Рабочая программа по биологии в 6 классе
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Матыцина Надежда Николаевна

Рабочая программа по биологии в 6 классе , УМК Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_6kl.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащёвка

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрена

на заседании ШМО.

Руководитель ШМО _______/

Татаринова Е.Б.

Протокол   от 28.08.2017г. № 1

Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ

села Фащёвка

Федерякина С.В..________/_________

Приказ  от ______ 20___г. №___

                                                 

                                               

                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

биология

для 6 класса

МБОУ СОШ села Фащёвка

на 2017 -  2018 учебный год

Учитель, реализующий учебный предмет,

Матыцина Надежда Николаевн


Аннотация к рабочей программе по биологии

Учебный предмет

биология

Наименование рабочей программы

Рабочая программа «Биология. Живой организм.»

Составители рабочей программы

Матыцина Н.Н.

УМК

6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015

 

Количество часов на реализацию учебной программы

70 ч

Цели, задачи рабочей программы

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Планируемые  результаты

1. Планируемые предметные результаты обучения 

.

В результате изучения курса биологии

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

2.Планируемые метапредметные результаты

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать  мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с  изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать и отстаивать свое мнение;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


Перечень практических работ:

Лабораторная работа №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей» Лабораторная работа №2 «Изучение органов цветкового растения»

Лабораторная работа №3 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

Лабораторная работа №4 «Изучение строения позвоночного животного»

Лабораторная работа № 5 «Изучение типов развития насекомых»

Практическая работа №1. «Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении»

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

                 2.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

 Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. Многообразие живых организмов.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

 Виды учебной деятельности:

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов

Формы организации учебных занятий: урок получения новых знаний, урок закрепления изученного

Тема 1.2.    Химический состав клеток

Строение и жизнедеятельность клетки. Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки

Виды учебной деятельности: Определение состава семян пшеницы.

Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

Формы организации учебных занятий: урок получения новых знаний, урок закрепления изученного

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Клеточные и неклеточные формы жизни.

Виды учебной деятельности: Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки

Формы организации учебных занятий: урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, мультимедиа –урок.

Тема 1.4. Деление клетки

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое   значение.

■ Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Виды учебной деятельности: Обосновывают биологическое значение процесса деления

Формы  организации учебных занятий:    урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа

Тема 1.5. Ткани организмов

(Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.)

  • Лабораторная работа №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

Виды учебной деятельности: Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Формы  организации учебных занятий:    урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, работы в парах,

Тема 1.6. Органы и системы органов.

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений.

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. 

  • Лабораторная работа №2 «Изучение органов цветкового растения»
  • Лабораторная работа №3 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

Виды учебной деятельности: Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов.

Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

Формы  организации учебных занятий:     урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, сообщения или рефераты.

Тема 1.7.Растения и животные как целостные организмы

Организм животного как биосистема.  

Виды учебной деятельности: Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое

 Формы  организации учебных занятий:   обобщающий урок, тестирование

  • Лабораторная работа №4 «Изучение строения позвоночного животного»

Предметные результаты обучения 

Учащиеся должны знать:

 — суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромо- сома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;

 — основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных; — что лежит в основе строения всех живых организмов;

— строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение. Учащиеся должны уметь:

 — распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

 — исследовать строение основных органов растения;

 — устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток

; — устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

 — исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

 — обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с дополнительными источниками информации;

— давать определения;

— работать с биологическими объектами.

РАЗДЕЛ 2.  Жизнедеятельность организма

Тема 2.1.Питание и пищеварение

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез)

Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Виды учебной деятельности: Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Формы  организации учебных занятий:      урок получения новых знаний, урок закрепления изученного,

Тема 2.2. Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Виды учебной деятельности: Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания

Формы  организации учебных занятий:      урок получения новых знаний, урок закрепления изученного,

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

  • Практическая работа №1. «Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении»

. ■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека

Виды учебной деятельности: Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения

Формы  организации учебных занятий:   урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, практическая работа.

Тема 2.4. Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов

Виды учебной деятельности: Отмечают существенные признаки процесса выделения.

 Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого

Формы  организации учебных занятий:     урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, мультимедиа – урок. Сообщения или рефераты

Тема 2.5. Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Виды учебной деятельности: Характеризуют строение опорных систем растений и

 животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями

Формы  организации учебных занятий:        урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, работы в группах

Тема 2.6. Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Виды учебной деятельности: Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений

Формы  организации учебных занятий:     урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, самостоятельная работы

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Виды учебной деятельности: Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде

Формы  организации учебных занятий:     урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, наблюдение, индивидуальная  работа.

Тема 2.8. Размножение.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. . Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Образование плодов и семян.

  • Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Виды учебной деятельности: Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян.

