Использование динамических и релаксационных пауз в учебной деятельности
статья по биологии на тему

Зуева Наталия Викторовна

Совместимы ли понятия «учебное учреждение» и «здоровье»? Мне, как учителю биологии, понятен ответ: «Да!» При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению динамических и релаксационных пауз, как средствам предупреждения развития утомления и снижения работоспособности.

ФГОС не вносит никаких новых требований к здоровьесбережению на уроке. Опираясь на предложенный материал, можно разработать задания, количество которых, наверное, может ограничиваться только фантазией учителя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование динамических и релаксационных пауз

в учебной деятельности

ЗУЕВА Н.В.,

учитель  биологии  МБОУ  «Школа №40»  

Здоровье — это вопрос номер один.

 Если у вас слабое здоровье,

что толку говорить о хорошей работе,

хорошей защите прав,

хорошем образовании! 

(автор: Сара Макклендон)

Совместимы ли понятия «учебное учреждение» и «здоровье»? Мне, как учителю биологии, понятен ответ: «Да!» При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению динамических и релаксационных пауз, как средствам предупреждения развития утомления и снижения работоспособности. 

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.

Одним из видов динамических пауз являются физкультминутки. Это небольшой комплекс упражнений, проводимый в игровой форме для снятия усталости, мышечного напряжения, расслабления. Физкультминутки восстанавливают работоспособность учащихся и улучшают настроение. Эта минута является динамической паузой, когда учащиеся могут поменять положение тела, подвигаться, получить заряд бодрости, что благотворно сказывается на развитии и функционировании некоторых органов и систем организма. Предлагаемые упражнения не должны быть сложными, чтобы учащиеся с лёгкостью и удовольствием справлялись с предложенными заданиями и упражнениями.

Формы проведения физкультминуток: подвижная игра, игра-подражание, мимические упражнения, гимнастика для глаз, гимнастика для отдельных частей тел. Физкультминутки, как правило, сопровождаются короткими стихами, небольшими тематическими рассказами, легкой музыкой, призывающими к выполнению движений или релаксации. Тематические физкультминутки на уроках биологии повышают интерес к изучаемой теме.

Другим видом проведения динамических пауз могут быть прогулки и игры на свежем воздухе во время больших перемен. На территории школы расположен мини-парк, есть детская игровая площадка и место для спортивных игр, стадион. Такая динамическая пауза направлена на восприятие ритмов окружающей жизни (осенью – листопад, прилет грачей на зимовку, цветение некоторых растений, развешивание кормушек, весной – распускание листьев, цветение, гнездование птиц), развития навыков общения и взаимодействия между учащимися, сплачивания ученического коллектива.

Требования к организации и проведению динамической паузы:

  • физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 15-20 минута урока в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала;
  • на перемене между двумя уроками целесообразнее проводить динамическую паузу с использованием предметов (мячи, скакалки);
  • упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении;
  • комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме;
  • в физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц;
  • продолжительность выполнения физкультминутки 2 – 3 минуты, прогулки 10 – 12 минут;
  • во время проведения динамической паузы учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Мой опыт показывает, если динамическая пауза максимально приближена к теме урока, то учащиеся лучше усваивают учебный материал.

Релаксационная пауза – это пауза, во время которой  можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Умение отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путём сочетания физического и умственного расслабления даёт учащимся небольшой отдых, создаёт хорошее настроение. Релаксационные упражнения можно использовать дома (перед сном) и в учебном учреждении перед ответственным мероприятием или в момент, когда появляются отрицательные эмоции (страх, гнев, обида). Выполнение  таких упражнений помогает беспокойным учащимся стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, заторможенным и скованным – стать увереннее.

В заключении хочу рассказать об эпизоде, который произошел на мероприятии «Береги природу» в октябре 2017 года, на осенних каникулах. В середине выступления участников по техническим причинам произошла задержка в трансляции презентации и образовалась пауза. Учащиеся 9-а класса, участники мероприятия, не растерялись, вышли перед аудиторией и предложили ребятам мини-игру из комплекса упражнений, сопровождаемых шуточным стихотворением. Так непредвиденная ошибка превратилась в динамическую паузу. Ребята были в восторге и попросили повторить игру ещё раз.

ФГОС не вносит никаких новых требований к здоровьесбережению на уроке.

Опираясь на предложенный материал, можно разработать задания, количество которых, наверное, может ограничиваться только фантазией учителя (Приложение I, II).

Приложение 1

Динамические паузы

Улыбка (5,6,7 класс)

А теперь все дружно встали,

Руки дружно вверх подняли,

Руки в стороны, вперёд,

А теперь наоборот.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и опять

Будем тему изучать

(дело продолжать, всем таблицу заполнять).

Непоседа (5 класс)

Непоседа потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Руки вытянул, согнул

 И тихонько сел на стул.

Птенец (5, 7 класс)

Птица крыльями взмахнула (взмах руками)

Раз – головку повернула (поворот головы влево-вправо),

Два – нагнулась за пшеном (наклон вперед до пола),

Три – вернулась птичка в дом (руки над головой как крыша)

В доме ждал её птенец,

Голосистый удалец,

Пи-пи-пи (произносят хором)

Отгадай, чей голосок (5, 7 класс)

Возвращались три туриста

По тропинке не спеша (ходьба на месте).

Солнце в небе ярко светит (поднять руки вверх),

И погода хороша (круговые движения руками),

За пригорком в чаще леса,

Что ни низок, ни высок (присесть, встать)

Услыхали три туриста

Незнакомый голосок (руки приставить к ушам)

Кто кричал в лесу, узнаешь,

Если голос угадаешь (кто-то издаёт звук, остальные отгадывают)

Клёны (5, 6 класс)

Под окошком возле сада

Клёны выстроились в ряд (встают).

Ветер клёнами играет (машут руками),

Клёны листьями шуршат (круговые движения руками).

Ветер не кончается,

Клёны наклоняются (наклоны вперед)

Бабочка (7 класс)

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) 

Приложение II

Релаксационные паузы

Насекомые (7 класс)

Закройте все глаза, отдохните и прислушайтесь к звукам, которые вас сейчас будут окружать.

Постарайтесь угадать насекомых по их звукам.

№1 – комар,  №2 – кузнечик,  №3 – муха,  №4 – пчёлы,  №5 – сверчок

Млекопитающие (7 класс)

Закройте все глаза, отдохните и прислушайтесь к звукам, которые вас сейчас будут окружать.

Постарайтесь угадать млекопитающих по их звукам.

№1 – осел,  №2 – лев,  №3 – волк,  №4 – мышь,  №5 – медведь

«Улыбка фараона»

В случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны. 

Результаты этого упражнения:  Физиологический: улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.
                                                           
Психологический: возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате — повышение устойчивости к источнику стресса.

Дыхательное упражнение

• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды.
• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
• Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содоклад по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности

         Моя тема самообразования последние два года: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности».Цель: обеспечи...

Использование принципа создания успеха в учебной деятельности

Сегодня признается очевидным, что современная школа должна выполнять социальный заказ общества на формирование личности: интеллектуальной, высококультурной, приносящей пользу себе, своей семье, Отечес...

Мастер-класс по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках специальных предметов по профессии «Повар, кондитер»»

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предм...

Динамические и релаксационные паузы на уроках математики

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В  последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малопод...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Использование динамических и релаксационных пауз в учебной деятельности учителя биологии

При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению динамических и релаксационных пауз, как средствам предупреждения развития утомления и снижен...

Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: "Использование приемов дифференциации и индивидуализации учебной деятельности учащихся"

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...