Какие функции дыхательной системы?

99. Перечислите функции опорно-двигательной системы!

100. К какой системе органов относятся яичники и семенники?

В конце урока подсчитываются фишки-снаряды, фишки-мины, фишки – спасательные круги.  Представители эскадры, набравшие большее количество баллов, получают «5». Представители «проигравшей» команды получают «4».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закрепление знаний по теме "Процессы жизнедеятельности растений"

Предлагается конспект урока "Закрепление знаний по теме "процессы жизнедеятельности растений". предлагаются различные варианты заданий....

Контрольная работа по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» 6 класс

Контрольная работа   по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» 6 класс проводится в конце темы "Строение и жизнедеятельность организмов" по УМК "Сферы". Цель контрольной работы прове...

Конспект «открытого урока» в 5 классе по теме: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Урок разработан по программе: Пасечник В.В. Программа основного общего образования. Биология.5-9 классы. М.Дрофа, 2013. (Рабочие программы. Биология.5-9 классы. Сборник программ: сост. Г.М.Пальдяева. ...

"Клетка-единица строения и жизнедеятельности организма"

Урок изучения нового материала для обучающихся 5 класса по теме "Клетка". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Мастер – класс по биологии Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».

Цели:         Образовательная:·        Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, про...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Тест «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

Тест "Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов" для учащихся 5 класса учебника  "Биология 5 - 6" под редакцией В.В.Пасечника....