Формы организации учебных занятий: урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, практическая работа .

Тема 2.9. Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

  • Лабораторная работа № 5 «Изучение типов развития насекомых»

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян.

 Виды учебной деятельности : Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов

Формы  организации учебных занятий:    урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, работа в группах, тестирование

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме « Жизнедеятельность живых организмов»

Предметные результаты обучения.

 Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;

 — органы и системы, составляющие организмы растения и животного.

Учащиеся должны уметь:

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

 — обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

 — наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

 — исследовать строение отдельных органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; — соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

 Метапредметные результаты обучения.

 Учащиеся должны уметь:

 — организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

 — составлять план работы; —

 участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

 — осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; — работать с текстом параграфа и его компонентами;

 — составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

РАЗДЕЛ   3 Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

 Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

1. Климат и погода. Главные факторы, влияющие на климат Липецкой области. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы:

1.Составление климатического очерка района, прилегающего к школе

2. Почва.

Изучение почвенного покрова природной зоны (в том числе - своей территории). Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы - важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Виды учебной деятельности: Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания

Формы  организации учебных занятий:    урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, представление презентаций, сообщения,  составление и защита проектов.

Тема 3.2. Природные сообщества .

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

3. Растительный мир  сообщества леса, луга и степи  (2ч). Типичные представители природных  сообществ, их приспособленность к  совместному обитанию. Лекарственные растения, произрастающие на территории района проживания.

4. Животный мир сообщества леса, луга и степи Липецкой области.  Типичные представители  сообществ, их приспособленность совместному обитанию.  Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения.

Биологическое исследование  рек и болот. Водные растения и животные.

5. Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории района проживания

 Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов.

6.Памятники природы, национальные парки и заповедники Липецкой области.  Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.

Практические работы:

1. Составление почвенно-географического очерка своей местности

2. Описание и определение на примере гербарных материалов растений, произрастающих в районе проживания

■ Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Виды учебной деятельности: Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы

Формы  организации учебных занятий:   тестирование,  урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, лабораторная работа, представление презентаций, сообщения,  составление и защита проектов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 — суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

 — характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

 — структуру природного сообщества.

 Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей)

 — составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

 — осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

 — работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

 — узнавать изучаемые объекты на таблицах;

 — оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

 Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

 — развитие навыков обучения;

 — формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

 — формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

 — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

 — осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

 — осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Экскурсия «Многообразие животных;

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

В том числе количество часов контролирующего характера (контроль знаний, умений и навыков)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

24

1ч обобщение

Тема 1.1 Основные свойства живых  организмов

2

Тема 1.2. Химический состав клеток                              

2

Тема 1.3. Строение растительной и животной

клетки

2

Тема 1.4. Деление клетки

2

Тема 1.5. Ткани растений и животных                                

2

Тема 1.6. Органы и системы органов                                  

12

Тема 1.7. Растения и животные как    целостные организмы                                        

2

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

35

1ч обобщение

        

Тема 2.1. Питание и пищеварение                                        

8

Тема 2.2. Дыхание

3

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме                                  

4

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ

3

Тема 2.5. Опорные системы

2

Тема 2.6. Движение        

2

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

5

Тема 2.8. Размножение

2

Тема 2.9. Рост и развитие

3

Раздел 3. Организм и среда        

11

1ч обобщение

Тема 3.1Среда обитания. Факторы среды                                  

3

Тема 3.2.        Природные сообщества        

8

                                                    Всего

69 +1 час резерв

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,
  • иметь представление о биологии как науке,
  • о клетке как единице живого,
  • о способах питания и дыхания животных и растений,
  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;
  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • Причины и результаты эволюции;
  • Примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
  • Деление клетки;
  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
  • Обмен веществ и превращение энергии;
  • Особенности питания растительных организмов;
  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщять):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
  • Клетки, органы и системы органов растений;
  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
  • Съедобные и ядовитые грибы.

Промежуточная аттестация может проходить в следующих формах:

  1. Годовая оценка
  2. Тестирование
  3. Контрольная работа
  4. Собеседование
  5. Защита проектов
  6. Защита рефератов

                   

Приложение

к рабочей программе, утвержденной

 приказом №                     2017 г

                                              Календарно-тематическое планирование

Биология- 6кл. ( Сонин Н.И.) 2ч в неделю

Тема урока

Дата  проведения

Обоснование причины изменения даты проведения

Планируемая дата проведения

Дата

фактического проведения

Строение живых организмов (24ч)

1.

Многообразие живых организмов. Флора и фауна Липецкой области

6.09

4.09

2.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

7.09

7.09

3.

Строение и жизнедеятельность клетки. Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Химический состав клетки.

