Рабочая программа по биологии в 8 классе
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Матыцина Надежда Николаевна

Рабочая программа по биологии в 8 классе, УМК Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_8_klassa.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащевка

Грязинского муниципального  района Липецкой области

Рассмотрено на заседании МО                                                 Утверждаю.

Общественно - естественных дисциплин               директор МБОУ СОШ села Фащевка                                                  

протокол  №  1   от 28.08.2017                                  ______________/Федерякина С.В

руководитель МО___________

Татаринова Е.Б.                                                             Приказ №_____от__________

                                                                 

Рабочая программа

 по учебному предмету

 биология

 для 8 класса

МБОУ СОШ села Фащевка

 на 2017-2018 уч. год

                                                                 

                                                               

                                                                       Учитель, реализующий учебный предмет,

                                                                   Матыцина Надежда Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:

  • освоение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, его отдельных систем в контексте гигиены и санитарии, оказания первой доврачебной медицинской помощи.
    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии человека, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

Задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Нормативные правовые  документы:

Программа составлена на основе:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012года №273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

2.Приказ Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3.Приказ Министерства образования Российской федерации от 09 марта №1312 « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования»

4. Приказ Министерства образования Российской федерации от 31 марта  2014г№253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных)  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,  на 2014-2015 учебный год»

5.Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г № 358 « О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»  

6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 87 от 26.08.2014 г « Об утверждении учебного плана» на 2014-2015 учебный год.

7.Приказ по  МБОУ СОШ с. Фащевка № 88 от 26.08.2014 г « Об утверждении календарного учебного графика» на 2014-2015 учебный год

8.Приказ по  МБОУ СОШ с. Фащевка № 226 от 08.12.2009 г  «О приведение в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин»

 9. Приказа по школе №225 от 08.12.2009года  « О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».

10. Приказ по МБОУ СОШ села Фащевка № 94 от 25.08.2016 г  « Об утверждении локальных актов»

                     

Сведения о программе:

Рабочая программа разработана на основе:

1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий лицеев: Биология 8 класс. Составитель В.С.  Кучменко – М. ДРОФА, 2005г.

2.Авторской программы и  УМК  А. А. ПЛЕШАКОВ, Н.И. СОНИН, с учетом требований ГОС и регионального образовательного стандарта Липецкой области

3.Базисного учебного плана ОУ

Обоснование выбора программы

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 8 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Информация  о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: Данная адаптированная рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с ФК ГОС по биологии, примерной программой основного общего образования по биологии, авторской программой основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н.И. Сонина (5, 6, 7 класс).

 На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

 В 2017г., при проведении итоговой аттестации учащихся IX классов по биологии в форме ОГЭ, как и в предыдущие годы, половину всех заданий составили вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Поэтому, особое внимание при изучении курса биологии 8 класса необходимо уделить следующим вопросам:

- Способы познания человеком собственного организма;
- Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности;
- Кровообращение, иммунитет;
- Обмен веществ (применять анатомо-морфологические знания для объяснения сущности физиологических процессов).

Определение места и роли учебного курса: Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 8 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Формы организации  образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация , программное обучение , зачетный урок, практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум,  групповое  творческое задание.
  •  Индивидуальные формы: работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Интернет и др., практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;  письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;

выполнение практических и лабораторных работ. 

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневая, технология  критического мышления, классно - урочная технология, групповая технология, игровая технология( дидактические игры).

Механизмы формирования компетентности обучения. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными умениями  для учебного предмета «Биология. Живой организм » являются:

- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

-  Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

-  Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

-  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

       Формы контроля:

-тестовый контроль

           - работа с картой

-заполнение таблиц

           -практические работы

           -фронтальная письменная работа

         - индивидуальный устный опрос

Промежуточная аттестация по решению педагогического совета (протокол №1 от 29.08.201 г.) по технологии проводиться путем выведения годовой отметки успеваемости на основе четвертных, полугодовых отметок успеваемости, выставленных в течение соответствующего учебного года.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности

Планируемый уровень подготовки выпускников  на конец учебного года

В результате изучения биологии ученик должен :

             знать/понимать

  • сущность биологических процессов в организме человека: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в учебнике; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Информация об используемом учебнике:

В преподавании курса используется учебно – методический комплект, в который входят:

 1. Учебник - Биология. Многообразие живых организмов. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2008;

2.При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 8 класс.   М.: Дрофа, 2008.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

 Курс предусматривает 11 лабораторных работ  и 2 практические работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70часов, 2 часа в неделю)

Т е м а 1

Место человека в системе органического мира(2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных. Место человека в системе органического мира

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «Место человека в системе органического мира» 

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Тема 2 Происхождение человека (3часа)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1 Темы, которые подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: « Происхождение человека»

Называть:

 - основные этапы  эволюции человека;

Выявлять:

-особенности внешнего вида представителей разных рас

Тема 3

Краткая история развития знаний о строении

и функциях организма человека (2 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека »

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Т е м а 4

Общий обзор строения и функций организма человека (5 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

■ Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов. 

