Презентация к уроку: "Доказательства эволюции"
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

Авезова Ольга Георгиевна

Этот материал можно использовать на уроках биологии в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokazatelstva_evolyutsii.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доказательства эволюции

Слайд 2

Доказательства эволюции Эволюционный процесс изучается различными методами. Каждый из методов представляет свои доказательства.

Слайд 5

Ископаемые переходные формы Ископаемые переходные формы – формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Находки и описание таких форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп

Слайд 6

Ихтиостега Ихтиостега – ископаемая форма, которая позволяет связать рыб с наземными позвоночными.

Слайд 7

Археоптерикс (первоптица) Археоптерикс – переходная форма от рептилий к птицам юрского периода. Признаки рептилий: длинный хвост с несросшимися позвонками брюшные ребра развитые зубы Признаки птиц: тело покрыто перьями передние конечности превращены в крылья

Слайд 8

Палеонтологические ряды Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза

Слайд 9

Владимир Онуфриевич Ковалевский (1842-1883) - известный русский зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классической реконструкции филогенетического ряда лошадей .

Слайд 10

Наличие многих последовательно сменяющих друг друга форм позволило построить филогенетический ряд от эогиппуса до современной лошади Эволюционное древо семейства лошадиных: 1 – Эогиппус; 2 – Миогиппус; 3 – Меригиппус; 4 – Плиогиппус; 5 – Эквус (современная лошадь)

Слайд 12

Сравнение флоры и фауны Различия или сходства состава флоры и фауны могут быть связаны со временем геологического разделения материков.

Слайд 13

Сравнение флоры и фауны Австралия на протяжении более 120 млн. лет не соединялась с другими материками. В этот период происходило формирование особой фауны, развивались сумчатые и клоачные млекопитающие.

Слайд 14

коала опоссум кускус пятнистый ехидна утконос сумчатый дьявол сумчатый волк кенгуру

Слайд 15

Игуана Следы геологического единства Южной Америки, Африки, острова Мадагаскар сохраняются в современной фауне. Например, ящерицы-игуаны Мадагаскара и Южной Америки.

Слайд 16

Реликты Реликтовые формы – это ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох. Реликтовые формы свидетельствуют о флоре и фауне далекого прошлого Земли.

Слайд 17

Гаттерия Гаттерия – рептилия, обитающая в Новой Зеландии. Этот вид является единственным ныне живущим представителем подкласса Первоящеров в классе Рептилий.

Слайд 18

Латимерия Латимерия (целокант) – кистеперая рыба, обитающая в глубоководных участках у берегов Восточной Африки. Единственный представитель отряда Кистеперых рыб, наиболее близкий к наземным позвоночным.

Слайд 19

Гинкго двулопастный Гинкго двулопастный – реликтовое растение. В настоящее время распространено в Китае и Японии только как декоративное растение. Облик гинкго позволяет представить древесные формы, вымершие в юрском периоде.

Слайд 21

Гомология органов Гомологичные органы – это органы, имеющие сходный план строения, выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из сходных зачатков.

Слайд 22

Гомология органов Различные по внешнему виду и функциям конечности млекопитающих имеют сходный план строения и формирования: кости плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев.

Слайд 23

Гомология органов Гомология слуховых косточек позвоночных 1 – череп костной рыбы; 2 – череп пресмыкающегося; 3 – череп млекопитающего. Красным цветом обозначена наковальня, синим –молоточек, зеленым – стремечко Изучение анатомии черепа в ряду высших и низших позвоночных позволило установить гомологию костей черепа у рыб и слуховых косточек у млекопитающих.

Слайд 24

Рудименты Рудиментарные органы – это органы, утратившие в филогенезе свое значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований

Слайд 25

Рудименты у питона и кита Рудиментарные косточки у китообразных на месте тазового пояса указывают на происхождение китов и дельфинов от типичных четвероногих Рудиментарные задние конечности питона свидетельствуют о его происхождении от организмов с развитыми конечностями.

Слайд 26

Рудиментарные органы у человека

Слайд 27

Атавизмы Атавистический орган – это орган (или структура), показывающий «возврат к предкам», в норме не встречающийся у современных форм.

