рабочая программа экологического кружка "Экология.Творчесво.дети"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Платонова Анна Владимировна

рабочая программа экологического кружка "Экология.Творчесво.дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._ekol._kruzhkaminaeva.docx234.42 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа экологического кружка «Экология. Творчество. Дети» составлена на основе авторской программы «Экология. Природа и мы» Масловой Ю.В.

Программа кружка рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 7,8  классов.

Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные ранее на уроках биологии, включает новые знания, не содержащиеся в базовой программе, что вызывает познавательный интерес, и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Освоение разделов программы предполагает сочетание теории, практики и обсуждение результатов. Предлагаемая программа ориентирована на проведение занятий в рамках кружка «Экология. Творчество. Дети». В программу включены научные знания, связь с другими предметами, выход за рамки традиционных учебных предметов.

Посещение кружка «Экология. Творчество. Дети» поможет сформировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

В ходе проведения кружка необходимо создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к биологии, умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения: описывать результаты наблюдений; делать выводы; обсуждать результаты, участвовать в дискуссии; учатся слушать других, внося свои комментарии, развивать свои ораторские качества.

Цель:  создание дополнительной воспитательной и образовательной среды для повышения уровня экологической культуры и грамотности учащихся через практическую, исследовательскую и проектную деятельность с учетом требований современной реальности, а также местного опыта традиционного не нарушающего природопользования.

Задачи:

  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
  2. Воспитание  бережного отношения к природе.
  3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
  4. Расширение и конкретизация знаний по биологии растений и животных.
  5. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

Содержание курса

Введение (1час) Организация работы объединения, ознакомление с целью и задачами, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей.

Раздел 1. Экологическая Азбука(4часа )

        Экология как наука. Основные понятия. Экологические факторы. Среда обитания. Природные сообщества. Экосистемы. Воздействие человека на окружающую среду. Экологические проблемы. Охрана природы. Охраняемые виды растений и животных. Охраняемые территории и объекты природы. Основные закономерности экологии.

Семинар «Природа и мы»

Раздел 2. Практическая природоохранная деятельность(1час)

Осенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы. Посадка деревьев и кустарников. Заготовка корма для зимующих птиц. Сбор семян репейника, ягод рябины и т.п.

Раздел 3. Экология населенного пункта (3часа)

     Локальные экологические проблемы. Проблемы утилизации ТБО. Экосистемы в селе. Животные и растения, обитающие рядом с человеком. Птицы культурных ландшафтов. Вредители. Сорняки. Зимующие птицы.

Раздел 4. Экология жилища.( 1час)

     Дом – опасный и безопасный. Факторы. Влияющие на экологичность жилища. Комнатные растения.

Игра: «Мой дом – моя крепость»

Раздел 5. Экологические исследования(5часов)

   Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила  и формы защиты работы. Требования к выступлению. Методики экологических исследований. Биоиндикация.  

Примерные темы для исследований: Анализ воды. Определение степени загрязненности воды в природном водоеме(методом биотестирования, органолептическим методом). Изучение чистоты воздуха  по загрязненности снежного покрова(определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения). Анализ почвы, ее характеристика. Изучение видового состава растений и животных нашей местности. Методы измерения обилия организмов(метод пробных площадок, подсчет индексов плотности для растений, визуальный учет птиц, учет беспозвоночных). Комплексная характеристика экосистемы(луга, рощи, пруда), агроэкосистемы. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя(определение названия близлежащих растительных сообществ, определение доминант, эдификаторов, господствующих и сопутствующих видов). Составление фенологического спектра растения. Фенологические наблюдения. Феносигналы. Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных. Лекарственные растения. Особенности местного этноботанического и этнозоологического знания.

Раздел 6. Практическая природоохранная деятельность(1ч.)

Зимний блок.Помощь зимующим птицам.

Раздел 7. Экологические проекты(5часов)

Структура  и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом.  Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения.  Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов.

Примерные темы проектов: «Локальные экологические проблемы» «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Проект оформления цветника», «Будь красивым село родное!», «Поможем зимующим птицам!»,  «Первоцветы. Знать, чтобы беречь»

Раздел 8. Традиции ненарушающего природопользования. Этноэкологическиеисследования(5 часов)

Этноэкология. Традиционное знание о природе, его носители. Особенности местных традиций взаимоотношения человека с миром природы. Элементы этнофенологии. Традиционное водопользование. Традиционное лесопользование. Традиционное землепользование. Особенности традиционного знания о животных и растениях, использование сведений по этноботанике и этнозоологии для сохранения природы. Почитание природных объектов.  Почитаемые водные объекты нашей местности. Традиции ненарушающего природопользования.