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «Общий обзор строения и функций организма человека »

Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Т е м а 5

Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

■ Лабораторные и практические работы. Определение безусловных рефлексов различных

отделов мозга.

Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.

Обобщение  по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «Координация и регуляция»

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы;

 •железы внутренней секреции;

•железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Т е м а 6

Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Обобщение по теме «Опора и движение

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: « Опора и движение»

Называть:

-особенности строения скелета человека;

-типы соединения костей;

-функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей;

Тема 7

Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета1.

 Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

■ Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови. 

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «Внутренняя среда организма »

Называть признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма;

-составляющие крови (форменные элементы);

-составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Т е м а 8

Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы Изучение строения клеток крови под микроскопом.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Обобщение по теме: «Кровообращение. Дыхание»

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы:

 «Транспорт веществ »

Давать определение понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения;

-органы кровеносной системы;

-систему лимфообращения;

-органы лимфатической системы.

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспортного веществ;

-сущность большого и малого кругов кровообращения;

-сущность биологического процесса – лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов

Тема 9 Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■  Практическая работа Определение частоты дыхания.

Тема 10 Пищеварение (5часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

 Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «  Пищеварение»

Называть питательные вещества и питательные продукты, в которых они находятся; особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Объяснить роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

 Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения

Тема 11

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

Давать определения понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен, водно-солевой обмен

Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека

Тема 12 Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13

Покровы тела (4часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Обобщение по теме «Питание. Обмен веществ».

Требования к знаниям  учащихся по теме : « Покровы тела»

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Тема 14

Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. 

Обобщение

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы: «Высшая нервная деятельность »

 Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

-особенности работа головного мозга;

-биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

-сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха.

Тема. Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)

 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

  • Лабораторные и практические работы

 Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений

 Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Требования к знаниям и умениям  учащихся при изучении темы:

Учащиеся должны знать:

 — приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек. У

чащиеся должны уметь:

 — соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

 — оказывать первую доврачебную помощь.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1.Изучение микроскопического строения тканей

2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.

3.Определение безусловных рефлексов  различных отделов головного мозга.

4.Изучение головного мозга человека (по муляжам).

5.Изучение изменения размера зрачка.

6.Изучение внешнего строения костей.

7.Измерение массы и роста своего организма.

8.Выявление влияния статистической и динамической  работы мышц на утомление.

9.Изучение микроскопического строения крови.

10.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

11.Измерение кровяного давления

12.Воздействие желудочного сока на белки.

13.Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.

14.Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Практические работы

1. Определение  частоты дыхания

2.Определение норм рационального питания.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Эволюция человека

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

2

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

5ч, из них 1ч обобщение

Тема 5. Координация и регуляции

10ч, из них 1ч обобщение

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

Тема 8. Транспорт веществ

4

Тема 9. Дыхание

6

Тема 10. Пищеварение

5

Тема 11.Обмен веществ и энергии

2

Тема 12.Выделение

2

Тема 13. Покровы тела

4ч ,из них 1ч обобщение

Тема 14.Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

Раздел 16. Человек и его здоровье

4

Итого

67+3 часов резерв

Требования к уровню подготовки обучающихся

             Знать:

  • сущность биологических процессов в организме человека: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

 Уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в учебнике; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Литература

Основная литература

 Сонин Н. И. Биология .Человек : Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература

1.   Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

2.   Мамонтов С. Г., Захаров В. В., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3.   Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

4.   Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

5.   Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

6.   Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

7.   Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

1.  Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

2.  Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1988.

3.  Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.

4.  Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

5.   Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

6.   Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

7.   УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

Приложение №2

 Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии  

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

 Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный  материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к  дословному изложению текста учебника.

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;

• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

 Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает  знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;

• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы.

 Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная

работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;

• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.  