Слайд 28

Атавизмы у человека

Слайд 29

Отличия рудиментов от атавизмов Рудименты встречаются у всех особей популяции, атавизмы – у отдельных индивидов; Рудимент всегда имеет определенную функцию, атавизм не имеет специальных функций, важных для вида.

Слайд 31

Закон зародышевого сходства В XIX веке выдающийся натуралист К.Бэр сформулировал этот закон: чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами.

Слайд 32

Закон зародышевого сходства

Слайд 33

Принцип рекапитуляции В процессе онтогенеза повторяются (рекапитулируют) многие черты строения предковых форм: на ранних стадиях – более отдаленных предков, на поздних стадиях – близких предков.

Слайд 34

Обобщенные данные позволили немецким ученым Ф.Мюллеру и Э.Геккелю сформулировать биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое повторение филогенеза (исторического развития вида). Э.Геккель

Слайд 35

Биогенетический закон был развит и уточнен российским ученым А.Н.Северцовым, показавшим, что в онтогенезе повторяются стадии не взрослых предков, а их эмбриональных стадий; филогенез – это исторический ряд выбранных в ходе естественного отбора онтогенезов. А.Н.Северцов

Слайд 36

Принцип рекапитуляции У всех позвоночных на определенной стадии развития существует хорда. У многих насекомых личиночная стадия (гусеница – личинка) напоминает червей.

Слайд 37

Генетические доказательства Эти доказательства позволяют уточнить филогенетичекую близость разных групп животных и растений. Используются цитогенетические методы, методы ДНК, гибридизации. Пример. Изучение повторных инверсий в хромосомах разных популяций у одного или близких видов позволяет установить возникновение этих инверсий и восстановить филогенез таких групп.

Слайд 38

Биохимические и молекулярно-биологические доказательства Изучение строения нуклеиновых кислот и белков. Процесс эволюции на молекулярном уровне связан с изменением состава нуклеотидов в ДНК и РНК, а также аминокислот в белках. «Молекулярные часы эволюции» - понятие, введенное американскими исследователями Э.Цукер-Кандлем и Л.Поллингом. Изучая закономерности эволюции белков, исследователи пришли к выводу, что для каждого конкретного типа белков скорость эволюции своя, и она постоянна. (Говоря об эволюции белка, мы подразумеваем соответствующий ген).

Слайд 39

Медленно изменяются, то есть являются консервативными уникальные гены, кодирующие жизненно важные белки (глобин, цитохром – дыхательный фермент и др.). Некоторые белки вируса гриппа эволюционируют в сотни раз быстрее, чем гемоглобин или цитохром. Благодаря этому к вирусу гриппа не формируется прочный иммунитет. Сравнение аминокислотной последовательности в белках рибосом, последовательности нуклеотидов рибосомных РНК у разных организмов подтверждает классификацию основных групп организмов.

Слайд 40

Паразитологический метод В некоторых случаях эффективным оказывается использование паразитологического метода изучения эволюции. Многочисленными исследованиями доказано, что эволюция паразитов и хозяев происходит сопряженно. В некоторых группах паразиты оказываются специфическими для видов, родов или семейств. Поэтому по присутствию определенных паразитов можно с большой точностью судить о филогенетических связях видов-хозяев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Доказательство тождеств"

Урок алгебры в 7 классе «Доказательство тождеств». Урок – изучение нового материала. Урок посвящен обучению доказательства тождеств, рассмотрены способы доказательства тождеств. На уроке использ...

Технологическая карта урока "Доказательство тождеств"

Урок разработан на основе УМК Алгебра: учебник для 7 класса/Ю.Н. Макарычев,Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков и др. под ред. С.А. Теляковского....

Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"

Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой...

Открытый урок "Доказательства эволюции"

Яркие доказательства эволюционного процесса, предоставленные данными эволюционной морфологии, анатомии, эмбриологии, палеонтологии и других биологических наук...

Урок "Доказательство и применение теоремы Виета"

Цели урока:·        изучить теорему Виета;·        формировать умение  ее применять;·...

Урок "Доказательства эволюции" 9 класс

Цель: Рассмотреть основные доказательства эволюции животного мира и подтверждают ли они непрерывное развитие природы.Задачи:Обучающая:познакомить учащихся с основными группами доказательств эволюции в...