Презентация на конкурс "Мой лучший урок"
план-конспект урока по биологии по теме

Газизова Альфия Халяфовна

 

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку.

Тема: Основные направления эволюционного процесса.

 Психолого – педагогическую характеристику класса:

Реальные учебные возможности  учащихся данного класса – средние. Из 25 человек 5 человек проявляют повышенный интерес к биологии, семь  человек занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. Часть учащихся особого интереса к биологии не проявляют, но минимум учебного материала усваивают.

Результаты диагностики репрезентативной системы восприятия и переработки информации, показали, что из 25 респондентов: кинестетов составляет 5 человек, которые характеризуются хорошей моторной памятью, тактильным восприятием; аудиалов - 10 человек (преобладание слуховой памяти), визуалов – 10,  хорошо развито зрительное восприятие.

По типу темперамента ребята подразделяются: на холериков 10 человек, неуравновешенные, не достаточно самообладания, бывают вспыльчивы, несдержанны, приступают к делу увлеченно, но сил на долго не хватает, трудно дается спокойная, медленная деятельность, сангвиников -8 человек, характерна продуктивность и быстрота в деятельности, меланхоликов 3 человека, характеризуются пассивностью на уроках, проявляют тревожность при проверке знаний, не всегда хорошо справляются с тестовыми заданиями, флегматиков – 4, свойственна усидчивость, умеют вникать в суть дела, но им трудно переключаться с одного задания на другое.

Урок составлен по учебнику Биология.11 класс. Учебник. Общая биология. Захаров В.Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И., Захарова В. Б,  по  авторской учебной  программе по курсу биологии Н. И. Сонина (5-11 классы), созданной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

Данный урок проводится при изучении курса общей биологии в 11 классе,  является первым в теме «Закономерности эволюции».

Связан с темой  «Закономерности микроэволюции». Знания, полученные на этом уроке, будут необходимы при изучении тем  «Развитие жизни на Земле», «Эволюция человека».

Цели урока:

- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса;

-  Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами  из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;

продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.

-  Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Тип урока – урок изучение и первичного закрепления знаний

  1. Орг. момент 2 мин.
  2. Актуализация знаний. 3 мин.
  3. Изучение нового материала. 10 мин.
  4. Закрепление знаний 12 мин.
  5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
  6. Домашнее задание. 2 мин.

Структура, формы и методы урока

Этапы урока

Формы и  методы

Средства обучения

1.

Организационный момент

Метод словесный

мультимедиа

2.

Актуализация знаний

Форма фронтальная

Проблемный  (постановка проблемы)

Мультимедиа

3.

Изучение нового материала.

Форма фронтальная

Лекция с элементами беседы

-объяснительно-иллюстративный метод

Мультимедиа

4.

Закрепление знаний

 

Форма групповая

Лабораторная работа (работа в парах)

- исследовательский метод

Мультимедиа, гербарий, дидактический материал

5.

Контроль и взаимопроверка знаний.

Форма индивидуальная (тестовая работа)

взаимооценка

Мультимедиа, дидактический материал

6.

Домашнее задание

Метод словесный

Мультимедиа



Предварительный просмотр:

Тема: Основные направления эволюционного процесса.

Класс: 11 а

Цели урока: 

- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;

-  Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами  из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;

продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.

-  Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях

         Планируемые  результаты: учащиеся должны уметь характеризовать  основные  направления эволюции  и пути биологического прогресса.

        Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.

Методы  обучения:  словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы   организации   учебной   деятельности:   индивидуальная,    в    парах,

фронтальная.

Этапы урока:

  1. Орг. момент 2 мин.
  2. Актуализация знаний. 3 мин.
  3. Изучение нового материала. 10 мин.
  4. Закрепление знаний 12 мин.
  5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
  6. Домашнее задание. 2 мин.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.

Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание  закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!

Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)

  1. Актуализация знаний. 

Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Давайте вспомним, что нам известно  о макроэволюции.

-  Эволюция? (историческое развитие живых организмов)

 Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами:  микроэволюцией и макроэволюцией.

 - Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)

- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)

Что должны  узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?

 Объявление целей урока  (показывается на слайде)

Цель: сформировать знания о макроэволюции,   основных направлениях эволюционного процесса.

В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.

  1. Изучение нового материала.

Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:

-  В чем различия биологического регресса и дегенерации.

- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют  в настоящее время? Объясните почему.

Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм  жизни к высшим.

Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.

- Существует еще два направления эволюции. Какие?

Биологический  регресс, стабилизация.

Современные представления о направлениях эволюции  основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.

- Как вы думаете, какие признаки характеризуют  регресс? Слайд 5

- По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6

Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9

Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11

А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.

Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"

- Примеры животных  и растений, находящихся в состоянии  биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15

- Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16

- Примеры животных  и растений,  находящихся в состоянии  биологического прогресса.

- Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17

  • Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной   среды обитания.

  • По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
  • По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника  к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.

Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.

  • Идиоадаптация или алломорфоз  приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. Слайд 21, 22, 23

Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.

      Крайняя степень идиоадаптации -  специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)

  • Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25

Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий  нервной системы.) образу жизни.

Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27

  • В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
  • Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы

Ароморфозы охватывают краткие периоды  в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.

Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.

Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.

  1. Закрепление материала

 Выполнение лабораторной работы

 Тема: Выявление ароморфозов у растений.

Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.

Оборудование:  гербарные экземпляры растений основных отделов.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения.
  2. Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).
  3. Внесите данные в таблицу.

Признаки

водоросли

мхи

папоротники

голосеменные

покрытосеменные

Корень

------------

ризоиды

Корневище с придаточными корнями

Корневая система

Стержневая и мочковатая корневая система

Стебель

------------

Есть стебель

Есть стебель

Хорошо развит

Хорошо развит

Листья

-----------

Есть стебель

Ваий крупные пересторассеченные листья

Хвоя-игольчатые листья

Простые и сложные листья

Способ размножения

спорами

спорами

спорами

семенами

семенами

Ткани

Нет тканей

Слабо дифференцированы

(покровная, проводящая)

Более совершенные (покровных, механическая и проводящая)

Хорошо развитые ткани

Дифференцированные и хорошо развитые ткани

  1. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной   среды обитания.

5. Контроль и взаимопроверка  знаний

Выполните 5 тестовых задания.

На работу отводится 3-4 мин.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий.        

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

У какого на 5, 4, 3.

Наша работа на курсах  подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою деятельность. У вас на столах лежат сертификаты об окончании курсов, в которых вы должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах.

Свои сертификаты, и все работы сдайте, они будут оценены и поставлена окончательная оценка.

(учащиеся  оценивают  индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке).

Объявляется итог урока: «Первое испытание    вами пройдено успешно. Окончательное решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский  музей будет принято позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции»

6. Домашнее задание

§ 2.1, ответить на вопросы

Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)

Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления эволюционного процесса Урок общей биологии 11 класс Ахметдинова Альфия Халяфовна , учитель биологии МБОУ «Средняя школа № 3» Региональный этап IX Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»

Слайд 2

Цели урока: Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса; Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы; продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других. Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях

Слайд 3

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Слайд 4

.

Слайд 5

Структура, формы и методы урока № Этапы урока Формы и методы Средства обучения 1. Организационный момент Метод словесный Проблемный (постановка проблемы) Мультимедиа 2. Актуализация знаний Форма фронтальная -словесный - проблемный Мультимедиа 3. Изучение нового материала. Форма фронтальная -репродуктивный (объяснительно-иллюстративный метод) -проблемный Мультимедиа 4. Закрепление знаний Форма групповая Лабораторная работа ( работа в парах) - исследовательский метод Мультимедиа, гербарий, дидактический материал 5. Контроль и взаимопроверка знаний. Форма индивидуальная ( тестовая работа) взаимооценка Мультимедиа, дидактический материал 6. Домашнее задание Метод словесный Мультимедиа

Слайд 6

I. Организационный момент Проблемная ситуация

Слайд 7

II. Актуализация знаний Эволюция? Что такое микроэволюция ? Что такое макроэволюция?

Слайд 8

III. Изучение нового материала Проблемные вопросы: В чем различия биологического регресса и дегенерации. Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время?