При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:  9 – 10 правильных ответов – «5»

                                                7 – 8   правильных ответов – «4»

                                                 5 – 6   правильных ответов – «3»

                                                3 –0  правильных ответов – «2»

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.  

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.  

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

           При оценивании контрольной (письменной) работы  учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы – оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы – оценка «3»

                              0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2»

Литература

Основная литература

 Сонин Н. И. Биология .Человек : Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература

1.   Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

2.   Мамонтов С. Г., Захаров В. В., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3.   Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

4.   Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

5.   Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

6.   Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

7.   Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

1.  Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

2.  Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1988.

3.  Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.

4.  Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

5.   Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

6.   Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

7.   УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

Приложение

 к рабочей программе, утвержденной

приказом № ____от______2017г                

Календарно-тематическое планирование

Биология -8 класс. (Сонин Н.И.) 2ч в неделю

Тема урока

 дата проведения

Обоснование причины изменения даты проведения

Планируемая дата проведения

Дата

фактического проведения

1.

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира.

1.09

1.09

2.

Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

4.09

4.09

3.

Тема 2. Эволюция человека(2ч)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека.

8.09

7.09

4.

Расы человека, их происхождение и единство.

11.09

11.09

5.

Тема 3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(2ч)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена.

15.09

15.09

6.

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

18.09

18.09

7

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5ч)

Клеточное строение организма

22.09

8.

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

25.09

9

Органы человеческого организма. Системы органов. Лабораторная работа № 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

29.09

10.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

2.10

11.

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»

6.10

12.

Тема 5. Координация и регуляции (10ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах.

9.10

13.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы

13.10

14.

Строение и функции спинного мозга. Лабораторная работа  №3. «Определение безусловных рефлексов»

16.10

15.

Строение и функции головного мозга

Лабораторная работа №4 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

20.10

16.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

23.10

17.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменения размера зрачка»

27.10

18.

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

10.11

19.

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

13.11

20.

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

17.11

21.

Обобщение  по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

20.11

22.

Тема 6. Опора и движение (8ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.

24.11

23.

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

27.11

24.

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей.

 Лабораторная работа №6  «Изучение внешнего строения костей»

1.12

25.

Типы соединения костей

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Лабораторная работа №7 «Измерение массы и роста своего организма»

4.12

26.

Мышечная система. Строение и развитие мышц

8.12

27.

Основные группы мышц, их функции.

11.12

28.

Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа № 8 «Выявление влияния статистической и динамической работы мышц на утомление»

15.12

29

Обобщение по теме «Опора и движение

18.12

30.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма

22.12

31.

Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Лабораторная работа № 9 «Изучение микроскопического строения крови»

25.12

32.

Свертывание крови. Группы крови

12.01

33.

Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета

15.01

34.

Тема 8. Транспорт веществ(4ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения.

19.01

35.

Работа сердца

Лабораторная работа №10«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

22.01

36.

Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.

Лабораторная работа №11 «Измерение кровяного давления»

26.01

37.

Движение крови и лимфы. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

29.01

38.

Тема 9. Дыхание (6ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания.

2.02

39.

Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови

5.02

40.

Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Регуляция дыхания

9.02

41.

 Практическая работа №1 «Определение частоты дыхания»

12.02

42.

Обобщение по теме: «Кровообращение. Дыхание»

16.02

43.

Тема10. Пищеварение (5ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах

19.02

44.

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения

26.02

45.

Этапы процессов пищеварения.

Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал»

2.03

46.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.

5.03

47.

Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Практическая работа №2

«Определение норм рационального питания»

12.03

48.

Тема 11.Обмен веществ и энергии (2ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

16.03

49.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

19.03

50.

Тема 12.Выделение (2ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

23.03

51.

Почки, их строение и функции. Образование мочи.

2.04

52.

Тема 13. Покровы тела (4ч)

Строение и функции кожи.

6.04

53.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

9.04

54.

Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение

13.04

55.

Обобщение по теме «Питание. Обмен веществ».

16.04

56.

Тема 14.Размножение и развитие (3ч)

Система органов размножения; строение и гигиена.

20.04

57.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация

23.04

58

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи

27.04

59.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения.

30.04

60.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека

4.05

61.

Типы нервной системы

7.05

62.

Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции

11.05

63.

Торможение. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Особенности психики человека. 

14.05

64.

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторная работа № 13 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений»

18.05

65.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

21.05

66

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа № 14 « Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды»

25.05

67

Обобщение

28.05

68

69

70

резерва

резерв

23.02

9.03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....