Практические работы. Сбор местного материала о традициях бережного отношения к  животным и растениям. Бережное отношение к водным объектам – элемент местной традиционной культуры. Поиск информации об этноэкологической регламентации использования природных ресурсов.

Раздел 9. Практическая природоохранная деятельность(1ч.)

Весенний блок.  Озеленение территории школы.

Раздел 10. Экологический практикум (3часа)

Практические работы. Мониторинг состояния местных экосистем на предмет загрязнения бытовым мусором. Изучение биологического разнообразия, изменения видового состава растений и животных луга( сосновых посадок,  рощи) вблизи полевой дороги. Степень антропогенного воздействия  на экосистемы оврага и луга вблизи Спиринского родника, последствия.

Раздел 11. Пропаганда природоохранных идей (1час)

  Формы пропаганды природоохранных идей: экологические плакаты, листовки, выступления агитбригад. Защита природоохранных проектов. Презентация экологических плакатов, газет.

Агитбригада: «В защиту природы»

Раздел 12. Заключение.

Составление плана работы на следующий год.

Планируемые результаты:

- повышение уровня экологической культуры  и грамотности учащихся;

- уч-ся будут бережнее относиться к природе и к жизни;

-уч-ся приобретут навыки исследовательской и проектной деятельности;

- на примере местной природы будет сильнее развиваться любовь к малой родине.

В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.


Календарно-тематическое планирование.

Дата план.

Дата факт.

Тема занятия

1

Введение. Цели и задачи на учебный год. Знакомство с планом работы.

2

Экология как наука. Экологические факторы. Среда обитания.

3

Природные сообщества. Экосистемы.

4

Семинар: «Человек и природа». Экологические проблемы. Охрана природы.

5

Основные экологические законы и правила.

6

Посадка деревьев и кустарников. Заготовка корма для зимующих птиц. Сбор семян.

7

Локальные экологические проблемы. Проблемы утилизации ТБО.

8

Экосистемы в городе. Животные и растения, обитающие рядом с человеком. Птицы культурных ландшафтов. Вредители. Сорняки.

9

Зимующие птицы.

10

Дом – опасный и безопасный. Игра: «Мой дом – моя крепость»

11

Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы.

12

Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению.

13

Методики экологических исследований. Биоиндикация.

14

Исследования (практическая часть). Анализ воды. (Варианты: Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова(определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения). Анализ почвы, ее характеристика.)

15

Изучение видового состава растений и животных нашей местности. (Варианты: Методы измерения обилия организмов(метод пробных площадок, подсчет индексов плотности для растений, визуальный учет птиц, учет беспозвоночных). Комплексная характеристика экосистемы(луга, рощи, пруда), агроэкосистемы. Изучение видовогоразнообразия сообществ.Составление формулы древостоя(определение названия близлежащих растительных сообществ, определение доминант, эдификаторов, господствующих и сопутствующих видов). Составление фенологического спектра растения. Фенологические наблюдения. Феносигналы. Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных. Лекарственные растения. Особенности местного этноботанического и этнозоологического знания.)

16

Зимний блок Помощь зимующим птицам.

17

Структура и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом. Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения.

18

Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов.

19

Проектная деятельность. Примерные темы проектов: «Локальные экологические проблемы» «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Проект оформления цветника», «Будь красивым село родное!», «Поможем зимующим птицам!», «Первоцветы. Знать, чтобы беречь»

20

Работа над экологическими проектами. Оформление проектов. Подготовка выступлений.

21

Презентация и защита проектов.

22

Этноэкология. Традиционное знание о природе, его носители. Особенности местных традиций взаимоотношения человека с миром природы. Элементы этнофенологии. Почитание природных объектов. Почитаемые водные объекты нашей местности. Традиции не нарушающего природопользования.

23

Традиции водопользования, лесопользования, землепользования.

24

Особенности традиционного знания о животных и растениях, использование сведений по этноботанике и этнозоологии для сохранения природы. Охота.

25-26

Практические работы. Сбор местного материала о традициях бережного отношения к животным и растениям. Бережное отношение к водным объектам – элемент местной традиционной культуры. Поиск информации об этноэкологической регламентации использования природных ресурсов.

27

Весенний блок.  Озеленение территории школы.

28

Практическая работа. Мониторинг состояния местных экосистем на предмет загрязнения бытовым мусором.

29

Практическая работа. Изучение биологического разнообразия, изменения видового состава растений и животных луга( сосновых посадок, рощи) вблизи дороги.

30

Практическая работа. Степень антропогенного воздействия на экосистемы оврага и луга вблизи  родника, последствия.

31

Агитбригада: «В защиту природы» (экологические плакаты, листовки)

32

Составление плана работы на следующий год.

33-34

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...