Слайд 9

Биологический прогресс Биологическая стабилизация Биологический регресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Слайд 10

VI. Закрепление материала Лабораторная работа Тема: Выявление ароморфозов у растений. Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.

Слайд 11

Признаки водоросли мхи папоротники голосеменные покрытосеменные Корень ------------ ризоиды Корневище с придаточными корнями Корневая система Стержневая и мочковатая корневая система Стебель ------------ Есть стебель Есть стебель Хорошо развит Хорошо развит Листья ----------- Есть стебель Ваий крупные пересторассеченные листья Хвоя-игольчатые листья Простые и сложные листья Способ размножения спорами спорами спорами семенами семенами Ткани Нет тканей Слабо дифференцированы (покровная, проводящая) Более совершенные (покровных, механическая и проводящая) Хорошо развитые ткани Дифференцированные и хорошо развитые ткани

Слайд 12

Контроль и взаимопроверка знаний 1 вариант 2 вариант Дегенерация – это: 1) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации 2) случаи проявления признаков предков у отдельных особей 3) крупные эволюционные изменения, ведущие к подъему организации 4) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания 1. Среди перечисленных примеров определите ароморфоз: 1) плоская форма тела у ската 2) покровительственная окраска у кузнечика 3) четырехкамерное сердце 4) отсутствие пищеварительной системы у паразитических 2. Упрощение внутреннего и внешнего строения организма называют: 1) общей дегенерацией 2) ароморфозом 3) Идиоадаптацией 4) регенерацией 2. Идиоадаптация способствуют возникновению: 1) семейств 2) царств 3) типов 4) отделов 3. Расширение ареала зайца-русака – пример : 1) дегенерации 2) ароморфоза 3) биологического прогресса 4) идиоадаптации 3. Пример ароморфоза у хвойных растений – возникновении 1) плода 2) семени 3) цветка 4) корней 4. Укажите неверное утверждение: «Ароморфоз ведет к» 1) общему подъему информации 2) повышение интенсивности жизнедеятельности 3) формирования приспособлений широкого значения 4) формирование частных приспособлений 4. Пример идиоадаптации – возникновение 1) семени у голосеменных 2) плода у цветковых 3) нектарников у цветковых растений 4) фотосинтеза у растений 5. Сокращение численности вида в природе свидетельствует о его развитии по пути: 1) широкой адаптации 2) общей дегенерации 3) идиоадаптации 4) биологического регресса 5.Главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время – 1) изменение климата 2) хозяйственная деятельность человека 3) изменение рельефа 4) увеличение численности хищников.

Слайд 13

Настоящий сертификат выдан ________________________________________ Подтверждает, что он (она) прошел (шла) краткосрочное повышение квалификации по курсу «Основные направления эволюции» и показал следующие знания: 1. основные направления эволюции (взаимооценка тестирование) _______ 2. выявление ароморфозов у растений (взаимооценка лабораторной работы)______ 3. умение работать в группе (паре) (самооценка) ______ Руководитель курсов: А.Х. Ахметдинова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успешность презентации собственных проектов - лучшая оценка своей внеурочной деятельности."

На свете огромное количество людей, и все они разные. В школе точно так же. Только одним в ее стенах легко дается учеба, другим спорт, третьим - и то и другое. А как быть тем, кому не удается покорить...

Презентация "Чтение - вот лучшее учение"

В презентации предложены основы по  созданию проекта о формировании читательской компетентности учащихся на основе использования системы приёмов работы с текстом. Цель проекта разработать и прове...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...

Презентация к конкурсу "Лучшие учителя"

Презентация к конкурсу "Лучшие учителя"...

Презентация на конкурс "Мой лучший урок"

Презентация на конкурс "Мой лучший урок"...

Презентация к конкурсу "Лучший почерк класса"

Материал может быть использован при проведении внеклассного мероприятия о предмету с целью развития навыков каллиграфического письма в 5-6 классах...