Органические вещества

13.09

13.09

4.

Химический состав клетки. Неорганические вещества

14.09

14.09

5.

Строение растительной клетки

20.09

6.

Строение животной клетки.

21.09

7.

Вирусы. Санитарно- эпидемиологическая обстановка в Липецкой области

27.09

8.

Жизненные свойства клетки

Деление клетки. Митоз

28.09

9.

Жизненные свойства клетки

Деление клетки. Мейоз

4.10

10.

Ткани организмов

Ткани растений. Разнообразие растительных клеток

Лабораторная работа №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

Промышленное значение лесов Липецкой области

5.10

11.

Ткани организмов

Ткани животных.

11.10

12.

Органы цветкового растения.

Лабораторная работа №2

«Изучение органов цветкового растения»

12.10

13

Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней

18.10

 14

Микроскопическое строение корня. Корневой волосок.

19.10

15

Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги

25.10

16

Стебель. Строение и значение стебля.  Микроскопическое строение стебля Виды стеблей на примере растений Липецкой области

26.10

17

Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа.

8.11

18

Листорасположение. Жилкование листа. Микроскопическое строение листа

9.11

19

Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Многообразие цветочно-декоративных растений Липецкой области

15.11

20

Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов Плодово-ягодные культуры Липецкой области

16.11

21

Семя. Строение семени Лабораторная работа №3 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

22.11

22

Органы и системы органов животных

 Лабораторная  работа №4

«Изучение строения позвоночного животного»

23.11

23.

Организм растения - единое целое. Организм животного как биосистема.  

29.11

24.

Обобщение по теме «Строение живых организмов»

30.11

Жизнедеятельность организмов (35 ч)

6.12

25

1

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание

Плодородие почв Липецкой области

7.12

26

2.

Воздушное питание. Фотосинтез

13.12

27

3

Фотосинтез. Космическая роль лесов Липецкой области.

14.12

28

4

Растения - хищники, паразиты. Растения – хищники и паразиты Липецкой области

20.12

29

5

Питание животных

21.12

30

6

Питание животных

27.12

31

7

Группы животных по способу питания

10.01

32

8.

Группы животных по способу питания. Хищники и растительноядные Липецкой области

11.01

33

9.

Дыхание растений. Влияние промышленных предприятий Липецкой области на окружающую среду

17.01

34

10

Дыхание животных

18.01

35

11

Дыхание животных на примере фауны Липецкой области

24.01

36

12.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.

Практическая работа №1 «Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении»

Сокодвижение у деревьев Липецкой области.

25.01

37

13

Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Передвижение орган веществ

31.01

38

14

Особенности переноса веществ в организмах животных. ( У беспозвоночных)

1.02

39.

15

Передвижение веществ у позвоночных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

7.02

40.

16

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Листопадные растения Липецкой области

8.02

41.

17

Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных

14.02

42

18.

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов

15.02

43.

19

Обмен веществ у животных организмов

21.02

44.

20

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений

22.02

45.

21

 Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Виды скелета животных Липецкой области

28.02

46

22

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Двигательные реакции растений.

01.03

47.

23

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных.

Разнообразие способов движения животных Липецкой области.

7.03

48

24.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Раздражимость.

14.03

49.

25

Регуляция процессов жизнедеятельности. Обрезка парковых культур Липецка

15.03

50.

26

Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем

21.03

51.

27

Рефлекс, инстинкт. Инстинкты у животных Липецкой области

22.03

52.

28

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

4.04

53.

29

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры

5.04

54

30

  Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Способы размножения культурных растений Липецкой области.

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

11.04

55.

31

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

12.04

56

32

Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Образование плодов и семян.

18.04

57

33

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Природные условия Липецкой области для развития растений

19.04

58.

34

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа № 5 «Изучение типов развития насекомых»

25.04

59/

35

Обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов»

26.04

60./

1

Организм и среда (11ч)

 Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной, водной, почвенной среде. Главные факторы, влияющие на климат Липецкой области.

3.05

61/

2.

Климатическая характеристика района проживания.

10.05

62/.

3

Виды почв Липецкой области

16.05

63/.

4

Взаимоотношения живых организмов. Растительный мир  сообщества леса, луга и степи   Липецкой  области

17.05

64./

5

Природные сообщества Растительный мир  сообщества леса, луга и степи   Липецкой  области

23.05

65/

6

Природные сообщества Животный мир сообщества леса, луга и степи Липецкой области

24.05

66./

7

Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории района проживания

30.05

67/

8

Памятники природы, национальные парки и заповедники Липецкой области Обобщение по теме

« Организм и среда» Экскурсия «Многообразие животных “

31.05

68/

9

резерв

8.03

69/

10

резерв

2.05

70

11

Резерв

9.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....